Меню

Оглавление:

Военный Комиссариат Города Белая Калитва, Белокалитвинского и Тацинского Районов Ростовской области

информация актуальна на 16.09.2018 на карточке организации
с учетом всех используемых
источников данных.»>

разделы

  • Анкета
  • Ликвидация
  • Реквизиты
  • Арбитраж
  • Связи
  • ОКВЭД
  • Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ»>

Ликвидация

Организация ликвидирована 6 мая 2010 г.

Способ прекращения: Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения

Сведения о регистрации в ФНС

Внебюджетные фонды

Арбитражные процессы

На 16.09.2018 имеются сведения об участии организации в 1 арбитражном процессе в качестве ответчика. Общая сумма исковых требований к организации составляет 71 191,32 .

Доступны сведения о 1 завершенном арбитражном процессе Военный Комиссариат Города Белая Калитва, Белокалитвинского и Тацинского Районов Ростовской области в качестве ответчика.

Виды деятельности ОКВЭД

Основной вид деятельности

Компания на карте

Военный Комиссариат Города Белая Калитва, Белокалитвинского и Тацинского Районов Ростовской области – краткая справка

Военный Комиссариат Города Белая Калитва, Белокалитвинского и Тацинского Районов Ростовской области действует с 19 августа 1994 г., ОГРН присвоен 14 ноября 2002 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 26 по Ростовской области. Руководитель организации: военный комисар Герасимов Александр Николаевич. Юридический адрес Военный Комиссариат Города Белая Калитва, Белокалитвинского и Тацинского Районов Ростовской области — 347040, Ростовская область, Белокалитвинский район, город Белая Калитва, улица К.Маркса, 21. Основным видом деятельности является «Деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности». Организации ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ГОРОДА БЕЛАЯ КАЛИТВА, БЕЛОКАЛИТВИНСКОГО И ТАЦИНСКОГО РАЙОНОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ присвоены ИНН 6142009049, ОГРН 1026101885952.

Организация ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ГОРОДА БЕЛАЯ КАЛИТВА, БЕЛОКАЛИТВИНСКОГО И ТАЦИНСКОГО РАЙОНОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ликвидирована 6 мая 2010 г. Причина: Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения.

Телефон, адрес электронной почты, адрес официального сайта и другие контактные данные Военный Комиссариат Города Белая Калитва, Белокалитвинского и Тацинского Районов Ростовской области отсутствуют в ЕГРЮЛ и могут быть добавлены представителем организации.

Главная военная прокуратура

Официальные сайты

Окружные военные прокуратуры

Контактная информация

Телефон оперативного дежурного:

В Ростовской области осужден бывший врач военного комиссариата

На основе доказательств, представленных государственным обвинителем – представителем военной прокуратуры Новочеркасского гарнизона, Белокалитвинский городской суд Ростовской области вынес приговор в отношении бывшего врача-терапевта отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) отдела военного комиссариата Ростовской области по г. Белая Калитва гражданина В.

В. признан виновным в совершении ряда преступлений, связанных, в том числе, с получением взяток с октября 2010 г. по ноябрь 2013 г. в размере от 35 до 200 тыс. рублей от родителей призывников за внесение в учетные карты ложных сведений о наличии у них несуществующих заболеваний, дающих право на освобождение от призыва на военную службу.

В соответствии с позицией государственного обвинителя В. назначено наказание по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 и п. в ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки в значительном размере, а также получение взятки лицом, занимающим государственную должность в крупном размере), ч. 2 ст. 292 УК РФ (служебный подлог) и ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в крупном размере), в виде 5 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима со штрафом в размере 14 млн рублей и лишением права занимать должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных полномочий на государственной службе, на 3 года.

Источник: Военная прокуратура Южного военного округа

© 2010 — 2018.
Главная военная прокуратура
Все права защищены

Вы используете устаревшую и небезопасную версию браузера, которая несовместима с этим сайтом.
Для дальнейшей нормальной работы Вам необходимо обновить Ваш браузер или установить другие браузеры, совместимые с этим сайтом:
Firefox, Opera, Safari Chrome.

Военкоматы, комиссариаты в Зернограде

Расстояние от центра: 64.6 км.

  • +1
    • ✉ Адрес
      Ростов-на-Дону, Коммунистический просп., 15
    • ☎ Телефон
      • +7 (863) 222-78-49
    • ⌚ Часы работы
      пн-пт 08:30-17:30, перерыв 13:00-14:00

    Расстояние от центра: 62.2 км.

  • 0
    • ✉ Адрес
      Ростов-на-Дону, ул. Греческого города Волос, 9
    • ☎ Телефон
      • +7 (863) 232-14-52
      • +7 (863) 234-54-99
      • +7 (863) 282-71-71
      • +7 (863) 240-95-56
    • ⌚ Часы работы
      пн-пт 08:30-17:30, перерыв 13:00-14:00

    Расстояние от центра: 61.1 км.

  • 0
    • ✉ Адрес
      Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 39
    • ☎ Телефон
      • +7 (863) 263-57-77
    • ⌚ Часы работы
      пн-пт 08:00-17:00

    Расстояние от центра: 101.9 км.

  • 0
    • ✉ Адрес
      Ростовская обл., Сальский р-н, Сальск г., ул. Кузнечная, 138
    • ☎ Телефон
      • +7 (86372) 3-30-33

    Расстояние от центра: 57.2 км.

  • 0
    • ✉ Адрес
      Ростовская обл., Аксайский р-н, Аксай, ул. Гагарина, 27
    • ☎ Телефон
      • +7 (86350) 5-56-42
    • ⌚ Часы работы
      пн-пт 08:30-17:30, перерыв 13:00-14:00

    Расстояние от центра: 112.2 км.

  • 0
    • ✉ Адрес
      Ростовская обл., Таганрог г., ул. Александровская, 37
    • ☎ Телефон
      • +7 (8634) 61-11-14
      • +7 (8634) 61-23-72
      • +7 (8634) 61-24-92
      • +7 (8634) 61-23-63
    • ⌚ Часы работы
      пн-пт 08:30-17:30, перерыв 13:00-14:00

    Расстояние от центра: 63 км.

