Меню

70. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Часть 1 ст. 264 УК предусматривает уголовную ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба. Общественная опасность данного преступления заключается в его распространенности. Уровень транспортных преступлений в структуре всей преступности очень высок. ^ Основным объектомпреступления является безопасность движения и эксплуатации транспортных средств,дополнительным– жизнь, здоровье человека, имущественные интересы граждан, а также юридических лиц. Подтранспортными средствами понимаются все виды автомобилей, трактора и иные самоходные машины, трамваи и троллейбусы, а также мотоциклы и иные механические транспортные средства. Под городским электротранспортом следует понимать трамваи и троллейбусы. Кдругим механическим транспортным средствам следует отнести любые дорожные, строительные и другие специальные машины: экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.^ Субъективная сторонапреступления характеризуется неосторожной виной. Однако виновное лицо может нарушить правила безопасности дорожного движения как умышленно, так и по неосторожности. Что касается психического отношения лица к наступившим последствиям, то преступление может быть совершено только по неосторожности в виде легкомыслия или небрежности, о чем прямо сказано в ст. 264 УК.Субъектомэтого преступления могут быть только водители автомобилей любых видов, мотоциклов, трамваев, троллейбусов, дорожных, строительных, сельскохозяйственных и других специальных машин (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и др.), управляющих ими при передвижении по улицам, дорогам и иным местам при использовании их как транспортного средства. Наезд на потерпевшего при использовании этих самоходных машин как специальных механизмов по выполнению дорожных, сельскохозяйственных работ следует квалифицировать как преступление против личности, нарушение правил по технике безопасности или нарушение правил при производстве строительных работ (статьи 109, 118, 143, 216 УК). Ответственность по ст. 264 УК могут нести водители-профессионалы, автолюбители, лица, не имеющие удостоверения или лишенные в установленном порядке права управления транспортом, угонщики транспортных средств, совершившие наезд на потерпевшего, достигшие шестнадцати лет. Не имеет значения для ответственности по ст. 264 УК, кому принадлежало транспортное средство. Не может быть привлечен к ответственности ученик, управляющий транспортным средством с двойным управлением в присутствии инструктора. Если же он самовольно взял машину и совершил наезд, то он отвечает как любой водитель, управляющий транспортным средством без удостоверения на право управления автомобилем или иным транспортным средством. Часть 2 ст. 264 УК подлежит применению в случаях, когда нарушение правил дорожного движения повлекло за собой по неосторожности смерть человека. В части 3 ст. 264 УК установлена ответственность за особо квалифицированный состав, то есть когда деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц. Диспозиция ст. 264 УК является бланкетной. Для определения, имеется ли в действиях лица состав данного преступления, необходимо обратиться к соответствующим нормативным актам, регулирующим безопасность движения или эксплуатации транспорта. Такими нормативными актами, в частности, являются Правила дорожного движения.^ Объективная сторонапреступления характеризуется тремя признаками: 1) нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств; 2) причинением потерпевшему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо причинением крупного ущерба; 3) наличием причинной связи между фактом нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и наступившим вредом здоровью или имущественным интересам граждан или юридических лиц. По конструкции рассматриваемый состав преступления является материальным. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств может быть совершено путем действия или бездействия. Признаки тяжкого, средней тяжести вреда содержатся соответственно в статьях 111 и 112 УК РФ. Понятие крупного ущерба является оценочной категорией. Ущерб может выразиться в уничтожении или повреждении транспортных средств, различных сооружений, перевозимого груза и т.п. Вопрос, является ли причиненный ущерб крупным, определяется судом. Для правильной квалификации и рассмотрения уголовного дела по данной категории необходимо назначение автотехнической экспертизы. Ее результаты помогают решить один из наиболее трудных вопросов в характеристике объективной стороны преступления – установление причинной связи между нарушением правил дорожного движения и наступившими последствиями.

71. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ). Объектамипреступления являются конституционный строй, политическая система, а также жизнь государственного или общественного деятеля.^ Государственным деятелемпризнается лицо, занимающее высокий пост в органах власти РФ: Президент, депутат Федерального Собрания, председатель и члены Правительства, а также иные лица, занимающие государственные должности РФ, к которым в соответствии с ч. 2 примечания к ст. 285 УК РФ относятся должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.^ Общественный деятель— руководитель или активный член партии либо другого общественного объединения, занимающегося политической деятельностью. Это может быть представитель течения, поддерживающего правящую власть или оппозиционного ей, однако при условии, что оно зарегистрировано и действует в рамках Конституции РФ. Общественными деятелями следует считать также официально зарегистрированных кандидатов в депутаты Федерального Собрания на период проведения избирательной кампании.Объективная сторонапреступления заключается в посягательстве на жизнь, т. е. убийстве или покушении на убийство. Состав — формальный, преступление считается оконченным в момент покушения, т. е. действий, непосредственно направленных на лишение жизни, независимо от фактически причиненного вреда жизни или здоровью потерпевшего.Субъективная сторонавыражается в прямом умысле и специальной цели — прекращения потерпевшим его политической деятельности либо по мотивам мести за такую деятельность. Указанная цель выражается в стремлении физически устранить данное лицо как политического противника, а нередко также запугать других конкурентов в борьбе за власть. Деяние относится к категории особо тяжких преступлений.

