Меню

Статья 178 УК РФ. Ограничение конкуренции

1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере — двести пятьдесят миллионов рублей.

2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом — тридцать миллионов рублей.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарии к ст. 178 УК РФ

1. Исключительно важное значение для уяснения положений ст. 178 имеет Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 01.03.2011). В нем, в частности, раскрыто содержание понятий: «конкуренция», «монополистическая деятельность», «товарный рынок» и ряд других, уяснение которых необходимо для применения антимонопольного, в том числе уголовного законодательства. В ст. ст. 10, 11, 15 и 16 Федерального закона «О защите конкуренции» содержатся запреты совершения различных действий и соглашений, ограничивающих конкуренцию.

СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I) Ст. 3434; 2009. N 29. Ст. 3618.

2. Объективная сторона может быть выражена различными действиями, указанными непосредственно в законе.

Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (при наличии такого рынка в России или за ее пределами), в том числе установленная путем:

1) повышения прежней цены товара, если при этом: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо его изменение незначительно; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение и тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились; б) состав продавцов или покупателей обусловливают возможность снижения цены товара; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение и тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону ее уменьшения.

Соответственно, монопольно низкой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке (при наличии такого рынка в России или за ее пределами), в том числе установленная путем:

1) снижения прежней цены, если при этом: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо его изменение незначительно; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение и тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) поддержания или неповышения ранее установленной цены товара, если при этом: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно возросли; б) состав продавцов или покупателей обусловливают возможность повышения цены товара; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение и тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону увеличения.

Применительно к оказанию финансовых услуг названным Законом выработаны понятия необоснованно высокой и необоснованно низкой цены — цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию.

Понятие доминирующего положения подробно раскрывается в ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции». Неоднократным признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые оно было привлечено к административной ответственности.

3. Под рынком в комментируемой статье понимается товарный рынок, т.е. сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из их экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

4. Федеральный закон «О защите конкуренции» запрещает соглашения или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами на товарном рынке, которые приводят или могут привести к: установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, по объему продажи или покупки товаров, по ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам и т.д.

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным органам и организациям, наделенным функциями или правами указанных органов власти, государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ запрещается принимать акты и (или) совершать действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (ст. ст. 15 и 16 Федерального закона «О защите конкуренции»).

5. Ограничение доступа на рынок и устранение с него других субъектов экономической деятельности может выражаться в совершении различных действий, вследствие которых другие хозяйствующие субъекты лишаются доступа к рынку соответствующих товаров (работ, услуг) или же такой доступ становится возможным лишь при условии выполнения невыгодных или неприемлемых для них требований. Это может быть введение необоснованных запретов на продажу (покупку) товара из одного региона в другой, создание неблагоприятного режима деятельности, воспрепятствование перевозке, размещению или хранению товаров, принудительная скупка товаров у хозяйствующих субъектов, запрет на производство тем или иным хозяйствующим субъектам определенных товаров (работ, услуг), отказ в легитимации предпринимателей, уничтожение или повреждение товаров, физическое или психическое воздействие и т.д.

6. Установление единых высоких или низких цен достигается в результате соглашения (согласованных действий) конкурирующих хозяйствующих субъектов.

Преступление признается оконченным с момента: а) причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству (более 1 млн. руб.) либо б) извлечения дохода в крупном размере (свыше 5 млн. руб.).

7. Все названные выше действия совершаются умышленно. Причинение крупного ущерба при этом желается либо сознательно допускается.

Целями совершения деяний являются недопущение, ограничение или устранение конкуренции, что дает возможность извлекать более высокую прибыль.

8. Субъектом преступления могут быть руководители коммерческих и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных соответствующими функциями органов и организаций, государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ, которые могут действовать в сговоре с хозяйствующими субъектами или самостоятельно.

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения, предусмотрено в качестве квалифицированного состава рассматриваемого преступления (п. «а» ч. 2 ст. 178).

9. При подобной деятельности должностных лиц возникает конкуренция нескольких уголовно-правовых норм: ст. 169, ч. 2 ст. 178 и ст. 285 (или ст. 286) УК. В этом случае специальной нормой по отношению к двум другим является норма, содержащаяся в п. «а» ч. 2 ст. 178, по которой следует квалифицировать действия должностных лиц, совершенные с использованием служебного положения и направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

10. Квалифицированным видом рассматриваемого преступления является его сопряженность с уничтожением или повреждением чужого имущества или угрозой его уничтожения или повреждения при отсутствии признаков вымогательства (п. «б» ч. 2 ст. 178). В этих случаях совершается посягательство не только на установленный порядок осуществления экономической деятельности, но и на личность или на собственность.