  • 0
    • ✉ Адрес
      Ростов-на-Дону, ленина, 113/5
    • ☎ Телефон
      • +7 (863) 245-00-53
    • ⌚ Часы работы
      пн,ср,пт 08:30-16:00, перерыв 13:00-14:00

    Расстояние от центра: 61.4 км.

  • 0
    • ✉ Адрес
      Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 81
    • ☎ Телефон
      • +7 (863) 240-70-80
      • +7 (863) 240-43-28
    • ⌚ Часы работы
      пн-пт 08:30-17:30, перерыв 13:00-14:00

    Расстояние от центра: 61.1 км.

  • 0
    • ✉ Адрес
      Ростов-на-Дону, ул. Пановой, 32
    • ☎ Телефон
      • +7 (863) 252-40-72
    • ⌚ Часы работы
      пн,вт,пт 08:30-17:00

    Расстояние от центра: 110.6 км.

  • 0
    • ✉ Адрес
      Ростовская обл., Таганрог г., ул. Портовая, 1а
    • ☎ Телефон
      • +7 (8634) 39-36-25
    • ⌚ Часы работы
      ежедневно, круглосуточно

    Военкоматы являются местными органами военного управления. Обычно они располагаются в одном здании, где организуется призыв на воинскую службу с медицинским осмотром и работой призывной комиссии. В настоящее время военкоматы бывают республиканскими, краевыми, областными, районными и городскими. Последние два типа часто объединяются в один военкомат.

    Все комиссариаты в Зернограде подчиняются Министерству обороны Российской Федерации через командование военными округами. Служебная деятельность военкомата находится под контролем военного комиссара. Нужно подчеркнуть, что военный комиссариаты не имеют филиалов и представительств.

    В структуре каждого военкомата нужно различать командование, основные подразделения, центры социального обеспечения. Каждое отделение военкомата имеет собственную печать, где указывается номер отдела. Отделы военкоматов могут быть учреждены в муниципальном образовании, которым присвоен статус городского округа или внутригородской территории. Вся деятельность военкоматов в Зернограде регулируется положениями, которые утверждены военными комиссарами.
    Главными целями военкоматов является :

    • проведение подготовительных и организационных работ по мобилизации призывников
    • осуществление учета людских и хозяйственных ресурсов
    • плановые подготовительные мероприятия среди молодежи для будущей военной службы
    • организационные мероприятия по призыву граждан на воинскую службы и на плановые учебные сборы
    • осуществление приема граждан на службу в армии по контракту
    • проведение иных мероприятий оборонительного характера.

    Вакансии в Белой Калитве

    Заместитель директора магазина (поселок Синегорский)

    Обязанности: Организация работы магазина Организация и контроль работы сотрудников Выполнение плана по товарообороту, минимизация потерь и соблюдение…

    Комлектовщики/цы (Производство мороженого)

    — Упаковка, комплектовка готовой продукции, На производство мороженого требуются упаковщики/цы. — Работа вахтовым методом в Московской области. — Оформление в г.…

    Нужны деньги? Работа для вас

    Для удаленной работы со свободным графиком нужны люди, умеющие управлять своим временем и с твердой жизненной позицией. Работа ведется через интернет.Стремление к лидерству…

    Желание работать, опыт работы на станках, умение работать с ручным электроинструментом, водительское удостоверение.

    Менеджер-консультант в интернет магазин.

    Обязанности:Размещение объявлений на сайтах по готовым шаблонам. Работа с входящей и исходящей почтой. Консультирование клиентов, помощь им в регистрации в…

    Менеджер интернет-магазина

    Срочно Требуется сотрудник для работы на дому. Работа идеально подойдёт для мам в декрете, домохозяек, студентов, и всех активных, целеустремленных людей, желающих…

    Ищите подработку? Предложение для вас

    Для удаленной работы со свободным графиком нужны люди, умеющие управлять своим временем и с твердой жизненной позицией. Работа ведется через интернет.Стремление к лидерству…

    Кухонный рабочий

    Знать наименование кухонной посуды,инвентаря,инструментов.Правила перемещения продуктов и готовой продукции на производстве. Виды используемых моющих средств.

    Подработка в сети

    Идет набор сотрудников для работы в крупной международной компании.Вы проходите обучающий курс бесплатно. Обучение поможет Вам быстрее приступить к работе. …

    Сверловщик

    Требования: Опыт работы от 2-х лет Наличие подтверждающих документов (удостоверение) или запись в ТК Мы предлагаем: Заработная плата от 60 000 руб в месяц и…

    ОБЯЗАННОСТИ: — выполнять подготовительные работы перед пошивом изделий; — выполнять на машинах или вручную операции по пошиву изделий; — контролировать работу используемых…

    Продавец-кассир (г Белая Калитва, ул Поселок Стандартный, 20)

    False Должностные обязанности: Для каждого, кто хочет работать и зарабатывать! Для каждого, кто готов к профессиональному и карьерному росту! Ведущая федеральная розничная…

    Водитель автомобиля

    Наличие категории «Е». Знание устройства и технические характеристики обслуживаемого автомобиля. Опыт перевозки грузов с прицепом.Знание ПДД.

    Военный комиссариат ростовской области белая калитва

    1.ОБЩИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.

    В соответствии с планом работы Ростовского областного суда на 1 полугодие 2009г. составлен обзор судебной практики Ростовского областного суда по рассмотрению в 2008г. в надзорном порядке социально-трудовых споров.
    Согласно статистическим данным областного суда за период с января по декабрь 2008г. включительно президиумом Ростовского областного суда рассмотрено в порядке надзора 426 гражданских дела, из которых 75 дел (18% от общего числа) составляют социально-трудовые споры.
    В 2007г. указанная категория дел составляла 26% от общего числа рассмотренных президиумом Ростовского областного суда гражданских дел.
    В 2006г. указанная категория дел составляла 22% от общего числа рассмотренных президиумом Ростовского областного суда гражданских дел.
    Указанные статистические данные свидетельствуют о нестабильности поступления данной категории дел в надзорную инстанцию.