72. ВОЗБУЖДЕНИЕ ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ). В ст. 13 Конституции РФ провозглашен принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной языковой или религиозной принадлежности. Специально подчеркнуто равенство мужчин и женщин. В соответствии с этим принципом ст. 29 Конституции РФ запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. В ст. 282 УК РФ установлена уголовная ответственность за различные действия, нарушающие конституционные основы социальных, национальных, расовых или религиозных отношений. Общественная опасность этих преступлений весьма значительна. Национализм, расизм, религиозная нетерпимость являются причинами многочисленных конфликтов между личностями, группами населения, целыми регионами и даже государствами. Эти конфликты приобретают затяжной характер (иногда длятся на протяжении веков), нередко связаны с военными действиями и вызывают гибель людей, изгнание их с места постоянного жительства, причиняют огромный материальных и моральный ущерб. Расовое или межнациональное противостояние принимают наиболее опасные формы геноцида или апартеида. Опасность представляет также возбуждение ненависти или вражды по признакам пола, языка, происхождения или принадлежности к какой-либо социальной группе.Объективная сторонаможет выражаться в различного рода формах. Первая из них — действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды к человеку или группе лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе. Ненависть или вражда означают наличие неприязненных отношений к другой стороне в связи с ее принадлежностью к определенной группе — главным образом социальной, национальной (этнической), расовой (антропологической), религиозной (конфессиональной). Действия считаются направленными на возбуждение ненависти или вражды, если они содержат информацию, воздействующую на разум или чувства лиц, ее воспринимающих, в виде выражения отрицательных оценок и негативных установок в отношении указанных выше групп или отдельных их членов, причем не в связи с их личными поступками, а исключительно или главным образом из-за их принадлежности к какой-либо из указанных групп. Способы распространения могут быть любыми: устно, письменно, в виде карикатур и т. д. Наиболее типичными средствами возбуждения ненависти или вражды являются: — формирование негативного образа всей группы; — перенос негативных характеристик и пороков (подлинных или вымышленных), присущих отдельным представителям группы, а также ответственности за их поступки на всю группу; — приписывание враждебных действий, опасных намерений, заговоров, тайных планов одной группы против другой; — объяснение бедствий и другого неблагополучия деятельностью определенных групп; — требования провести карательные или ограничительные меры (репрессии, депортации, геноцид, апартеид и т. д.) против какой-либо группы, а также поощрение и оправдание таких мер; — угрозы совершить насильственные действия либо склонение к этому других лиц в отношении определенной группы; — пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их пола, социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности. Идеи могут быть выражены как в прямой, так и в завуалированной форме, особенно когда автор оперирует подлинными фактами, но тенденциозно подбирает их, целенаправленно толкует, перемешивает с ложью, слухами и т. д. При этом необходимо установить, что высказывания или тексты не просто содержат информацию о каких-либо фактах, а используются для подтверждения определенных взглядов, возбуждающих ненависть и вражду. Вторая форма преступного поведения — действия, направленные на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам их принадлежности к указанным группам. Они имеют признаки, сходные с клеветой и оскорблением (ст. 129, 130 УК РФ), ибо также заключаются в распространении ложных измышлений или непристойных высказываниях, однако обязательно связаны с принадлежностью потерпевших к какой-либо из указанных групп, например с их типичной внешностью, языком, манерами Не представляют собой преступления дискуссии об особенностях той или иной национальности (расы, религии), не связанные с пропагандой их исключительности, превосходства или неполноценности. Не является преступным также выражение личной неприязни к членам определенной национальной, расовой или религиозной группы, не связанное с возбуждением вражды, унижением достоинства или пропагандой (например, нежелание жить по соседству, вместе работать, дружить, вступить в брак и т. п.). Нарушение равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам является дискриминацией по указанным признакам и квалифицируется как преступление против конституционных прав по ст. 136 УК РФ. Отличие от ст. 282 УК РФ заключается в том, что перечисленные действия не направлены на возбуждение ненависти или вражды либо на унижение достоинства. Поскольку в ст. 282 УК РФ говорится о действиях, преступление считается оконченным в момент их совершения независимо от того, наступили ли последствия в виде возбуждения вражды и т. д. Возможна и неоконченная преступная деятельность, например подготовка листовок с целью их дальнейшего распространения расценивается как приготовление к преступлению. Обязательным условием ответственности является совершение действий публично или с использованием средств массовой информации. Эти признаки аналогичны тем, которые излагались при анализе состава ст. 280 УК РФ.Субъективная сторонахарактеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что его действия вызывают вражду, и желает их совершить. В диспозиции ст. 282 УК РФ ничего не говорится о целях, следовательно, они могут быть любыми: получить доход от распространения литературы, привлечь на свою сторону избирателей и т. д.Субъектомпреступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. В ч. 2 ст. 282 УК РФ содержатся три квалифицирующих обстоятельства: — применение насилия или угроза его применения (п. «а»); — лицом с использованием своего служебного положения (п. «б»); — совершение деяния организованной группой (п. «в»). Все они не отличаются от аналогичных, встречающихся во многих других составах. Необходимо лишь подчеркнуть, что насилие или угроза должны быть частью проявления ненависти или вражды, например, когда они применяются при выселении лиц определенной национальности и т. д. Действия, указанные в п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ, являются разновидностью публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), при этом применяется ст. 282 УК РФ, так как она является специальной по отношению к ст. 280 УК РФ. Деяния, описанные в ч. 1 и 2 ст. 282 УК РФ, — преступления средней тяжести.

73. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСТРЕМИТСКОГО СООБЩЕТСВА

Организация экстремистского сообщества (ст. 282 1 УК РФ). Экстремистское сообщество— это организованная группа лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, а равно руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности. Понятие экстремистской деятельности приведено при описании признаков ст. 280 УК РФ.Объективная сторонапреступления по ч. 1 заключается в создании экстремистского сообщества либо руководстве им, его частью или входящими в него структурными подразделениями, а также в создании объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества, а по ч. 2 — в участии в экстремистском сообществе. Понятия действий по созданию, руководству и участию, а также момент окончания совпадают с аналогичными понятиями в других видах преступных сообществ (например, в ст. 210 УК РФ).Субъектомможет быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.Субъективная сторона— прямой умысел, цель — подготовка или совершение преступлений экстремистской направленности, перечисленных в ч. 1, а в отношении создателей и руководителей также цель разработки планов и (или) условий для совершения таких преступлений. Если члены сообщества, помимо призывов, совершили преступления экстремистской направленности, то их действия квалифицируются по совокупности с соответствующими статьями об этих преступлениях. Отличие ст. 282 1 УК РФ от ст. 280 УК РФ заключается в том, что ст. 280 УК РФ предусматривает ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, а ст. 282 1 УК РФ — за само создание, руководство экстремистским сообществом или участие в нем независимо от того, были ли совершены фактически экстремистские действия, в том числе в виде публичных призывов. Квалифицирующее обстоятельство по ч. 3 ст. 282 1 УК РФ — совершение действий, указанных в ч. 1 или ч. 2, лицом с использованием своего служебного положения — по содержанию аналогично такому же обстоятельству, указанному в ч. 3 ст. 209 и ч. 3 ст. 210 УК РФ. В соответствии с примечанием к ст. 282 1 УК РФ лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Это вид деятельного раскаяния, не отличающийся от других его видов, предусмотренных ч. 2 ст. 75 УК РФ. Деяние, предусмотренное ч. 2, относится к преступлениям небольшой тяжести, ч. 1 — средней тяжести, а по ч. 3 — к тяжким преступлениям.

Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ)

Дипломная работа по предмету : «Уголовное право»

1 Теоретические аспекты ответственности за преступления, связанные с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. 6

1.1 История законодательного регулирования ответственности за дорожно-транспортные преступления. 6

1.2 Понятие и сущность преступлений в области дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. 13

2 Уголовно-правовая характеристика состава преступления. 21

2.1 Признаки объекта и объективной стороны преступлений. 21

2.2 Признаки субъекта и субъективной стороны преступлений. 29

3 Квалификация преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. 37

3.1 Квалифицирующие признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. 37

3.2 Вопросы квалификации автотранспортных преступлений. 42

Список использованных источников и литературы. 53

Список сокращений и условных обозначений. 60

Словарь терминов. 61

Список использованных источников и литературы
Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2014 г. N 11-ФКЗ) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 05.04.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 1. — Ст. 1.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (в ред. от 30.12.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 46. — Ст. 4532.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996. N 63-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 24 мая 1996 г. (в ред. от 30.03.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — N 25. — Ст.2954.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (в ред. от 30.03.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — N 52. — Ст. 4921.

6. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ (в ред. от 28.11.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — N 50. — Ст. 4873.

7. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2001 г. N 73-ФЗ (в ред. от 08.03.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — N 23. – Ст. 2291.

8. О правилах дорожного движения: Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090 (в ред. от 21.01.2016 г.) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 1993. — N 47. — Ст. 4531.

9. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 (в ред. от 13.07.2015 г.) // Собрание законодательства. — 2002. — N 23. — Ст. 2102.

10. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ (в ред. от 29.12.2015 г.) // Российская газета. 2011. 23 ноября.

11. Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647 (в ред. от 04.09.2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — N 28. — Ст. 2681.

12. Основные положе­ния по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должно­стных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения: Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. N 1090 (в ред. от 21.01.2016 г.) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 1993. — N 47. — Ст. 4531.

13. О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения: Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 г. N 308 (в ред. от 18.12.2015 г.) // Российская газета. — 2003. — 24 июля.

14. О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического): Приказ Минздрава России от 18.12.2015 г. N933н // Российская газета. – 2016. – 23 марта.

15. Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи: Приказ Минздрава России от 20.06.2013 г. N 388н // Российская газета. — 2013. — 5 сентября.

16. О подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов: Постановление Правительства РФ от 15.12.2007 г. N 876 (в ред. от 21.01.2016 г.) // Российская газета. — 2007. — 19 декабря.

17. Об утверждении Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции: Постановление Правительства РФ от 17.01.2007 г. N 20 (в ред. от 23.05.2014 г.) // Российская газета. — 2007. — 24 января.

18. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: Приказ МВД России от 02.03.2009 г. N 185 (в ред. от 22.12.2014 г.) // Российская газета. — 2009. — 7 июля.

2. Учебная и иная литература

19. Административная деятельность органов внутренних дел / Под ред. А.П. Корнеева. — М.: Норма, 2012. — 396с.

20. Административное право России / Под ред. Ю.К.Козлова. — М.: Юрист, 2013. — 765 с.

21. Алехин А.П. Административная и уголовная ответственность на транспорте. — М.: Статут, 2013. — 248с.

22. Байбарин А.А., Ефимова Е.О. Роль личности и ситуации при совершении дорожно-транспортных преступлений // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. – 2013. — N 4. — С. 54-61.

23. Баранчикова М.В. Дифференциация ответственности за дорожно-транспортные преступления // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью: Материалы круглого стола. — Орел: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2013. — С. 15-17.

24. Белокобыльский Н.Н., Чучаев А.И. Механизм транспортного преступления. — Саратов: ТМ-Комплекс, 2014. – 446 с.

25. Воробьев-Обухов А. Остановись. мгновенно // За рулем. — 2011.- N 5. – С. 5 – 8.

26. Годунов В.С. Дифференциация оснований и пределов уголовной ответственности лиц, совершивших автотранспортные преступления // Закон и право. – 2012. — N 7. — С. 94-97.

27. Головко В.В. Учебник инспектора ГИБДД. — М.: Эксмо, 2012. — 372с.

28. Головко В.В. Учебник инспектора ГИБДД с образцами процессуальных документов. — М.: Эксмо, 2013. — 612с.

29. Гринберг М.С. Технические преступления. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 2012. – 384 с.

30. Данилов Е.П. Автомобильные дела. Административные. Уголовные. Гражданские. Экспертиза. — М.: СПАРК, 2014. – 228 с.

31. Долдонов В.В. Преступления на транспорте. – Челябинск: ЮУКИ, 2008. – 228с.

32. Жихарев А. Здоровье не купишь? // За рулем. — 2005. — N 2. – С. 31 – 36.

33. Жулев В.И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. — М.: Юридическая литература, 2014. – 288 с.

34. Зацепин К. Каждая дорога — благодать // За рулем. — 2013. — N 5. – С. 40 – 46.

35. Зорин Р.Г., Розовский Р.Г., Селюков Д.Д. Дорожные негативные обстоятельства дорожно-транспортного преступления // Библиотека криминалиста. – 2013. — N 4. — С. 370-379.

36. Зубенко Е.В. Методика расследования дорожно-транспортных преступлений, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности: монография. — М.: Юрлитинформ, 2014. — 200 c.

37. Зубенко Е.В., Овчинников Ю.Т. Проблемы квалификации оставления в опасности в случае дорожно-транспортного преступления (происшествия) // Библиотека криминалиста. – 2014. — N 4. — С. 44-48.

38. Иванов И.С. Практический комментарий к главе 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения» / И.С. Иванов. — М.: КонсультантПлюс, 2013. – 122с.

39. Иванова О.А. Административная ответственность за правонарушения, совершенные в состоянии опьянения. – Омск: Скиллс, 2012. — 98с.

40. Иванов Н.Г., Корабельников С.М. Ответственность за дорожно-транспортные преступления и деятельность органов внутренних дел по их предупреждению. — М.: Щит-М, 2016. – 512 с.

41. Козаченко И.Я., Липутин Е.А. Причинная связь в автотранспортных преступлениях, в призме экспертных оценок. — Тюмень: Тюменский государственный университет, 2012. – 310 с.

42. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Зуйко В.И. — М.: ЮДЮ, 2013. – 834 с.

43. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. ю.и. Скуратова, в.м. лебедева. – М.: Инфра-м-норма, 2012. – 910 с.

44. Коробеев А.И. Транспортные преступления. — СПб: Юридический центр Пресс, 2013. – 412 с.

45. Коробеев А.И. Транспортные преступления: квалификация и ответственность. — М.: Юридический литература, 2013. – 432 с.

46. Коробеев А.И. Транспортные преступления: квалификация, ответственность, предупреждение. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного гос. ун-та, 2012. – 510 с.

47. Красненкова С.А., Стешич Е.С. Криминальная пре- диспозиция как фактор дорожно-транспортного преступления (по материалам конкретного исследования) // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2014. — N 2. — С. 17-23.

48. Кременов И.Н. Уголовная ответственность за транспортные преступления. – М.: Норма, 2013. 382 с.

49. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н.Бурлакова и П.M. Кропачева. -СПб.: Питер, 2012. 644 с.

50. Латыпова К.С. Механизм дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. — N 2. — С. 301-304.

51. Латыпова К.С. Некоторые особенности возбуждения уголовных дел по дорожно-транспортным преступлениям, связанным с наездами на пешеходов // Закон и право. – 2013. — N 10. — С. 131-133.

52. Ломтев С.П. Законодательство и судебная практика по делам, связанным с использованием транспортных средств. — М.: Спарк, 2012. – 512 с.

53. Лукьянов В. В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений: Специальные вопросы уголовного и административного права. — М.: Дашков и Ко, 2011. — 84с.

54. Майоров В.И. Безопасность дорожного движения — объект социально-экономического управления. — Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2015. – 410 с.

55. Маханек А.Б. Дорожно-транспортные преступления: монография / под общ. ред.: Мешков В.М. — М.: Юрлитинформ, 2014. — 152 c.

56. Мещерякова Т.А. Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов, и их криминалистическая профилактика // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2013. — N 3. — С. 90-94.