В отличие от вымогательства недопущение, ограничение или устранение конкуренции с применением насилия, уничтожением или повреждением чужого имущества либо угрозами совершения подобных действий будут иметь место, когда данные действия и угрозы не связаны с требованием безвозмездной передачи имущества или права на имущество либо совершения действий имущественного характера, результатом которых будет нарушение отношений собственности. Умысел виновного в этом случае направлен именно на ограничение, недопущение или устранение конкуренции.

11. Понятия «особо крупный ущерб» и «доход в особо крупном размере» (п. «в» ч. 2 ст. 178) раскрываются в п. п. 1 и 2 примечания к комментируемой статье.

12. Частью 3 ст. 178 охватывается нанесение потерпевшему побоев, совершение иных насильственных действий, вызвавших физическую боль, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, уничтожение или повреждение чужого имущества любым способом и в любом размере. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, а также убийство требуют дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК.

13. В примечании к комментируемой статье предусмотрен специальный вид освобождения от уголовной ответственности. Это возможно при наличии следующих условий: лицо, виновное в недопущении, ограничении или устранении конкуренции, способствует его раскрытию; возместит причиненный ущерб или перечислит в федеральный бюджет доход, полученный в результате действий, предусмотренных ст. 178; в его действиях не содержится иного состава преступления.

29.3. Преступления, нарушающие отношения добросовестной конкуренции

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178 УК РФ)

Объектом преступления выступает свобода конкуренции.

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» предусматривает различные виды монополистической деятельности. За некоторые из этих действий предусмотрена уголовная ответственность по ст. 178 УК РФ.

Федеральным законом от 29 июля 2009 г. № 216-ФЗ, существенно изменена редакция ст. 178 УК РФ. По ч. 1 ст. 178 УК РФ квалифицируются следующие виды действий: недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения хозяйствующими субъектами- конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере.

Состав преступления материальный и предусматривает в качестве обязательного признака причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечение дохода в крупном размере.

В ч. 2 данной статьи предусмотрены квалифицирующие признаки. Это совершение деяния:

– с использованием служебного положения (п. «а»);

– сопряженного с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства (п. «б»);

– причинившего особо крупный ущерб либо повлекшего извлечение дохода в крупном размере (п. «в»).

Деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 178 УК РФ, совершенные с применением насилия или угрозы его применения, квалифицируются по ч. 3 данной статьи.

Данная норма содержит четыре примечания. В примечании 1 разъясняется, что доход в крупном размере составляет 5 млн руб., а в особо крупном – 25 млн руб. В примечании 2 указаны суммы крупного ущерба – 1 млн руб и особо крупного ущерба – 3 млн руб..

Условия освобождения от уголовной ответственности согласно примечанию 3 ст. 178 УК РФ сведены к следующим действиям:

– способствование раскрытию преступления;

– возмещение причиненного ущерба;

– перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного в результате действий, предусмотренных данной статьей.

Кроме того, в действиях лица не должно содержаться иного состава преступления.

В примечании 4 к ст. 178 УК РФ разъяснено, что неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которое указанное лицо было привлечено к административной ответственности.

Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.

Субъективная сторона деяния характеризуется виной в форме прямого умысла.

Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ)

Объект преступления – общественные отношения в сфере экономической деятельности.

Объективная сторона преступления выражается:

– в принуждении к совершению сделки;

– в отказе от ее совершения.

Обязательным условием является угроза применением насилия, уничтожением или повреждением чужого имущества или распространением сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких.

Состав преступления формальный, поэтому для его признания оконченным не требуется наступления общественно опасных последствий.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

В ч. 2 ст. 179 УК РФ закреплены квалифицирующие признаки рассматриваемого деяния:

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции

Конкуренция в законодательстве

На законодательном уровне понятие конкуренции установлено в п. 7 ст. 4 федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135 (далее — Закон о конкуренции, ФЗ № 135). В общем виде конкуренция — это соперничество предприятий, в ходе которого каждое из них препятствует возникновению у других возможности самостоятельного воздействия на условия обращения товаров на рынке отдельной отрасли.

Закон о конкуренции регулирует правоотношения, возникающие между разными предприятиями, функционирующими в одной отрасли. Также он ограничивает права органов власти в области принятия актов или заключения соглашений, которые могут повлечь за собой устранение конкуренции.