    Основными категориями дел являются следующие социально- трудовые споры:
    — вытекающие из правоотношений, связанных с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС (33 % от общего числа социально-трудовых споров); соответственно в 2007г. – также 33% ,
    -о назначении и выплате трудовых пенсии (8% от общего числа социально-трудовых споров); соответственно в 2007г. также 8%;
    -о перерасчете страхового возмещения в соответствии с ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (8 % от общего числа социально-трудовых споров); в 2007г. – 7%.
    Анализ статистических денных указывает на отсутствие структурного изменения социально-трудовых споров, а, следовательно, о высоком уровне конфликтности по указанные выше трем категориям дел.
    Причиной отмены судебных постановлений по спорам, вытекающим из правоотношений, связанных с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, является изменение судебной практики по срокам взыскания задолжности по компенсационным выплатам с 3-х лет до полного срока взыскания задолжности.
    По этой категории социальных споров наибольшее число отменено решений у федеральных судей Октябрьского районного суда г. Ростова н/Д, Ворошиловского районного суда г. Ростова н/Д, Новочеркасского, Новошахтинского, Шахтинского городских судов.
    Основными, в данном случае, являются ошибки в применении статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нарушение порядка индексации.
    Судьями Новочеркасского и Шахтинского городских судов допускались ошибки в применении индексов и правил индексации компенсационных выплат.
    Причинами отмены решений по спорам о назначении и выплате пенсий является неправильное применение материального закона (Федеральный закон от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 15 декабря 2001г. №166-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»), нарушение правил оценки доказательств (достоверность и достаточность-67,71 ГПК РФ).
    Причинами отмены решений по спорам о перерасчете страхового возмещения в соответствии с ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» является неверное толкование правил назначения страхового возмещения, установленных данным законом.
    Данные, характеризующие указанные выводы приведены в таблицах № 1 и № 2 в приложении к Обзору.

    В 2008 г. предметом рассмотрения президиума Ростовского областного суда были 19 решений мировых судей, постановленных по спорам социально-трудовой направленности.
    По указанным делам, рассмотренным мировыми судьями основными категориями дел являются споры:
    о взыскании сумм недополученной пенсии;
    о перерасчете пений военных пенсионеров;
    о взыскании заработной платы и признании недействительными приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности
    о возмещении материального ущерба, причиненного работником работодателю при исполнении трудовых обязанностей
    Наибольшее число отмен решений у мировых судей Ленинского и Ворошиловского районов г. Ростова н/Д и г. Новочеркасска.
    Причинами отмен в надзорном порядке решений мировых судей явились неправильное применение и токование материальных законов.
    2. ПРИЧИНЫ ОТМЕНЫ КАССАЦИОННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ СУДЕЙ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОГО СОСТАВА В 2008г.

    За указанный выше период судьями социально- трудового состава судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда для рассмотрения в Президиум Ростовского областного суда передано 18 дел, из них по 13 делам судебные постановления отменены, по 3 –оставлены без изменения.
    В течение 2008г. президиумом Ростовского областного суда были отменены 29 кассационных определений судей социально- трудового состава (из них — 11 ЧАЭС), в 2007г. президиумом Ростовского областного суда были отменены 18 кассационных определений судей социально- трудового состава.

    Ф.И.О. всего Пенс. ЧАЭС Споры по искам военнослужащ. Воз.вреда (ДТП) Трудовые ФСС
    Монако И.В. 3 1 1 1
    Сидоренко О.В. 5 1 2 2
    Бобылева Г.В. 3 1 1 1
    Донская Н.А. 3 1 2
    Хейло И.Ф. 6 2 1 2 1
    Чайка Е.А. 1 1
    Охнянская Л.Н.
    Папета И.К. 3 3
    Мартынова Н.А. 1 1
    Проданов Г.А. 4 1 1 1 1

    По категориям дел:

    — 11 дел по спорам, вытекающим из правоотношений, связанных с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС;
    — 6 дел по страховым выплатам, производимым Фондом социального страхования Российской Федерации;
    — 6 дел, связанных с реализацией пенсионных прав;
    — 3дела, по спорам о возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащих.
    — 1 дело по спору о возмещение вреда, причиненного гражданину в дорожной аварии;
    — 2 дела по трудовым спорам;
    Наибольшее число отмененных кассационных определений по спорам о взыскании недополученных сумм возмещения вреда здоровью и их индексации (ЧАЭС).
    Причинами отмены кассационных определений является неправильное применение положений абзаца 4 статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации (3-х летний период) к требованиям граждан о взыскании недополученных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных выплат, входящих в объеме возмещения вреда.
    Причинами отмены кассационных определений по пенсионным спорам являются неправильное применение пенсионного законодательства.
    По делу Азовского городского суда по иску Симоненко Л.Н к государственному учреждению –Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ УПФ РФ) в Азовском районе о назначении трудовой пенсии по старости по достижении возраста – 55 лет, установленного статьей 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с сохранением права на пенсию по случаю потери кормильца, получаемую от Министерства обороны Российской Федерации, неверно истолкованы положения статьей 4 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пункт 2 статьи 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статьи 29 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в части наличия у истца права на получение двух пенсий по старости и по случаю потери кормильца.

    По делу Ленинского районного суда г. Ростова –на-Дону по иску Грымзиной Н.В. к ОАО «Энергетическая Страховая Компания», Лобанову С.Г. о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, и взыскании компенсации морального вреда, неправильно истолковано содержание статей 1064,1079, 1085 Гражданского кодекса Российской Федерации в части права истицы на полное возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья.
    Причинами отмены кассационных определений по искам о выплате страхового возмещения в связи с трудовым увечьем является нестабильная судебная практика по искам лиц, находившихся на иждивении застрахованных работников, и требующих выплаты страховых сумм (иждивенцы) и неверное толкование законов, регулирующих порядок заключения и применения отраслевых (тарифных соглашений).

    По иску Кузьменко А.П. к МВД РФ, УСКРК ВВ МВД РФ о возмещении вреда причиненного здоровью( дело № 44- г-396-08) и по иску Загрийчук Н.Н. к МУП г. Шахты «БТИ» о восстановлении на работе (дело №44-г- 241-08)кассационные определения были отменены в надзорном порядке с направлением дел на новое кассационное рассмотрение в связи с нарушением положений пункта 2 части 1 статьи 343,статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

    3. ОСНОВАНИЯ ОТМЕНЫ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-
    ТРУДОВЫМ СПОРАМ.

