Меню

Лекции — Защита прав потребителей — файл 1.doc

Доступные файлы (1):

    Смотрите также:
  • Защита прав потребителей[ лекция ]
  • Гражданско-правовая защита прав потребителей по договору купли-продажи[ документ ]
  • Караваева Е. Защита прав потребителей медицинских услуг[ документ ]
  • Государственное регулирование коммерческой деятельности[ лекция ]
  • Бытовой подряд и защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания[ документ ]
  • Беляев С.И. (ред.) Обязательства государств, участников Европейской Конвенции о защите прав человека по исполнению постановлений Европейского суда[ документ ]
  • Права по защите других прав и свобод граждан[ реферат ]
  • Основы риэлторской деятельности[ лекция ]
  • Беляев С.И. (ред.) Право на жизнь, запрет пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания: европейские стандарты[ документ ]
  • Поведение потребителей[ лекция ]
  • Правовое обеспечение профессиональной деятельности[ лабораторная работа ]
  • по семейному праву Республики Беларусь[ лекция ]

Защита прав потребителей
РГТЭУ, 2010 — 300 с.

1. Общие положения законодательства о защите прав потребителей 4

1.1. Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей 4

1.2. Структура законодательства о защите прав потребителей 11

1.3. Субъектный состав законодательства о защите прав потребителей 23

1.4. Международные правовые акты в структуре законодательства
о защите прав потребителей 30

1.5. Особенности гражданско-правового договора с участием потребителя 34

2. Право потребителя на информацию 39

2.1. Общая характеристика потребительской информации. Понятие права потребителя на информацию 39

2.2. Правовое регулирование рекламы как особой формы доведения
информации о товарах (работах и услугах) 50

3. Общие положения о праве потребителя на безопасность товаров, работ и услуг 59

3.1. Понятие безопасности товаров, работ и услуг 60

3.2. Основные средства обеспечения безопасности товаров, работ и услуг 62

3.3. Техническое регулирование. Порядок подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, установленным законодательством 72

3. 4. Правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
потребителей 87

4. Общие положения о праве потребителя на надлежащее качество
товаров, работ и услуг 97

4.1. Понятие категории «качество товаров, работ и услуг» 98

4.2. Основные средства обеспечения надлежащего качества товаров,
работ и услуг. Понятие и значение гарантийного срока 100

4.3. Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов 111

5. Общие положения о защите прав потребителей при продаже товаров 127

5.1. Правовые последствия продажи потребителю товаров с недостатками 127

5.2. Особенности обмена товара надлежащего качества 138

5.3. Особенности защиты прав потребителей при продаже отдельных видов товаров 141

6. Общие положения о защите прав потребителей при выполнении
работ и оказании услуг 178

6.1. Особенности договоров бытового подряда и возмездного оказания услуг 178

6.2. Сроки выполнения работ (оказания услуг) и последствия их нарушения
187

6.3. Правовые последствия выполнения работы (оказания услуги)
ненадлежащего качества 191

6.4. Защита прав потребителей при выполнении отдельных видов работ
и оказании отдельных видов услуг 194

7. Право потребителя на возмещение вреда 207

7.1. Виды юридической ответственности за нарушение прав потребителей
207

7.2. Формы гражданско-правовой ответственности за нарушение прав потребителя 219

7.3. Юридическая ответственность за нарушение права потребителя на
безопасность товаров, работ и услуг 227

7.4. Юридическая ответственность за нарушение права потребителя
на надлежащее качество товаров (работ, услуг) 232

7.5. Право потребителя на возмещение вреда, причиненного вследствие
недостатков товара (работы, услуги) 237

8. Общие положения о публичной и судебной защите прав потребителей 241

8.1. Понятие и виды публичной защиты прав потребителей 241

8.2. Порядок судебной защиты прав потребителей 252

Глоссарий по курсу «Защита прав потребителей» 267

Библиографический список 283

Защита прав потребителей является одной из важнейших проблем в современном гражданском праве России.

Экономический фактор в настоящее время преобладает во многих сферах общественных отношений, в том числе и на потребительском рынке. Это реальность, с которой необходимо считаться. В условиях рыночной экономики практически каждый гражданин, выступая в роли потребителя товаров, работ и услуг, нуждается в правовой защите своих нарушенных прав.