Признаки ограничения конкуренции

К признакам ограничения конкуренции, перечисленным в п. 17 ст. 4 ФЗ № 135, относятся:

  1. Уменьшение числа компаний, функционирующих в определенной отрасли.
  2. Изменение цены товара, не связанное с объективными внешними факторами, влияющими на состояние рынка (увеличением цен на сырье, корректировкой налоговых ставок и пр.).
  3. Отказ компаний, не входящих в отдельное объединение, от осуществления самостоятельных действий на рынке.
  4. Наличие между отдельными компаниями соглашения, ограничивающего их действия, направленные на формирование конкурентной среды.
  5. Прочие действия компаний или объединений, позволяющие им оказывать одностороннее влияние на общие условия обращения товаров на рынке.

Ограничение конкуренции по 135-ФЗ

Ограничение конкуренции может быть достигнуто посредством заключения между функционирующими на одном и том же рынке компаниями соглашения, которое в соответствии с положениями п. 1 ст. 11 ФЗ № 135 носит название «картельный сговор». Группа компаний, вовлеченных в такое соглашение, называется картель.

Создание картелей приводит к следующим последствиям:

  • ограничению конкуренции;
  • сосредоточению всех возможностей по производству и сбыту товара в руках производителей, входящих в картель;
  • установлению единой цены на товар и, как следствие, увеличению прибыли производителя за счет потребителя;
  • подавлению деятельности фирм, не являющихся участниками соглашения.

Имеющаяся между компаниями договоренность признается картелем, если она влечет за собой:

  1. Установление и поддержание цен на определенном уровне.
  2. Заранее спланированное изменение цен в ходе проведения торгов.
  3. Раздел рынка на сегменты по определенным признакам.
  4. Сокращение объема производства определенных товаров или полное прекращение их выпуска.
  5. Отказ от заключения договоров с определенными контрагентами.

Отсутствие соглашения о создании картеля не является основанием для освобождения от ответственности предприятий, совместно совершающих действия, влекущие за собой возникновения перечисленных выше последствий. Согласно положениям ст. 11.1 ФЗ № 135, такие действия признаются согласованными, а их выполнение запрещается.

Уголовное наказание за ограничение конкуренции

Нормы ст. 178 УК РФ устанавливают ответственность за ограничение конкуренции, достигнутое путем формирования картеля. В том случае, если такое действие принесло государству или субъектам рыночных отношений ущерб, размер которого является крупным (10 млн руб. и более), совершившее его лицо может быть оштрафовано на сумму от 300 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент заработка осужденного за период от года до 2 лет. В качестве альтернативной меры наказания нарушитель может быть привлечен к принудительным работам продолжительностью не более 3 лет либо лишен свободы на тот же срок. Кроме того, суд может принять решение о необходимости установления запрета на осуществление виновником преступления определенных видов деятельности продолжительностью не более 1 года.

Если размер причиненного ущерба является особо крупным (30 млн руб. и более), нарушитель может быть привлечен к принудительным работам продолжительностью до 5 лет с лишением права на работу на определенных должностях до 3 лет (или без такового). Кроме того, суд может принять решение о лишении осужденного свободы на срок до 6 лет, а также оштрафовать его на сумму, не превышающую 1 млн руб., или эквивалентную заработку за период продолжительностью не более 5 лет. В качестве дополнительной меры воздействия суд вправе наложить запрет на выполнение осужденным определенных видов деятельности продолжительностью от года до 3 лет.

Ограничение конкуренции органами власти

Текст гл. 15 ФЗ № 135 запрещает органам власти выполнять действия, принимать акты или заключать соглашения, которые в той или иной степени могут привести к недопущению либо ограничению или устранению конкуренции.

С целью недопущения ограничения конкуренции органам власти, в соответствии со ст. 15 ФЗ № 135, запрещается:

  1. Вводить ограничения и запреты на создание новых компаний, осуществление уже функционирующими компаниями некоторых действий и производство товаров, относящихся к определенным категориям.
  2. Препятствовать нормальному функционированию компаний без наличия весомых оснований.
  3. Ограничивать свободное перемещение товаров по территории страны, а также лишать компании прав на их приобретение, продажу и обмен.
  4. Самостоятельно определять партнеров, с которыми компании должны заключать соглашения, а также давать указания о порядке заключения таких договоров.
  5. Ограничивать право приобретателей товаров (пользователей услуг) на самостоятельный выбор поставщиков.
  6. Создавать условия, ущемляющие права отдельных компаний.