57. Мещерякова Т.А. Особенности влияния дорожных условий на механизм совершения дорожно-транспортных преступлений на автодорогах регионального значения // Закон и право. – 2013. — N 9. — С. 103-106.

58. Миленин Ю.Н. К вопросу о значении видеозаписи при расследовании дорожно-транспортных преступлений // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью: Материалы круглого стола. — Орел: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2013. — С. 98-105.

59. Обзор судебной практики по делам о совершении преступлений на транспорте / Сост. И.Н. Коробеев. – М.: Норма, 2015. – 266 с.

60. Потапов Д.П. Некоторые вопросы субъективной стороны в дорожно-транспортных преступлениях // Правовая система общества: преемственность и модернизация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Барнаул, 4-5 октября 2012 г. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. — С. 167-169.

61. Соктоев З. О взаимообусловленности причинной связи и вины в дорожно-транспортных преступлениях // Уголовное право. – 2013. — N 4. — С. 62-67.

62. Соктоев З.Б. Причинная связь в дорожно-транспортных преступлениях // Lex Russica. – 2013. — N 7. — С. 706-717.

63. Соктоев З.Б. Опасная ситуация в механизме причинной связи дорожно-транспортных преступлений // Вестник Московского университета МВД России. – 2013. — N 5. — С. 88-91.

64. Уголовное право: Общая и особенная часть / Под ред. Н.Н.Зайкина. – М.: Норма, 2014. – 618 с.

65. Уголовное право / Под ред. И.Я. Козаченко. – М.: Норма, 2015. – 774 с.

66. Уголовное право / Под ред. З.А. Незнамова. – М.: Норма, 2013. – 898 с.

67. Уголовное право: учебник для вузов / Под ред. П. А. Ляшко. – М.: Юрист, 2014. – 708 с.

68. Юрпалова Д.Н. Специфические черты дорожно-транспортных преступлений, совершаемых женщинами // Общество и право. – 2012. — N 3. — С. 181-184.

3. Материалы судебной практики

69. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 22 октября 1969 г. N 50 // Судебная практика по уголовным делам в 2-х частях. Часть 1. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации. — 2-е изд., перераб. и доп. /Сост. С.А.Подзоров. — М.: Изд-во Экзамен, 2007. — С. 88-93.

70. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 // Российская газета. 2008. 26 декабря.

71. О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях. Постановление Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 г. N 11 // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1970. — N 6.

72. Дело N 2-128/2014 г. Л. 71-73. // Архив Белорецкого районного суда Республики Башкортостан.

73. Дело N 2-23/2013 г. Л. 12 — 14. // Архив Ленинского районного суда г. Магнитогорска.

74. Дело N 2-78/2014 г. Л. 90 — 92. // Архив Ленинского районного суда г. Магнитогорска.

75. Дело N 2-41/2013 г. Л. 9 — 10. // Архив Ленинского районного суда г. Магнитогорска.

76. Дело N 4-32/2014 г. Л. 31 — 30. // Архив Ленинского районного суда г. Магнитогорска.

77. Дело N 5-87/2014 г. Л. 55 — 61. // Архив Ленинского районного суда г. Магнитогорска.

78. Дело N 1-111/2015 г. Л. 40 — 46. // Архив Ленинского районного суда г. Магнитогорска.

79. Дело N 2-12/2013 г. Л. 11. // Архив Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска.

80. Дело 22-2327/2016 (21.04.2016 // Архив Кемеровский областной суд (Кемеровская область)

81. Дело 22-225/2016 (21.01.2016 // Архив Верховный Суд Республики Алтай

82. Дело 22-842/2016 (21.02.2016 // Архив Верховный Суд Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

83. Дело 22-699/2016 (21.03.2016 // Архив Смоленский областной суд (Смоленская область)

84. Дело 5-118/2016 (21.04.2016 // Архив Судебный участок мирового судьи N 3 Дзержинского района г. Нижнего Тагила

85. Дело 22-1907/2016 (20.02.2016 // Архив Краснодарский краевой суд (Краснодарский край)

86. Дело 1-16/2016 (20.03.2016 // Архив Мировой судья судебного участка N 16 Советского района г. Брянска

87. Дело 22-1553/2016 (19.03.2016 // Архив Волгоградский областной суд (Волгоградская область)

88. Дело 1-97/2016 (19.02.2016 // Архив Тамбовский районный суд (Тамбовская область)

89. Дело 22-628/2016 (19.01.2016 // Архив Верховный Суд Республики Дагестан

90. Дело 22-2702/2016 (19.01.2016 // Архив Московский областной суд (Московская область)

91. Дело 5-257/2016 (19.02.2016 // Архив Судебный участок Голышмановского р-на N 1

92. Дело 5-258/2016 (19.02.2016 // Архив Судебный участок Голышмановского р-на N 1

93. Дело 5-247/2016 (19.03.2016 // Архив Судебный участок N 21 Самарской области

94. Дело 4/17-11/2016 (18.02.2016 // Архив Пышминский районный суд (Свердловская область)

95. Дело 22-589/2016 (18.03.2016 // Архив Суд Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономный округ)

96. Дело 22-1514/2016 (18.01.2016 // Архив Волгоградский областной суд (Волгоградская область)

97. Дело 5-203/2016 (18.02.2016 // Архив Судебный участок мирового судьи N 2 г. Ирбита

98. Дело 4/17-14/2016 (18.02.2016 // Архив Приютненский районный суд (Республика Калмыкия)

99. Дело 4/1-47/2016 (18.03.2016 // Архив Бежецкий городской суд (Тверская область)

100. Дело 1-99/2016 (15.02.2016 // Архив Семилукский районный суд (Воронежская область)

101. Дело 22-2159/2016 (15.03.2016 // Архив Самарский областной суд (Самарская область)

102. Дело 5-620/2016 (15.01.2016 // Архив Судебный участок г.Ишима N 2

103. Дело 5-562/2016 (15.03.2016 // Архив Судебный участок г.Ишима N 2

104. Дело 5-221/2016 (15.02.2016 // Архив Судебный участок N 1 Ливенского района Орловской области

105. Дело 5-627/2016 (15.01.2016 // Архив Судебный участок г.Ишима N 2

106. Дело 5-628/2016 (15.02.2016 // Архив Судебный участок г.Ишима N 2

107. Дело 5-624/2016 (15.04.2016 // Архив Судебный участок г.Ишима N 2

108. Дело 22-144/2016 (14.04.2016 // Архив Северо-Кавказский окружной военный суд (Ростовская область)

109. Дело 22-199/2016 (14.03.2016 // Архив Верховный Суд Республики Алтай (Республика Алтай)

110. Дело 22-2612/2016 (14.02.2016 // Архив Московский областной суд (Московская область)

111. Дело 22-122/2016 (14.03.2016 // Архив Северо-Кавказский окружной военный суд (Ростовская область)

112. Дело 33-6052/2016 (14.03.2016 // Архив Ростовский областной суд (Ростовская область)

113. Дело 22-147/2016 (14.02.2016 // Архив Северо-Кавказский окружной военный суд (Ростовская область)

114. Дело 5-214/2016 (14.04.2016 // Архив Нижегородский гарнизонный военный суд (Нижегородская область)

115. Дело 22-201/2016 (14.04.2016 // Архив Верховный Суд Республики Алтай (Республика Алтай)

116. Дело 2-417/2016

М-302/2016 (14.04.2016 // Архив Анжеро-Судженский городской суд (Кемеровская область)

117. Дело 22-806/2016 (14.03.2016 // Архив Верховный Суд Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

118. Дело 5-81/2016 (14.02.2016 // Архив Судебный участок N 208 мирового судьи Пущинского судебного района Московской области

119. Дело 10-17/2016 (14.02.2016 // Архив Рассказовский районный суд (Тамбовская область)

120. Дело 22-688/2016 (13.01.2016 // Архив Смоленский областной суд (Смоленская область)

121. Дело 1-196/2016 (13.03.2016 // Архив Сергиево-Посадский городской суд (Московская область)

Работа защищена на отлично.