Указанное обстоятельство обусловливает изучение норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие права потребителя. В настоящее время вопрос о защите прав потребителя имеет как теоретическое, так и практическое значение для уяснения и разрешения на практике ситуаций, связанных с использованием лицом тех возможностей, которые закон предоставляет ему для защиты своего субъективного права, поскольку правовое регулирование отношений с участием потребителей призвано регламентировать в первую очередь устранение правовых последствий нарушения прав потребителей.

В процессе изучения курса «Защита прав потребителей» студенты должны познать юридическую природу права потребителя на информацию, на безопасность и надлежащее качество товаров, работ, услуг. Кроме того, студенты должны получить представление о юридической ответственности продавца, изготовителя, исполнителя, а также судебной защите прав потребителей.

Для лучшего освоения курса материал изложен в простой, удобной форме, максимально приближенной по содержанию к нормативным правовым источникам.

1. Общие положения законодательства о защите прав потребителей

1.1. Понятие, предмет и особенности законодательства о защите прав потребителей

Правовое регулирование отношений с участием потребителей призвано не только регламентировать механизм возникновения и осуществления их в качестве гражданских правоотношений посредством норм гражданского законодательства, но в соответствии с основной своей задачей устранять правовые последствия нарушений прав потребителей, возникающих в рамках этих правоотношений, и восстанавливать нарушенное состояние также при помощи норм иных отраслей законодательства. Несомненно, что нормы гражданского права имеют господствующее положение в процессе правового регулирования отношений с участием потребителей, поскольку они складываются между юридически равными потребителем и его контрагентами (изготовитель, исполнитель, продавец) и носят гражданский характер. Тем не менее представляется важным для определения особенностей законодательства в данной сфере учитывать роль соответствующих норм предпринимательского, административного, гражданско-процессуального, муниципального, уголовного права, без которых правовое регулирование защиты прав потребителей невозможно вообще, так как нормы каждой отрасли выполняют собственные задачи для единой цели — защиты этих прав. Например, ряд норм предпринимательского права (если рассматривать его как отрасль) устанавливают правовое обеспечение качества товаров, работ и услуг, что само по себе является определенной гарантией успешной реализации права потребителя на безопасность товара (работы, услуги), закрепленной в ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Спецификой действующего законодательства о защите прав потребителей, состоящего из совокупности нормативных правовых актов, которые носят разноотраслевой характер, можно считать выделение его в качестве специальной комплексной отрасли законодательства. Анализ законодательства о защите прав потребителей в юридической литературе, проводимый в разные периоды его становления, указывал на комплексную природу этого законодательства. Так, А.Е. Шерстобитов и Т.Л. Левшина справедливо отмечали в процессе анализа правоприменительной практики первых лет существования Закона «О защите прав потребителей», что «совокупность входящих в него нормативных актов должна определяться как комплексная отрасль законодательства, тесно связанная с отраслевым законодательством и черпающая из него основные, базовые категории (например, договор, правонарушение, вина, ответственность и т.д.), без которых правоприменительная деятельность невозможна. Классическое гражданское законодательство не рассчитано и не должно быть рассчитано на регулирование всех вопросов, связанных с защитой прав потребителей. В связи с этим подчеркивалась настоятельная необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании специального законодательства о защите прав потребителей, концентрирующего правовые нормы, обеспечивающие приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и исполнителями на рынке товаров и услуг. Таким образом, как комплексная отрасль законодательство о защите прав потребителей представляет собой вторичное структурное образование в системе законодательства и включает нормы различных отраслей права»*(1).

Аналогичную точку зрения относительно рассматриваемой специфики законодательства о защите прав потребителей высказывал также М.Ю. Челышев, определяя законодательство о защите прав потребителей как совокупность разноотраслевых нормативных правовых актов, при помощи которой устанавливается механизм охраны субъективных прав потребителей, разноотраслевых гарантий их реализации, юридических последствий нарушения названных прав. Это законодательство является внешним проявлением существующего в отечественном праве межотраслевого института охраны прав потребителей.

Основу данного правового института составляют правовые нормы о субъективных правах потребителей*(2).