Кроме того, согласно положениям ст. 16 ФЗ № 135, власти не имеют права на заключение соглашений между собой или с функционирующими на рынке компаниями, если это влечет за собой:

  1. Изменение цен или тарифов.
  2. Установление различных цен или тарифов на один и тот же товар, если необходимость такого подхода не имеет экономического, технологического или иного обоснования.
  3. Раздел рынка на несколько секторов в зависимости от количества продаваемых/покупаемых товаров, их ассортимента, состава продавцов/покупателей или территории, на которой они располагаются.
  4. Возникновение препятствий для выхода на рынок новых компаний, ухода с него уже существующих или их полного устранения.

Последствия ограничения конкуренции органами власти

По результатам рассмотрения жалобы на неправомерные действия властей, нарушающие законодательство о защите конкуренции, ФАС, в соответствии с п. 3 ст. 23 ФЗ № 135, может выдать предписание о следующих действиях:

  • внесение корректировок в нарушающие закон акты или отмене их действия;
  • изменение или прекращение действия соглашений, заключенных органами власти между собой или с предприятиями, функционирующими в отрасли;
  • принятие иных мер, направленных на устранение выявленных нарушений законодательства.

Персональная ответственность за недопущение либо ограничение или устранение конкуренции на уровне органов власти установлена ст. 14.9 КоАП РФ: на допустившее их должностное лицо налагается денежный штраф в размере от 15 до 50 тыс. руб. В том случае, если ранее на нарушителя уже было наложено взыскание за такое деяние, он подлежит дисквалификации (освобождению от занимаемой должности) на срок, не превышающий 3 лет.

Итак, недопущение либо ограничение или устранение конкуренции имеет негативные последствия не только для продавцов товаров или поставщиков услуг, которые не могут выйти на рынок, уже занятый недобросовестным предпринимателем, но и для покупателей, которым при отсутствии более выгодных предложений приходится приобретать необходимые продукты по единственной заявленной цене. Именно поэтому действующее законодательство устанавливает запрет на выполнение действий, влекущих за собой прекращение конкурентной борьбы на рынке. К ответственности за нарушение этого правила могут быть привлечены как представители предприятий, так и должностные лица, выполняющие определенные действия от имени органов власти.

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178 УК РФ) (Бацин И.В.)

Дата размещения статьи: 27.05.2015

В условиях рыночных отношений конкуренция выполняет важнейшую регулирующую функцию: обеспечивает развитие рынка, стимулирует производство, способствует повышению качества продукции, снижению цен .

———————————
См.: Андреев А., Гордейчик С. Монополистические действия и ограничение конкуренции: вопросы квалификации // Российская юстиция. 1998. N 7. С. 14.

Конкуренция — это получение хозяйствующим субъектом максимально возможной в данных обстоятельствах прибыли . Экономическое содержание конкуренции выражается в соперничестве хозяйствующих субъектов за лучшие, экономически более выгодные условия производства и реализации товаров, работ, услуг. Конкуренция как институт рыночных отношений получила свое развитие и правовое закрепление во многих зарубежных странах с развитой экономикой .
———————————
Тотьев К. Способы борьбы с недобросовестной конкуренцией // Закон. 1999. N 7. С. 16.
См.: Оводов А.А. Защита конкуренции в Англии и Уэльсе: публично-правовые вопросы // Юридический мир. 2014. N 2. С. 64 — 66; Оводов А.А. Защита конкуренции в ФРГ и Англии: актуальные вопросы // Юридический мир. 2014. N 4. С. 48 — 50.

Не случайно законодатель закрепляет меры правовой поддержки и охраны конкуренции, в том числе и с помощью уголовно-правовых средств. Следует отметить, что уголовно-правовые нормы об ответственности за недопущение, ограничение или устранение конкуренции в системе преступлений в сфере экономической деятельности занимают особое место и в связи с этим включены в единую систему государственного антимонопольного регулирования .
———————————
См.: Губарева А.В. Принцип государственной монополии и соразмерности ограничения прав участников внешнеэкономической деятельности // Юридический мир. 2014. N 6. С. 20 — 24.