На момент написания уникальность составила 83% по всем системам.

ЦЕНА РАБОТЫ: 1000 руб.

КОД РАБОТЫ: Crp_0231

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (предмет: Государство и право) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта. Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0) .

курсовая работа по дисциплине Государство и право на тему: Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год.

По дисциплине Уголовное право

Нарушение правил дорожного движения и

эксплуатации транспортных средств

1. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

1.1 Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений

1.2 Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

2. Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

2.1 Объект преступления. Объективная сторона преступления

2.2 Субъект преступления. Субъективная сторона преступления

Список используемых источников

Автомобильный транспорт играет важную роль в развитии транспортной системы страны. Вместе с тем, в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества. Автомобилизация страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения. В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью движения автомобильного транспорта, в которое вовлечены десятки миллионов людей и большое число транспортных средств, предупреждение аварийности становится одной их серьезнейших социально-экономических проблем. От ее успешного решения в значительной степени зависят не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны.

Нарушение правил дорожного движения может заключаться в превышении разрешенной скорости движения, нарушении правил обгона и разъезда, нарушении правил остановки и стоянки, проезда перекрестков, железнодорожных переездов, неправильном маневрировании на дороге. Нарушение же правил эксплуатации транспортных средств выражается в эксплуатации технически неисправных транспортных средств, в нарушении правил перевозки людей, грузов.

По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Из общего количества дорожно-транспортных происшествий, каждое третье является преступлением, что подтверждается статистическими данными.

Целью данной курсовой работы является изучение уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Для достижения данной цели курсовой работы, следует выполнить следующие задачи:

1. Изучить уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

2. Дать общую характеристику преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Объектом исследования будет являться, уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Предметом исследования будут являться, общественные отношения, связанные с изучением уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

1. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

1.1 Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений

Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в российском законодательстве в самостоятельную главу в Уголовном кодексе. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.

Глава, объединяющая данные преступления расположена в 9 разделе УК: «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», помещенного на третье место после раздела о преступлениях против личности и в сфере экономики.

Таким образом, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта являются неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе. В самом разделе глава занимает четвертое место после глав о преступлениях против общественной безопасности, против здоровья населения и общественной нравственности, а также экологических преступлений Журавлев М. Общая и Особенная части. М., 2008. С. 596. .

В 27 главе УК предусмотрены такие преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, как:

— нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (статья 263);

— нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (статья 264);

— оставление места дорожно-транспортного происшествия (статья 265);

— недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (статья 266);

— приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267);

— нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (статья 268);

— нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (статья 269);

— неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (статья 270);

— нарушение правил международных полетов (статья 271).

Объединение этих преступлений в самостоятельную главу обусловлено их посягательством на единый родовой объект, каковым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта Наумов А.В. Российское уголовное право. Курс лекций: в 3 т. Т. 1: Общая часть. М., 2007. С. 601. .

1.2 Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Небольшое количество норм уголовного права, предусматривающих ответственность за нарушение правил дорожного движения, порождает среди владельцев автомобилей, мотоциклов, других механических транспортных средств, а также, к сожалению, и среди работников правоохранительных и правоприменительных органов иллюзию, будто бы уголовно-правовая проблема в области безопасности дорожного движения довольно несложна. Истоки этой иллюзии лежат в недостаточно четком понимании дискуссионности и нерешенности ряда специальных вопросов, составляющих эту проблему.

Действительно, для человека, управляющего транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, уголовная ответственность сегодня предусмотрена статьями 264 и 265 Уголовного Кодекса РФ.

Наибольшего внимания требует в настоящем изложении ст.264 УК РФ, которая наиболее часто применяется в практике для квалификации действий водителя, повлекших уголовно-наказуемое дорожно-транспортное происшествие. Эта статья называется «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Естественно, прежде всего, необходимо понять, какие правовые акты скрываются за формулой «правила дорожного движения и эксплуатации Лукьянов В.В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений. Специальные вопросы уголовного и административного права. М., 2008. С. 24. .

Поскольку речь идет об основаниях уголовной ответственности, под «правилами дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» следует понимать такую совокупность правовых норм, выполнение которых означает, что водитель не совершил уголовно-наказуемого правонарушения. В Правилах дорожного движения (ПДД) определено, что настоящие Правила устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им (п. 1.1).

Другими словами, названные в ст.264 УК РФ «правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Поэтому важно подчеркнуть, что в вину водителю могут быть вменены только нарушения ПДД или приложения к ним (конкретные пункты). Например, неисправность механизма, поднимающего стекло правой передней двери автомобиля, хотя и является технической неисправностью, однако не может быть вменена в вину водителю, совершившему аварию, как нарушение правил эксплуатации Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Учебник / Под редакцией Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2007. С. 416. .

Такая неисправность не названа в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В Правилах дорожного движения прямо указано, что водитель обязан обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации (п. 2.3.1 ПДД). Названный выше Перечень является приложением к этим Основным положениям.

Встречающиеся ошибки предварительного следствия, когда водителю вменяют в вину управление автомобилем с техническими неисправностями, не названными в Перечне, показаны далее при рассмотрении конкретных дел.

Для наступления уголовной ответственности недостаточно факта нарушения Правил дорожного движения. Необходимо, чтобы это нарушение повлекло за собой наступление последствий, предусмотренных уголовным законом. Следовательно, вторым обязательным условием уголовной ответственности являются последствия, которые это нарушение повлекло.

В настоящее время закон предусматривает два вида последствий, каждому из которых соответствует одна из частей статьи 264 УК РФ.

К первому виду последствий относятся тяжкий вред здоровью человека либо крупный ущерб. Закон в данном случае не называет в качестве квалифицирующего признака число пострадавших, а только указывает степень тяжести вреда, причиненного здоровью. Причинение легкого вреда здоровью по неосторожности в результате нарушения водителем Правил дорожного движения не является уголовно-наказуемым и относится к административным проступкам Уголовное право Российской Федерации / Под редакцией В.С. Комисарова. М., 2008. С. 243. .