    3. 1.Споры, возникающие при применении Закона РФ «О
    социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

    Вред, причиненный здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещается в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,который не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в том числе иных выплат, входящих в объем возмещения вреда, предусмотренным указанным Законом, когда задолженность образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.
    Учитывая изложенное, абзац 4 статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации к требованиям граждан о взыскании недополученных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных выплат, входящих в объеме возмещения вреда, применению не подлежит (дело № 44-г-5-08).

    Борисов А.И., признанный с 1995г. инвалидом 2-й группы вследствие увечья, полученного в период участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, обратился в Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону суд с иском к муниципальному учреждению социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону о взыскании недоплаты ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью за период с 1 июля 2000г. по 31 июня 2002г., ссылаясь на то, что решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 29 декабря 2005г. в его пользу с ответчика взыскана в счет возмещения вреда здоровью единовременно задолженность за период с 1 июля 2002г. по 31 декабря 2005г. Истец просил взыскать задолженность по выплатам ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью за период с 1 июля 2000г. по 30 июня 2002г.
    Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 10 ноября 2006г. в удовлетворении иска отказано.
    В кассационном порядке дело не рассматривалось.
    Постановлением президиума Ростовского областного суда от 10января 2008г. это решение отменено и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
    При этом кассационный суд указал на то, что согласно абзаца 4 статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествующие предъявлению иска.
    Вред, причиненный здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего в момент катастрофы на Чернобыльской АЭС, относится к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, что обязывает государство стремится к его возможно более полному по объему возмещению.
    Возмещение указанного вреда, с учетом специфики обстоятельств его причинения, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
    Данный Закон не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в том числе иных выплат, входящих в объем возмещения вреда, предусмотренным указанным Законом, когда задолженность образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.
    Учитывая изложенное, абзац 4 статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации к требованиям граждан о взыскании недополученных сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных выплат, входящих в объеме возмещения вреда, применению не подлежит.

    Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995г. «О ветеранах» (с последующими изменениями) распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть при наличии формулировки инвалидности: «военная травма», на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС, данные льготы не распространяются.
    Граждане — инвалиды вследствие заболевания, полученного при исполнении «иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей)», связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, не могут быть отнесены к гражданам, которым выдается «удостоверение инвалида о праве на льготы» (дело № 44-г-109-08) .

    Блюмкин А.С. , признанный инвалидом 2 группы в связи с заболеванием, явившимся следствием воздействия радиации в период участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, обратился в Цимлянский районный суд Ростовской области с иском к военному комиссариату Цимлянского и Волгодонского районов, Управления социальной защиты населения муниципального образования (СЗН МО) «Цимлянский район» и государственному учреждению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ УПФ РФ) в Цимлянском районе о выдаче удостоверения «инвалида войны», ссылаясь на наличие права на основании части 3 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 г. на льготы и меры социальной защиты, предоставляемых инвалидам Великой Отечественной войны.
    При рассмотрении дела Блюмкин А.С. уточнил исковые требования, просил суд исключить из числа ответчиков УСЗН МО «Цимлянский район» и ГУ УПФ РФ в Цимлянском районе, и обязать военный комиссариат Ростовской области выдать ему удостоверение о праве на льготы, приравненные к инвалидам Великой Отечественной войны
    6 сентября 2007 года Цимлянский районный суд вынес решение, которым обязал военный комиссариат Ростовской области выдать Блюмкину А.С. удостоверение о праве на льготы, приравненные к инвалидам Великой Отечественной войны.
    В кассационном порядке дело не рассматривалось.
    Президиум Ростовского областного суда постановлением от 21 февраля 2008г. отменил решение суда первой инстанции и отказал Блюмкину А.С. в удовлетворении исковых требований.
    При этом надзорный суд исходил из следующего.
    «Удостоверение инвалида о праве на льготы» было установлено Положением о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209.
    Согласно пункту 27 этого Положения льготы для инвалидов Великой Отечественной войны, предусмотренные вышеназванным Положением, предоставлялись также инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте и в другие периоды, а также инвалидам из числа партизан гражданской войны.
    В соответствии с пунктом 28 этого же Положения вышеуказанным лицам выдавалось «удостоверение инвалида о праве на льготы».
    Однако на момент принятия данного нормативного правового акта такая категория инвалидов, как инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, отсутствовала.
    Кроме того, в действующем законодательстве отсутствует норма о распространении Положения о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих на лиц, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
    Следовательно, граждане — инвалиды вследствие заболевания, полученного при исполнении «иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей)», связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, не могут быть отнесены к гражданам, которым выдается «удостоверение инвалида о праве на льготы».
    Кроме того, неправильным является вывод суда о том, что истец, инвалидность которого обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС, относится к гражданам, на которых распространяются меры социальной поддержки инвалидов войны, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 12 января 1995г. «О ветеранах», что влечет обязанность ответчика выдать ему удостоверение о праве на льготы, приравненные к инвалидам Великой Отечественной войны.
    Право гражданина на получение того или иного удостоверения, дающего право на льготы, зависит исключительно от того, относится ли гражданин к той категории лиц, которые указаны в соответствующем законе.
    Федеральным законом от 12 января 1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» установлены категории ветеранов в Российской Федерации определены правовые гарантии социальной защиты путем предоставления соответствующих льгот для каждой из категорий ветеранов.
    В соответствии со статьей 4 данного Закона к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее — инвалиды войны) отнесены:
    1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;
    2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе;
    3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;
    (в ред. Федеральных законов от 25 июля 2002г. №116-ФЗ, от 19 июня 2004г. №49-ФЗ)
    4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР;
    5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;
    6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил РФ, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.
    Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995г. «О ветеранах» (с последующими изменениями) установлено, что меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
    Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с «Положением о военно-врачебной экспертизе», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25февраля 2003г. №123.
    Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы содержатся в п. 41 разд. VII вышеназванного Положения.
    Так, в соответствии с подпунктом «а» данного пункта, если увечье получено гражданином при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «военная травма».
    Если же заболевание получено в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, то в силу подпункта «г» этого же пункта причинная связь устанавливается с формулировкой «заболевание радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».
    Формулировки причин инвалидности, которые применяются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержатся в Разъяснении Министерства труда и социального развития РФ от 15 апреля 2003г. №17.
    Как следует из пункта 7 вышеназванного Разъяснения, если инвалидность военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, причина инвалидности определяется с формулировкой «военная травма».
    Причинная связь заболевания и инвалидности с аварией на Чернобыльской АЭС определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии со статьей 24 Закона РФ от 15 мая1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п. п. 9 — 12 Разъяснения от 15 апреля 2003г. № 17 с иными формулировками, например «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».
    Таким образом, действующим законодательством формулировки причин инвалидности разграничены в зависимости от основания, с которым связано повреждение здоровья.
    Поскольку меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу пункта 3 статьи 14 ФЗ от 12 января 1995г. «О ветеранах» (с последующими изменениями) распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть при наличии формулировки инвалидности –«военная травма», на граждан, инвалидность которых обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС, данные льготы не распространяются.
    То, что истец стал инвалидом при исполнении обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов (то есть в тот период, когда на него в силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998г. «О статусе военнослужащих» мог быть распространен статус военнослужащего), недостаточно для отнесения его к числу лиц, указанных в статье 4 Федерального закона «О ветеранах», так как отсутствует одно из указанных в пункте 2 статьи 4 условий – «исполнение обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе». Поэтому положения подпункта «п» пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», на которые суд сослался в своем решении, сами по себе не могли являться основанием для выводов о наличии у истца права на получение удостоверения инвалида о праве на льготы.