Общественные отношения, урегулированные нормами законодательства о защите прав потребителей, составляют его предмет. Круг данных отношений настолько обширен и разнообразен, что, в принципе, невозможно определить их исчерпывающий перечень. Поэтому объективно существующую специфику предмета законодательства о защите прав потребителей отражает разделение общественных отношений, которые возникают в рассматриваемой области, на два блока, а именно общественные отношения, целью которых является реализация:

1) частных интересов;

2) публичных интересов.

Отношения первого блока основаны на признании свободы определенных субъектов, а именно участников гражданского оборота, совершать в рамках этих отношений действия, которые построены на принципах, названных п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ. Так, указанная статья предусматривает, что гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Таким образом, в первый блок входят, например, договорные отношения между потребителем и его контрагентами (продавец, изготовитель, исполнитель) по поводу продажи товаров, выполнению работ, оказанию услуг и т.д.

Согласно разъяснениям, указанным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»*(3) (с посл. изм. и доп.), к рассматриваемым отношениям необходимо относить отношения, возникающие из следующих договоров:

1) розничной купли-продажи;

2) аренды, включая прокат;

3) найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ);

3) подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательных работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан);

4) перевозки граждан, их багажа и грузов;

7) из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг;

8) банковского вклада;

10) других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности*(4).

Важно знать, что только с 20 декабря 1999 г. (день официального опубликования Федерального закона от 17 декабря 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей») отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договора банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности*(5).

Следует отметить, что в юридической литературе уже много лет ведется спор о том, подпадают ли отношения по договору банковского вклада под действие Закона «О защите прав потребителей». Основанием для данного спора является неоднозначное определение в науке правовой природы договора банковского вклада. По мнению А.М. Эрделевского, договор банковского права относится к договорам возмездного оказания услуг и определяется следующей структурой обязательств: банк оказывает вкладчику услугу в виде действий по обеспечению возврата суммы вклада и выплаты процентов, а вкладчик за оказание данной услуги предоставляет банку безусловное право использовать сумму вклада в течение срока его хранения. Отнесение в ст. 779 ГК РФ данного договора к числу договоров об оказании услуг позволяет предположить возможность включения вытекающих из него отношений в сферу действия Закона «О защите прав потребителей»*(6). Иной точки зрения по анализируемому вопросу придерживается специалист по банковскому праву В.В Артемов. Он считает, что «договору по банковскому вкладу не присущи признаки договора оказания услуг, и сущность его заключается в том, что вкладчик передает банку во временное пользование денежные средства, а банк обязуется их вернуть и заплатить проценты за пользование. Предметом данного договора является пользование денежными средствами за плату. Поэтому данный договор входит в группу договоров по пользованию имуществом, являясь одновременно договором займа. Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), на договоры по пользованию имуществом, как и на договоры займа, данный Закон свое действие не распространяет»*(7).

В свою очередь, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предприниматьства приказом от 20 мая 1998 г. N 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей»*(8) разъяснило, что последствия нарушения условий договоров об услугах, не подпадающих по признакам под действие гл. 3 Закона «О защите прав потребителей», регулируются нормами не данной главы, а соответствующими нормами о рассматриваемых последствиях, содержащимися в ГК РФ и других законах согласно ст. 39 Закона «О защите прав потребителей». Здесь идет речь, например, о договорах банковского вклада и страхования. Данное правило имеет огромное значение для применения норм законодательства о защите прав потребителей относительно последствий нарушения условий договоров об определенных видах услуг, так как вообще в гл. 3 Закона «О защите прав потребителей» как общие закреплены правила, регулирующие отношения, вытекающие из договора подряда. Например, по договорам страхования страховая организация осуществляет деятельность по обеспечению выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая. Если он не наступит, то договор страхования по истечении установленного в нем срока страхования будет также считаться исполненным надлежащим образом, несмотря на то что страховое возмещение не выплачивалось. Предметом данного договора является осуществление страховой деятельности страховщиком, и соответственно по характеру договор страхования является договором на оказание услуг. Отношения, возникающие из договора страхования, регулируются гл. 48 ГК РФ, а также специальным законодательством о страховании. С учетом изложенного и положений ст. 39 Закона «О защите прав потребителей» данный Закон применяется к отношениям, вытекающим из указанных договоров в части общих правил, а правовые последствия нарушений условий этого договора определяются ГК РФ и специальным законодательством о страховании.