Важность и значимость правовой охраны конкурентных отношений и соблюдение антимонопольных правил экономической деятельности подкреплены ст. 178 УК РФ, в которой установлена ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), неоднократное злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере.
Непосредственными объектами преступления, предусмотренного ст. 178 УК РФ, по мнению ученых, являются общественные отношения: «регулирующие добросовестную конкуренцию и деятельность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке» ; «обеспечивающие интересы экономической деятельности в сфере распределения материальных благ и исключающие монополизацию цен и ограничение конкуренции»; влияющие на конкуренцию на товарном рынке, рынке ценных бумаг и финансовых услуг ; «складывающиеся по поводу осуществления основанной на законе предпринимательской деятельности и обеспечивающие добросовестность конкуренции» .
———————————
Ежов Ю.А. Преступления в сфере предпринимательства: Учебное пособие. М., 2001. С. 73.
См.: Тотьев К. Уголовная ответственность за монополистическую деятельность // Хозяйство и право. 1998. N 5. С. 56.
Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 1996. С. 164.

Таким образом, непосредственным объектом следует признавать общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование товарного рынка, состязательность (конкуренцию) на нем хозяйствующих субъектов. Факультативными объектами могут выступать отношения, обеспечивающие честь, достоинство и репутацию человека, имущественные отношения и т.п. В качестве потерпевших выступают конкурирующие индивидуальные предприниматели или руководители конкурирующих коммерческих и некоммерческих организаций, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также близкие им лица.
Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в таких действиях, как недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем:
1) заключения ограничивающих конкуренцию соглашений;
2) осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий;
3) неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившегося:
— в установлении и (или) поддержании монопольно высокой цены товара;
— в установлении и (или) поддержании монопольно низкой цены товара;
— в необоснованном отказе или уклонении от заключения договора;
— в ограничении доступа на рынок.
Условиями привлечения к уголовной ответственности являются последствия в виде:
а) крупного ущерба гражданам, организациям или государству (таковым согласно примечанию 2 к ст. 178 УК РФ признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей);
б) извлечения дохода в крупном размере (согласно примечанию 1 к ст. 178 УК РФ это доход, сумма которого превышает пять миллионов рублей) .
———————————
Нельзя, на наш взгляд, согласиться с мнением Н.А. Лопашенко, считающей, что в случае, когда речь идет об извлечении дохода в крупном размере, имеет место формальная конструкция состава рассматриваемого преступления (см.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. 7-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 611). Поскольку в диспозиции нормы после перечисления действий, составляющих объективную сторону названного состава преступления, законодатель употребляет связку «. повлекли извлечение дохода в крупном размере» (а не «сопряжены с извлечением дохода», как, например, в ст. 171 и 172 УК РФ), следует сделать вывод, что упомянутый доход необходимо рассматривать как последствие совершенного деяния, а не как признак, характеризующий само это деяние.

По конструкции объективной стороны состав преступления является материальным.
Следует отметить: в некоторых исследованиях указывалось, что «ст. 178 УК содержит описание не двух составов преступления — монополистических действий и ограничения конкуренции, — а одного с альтернативными признаками, характеризующими объективную сторону преступления. Монополистические действия в виде установления монопольно высоких или низких цен — это тоже ограничение конкуренции, тогда как раздел рынка, ограничение доступа на рынок и т.д. — это монополистическая деятельность» .
———————————
Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб., 2002. С. 300.

С высказанной позицией необходимо согласиться в связи с тем, что законодатель изменил диспозицию ч. 1 ст. 178 УК и ввел в научный оборот термины «недопущение. «, «ограничение. » и «устранение конкуренции», то есть привел положения уголовно-правовой нормы в соответствие с положениями Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» . Статья 4 данного нормативного акта раскрывает понятие монополистической деятельности: это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Из этого следует, что понятие «монополистические действия» по своему содержанию тождественно понятиям «недопущение. «, «ограничение. » и «устранение конкуренции», поскольку последние охватываются монополистическими действиями в силу прямого указания вышеупомянутого Закона.
———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 19. Ст. 2066.

В новой редакции ст. 178 УК РФ отражает сущность конкурентных отношений более точно и конкретно, поскольку рассматриваемое преступление прямо посягает на добросовестные конкурентные отношения и свободу предпринимательской деятельности.
Перечень способов совершения действий по недопущению, ограничению или устранению конкуренции включает в себя: а) установление или поддержание монопольно высоких цен, б) установление или поддержание монопольно низких цен, в) раздел рынка, г) ограничение доступа на рынок, д) устранение с него других субъектов экономической деятельности, е) установление или поддержание единых цен.
Статья 178 УК РФ базируется на положении ст. 8 Конституции РФ о том, что в России гарантируются поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности. Статья 178 УК РФ относится к уголовно-правовым нормам с бланкетной диспозицией. Для правильного уяснения признаков объективной стороны исследуемого преступления необходимо обратиться к позитивному законодательству , в котором конкуренция определяется как «состязательность хозяйствующих субъектов (коммерческих организаций и их объединений, некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, и индивидуальных предпринимателей), когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» .
———————————
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (в редакции ФЗ от 6 мая 1998 г. N 70-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 19. Ст. 2066.
См.: Собрание законодательства РФ. 1998. N 19. Ст. 2066.