Поэтому если при опрокидывании автомобиля по вине водителя легкие телесные повреждения получили даже 10-12 человек, уголовная ответственность наступить не может. За легкий вред здоровью одному или нескольким людям уголовная ответственность водителю не предусмотрена.

Максимальное наказание по ч. 1 ст. 264 УК РФ — лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет или без такового. Максимальное наказание имеет в настоящем изложении два принципиально важных значения.

Во-первых, в соответствии со ст. 15 УК РФ такие действия признаются преступлением небольшой тяжести. Во-вторых, в соответствии со ст.58 ч. 1 п. «а» УК РФ, лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок не свыше 5 лет, отбывание лишения свободы назначается в колониях-поселениях, а не в колониях общего режима.

По ч.2 ст.264 УК РФ квалифицируются нарушения водителем правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности смерть одного человека. Если при аварии, кроме одного погибшего, пострадало еще несколько человек, которые, однако, остались живы, квалификация действий водителя не меняется.

Нередки случаи, когда при авариях, особенно при столкновениях транспортных средств и наездах на неподвижное массивное препятствие, погибает один человек, а остальные пассажиры получают телесные повреждения различной тяжести. Эти случаи квалифицируются по ч.2 ст.264 УК РФ. Максимальное наказание по этой норме уголовного права — лишение свободы до 5 лет с лишением права управлять транспортным средством до 3 лет.

По ч. З ст.264 квалифицируются действия водителя, нарушившего правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в случаях, когда такое нарушение повлекло смерть двух и более лиц. Число погибших (если их два и более), а также число других пострадавших, оставшихся в живых, не имеет квалифицирующего значения. По этой норме уголовного права предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 4 до 10 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет Никулин С. Уголовное право России. Общая и Особенная части. М., 2008. С. 472. .

В случае назначения судом наказания до 5 лет лишения свободы водители отбывают наказание в колонии-поселении, а свыше 5 лет — в исправительных колониях общего режима (ст.58 УК РФ).

Уголовно-правовая квалификация дорожно-транспортных преступлений напрямую зависит от определения судебно-медицинской экспертизой тяжести вреда здоровью человека, и потому на практике реже вызывает затруднения и споры. Установление нарушения Правил дорожного движения водителем, напротив, зачастую оказывается настолько сложной задачей, что участие в деле адвоката просто необходимо.

Дела о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) — из наиболее сложных для расследования и защиты. Трудность их состоит в том, что по каждому делу, помимо обычных уголовно значимых обстоятельств, необходимо в полном объеме выяснить взаимодействие человека и техники.

На первый взгляд, они кажутся простыми: водители не отрицают факта столкновения, пострадавшие отправлены в больницу, и даже осмотр места происшествия произведен почти сразу после наезда или опрокидывания.

Уголовное судопроизводство в России построено так, что адвокат постоянно оказывается в противостоянии суду. Эта мысль проводится в Уголовно-процессуальном кодексе с первой его статьи, где указано, что порядок судопроизводства един и обязателен по всем уголовным делам для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания. Легко заметить, что адвокат как процессуальная фигура не значится среди тех, для кого порядок судопроизводства един и обязателен Кудрявцев В. Уголовное право России. Особенная часть. М., 2007. С. 315. .

Эта же идея противопоставления адвоката проводится и в ряде других уголовно-процессуальных норм. Так, ст.22 УПК РФ, регламентирующая право обжалования действий и решений суда, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, не называет среди субъектов этого права адвоката (или защитника), а только заинтересованных граждан, предприятия, учреждения и организации.

Задача защиты — помочь обеспечить торжество закона: невиновный не должен быть наказан, никто не может быть осужден без достаточных оснований, ни одно смягчающее вину обстоятельство не должно пройти мимо внимания суда. Необходимо, чтобы судьба подсудимого зависела не от того, кто умнее — адвокат или обвинитель, — а от полноты и правильности выявления обстоятельств.

Иногда судье достаточно снять два-три вопроса адвоката, отказать в ходатайстве о проведении экспертизы, и вина потерпевшего становится не только недоказанной, но и недоказуемой. Такое не может быть нормой, а значит, одно из главных условий совершенствования правосудия сегодня — снять с суда задачу раскрытия преступлений и исключить искусственное противопоставление.

2. Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

2.1 Объект преступления. Объективная сторона преступления

Характер преступных действий, предусмотренных в ст. 264 УК РФ свидетельствуют о том, что рассматриваемая норма направлена на охрану безопасности движения или эксплуатации автомобилей, трамваев и других механических транспортных средств.

Именно в этом состоит специфика автотранспортных преступлений. Нарушение же правил безопасности технического обслуживания транспорта, нарушение правил безопасности труда во время ремонта, заправки горючим указанных видов транспорта или производства погрузо-разгрузочных работ не может быть квалифицировано по ст. 264 УК РФ, так как в упомянутых случаях отсутствует посягательство на безопасность движения.

Так, если лицо нарушило правила производства определенных работ, правила техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации по ст.143 УК РФ, а в соответствующих случаях — по статьям о преступлениях против жизни и здоровья граждан, уничтожении или повреждении имущества.

Отсюда следует, что непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Согласно Закону РФ «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 01.12.2007) // «Собрание законодательства РФ», 11.12.1995, N 50, ст. 4873. .

Вместе с тем при совершении рассматриваемых преступлений вред причиняется и другим правоохранительным объектам: личности граждан, личному имуществу. При этом эти интересы выступают лишь в качестве дополнительного непосредственного объекта, который не определяет и не может определять правовую природу данного преступления Рарог А.И. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник. М., 2007. С. 306. .

При привлечении лица к уголовной ответственности по cт.264 УК РФ необходимо установить следующие признаки состава, характеризующие объективную сторону этих преступных деяний: нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; наступление тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека; причинную связь между деянием и наступившими вредными последствиями Дуюнов В. Уголовное право России. Общая и Особенная части. М., 2008. С. 521. . Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Основными принципами обеспечения его безопасности являются:

— приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

— приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

— соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

— программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (Закон о безопасности дорожного движения).

Для состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, необходимо, чтобы общественно опасные действия (бездействие) лица выражались в нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации.

При привлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 264 УК в первую очередь должен быть установлен сам факт нарушения указанных правил.

Правила дорожного движения являются единым документом, устанавливающим порядок дорожного движения на всей территории России.

Правила дорожного движения учитывают, что регулирование эксплуатации транспорта, отдельные особенности движения и перевозок грузов могут быть установлены и другими нормативными актами. При этом по отношению к ним Правила дорожного движения являются исходным и определяющим документом.

Таким образом, Правила устанавливают определенный порядок дорожного движения, то есть определяют сферу правового регулирования. Эта сфера охватывает общественные отношения, связанные только с дорожным движением, и не распространяется на другие виды движения. Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, включающая пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.

Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что ошибочное определение характера нарушения, допущенного виновным, неизбежно влечет неправильную правовую квалификацию содеянного. Иногда суды применяют ст. 264 УК РФ к тем случаям, когда надо было применить другие статьи УК: о преступлениях против личности, о нарушении правил охраны труда, о должностных преступлениях.

Состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ, налицо только в том случае, если нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспорта повлекло определенные вредные последствия.

Нарушение правил дорожного движения, не повлекшее тяжелых последствий влечет административную ответственность, так как степень общественной опасности таких нарушений сравнительно невелика.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что наиболее правильным является установление уголовной ответственности только за те нарушения правил движения и эксплуатации транспорта, которые повлекли наступление определенных вредных последствий. Уголовный кодекс РФ в ст. 264 конкретизирует те вредные последствия, которые дают основание привлекать виновного по этой статье к уголовной ответственности. Закон дифференцирует ответственность и наказание в зависимости от тяжести наступивших вредных последствий.

Ст. 264 УК РФ содержит три части с различными санкциями. По ч. 1 ст. 264 УК ответственность наступает, если потерпевшему был причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью. По ч. 2 ст. 264 УК виновный привлекается в том случае, если деяние повлекло смерть потерпевшего. Часть 3 ст. 264 УК устанавливает ответственность за действия, предусмотренные ч. 1 ст. 264, если они повлекли смерть двух или более лиц.

Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ необходимо также установить, что вредные последствия находятся в причинной связи с нарушением правил дорожного движения или эксплуатации указанных в этой статье видов транспорта Казанцев С. Я., Кругликов Л. Л., Мазуренко П. Н., Сундуров Ф. Р. Уголовное право. М., 2007. С. 184. .

2.2 Субъект преступления. Субъективная сторона

Российский уголовный закон устанавливает, что уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, т. е. умышленно или по неосторожности совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (ст. 5 УК РФ). Российское законодательство считает, что умысел и неосторожность являются определенными формами психического отношения лица к совершенному им преступлению.

При этом для квалификации преступления имеет значение только такое психическое отношение, которое было у виновного до или во время совершения преступления. При привлечении лица к уголовной ответственности необходимо установить не вообще его психическое отношение к содеянному, а психическое отношение строго определенного вида. Закон считает, что уголовно-правовое значение имеет только такое психическое отношение лица, которое выразилось в форме умысла или неосторожности.

Указанное положение российского уголовного права нашло отражение и в учении о составе преступления. Понятие состава преступления включает в себя элементы, характеризующие как объективную, так и субъективную стороны преступного деяния Прохоров Л. А., Прохорова М. Л. Уголовное право. М., 2007. С. 428. .

Признаки состава преступления, характеризующие субъективную сторону преступления, теснейшим образом связаны со всеми другими элементами состава. Анализ субъективной стороны позволяет правильно определить объект преступления.

В судебной практике встречаются ошибки при квалификации преступлений, совершенных с использованием автотранспортных средств, когда неточно определяется объект, на который был направлен умысел виновного. Имеют место случаи не привлечения за умышленное убийство путем использования транспортных средств даже при наличии у виновного умысла на лишение потерпевшего жизни.

С другой стороны, водители транспорта иногда привлекаются к ответственности по статьям, карающим за умышленное убийство, при отсутствии у виновного умысла на лишение человека жизни Уголовное право России. Особенная часть / Под редакцией А. И. Рарога. М., 2007. С. 492. .

Динамика статистики дорожно-транспортных происшествий, в конечном счете, зависит от участников движения, и в первую очередь от водителей транспортных средств. Поэтому вопросы отбора, профессиональной подготовки и воспитания водительских кадров являются главным звеном в профилактике и предупреждении дорожно-транспортных происшествий.

Международная статистика показывает, что 70 — 80% дорожно-транспортных происшествий происходит по вине водителей. Они происходят либо из-за физической, психической и психологической неспособности водителей к управлению транспортными средствами, либо из-за пониженной способности такого рода деятельности, либо из-за слабой профессиональной подготовленности к вождению машин, либо, наконец, из-за простой недисциплинированности и невнимательности.

Пригодность к вождению механическим транспортным средством определяется медицинской комиссией Уголовное право России. Особенная часть / Под редакцией А. И. Рарога. М., 2007. С. 497. .

В условиях непрерывно повышающейся интенсивности дорожного движения к управлению транспортом должны допускаться лишь те лица, которые по возрасту и по медицинским показателям способны обеспечить безопасность движения. Правила дорожного движения в достаточно категорической форме закрепили это положение. Согласно действующим Правилам к управлению автомототранспортом и городским электротранспортом допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста.

Требования, предъявляемые к водителям с точки зрения возраста и здоровья, общеизвестны. Следовательно, несоблюдение их является нарушением Правил дорожного движения и при соответствующих обстоятельствах влечет различные виды ответственности, в том числе уголовную. В судебной практике неоднократно возникали вопросы, связанные с определением состояния здоровья водителя в момент возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Индивидуализация ответственности предполагает, также учет состояния здоровья и других личных качеств лица, совершившего дорожно-транспортное происшествие. Это вытекает из общих принципов уголовного права. Некоторые особенности личности водителя могут иметь решающее значение не только при назначении наказания, но и при установлении оснований уголовной ответственности, т. е. при выяснении признаков состава преступления.

Управление автомашинами, мотоциклами и другими механическими транспортными средствами имеет свою специфику. Человек, обладающий определенными дефектами здоровья, не в состоянии обеспечить необходимую безопасность при вождении транспортного средства. Именно из этого исходят Правила дорожного движения, запрещая водителю «управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, если это может поставить под угрозу безопасность движения».

На данное положение Правил дорожного движения нередко ссылаются представители, как государственного обвинения, так и защиты при рассмотрении судами дел об автотранспортных преступлениях. И это не случайно. Действительно, наличие у водителя в момент возникновения дорожного происшествия болезненного или утомленного состояния может существенно повлиять на пределы его ответственности Кудрявцев В. Уголовное право России. Особенная часть. М., 2007. С. 323. .

Согласно статье 20 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. В части второй этой статьи указаны преступления, за которые уголовная ответственность наступает с четырнадцатилетнего возраста. 264 статьи в этой части нет, следовательно, субъект по данному преступлению общий — лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Статья 264 УК основным отличительным признаком субъекта данного преступления считает управление перечисленными в ст. 264 УК видами транспортных средств. Лицо должно считаться управляющим транспортом независимо от того, работает ли оно в государственной или общественной организации или управляет собственной автомашиной, в рабочее или нерабочее время, на законном основании или самовольно.

Главное внимание закон обращает на характер фактической деятельности лица в момент совершения им преступления. Лицо должно считаться управляющим транспортным средством, когда оно само ведет машину, или когда осуществляет управление параллельно с лицом, которого оно обучает вождению транспортным средством, или дает ученику-водителю указания по поводу управления транспортным средством, сидя рядом с этим учеником в машине во время ее движения Кудрявцев В. Уголовное право России. Особенная часть. М., 2007. С. 326. .

Также по действующему законодательству для квалификации преступления не имеет значение, были ли у виновного водительское удостоверение в момент управления транспортом или он был лишен их, либо вовсе не имел.