Кроме того, в названном приказе N 160 также определен перечень отношений, которые не подпадают под действие Закона «О защите прав потребителей». Необходимо знать, что для определения круга отношений, вытекающих из гражданско-правовых договорных конструкций, которые регулируются законодательством о защите прав потребителей, важным критерием стала характеристика договора как возмездного, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей (п. 1 ст. 423 ГК РФ). Например, отношения из договора розничной купли-продажи. Соответственно, отношения из безвозмездных договоров, где отсутствует признак получения одной из сторон платы или иного встречного предоставления от другой стороны договора, в предмет законодательства о защите прав потребителей не входят (безвозмездное хранение одежды в гардеробах организации). При этом следует отметить, что в указанный перечень входят:

отношения, не связанные с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Например, отношения, вытекающие из договора государственного займа, где одной из сторон является гражданин, а другой — государство (ст. 817 ГК РФ);

отношения граждан с определенными организациями на основе членства в них. Например, членство в общественном объединении, кооперативе, товариществе и т.д.;

так называемые публичные услуги, которые предоставляются различными органами публичной власти, иными уполномоченными органами и должностными лицами в соответствии с их полномочиями, закрепленными в самом законодательстве. Например, совершение нотариусом нотариальных действий, предусмотренных законодательством, рассмотрение дел граждан в суде, выдача консульскими учреждениями виз и т.д.

В настоящее время некоторые исследователи в области защиты прав потребителей находят актуальным анализ проблемы применения Закона «О защите прав потребителей» к отношениям, вытекающим из договора долевого участия в строительстве. И это закономерно, так как практика строительства жилья за счет привлечения средств населения, т.е. граждан, существует не так давно. Суть данной проблемы состоит в следующем вопросе: можно ли считать гражданина, заключившего подобный договор, потребителем или он участник совместного строительства, что, в принципе, тогда не позволяет ему воспользоваться в определенных ситуациях нормами законодательства о защите прав потребителей? Детальное объяснение по данному вопросу дает Я.Е. Парций в комментарии к Закону «О защите прав потребителей». Оценивая правовую природу «договора долевого участия» в строительстве, он приходит к выводу, что данные договоры, заключенные между гражданами и строительными организациями-застройщиками, предметом которых является строительство конкретных объектов недвижимости (в том числе жилых помещений — квартир в многоквартирных жилых домах), по содержанию являются гражданско-правовыми договорами строительного подряда, по которым подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика в лице гражданина определенный объект недвижимости, а заказчик обязуется принять результат работы, уплатив обусловленную договором цену. Необходимо также подчеркнуть в связи с введением в действие с 1 апреля 2005 г. Федерального закона о долевом строительстве, что ч. 9 ст. 4 этого акта предусматривает, что «к отношениям, вытекающим из договора, заключенного гражданином — участником долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство о защите прав потребителей в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом»*(9).

В рамках отношений второго блока, основанных на принципах власти и подчинения, неравенства, действия определенных субъектов для цели защиты прав потребителей обеспечиваются механизмом государственного принуждения. Особенность данных отношений состоит в следующем: одной из сторон в них всегда выступает государство через какой-либо уполномоченный орган публичной власти, а другой — контрагент потребителя. Например, отношения по поводу лицензирования отдельных видов деятельности (работы, услуги), стандартизации и сертификации товаров и услуг, что, соответственно, гарантирует успешную реализацию права потребителя на безопасность товара, работы и услуги. Следовательно, непосредственное участие самого потребителя в данных отношениях не наблюдается. Однако нет правила без исключения. Например, обращение потребителя в суд за защитой своих нарушенных прав. Таким образом, в этом примере речь идет о публично-правовых отношениях.

Указанный подход к разграничению частных и публичных интересов указывает на то, что один блок отношений регулируется нормами гражданского права, а другой — публичных отраслей права.