    3.2. Споры, возникающие из причинения вреда, при осуществлении обязанностей военной и иной приравненной к ней службы.

    Необходимым условием для взыскания компенсации морального вреда, семье военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей, является наличие вины причинителя вреда.
    Возлагая на Министерства обороны Российской Федерации обязанность по компенсации морального вреда семье погибшего военнослужащего, суд не установил обстоятельств, связанных с наличием вины ответчика в гибели военнослужащего (дело № 44-г- 4 -08).

    Малькова Т.Ф., Малькова Т.Н. обратились в Октябрьский районный суд г. Ростова –на-Дону суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании в пользу каждой из них денежной компенсации в счет причиненного морального вреда, указав, что муж Мальковой Т.Ф. и отец Мальковой Т.Н. – майор Мальков Н.А. проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации и 11 июня 1995 года погиб при участии в боевых действиях на территории Чеченской республики. В связи с его гибелью семья потеряла кормильца, жена и дети испытывают значительные физические и нравственные страдания.
    Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 июля 2007 года исковые требования удовлетворены. С Министерства Обороны Российской Федерации в пользу Мальковой Т.Ф. и Мальковой Т.Н. взыскана денежная компенсация в счет возмещения причиненного морального вреда в сумме 50 000 каждой, в пользу Мальковой Т.Ф. судебные расходы в сумме 5 000 рублей.
    В кассационном порядке дело не рассматривалось.
    Постановлением президиума Ростовского областного суда от 10 января 2008г.указанное решение отменено как вынесенное с существенным нарушением норм материального права.
    Надзорный суд указал на то, что статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
    В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) государство гарантирует военнослужащим возмещение морального и материального ущерба, причиненного противоправными действиями должностных лиц органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, органов военного управления, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, а также других лиц в результате: незаконного привлечения к уголовной или иной ответственности; незаконного осуждения; незаконного понижения в должности или воинском звании; несоблюдения условий контракта; незаконного лишения прав и льгот.
    Таким образом, необходимым условием для взыскания компенсации морального вреда, причиненного физическими и нравственными страданиями, является наличие вины причинителя вреда.
    Возлагая на ответчика обязанность по компенсации морального вреда семье погибшего военнослужащего Малькова Н.А., суд не установил обстоятельств, связанных с наличием вины Министерства обороны Российской Федерации в его гибели, не учел, что установление данного обстоятельства является необходимым основанием для возложения на ответчика обязанности по компенсации семье военнослужащего морального вреда.
    При решении вопроса о компенсации морального вреда, суд исходил из причинения истицам нравственных страданий смертью близкого человека от воздействия источника повышенной опасности, владельцем которого является Министерство обороны Российской Федерации.
    Однако судом не учтено, что вторая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащая статью 1100 ГК РФ, предусматривающую возможность взыскания компенсации морального вреда при отсутствии вины причинителя вреда, в том числе, с владельца источника повышенной опасности, применяется к обязательственным правоотношениям, возникшим после введения ее в действие, то есть, после 1 марта 1996 года (статья 1 и статья 5 ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» 26 января 1996 года № 14-ФЗ).
    При этом если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе, и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени, закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (пункт 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации).

    Как видно из дела, майор Мальков Н.А. погиб 11 июня 1995 года, то есть до введения в действие нормы закона, на которую сослался суд в обоснование вынесенного решения.

    3.3. Споры о возмещении вреда причиненного здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей.

    В связи с изменением порядка индексации сумм, выплачиваемых пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год, только начиная с 1 января 2004г..
    В период с 1 октября 2003г. индексы изменения минимального размера оплаты труда для увеличения страховых выплат применению не подлежат (дело № 44-г-1-08).