Под недопущением конкуренции следует понимать такие действия виновного, в результате которых становится невозможной конкуренция в конкретной сфере функционирования товарного, финансового рынка, рынка ценных бумаг или какого-либо другого вида рынка. Такая ситуация возможна лишь тогда, когда на каком-либо сегменте рынков отсутствует конкуренция, но складывается ситуация, когда потенциально она может возникнуть, и виновный принимает превентивные меры, чтобы не допустить этого .
———————————
См.: Хутов К.М. Преступный монополизм: уголовно-политическое и криминологическое исследование / Под ред. Н.А. Лопашенко. М., 2007. С. 35.

Ограничение конкуренции — это такое состояние на товарном рынке, при котором состязательность хозяйствующих субъектов в некоторой мере сохраняется, но ее рамки искусственно регулируются действиями виновного, который преследует, в свою очередь, цель установления монополии, что существенно деформирует рыночные отношения и нарушает права потребителей . При этом в п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции названы признаки ограничения конкуренции. К ним относятся: а) сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке; б) рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке; в) отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке; г) определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке; д) иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
———————————
См.: Бойцов А.Н., Ображиев К.В. Уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Ставрополь, 2006. С. 69.

Устранение конкуренции имеет место тогда, когда в результате действий виновного конкуренция была исключена из сферы функционирования того или иного сегмента товарного рынка и состязательность между хозяйствующими субъектами исчезла путем неправомерного вытеснения с него всех конкурентов. Результатом устранения конкуренции является захват рынка одним хозяйствующим субъектом, который становится абсолютным монополистом, то есть контролирует 100% рынка.
Под заключением ограничивающих конкуренцию соглашений понимаются действия, результатом которых является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, имеющие своей целью создание препятствий хозяйствующим субъектам для ведения нормальной, основанной на конкуренции предпринимательской или иной экономической деятельности.
Осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий означает выполнение хозяйствующими на товарном рынке субъектами (как физическими, так и юридическими) таких действий, которые: а) соответствуют интересам каждого из таких субъектов при условии, что их действия заранее известны каждому из них; б) вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. К числу таких обстоятельств, в частности, могут быть отнесены: регулирование тарифов; изменение цен на сырье, используемое для производства товара; изменение цен на товар на мировых товарных рынках; существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год . Согласно ст. 8 Закона о защите конкуренции совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением.
———————————
См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. 7-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 613 — 614.