В связи с этим уместно в очередной раз обратить внимание на позиции исследователей по данному вопросу. Так, А.А. Райлян выделяет четыре группы отношений, вытекающих непосредственно из Закона «О защите прав потребителей»:

1) имущественные, складывающиеся между потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами) при купле-продаже ими товаров, выполнении работ, оказании услуг. Эти отношения гражданско-правовые и наиболее многочисленные в потребительской сфере;

2) публично-правовые, преимущественно административно-правовые, возникающие в процессе осуществления антимонопольными органами государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законов и иных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих отношения в области защиты прав потребителей; осуществления органами исполнительной власти контроля за качеством и безопасностью выпускаемых, производимых и оказываемых этими субъектами товаров, работ и услуг;

3) местно-самоуправленческие (муниципальные), которые возникают в ходе реализации органами местного самоуправления своих полномочий по защите прав потребителей;

4) общественно-правовые отношения (корпоративные) — в части защиты прав потребителей общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами)*(10).

Указанная классификация в основном соответствует содержанию действующего законодательства о защите прав потребителей. Имущественные отношения, например, регулируются большинством статей гл. 1-3 Закона «О защите прав потребителей». В свою очередь, регламентация публично-правовых, местно-самоуправленческих (муниципальных) и общественно-правовых отношений в целом нашла отражение в гл. 4 этого Закона.

При этом частно-правовые потребительские отношения, по мнению А.А. Райляна, носят гражданско-правовой характер, их регулирование осуществляется преимущественно гражданско-правовым методом, которому присущи следующие основные черты:

юридическое равенство (неподчиненность) субъектов потребительских отношений;

диспозитивность (возможность выбора вариантов поведения);

имущественный, компенсационный характер потребительско-правовой ответственности;

судебно-исковой порядок защиты нарушенных потребительских прав.

В свою очередь, публично-правовые отношения регулируются публично-правовым методом, которому свойственны следующие основные черты:

юридическое неравенство субъектов потребительских правоотношений;

императивность правового регулирования этих отношений;

внесудебный (административный) порядок разрешения потребительских споров;

принудительный, карательный характер ответственности;

участие в защите прав потребителей общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)*(11).

§ 2. Структура законодательства о защите прав потребителей

Структура законодательства о защите прав потребителей определена в ст. 1Закона «О защите прав потребителей», в которой отмечается, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГражданскимкодексомРФ, названнымЗаконом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Расположив нормативные правовые акты в структуре законодательства о защите прав потребителей согласно признаку «юридическая сила нормативного правового акта», законодатель выделил следующие четыре уровня:

1) Гражданский кодексРФ;

2) Закон»О защите прав потребителей»;

3) другие федеральные законы;

4) иные нормативные правовые акты РФ.

Учитывая то обстоятельство, что в структуре законодательства о защите прав потребителей выделяется несколько уровней нормативных правовых актов, необходимо рассмотреть вертикальную и горизонтальную иерархии норм, регулирующих область отношений по защите прав потребителей.

Как справедливо отмечали М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, «вертикальная иерархия дает ответы на вопросы о том, на каком именно уровне — федеральном, субъекта Федерации или муниципальном — должен быть принят соответствующий акт и к какому именно виду этот акт относится, а горизонтальная иерархия, в свою очередь, дает ответ на вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной иерархии. Статья 3ГК РФ не только перечисляет различные виды федеральных актов, которые могут содержать нормы, регулирующие гражданские отношения, но и предусматривают право на издание и пределы действия каждого из входящих в указанный перечень актов, тем самым предопределяя то, что можно именовать вертикальной иерархией источников права» .

МонографияМ.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 1: Общие положения. 2-е изд-е. М.: Статут, 2005.

Статья 71Конституции РФ гласит, что судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Таким образом, в отношении вопроса о вертикальной иерархии норм следует руководствоваться ст. 3 ГК РФ, где вп. 1говорится, что гражданское законодательство находится в соответствии сост. 71Конституции РФ в ведении Российской Федерации. Содержаниест. 1Закона «О защите прав потребителей» подтверждает тот же смысл: отношения в области защиты прав потребителей регулируются федеральными нормативными правовыми актами. Что касается полномочий субъектов РФ, то о них есть упоминание в Законе «О защите прав потребителей»(п. 2 ст. 19). Речь идет о том, что для сезонных товаров сроки, установленныест. 19, исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителя. С учетом разноотраслевого характера законодательства следует отметить, что некоторые отрасли права находятся согласност. 72Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды). Например, именно нормами административного права устанавливаются виды административных правонарушений в области прав потребителей, и часто, соответственно, могут возникать ситуации, когда содержание данных норм не совпадает в федеральном нормативном акте и нормативном акте субъекта РФ. Таким образом, нормативные акты определенных субъектов РФ играют важную роль. Например, в Республике Татарстан действует свой Кодекс об административных правонарушениях.