    Гетьман В.А., признанный инвалидом второй группы в связи с трудовым увечьем, полученным в 1987г., и получавший страховое возмещение на основании Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», обратился в Белокалитвинский городской суд Ростовской области с иском к государственному учреждению Ростовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал№26) об индексации ежемесячных страховых выплат с 1 октября 2003г. в связи с изменением минимального размера оплаты труда и взыскании задолженности.
    Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 18 июля 2007г. исковые требования Гетьман В.А. удовлетворены частично.
    Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 3 сентября 2007г. –решение Белокалитвинского городского суда от 18 июля 2007г. оставлено без изменения.
    Отменяя судебные постановления, президиум Ростовского областного суда в постановлении от 10 января 2008г. указал следующее.
    Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований истца, и, применяя к страховым выплатам истца коэффициент индексации по МРОТ 1, 33 , суды первой и кассационной инстанций исходили из того, что в соответствии с пунктом 11 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации №125-ФЗ от 24 июля 1998г. (в редакции 1 июля 2002г.) при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке размеры ежемесячной страховой выплаты увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.
    Федеральным законом от 26 ноября 2002г. №152-ФЗ изменен порядок индексации сумм, выплачиваемым пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, индексация производится с учетом уровня инфляции, вместе с тем положения пункта 11 статьи 12 Федерального закона №125-ФЗ от 24 июля 1998г.(в редакции от 26 ноября 2002г.) приостановлены на 2003г. Федеральным законом от 8 февраля 2003г. №25-ФЗ и индексация страховых выплат производилась только с 1 января 2004г. на коэффициент инфляции 1,1 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №53 от 6 февраля 2004г. Поскольку новый порядок индексации страховых выплат с учетом коэффициента инфляции фактически введен в действие с 1 января 2004г., а в 2003г. страховые выплаты проиндексированы не были, с учетом права истца на полное возмещение вреда, суд пришел к выводу об индексации страховых выплат на коэффициент МРОТ 1, 33, установленный Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» №127-ФЗ от 1 октября 2003г.
    В тоже время, в соответствии с пунктом11 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции 1.07.2002г.) –при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке размеры ежемесячной страховой выплаты увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.
    Федеральным законом от 26 ноября 2002г. №152 изменен порядок индексации сумм, выплачиваемых пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний: размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
    Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.
    Федеральным законом от 8 февраля .2003г. №25-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003г.» приостановлено на 2003г. действие пункта 11 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998г. №125-ФЗ.
    Правительством Российской Федерации коэффициент индексации размера ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливается с 2004г.
    Таким образом, с ноября 2002г. по январь 2004г. коэффициент индексации размера ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не устанавливался.
    Применяя положения Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» №127-ФЗ, которым с 1 октября 2003г. минимальный размер оплаты труда увеличился с 450руб. до 600руб. (индекс роста-1,33), суд оставил без внимания, что Федеральным законом от 26 ноября 2002г. №152-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в статье 3 Федерального закона от 19 июня 2000г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» слова «и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей» исключены (статья 4 №152-ФЗ от 26 ноября 2002г., который вступил в действие со дня его официального опубликования- 29 ноября 2002г.).

    3. 4. Споры, возникающие при применении Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ».

    Правовая норма, содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, в частности период обучения в учебном заведении (дело № 44-г- 237-08)

    В марте 2007 года Усков Ю.С., рождения 15 июня 1942 года, обратился к мировому судье судебного участка №2 (Второй Центральный) г.Таганрога Ростовской области с иском к государственному учреждению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ УПФ РФ) в г.Таганроге об учете трудового стажа, перерасчете пенсии и о взыскании недоплаты пенсии.
    В обоснование требований истец указал на то, что по достижении возраста, установленного пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ, ответчиком ему была назначена трудовая пенсия по старости.
    Поскольку при назначении пенсии учреждением Пенсионного фонда не был включен в страховой стаж истца период его обучения в Одесском политехническом институте — с 1 сентября 1959г. по 31 декабря 1964г., в связи с чем, по мнению истца, неверно определен размер назначенной ему пенсии, Усков Ю.С. просил мирового судью признать указанные действия ответчика незаконными и обязать ГУ УПФ РФ в г.Таганроге включить данный период в его трудовой стаж, произвести перерасчет размера назначенной трудовой пенсии и взыскать недоплаченную пенсию в размере 49000 руб.
    8 мая 2007 г. мировой судья судебного участка №2 (Второй Центральный) г.Таганрога вынес решение, которым Ускову Ю.С. в удовлетворении иска отказал.
    26 октября 2007 г. Таганрогский городской суд, рассмотрев дело в апелляционном порядке по апелляционной жалобе Ускова Ю.С., вынес решение, которым отменил решение мирового судьи и обязал ГУ УПФ РФ в г.Таганроге учесть период обучения Ускова Ю.С. с 1 сентября 1959г. по 31 декабря 1964г. в его трудовом стаже и произвести перерасчет пенсии с момента обращения.
    Постановлением президиума Ростовского областного суда от 24 апреля 2008г.апелляционное решение Таганрогского суда отменено и постановлено новое решение об отказе Ускову Ю.С. в удовлетворении исковых требований.
    Надзорный суд сослался на следующее.
    Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ, введенный в действие с 1 января 2002 г., устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
    В соответствии со статьей 31 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации » и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации «.
    Под страховым стажем Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2); трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет такого стажа (пункт 2 статьи 7).
    В Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации » наряду с понятием «страховой стаж» для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии, применяется и понятие «общий трудовой стаж».
    Согласно статье 10 этого Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
    Статьей 11 данного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим. Согласно данной правовой норме период обучения в учебном заведении в этот стаж не засчитывается.
    В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002г., учитываемая в календарном порядке (п.4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
    В данный перечень период обучения в учебном заведении не включен.
    Таким образом, правовая норма, содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством.
    Из дела видно, что Усков Ю.С., рождения 1942г., пенсионного возраста, установленного пунктом1 статьи7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ, достиг 15 июня 2002г. На основании его заявления с этой даты ответчиком ему была назначена трудовая пенсия по старости. При этом, в его страховой стаж не был включен период его обучения в Одесском политехническом институте с 1 сентября1959г. по 31 декабря 1964г. и конвертация его пенсионных прав производилась без учета данного периода.
    Суд апелляционной инстанции, отменяя решение мирового судьи об отказе Ускову Ю.С. в иске, и принимая новое решение, указал на то, что приведенные выше нормы, в той мере, в которой они исключают возможность включения в страховой стаж Ускова Ю.С. периода учебы, противоречат Конституции Российской Федерации и нарушают права истца на полное пенсионное обеспечение.
    Между тем такой вывод судом апелляционной инстанции сделан без учета правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Постановлении от 29 января 2004г. №2-П, согласно которой содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, Конституции Российской Федерации не противоречит.
    В пункте 6 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ закреплена возможность оценки пенсионных прав не только по варианту, предусмотренному пунктом 2 статьи 30 Федерального закона №173-ФЗ (при которой в общий трудовой стаж не включается период обучения в учебном заведении), но и по варианту, исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990г. №340-1.
    Следовательно, законодателем закреплена возможность осуществления оценки пенсионных прав не только по варианту, предусмотренному пунктом 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (при котором в общий трудовой стаж не включается период обучения в учебном заведении), но и по варианту, предусмотренному пунктом 6 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