Мною была рассмотрена уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также дана общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Непосредственным объектом нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, следует признавать общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Ныне действующая ст.264 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. В ч.2 данной статьи установлена ответственность за более тяжкий вид данного преступления — «то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека». И, наконец, ч.3 ст. 264 УК РФ устанавливает еще более строгое наказание, если действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекли по неосторожности смерть двух и более лиц. Предусмотренная ст. 264 УК РФ уголовная ответственность за нарушение по легкомыслию или небрежности правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств наступает, если данные нарушения повлекли следующие вредные последствия: смерть человека; причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью; причинение крупного ущерба.

Между нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и наступившими последствиями должна существовать причинная связь, т. е. данные нарушения должны быть причиной аварии, ее необходимым условием: если бы не было нарушений, то не произошло бы и аварии, результатом которой явились указанные в ст. 264 УК РФ вредные последствия.

Степень тяжести причиненного здоровью вреда определяется судебно-медицинским экспертом.

К ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств может быть привлечено лицо, управляющее автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством. Под другими механическими транспортными средствами понимаются троллейбусы, трактора, иные самоходные машины, мотоциклы и иные транспортные средства, кроме мопедов и приравненных к ним других подобных транспортных средств, передвигающиеся по дорогам с помощью двигателя. Лицо признается управляющим транспортным средством независимо от того, управляет ли оно машиной, которая движется своим ходом, или машиной, которая движется на прицепе у другой машины. Отсутствие водительского удостоверения у лица, управляющего транспортным средством, а равно лишение его этих прав не имеет значения для привлечения виновного к ответственности. Виновным может быть признан водитель, непосредственно управляющий транспортным средством, безотносительно к основаниям управления (собственник, лицо, управляющее по доверенности, либо лицо, угнав шее транспортное средство, и т. д.). К ответственности за совершение данного преступления может быть привлечено вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

1 Объект уголовного преступления — Один из объективных признаков состава преступления, который представляет собой общественные отношения, охраняемые уголовным законом от преступных посягательств

2 Объективная сторона уголовного преступления — Совокупность установленных уголовным законом признаков внешнего проявления преступного поведения, посягающего на объекты уголовно-правовой охраны

3 Правила дорожного движения — Основной нормативный акт, регулирующий движение транспортных средств и пешеходов

4 Субъект уголовного преступления — Физическое вменяемое лицо, совершившее запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние, достигшее к моменту совершения преступления возраста уголовной ответственности

5 Субъективная сторона уголовного преступления — определенное психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию и наступившим последствиям, которое характеризуется конкретной формой вины, мотивом, целью и эмоциями

6 Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

7 Уголовная ответственность — предусмотренное уголовно-правовой нормой и примененное к лицу вступившим в силу обвинительным приговором суда государственно-принудительное воздействие за совершенное преступление, влекущее отрицательные правовые последствия

8 Уголовное преступление — одна из основных категорий уголовного права. В статье 14 УК России дается определение понятия преступления: виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания

9 Уголовный кодекс Российской Федерации — систематизированный законодательный акт; определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает наказания за них, а также иные меры уголовно-правового характера.

10 Эксплуатационная безопасность транспортного средства — состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции транспортного средства, изменение которых в процессе эксплуатации может привести к недопустимому риску причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде

Список использованных источников

1 Конституция Российской Федерации. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. — 32 с. — (Кодексы и законы России)

2 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 19.05.2010)

3 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 19.05.2010)

4 Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О безопасности дорожного движения» (принят ГД ФС РФ от 15.11.1995)

5 Указ Президента РФ от 15.06.1998 N 711 (ред. от 03.07.2008) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») (с изм. и доп., вступающими в силу с 03.07.2008)

6 Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 24.02.2010) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)

7 Батычко В.Т., «Уголовное право. Общая и особенная части». Курс лекций. — М.: «Юрайт-Издат», 2008

8 Безверхов А.Т., Будкина Л.В, «Уголовное право Российской Федерации». Курс лекций — Издательство «Самарский Университет», 2009

9 Лукьянов В.В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений. Специальные вопросы уголовного и административного права. М., 2008

10 Никулин С. Уголовное право России. Общая и Особенная части. М., 2008

11 Печников Н.П., «Категории преступлений и их правовое значение». Курс лекций — Издательство «ТГТУ», 2008

История развития законодательства о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Принципы международных перелетов.

Уголовно-правовая характеристика транспортных преступлений. Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Общая характеристика преступного нарушения: субъективная и объективная стороны.

Понятие и общая характеристика дорожно-транспортных преступлений, их формы. Объект и субъект, объективная и субъективная стороны преступления. Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие, нарушение правил международных полетов.

Практика в уголовном праве. Умышленное подстрекание к совершению преступления: определение, значение и наказание. Нападение на человека за денежное вознаграждение. Оказание помощи. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

История становления и развития ответственности за нарушение ПДД в России. Объект правонарушения в сфере несоблюдения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Субъект ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации ТС.

Еще по теме:

  • Местные органы власти фрг Местные органы власти фрг Уровни административного деления Представительный коллегиальный орган Федеративная Республика Германия Государственное (федеральное) управление Государственное (региональное) управление Район и город в статусе района Городская и сельская община На региональном […]
  • Что означает бесплатная приватизация Что такое приватизация и зачем она Вам нужна Начнем по порядку. С определения. Итак: Приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. То […]
  • Собственные источники формирования хозяйственных средств 6. Понятие и классификация источников формирования хозяйственных средств. Имущество организации формируется за счет собственных средств. Однако собственных средств не хватает для ведения бизнеса и воз­никает необходимость в привлечении средств банков, других организаций, физических лиц. […]
  • Организация коллегия адвокатов 10 букв 3. Организация адвокатской деятельности и адвокатуры (формы адвокатских образований) Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Адвокат вправе в соответствии с законом самостоятельно избирать форму […]
  • Трудовая книжка заверение записи об увольнении Трудовые книжки. Заверение записей об увольнении. Согласно п.35 Правил при увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются: • подписью работодателя или лица, ответственного за ведение […]
  • Адвокат в г петушки Юридическая консультация в г. Балашихе и г. РеутовеАДВОКАТ в г. Балашихе и г. Реутове Квалифицированная юридическая помощь на профессиональной основе физическим и юридическим лицам Адвокат по уголовным делам Участие адвоката в качестве защитника доверителя (подозреваемого, […]
  • Договор на консультационные услуги образец рб ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ.Образец, типовая форма ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ. Образец, типовая форма ОБ ОКАЗАНИИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ «___» _____________ 20__ г. _______________ именуемое в дальнейшем «Заказчик» в лице _______________, действующего на […]
  • Приказ о составе комиссии по проверке знаний требований охраны труда Методические рекомендации по организации обучения по охране труда работников 2010 г Приказ о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда ПРИКАЗот "__"________20___г. №___О создании комиссии по проверке знаний требований охраны трудаВ соответствии с п.3.4. Порядка […]