Злоупотребление доминирующим положением означает использование исключительного положения хозяйствующего субъекта на рынке товаров, не имеющих заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более и если меньше, но это установлено антимонопольным органом исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Запрет на злоупотребление доминирующим положением установлен ст. 10 Закона о защите конкуренции. Уголовная ответственность за такое поведение возможна лишь при наличии следующих условий. Во-первых, злоупотребление доминирующим положением осуществлялось неоднократно, то есть, как следует из примечания 4 к ст. 178 УК РФ, более двух раз в течение трех лет, за что виновное лицо привлекалось к административной ответственности по ст. 14.31 КоАП РФ. Во-вторых, необходимо установить, что указанное деяние совершалось путем:
а) установления и (или) поддержания монопольно высокой цены товара, то есть совершения хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, действий, выразившихся в определении такой цены товара, которая рассчитана на компенсацию необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) имеет своей целью получение дополнительной прибыли в результате снижения качества товара;
б) установления и (или) поддержания монопольно низкой цены товара — цены приобретенного товара, устанавливаемой хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца;
в) необоснованного отказа или уклонения от заключения договора, выражающихся в экономически или технологически не обоснованном отказе либо уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
г) ограничения доступа на рынок, то есть совершения хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, действий, препятствующих доступу на товарный рынок других хозяйствующих субъектов, независимо от того, в качестве кого собираются выступать на рынке эти субъекты — в качестве продавцов или покупателей.
Субъективная сторона основного состава характеризуется умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла. При этом виновный осознает, что своими действиями он не допускает, ограничивает или устраняет конкуренцию указанными в законе способами, предвидит, что своим противоправным поведением он причинит крупный ущерб гражданам, организациям или государству или это деяние повлечет извлечение дохода в крупном размере, и желает (прямой умысел) либо сознательно допускает (косвенный умысел) наступление таких последствий.
Мотивы и цели, являясь необязательными в этом составе, могут быть корыстными или содержать месть конкуренту; цель, как правило, заключается в получении незаконного обогащения. Данные факультативные признаки субъективной стороны на квалификацию преступления не влияют, но могут учитываться при назначении наказания.
Субъект преступления может быть как общим (любое физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста), так и специальным (например, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, представители хозяйствующих субъектов, занимающих и не занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, наделенных функциями или правами указанных органов, и т.п.).
Квалифицированный состав анализируемого преступления (ч. 2 ст. 178 УК РФ) предусматривает ответственность за те же деяния:
а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения (имеет место, когда субъекты в процессе совершения преступления используют служебные или иные властные полномочия);
б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения при отсутствии признаков вымогательства (в тех случаях, когда угроза уничтожения или повреждения чужого имущества подкрепляет обращенное к лицу требование передать виновному имущество либо совершить в его пользу действия имущественного характера, содеянное не образует состава недопущения, ограничения или устранения конкуренции, а квалифицируется как вымогательство);
в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере (особо крупный ущерб, согласно примечанию 2 к ст. 178 УК РФ, составляет сумма, превышающая три миллиона рублей, а доход в особо крупном размере, в соответствии с примечанием 1 к ст. 178 УК РФ, составляет двадцать пять миллионов рублей).
К особо квалифицирующим признакам, предусмотренным в ч. 3 ст. 178 УК РФ, относятся особые способы, посредством которых осуществляется недопущение, ограничение или устранение конкуренции: а) применение насилия или угроза его применения, б) уничтожение или повреждение чужого имущества, в) угроза его повреждения или уничтожения при отсутствии признаков вымогательства, г) совершение преступления организованной группой.
Насилие как физическое воздействие может выражаться в побоях или истязании. Причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью охватывается ч. 3 ст. 178 УК РФ, а причинение тяжкого вреда здоровью требует дополнительной квалификации по ст. 111 УК.
Угроза насилия как средство принуждения выражается в запугивании лишить потерпевшего свободы, нанести ему удары, побои, причинить легкий, средней тяжести или тяжкий вред здоровью, убить. Способ выражения угрозы может быть устным, письменным и т.д. При этом не важно, имеет ли угрожающий действительное намерение реализовать угрозу; достаточно, что потерпевший воспринимает ее как реальную .
———————————
См.: Уголовное право. Особенная часть / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой, Г.П. Новоселова. М., 1997. С. 292.

Угроза уничтожения или повреждения чужого имущества, подкрепленная требованием передать виновному имущество или совершить в его пользу действия имущественного характера, не образует монополистических действий или ограничения конкуренции, а требует квалификации как вымогательство .
———————————
См.: Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М, 1996. С. 167.

Другим квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 178 УК РФ, является совершение преступления организованной группой. Данный особо квалифицирующий признак определяется в соответствии с ч. 3 ст. 35 УК РФ.
В юридической литературе высказан ряд предположений, направленных на совершенствование уголовно-правовой нормы, заключенной в ст. 178 УК РФ.
Одни авторы считают необходимым пересмотреть концепцию антимонопольного законодательства России применительно к хозяйствующим субъектам, еще не достигшим доминирующего положения, и установление мер ответственности за попытку достижения исключительного положения на рынке путем использования нечестных методов конкурентной борьбы .
———————————
См.: Гельфенбуйм И.Г. Проблемы компаративистского исследования антимонопольного законодательства России и антитрестовского права США: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2002. С. 15.

Другие авторы, обращая внимание на несогласованность регулятивного законодательства, регламентирующего поведение хозяйствующих субъектов и органов, осуществляющих надзор за нарушением антимонопольного законодательства, с уголовным, полагают, что «норма ст. 178 УК может быть изменена и предусмотрена ответственность за совершения деяний не только субъектами, монополизировавшими рынок, но и другими хозяйствующими субъектами» .
———————————
Тюнин В.И. Уголовно-правовая охрана отношений в сфере экономической деятельности: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. СПб., 2001. С. 26.