    Граждане, проходившие военную службу в должностях летно-испытательного состава Вооруженных Сил СССР и Российской Федерации, права на включение периодов службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (Вооруженных Силах СССР), в том числе и в должностях летно-испытательного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, а также,если лица, являясь военнослужащими, заключали гражданско-правовые договоры либо трудовые договоры с организациями гражданской авиации на выполнение летно-испытательных работ, не имеют право на назначение пенсии на основании Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, так как оно распространяется на летчиков-испытателей гражданской авиации, а не на военнослужащих (пункт 1 Положения, пункт 3 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)( дело № 44-г- 232- 08 )

    В апреле 2007 года Перепичай С.А. обратился в Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону с иском к государственному учреждению Управления пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ УПФ РФ) в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону об обязании назначить пенсию.
    В обоснование своих требований он указал, что решением комиссии по назначению пенсий ГУ УПФ РФ в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону от 3 декабря 2004 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 31 Федерального Закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по мотиву отсутствия предусмотренного законом 25-летнего стажа работы в летно-испытательном составе гражданской авиации. При этом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, ответчиком незаконно не включен период службы в Вооруженных силах СССР и Российской Федерации в должности штурмана-испытателя (старшего штурмана-испытателя) Военного представительства Министерства обороны Российской Федерации.
    27 июня 2007 года Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону вынес решение об удовлетворении исковых требований.
    Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27 августа 2007 года решение суда первой инстанции от 19 июня 2007 года оставлено без изменения.
    В надзорном порядке состоявшиеся судебные постановления отменены по следующим основаниям.
    В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона от 17декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 1 января 2002г. утратил силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990г.
    Согласно положениям пункта 3 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохраняются действовавшие до дня вступления в силу данного Федерального закона условия и нормы установления пенсий летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми до вступления в силу названного Федерального закона. В связи с этим работникам летно-испытательного состава, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, независимо от ведомственной принадлежности предприятий, организаций и учреждений, в которых они работают, может быть назначена пенсия за выслугу лет на основании Положения «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991г. №384 редакции Постановления Правительства РФ от 12 августа 1992г. № 577 (далее — Положение).
    При применении названного Положения необходимо иметь в виду, что выслуга лет, дающая право на назначение пенсии (не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин, а при оставлении работы по состоянию здоровья — не менее 20 и 15 лет соответственно), исчисляется при условии работы в должностях, перечисленных в пункте 3 Положения, и в порядке, установленном пунктом 4 Положения.
    При применении абзаца второго пункта 5 Положения, согласно которому в выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитывается время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летного состава гражданской авиации в порядке, установленном для назначения пенсий соответственно военнослужащим и летному составу гражданской авиации, следует учитывать, что исходя из правил, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 Положения, указанное время подлежит зачету не в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, а в иной стаж, который включается в выслугу лет сверх 25 (20) лет летно-испытательной работы и влияет на размер назначаемой пенсии.
    В таком же порядке подлежат зачету в выслугу лет (сверх 25 (20) лет летно-испытательной работы) периоды службы в должностях летно-испытательного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации (Вооруженных Силах СССР), поскольку Положением не предусмотрена возможность включения данных периодов в выслугу, дающую право на пенсию на основании данного Положения.
    Если вся выслуга лет состоит из службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (Вооруженных Силах СССР), в том числе и в должностях летно-испытательного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, а также, если лица, являясь военнослужащими, заключали гражданско-правовые договоры либо трудовые договоры с организациями гражданской авиации на выполнение летно-испытательных работ, таким лицам не может быть назначена пенсия на основании Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, так как оно распространяется на летчиков-испытателей гражданской авиации, а не на военнослужащих (пункт 1 Положения, пункт 3 статьи 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
    Вышеприведенные нормы Положения должны применяться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», то есть с учетом положений о субъекте пенсионного обеспечения.
    С учётом изложенных правовых норм, граждане, проходившие военную службу в должностях летно-испытательного состава Вооруженных Сил СССР и Российской Федерации, права на включение указанных периодов службы в стаж для назначения пенсии за выслугу лет, на основании статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не имеют.

    3.5. Споры, возникающие при применении законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение военнослужащих и лиц, приравненных к ним.

    Индексация размера пенсии по старости, предусмотренного частью первой статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», применяемого при исчислении размеров надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и членов их семей, осуществляется в соответствии с коэффициентом и периодичностью индексации базовой части трудовой пенсии, определяемыми Правительством Российской Федерации с 1августа 2005г. на основании постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2007г. №28 «О порядке пересмотра надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу» ( дело № 44-г- 225-08).

    Гуров Ю.П., пенсионер Министерства обороны Российской Федерации и получающий пенсию на основании положений Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», обратился в Октябрьский районный суд г. Ростова- на-Дону с иском к военному комиссариату Ростовской области об индексации ежемесячных надбавок к пенсии, взыскании задолженности с учетом роста индекса потребительских цен, ссылаясь на то, что является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, участником боевых действий в Чеченской Республике. По указанным основаниям ему выплачиваются надбавки к пенсии, которые, начиная с 1 августа 2004г., ответчиком не индексируются, несмотря на неоднократное повышение базовой части трудовой пенсии.
    Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 апреля 2007г., оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16 июля 2007г., иск Гурова Ю.П. удовлетворен: с Военного комиссариата Ростовской области в его пользу за период с 1 марта 2005г. по 31 июля 2006г. взысканы задолженности по выплатам ежемесячных надбавок к пенсии в размере 1867руб. 12 коп., на Военный комиссариат Ростовской области возложена обязанность по выплате Гурову Ю.П. ежемесячной надбавки к пенсии за участие в боевых действиях в Чеченской Республике в размере 426руб. 27 коп., ежемесячной надбавки за пребывание в зоне Чернобыльской АЭС в размере 106руб. 57 коп. с применением индекса 1, 3636 с 1 марта 2005г..
    Президиум Ростовского областного суда постановлением от 17 апреля 2008г. состоявшиеся по делу судебные постановления отменил, и дело направил на новое рассмотрение, указав следующее.
    Право на пенсию реализуется военнослужащими – исходя из специфики военной службы и особого правового статуса лиц, ее проходящих, — в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» определены условия назначения пенсий, порядок их исчисления, индексации и выплаты, отличающиеся от условий назначения и порядка исчисления трудовых пенсий.
    При этом минимальные размеры пенсий, назначаемых военнослужащим, надбавки к пенсиям и повышения пенсий федеральный законодатель соотнес с установленным частью первой статьи 17 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» минимальным размером пенсии по старости, с учетом роста которого подлежали пересмотру в соответствующей части и военные пенсии.
    С 1 января 2002г. Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил силу в связи с введением в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исключившего из правового регулирования пенсионных отношений категорию «минимальный размер пенсии по старости» и установившего в рамках новой пенсионной системы трудовую пенсию по старости, состоящую из базовой, страховой и накопительной частей.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007г. №28 «О порядке пересмотра надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу» установлено, что индексация размера пенсии по старости, предусмотренного частью первой статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», применяемого при исчислении размеров надбавок к пенсиям, повышений и увеличений пенсий лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и членов их семей, осуществляется в соответствии с коэффициентом и периодичностью индексации базовой части трудовой пенсии, определяемыми Правительством Российской Федерации. Указанное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 августа 2005г.
    Следовательно, применение индекса увеличения базовой части трудовой пенсии 1, 3636 (не установленный каким-либо нормативным правовым актом) с 1 марта 2005г., противоречит действующему пенсионному законодательству Российской Федерации.

    Действующим законодательством не предусмотрена возможность одновременной выплаты вдовам участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС трудовой пенсии по старости, выплачиваемой учреждениями Пенсионного фонда Российской Федерации, и пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемой по линии Министерства обороны РФ (дело № 44-г-302-08).
    В июле 2007г. Симоненко Л.Н., рождения 22 ноября 1946г., обратилась в Азовский городской суд Ростовской области с иском к государственному учреждению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ УПФ РФ) в Азовском районе о назначении трудовой пенсии по старости по достижении возраста – 55 лет, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ, с сохранением права на пенсию по случаю потери кормильца, получаемую от Министерства обороны РФ.
    В обоснование требований истица указала, что является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Симоненко Н.С., который умер 21 сентября 1999г.
    После смерти супруга Ростовским областным военным комиссариатом ей назначены и производятся выплаты сумм возвещения вреда в связи со смертью кормильца и пенсии по случаю потери кормильца.
    Решением комиссии по назначению пенсии ГУ УПФ РФ в Азовском районе от 29 сентября ей отказано в удовлетворении заявления о назначении трудовой пенсии по старости по тому основанию, что действующим законодательством не предусмотрено одновременное назначение вдовам участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и выплачиваемой из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, и пенсии по случаю кормильца от органов Министерства обороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ.
    Считая незаконным отказ в назначении трудовой пенсии по старости при сохранении пенсии по случаю потери кормильца, истица настаивала на удовлетворении предъявленного иска.
    14 декабря 2007 года Азовский городской суд вынес решение, которым признал за Симоненко Л.Н.право на пенсию по старости и обязал ГУ УПФ РФ в Азовском районе назначить ей пенсию по старости с 17 июля 2006г., в размере, установленном действующим законодательством.
    Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 6 февраля 2008 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
    Президиум Ростовского областного суда постановлением от 26 июня 2008г. выше указанные судебные постановления отменены и вынесено новое решение об отказе Симоненко Л.Н. в удовлетворении исковых требований.
    Надзорный суд сослался на то, что с 1 октября 1999г. в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи .29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991г. №1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями) Ростовским областным военным комиссариатом от Министерства обороны РФ Симоненко Л.Н., как вдове участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, назначена и выплачивается пенсия по случаю потери кормильца.
    Возраста – 55 лет, дающего право на трудовую пенсию по старости, установленную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ истица Симоненко Л.Н., рождения 22 ноября 1946г., достигла 22 ноября 2001г.
    Статьей 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ предусмотрено, что гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
    В случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001г. №166-ФЗ, допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
    Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001г. №166-ФЗ, гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
    В силу подпункта 5 пункта 3 статьи 3 данного Закона право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.
    Таковыми являются нетрудоспособные члены семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; ) граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы

    Еще по теме:

    • Военный комиссариат ростовской области таганрог Военный Комиссариат Города Таганрог Ростовской области информация актуальна на 16.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Ликвидация Организация […]
    • Военный комиссариат волгодонска ростовской области Военный Комиссариат Города Волгодонск Ростовской области информация актуальна на 16.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Ликвидация Организация ликвидирована […]
    • Александровский военный комиссариат ВК Города Александров и Александровского района Владимирской области информация актуальна на 15.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС […]
    • Военный комиссариат оловяннинского района ВК Оловяннинского района информация актуальна на 16.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Ликвидация Организация ликвидирована 26 марта 2010 […]
    • Военный комиссариат гкировск Военный Комиссариат Городов Кировск и Апатиты Мурманской области информация актуальна на 16.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС […]
    • Военный комиссариат никольского района Военный Комиссариат Никольского района Пензенской области информация актуальна на 15.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Ликвидация Организация […]
    • Военный комиссариат по приморскому краю Военный Комиссариат Г. Спасск-Дальний и Спасского района Приморского края информация актуальна на 16.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС […]
    • Город сызрань воинская часть Войсковая Часть 81417 информация актуальна на 16.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Учредители Арбитраж Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Ликвидация Организация ликвидирована 20 декабря […]