Иные ученые утверждают, что ч. 1 ст. 178 УК РФ вряд ли будет иметь большую практику, так как монополистические действия — это, как правило, совместная деятельность субъектов. Такие действия должны квалифицироваться по ч. 2 ст. 178 УК РФ как совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой .
———————————
См.: Талан М.В. Преступления в сфере экономической деятельности: вопросы теории, законодательного регулирования и судебной практики: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Казань, 2002. С. 31.

Литература

1. Андреев А., Гордейчик С. Монополистические действия и ограничение конкуренции: вопросы квалификации // Российская юстиция. 1998. N 7. С. 14.
2. Бойцов А.Н., Ображиев К.В. Уголовная ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Ставрополь, 2006. С. 69.
3. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб., 2002. С. 300.
4. Гельфенбуйм И.Г. Проблемы компаративистского исследования антимонопольного законодательства России и антитрестовского права США: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2002. С. 15.
5. Губарева А.В. Принцип государственной монополии и соразмерности ограничения прав участников внешнеэкономической деятельности // Юридический мир. 2014. N 6. С. 20 — 24.
6. Ежов Ю.А. Преступления в сфере предпринимательства: Учебное пособие. М., 2001. С. 73.
7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. 7-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 611.
8. Оводов А.А. Защита конкуренции в Англии и Уэльсе: публично-правовые вопросы // Юридический мир. 2014. N 2. С. 64 — 66.
9. Оводов А.А. Защита конкуренции в ФРГ и Англии: актуальные вопросы // Юридический мир. 2014. N 4. С. 48 — 50.
10. Талан М.В. Преступления в сфере экономической деятельности: вопросы теории, законодательного регулирования и судебной практики: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Казань, 2002. С. 31.
11. Тотьев К. Способы борьбы с недобросовестной конкуренцией // Закон. 1999. N 7. С. 16.
12. Тотьев К. Уголовная ответственность за монополистическую деятельность // Хозяйство и право. 1998. N 5. С. 56.
13. Тюнин В.И. Уголовно-правовая охрана отношений в сфере экономической деятельности: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. СПб., 2001. С. 26.
14. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 1996. С. 164.
15. Уголовное право. Особенная часть / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой, Г.П. Новоселова. М., 1997. С. 292.
16. Хутов К.М. Преступный монополизм: уголовно-политическое и криминологическое исследование / Под ред. Н.А. Лопашенко. М., 2007. С. 35.

Еще по теме:

  • Закон о приватизации 2003г Как работает закон о приватизации квартиры в 2018 году С 1992 года в России действует порядок приватизации, позволяющий получить в собственность жилье из госфонда. Периодически в нормативы вносятся поправки. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических […]
  • 178 статья упк Уголовно-Процессуальный Кодекс Республики БеларусьСтатья 178. Отказ в возбуждении уголовного дела 1. При отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела орган дознания, следователь, прокурор выносят мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в резолютивной […]
  • 178 тк рф компенсация Ст. 178 ТК РФ. Выходные пособия. Трудовой кодекс Что же такое выходное пособие ? Точный ответ на этот вопрос законодательство не содержит. Тем не менее, в ст. 178 ТК РФ указаны случаи, когда гражданин вправе требовать от руководителя организации данную выплату. Но не смотря на это, […]
  • Тарифы на коммунальные услуги волжский Тарифы на коммунальные услуги Электрическая энергия в домах с электрическими плитами Электрическая энергия в домах с газовыми плитами Никитинская, 53 Уважаемые жильцы жилого дома по ул. Никитинская 53 В связи с проведением АО «ПТС» ремонтных работ на тепловых сетях в Вашем доме не будет […]
  • Средний заработок при увольнении по сокращению 2018 Увольнение по сокращению штатов: расчет компенсации Актуально на: 27 декабря 2017 г. Сокращение численности и сокращение штата – это основания, по которым работник может быть уволен по инициативе работодателя (п. 2 ст. 81 ТК РФ). В первом случае уменьшается количество работников одной […]
  • Выходное пособие статья 178 Статья 178. Трудового кодекса РФВыходные пособия При расторжении трудового договора в связи с ликвидациейорганизации(пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса)либо сокращением численности или штата работников организации (пункт2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) […]
  • Комментарии ст 59 гк рф Статья 59. Передаточный акт 1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в […]
  • Власов гражданский процесс учебник Логика. Папка дошкольника У нас вы можете скачать книгу Гражданский процесс. Учебник А. А. Власов в fb2, txt, PDF, EPUB, doc, rtf, jar, djvu, lrf! Порядок возбуждения и рассмотрения гражданских дел в суде надзорной инстанции. Принцип разумности в российском гражданском процессе. Пособие […]