Гражданский кодекс РФ занимает господствующий первый уровень в структуре законодательства о защите прав потребителей согласно п. 2 ст. 3ГК РФ, определяющему, что гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные вст. 2ГК РФ. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, в силу того жепунктадолжны соответствовать ГК РФ. Таким образом, положенияЗакона»О защите прав потребителей» безусловно должны соответствовать требованиямГКРФ. Это обозначает, что при возникновении коллизии между нормами ГК РФ и Закона «О защите прав потребителей» приоритет должен в любом случае отдаваться положениям ГК РФ.

Статья 9Федерального закона от 26 января 1996 г. «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» устанавливает общее для всех видов гражданско-правовых договоров правило, согласно которому в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии сГКРФ, а также правами, предоставленными потребителюЗаконом»О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 411.

Согласно ПриказуМинистерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства N 160 защита прав потребителей осуществляется в соответствии со следующими нормами ГК РФ:

1) § 2″Розничная купля-продажа»,§ 6″Энергоснабжение»,§ 7″Продажа недвижимости» гл. 30 «Купля-продажа»;

2) § 2″Прокат» гл. 34 «Аренда»;

3) гл. 35″Наем жилого помещения»;

4) § 2″Бытовой подряд»,§ 3″Строительный подряд»,§ 4″Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ» гл. 37 «Подряд»;

5) гл. 39″Возмездное оказание услуг»;

6) гл. 40″Перевозка»;

7) § 2″Кредит» гл. 42;

8) гл. 44″Банковский вклад»;

9) гл. 45″Банковский счет»;

10) § 1″Общие положения о хранении»,§ 3″Специальные виды хранения» гл. 47 «Хранение»;

11) гл. 48″Страхование»;

12) гл. 51″Комиссия».

Специфика признака верховенства федеральных законов предопределяет их особую роль в правовом регулировании различных общественных отношений, так как они могут приниматься по любому вопросу, если иное не предусмотрено КонституциейРФ или федеральными конституционными законами.

Федеральный закон»О защите прав потребителей» вышел в свет 7 февраля 1992 г. В процессе становления всей системы законодательства о защите прав потребителей и анализа правоприменительной практики в данный Закон неоднократно вносились изменения и дополнения для целей совершенствования всей системы. Это происходило в 1996, 1999, 2001, 2004, 2006, 2007 гг. В настоящее время он состоит из четырех глав. Особое значение в данном Законе играетпреамбула, которая раскрывает исходные положения и определения, имеющие непосредственное отношение к каждой статье Закона. Например, в ней дается характеристика основных понятий, используемых в Законе (потребитель, изготовитель, исполнитель, т.д.), которая, в свою очередь, раскрывает их сущность в целях правильного представления.Первая глава»Общие положения» регламентирует общие аспекты регулирования отношений потребителей, возникающих из договоров купли-продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг.Вторая глава»Защита прав потребителей при продаже товаров» посвящена регулированию отношений потребителя с его контрагентами в лице продавца, изготовителя и т.д. непосредственно в ситуациях приобретения им товаров на основаниях, определенных законодательством. В рамкахтретьей главы»Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг» освещаются вопросы регулирования отношений потребителя по поводу осуществления работ и оказания услуг потребителям его контрагентами в лице исполнителя. И наконец, последняяглава»Государственная и общественная защита прав потребителей» определяет полномочия федерального органа исполнительной власти в части государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей, прав общественных объединений, созданных для защиты прав потребителей.

Среди других федеральных законов, имеющих ключевое значение в регулировании отношений с участием потребителей, необходимо выделить: Федеральный законот 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» , Федеральныйзаконот 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» , Федеральныйзаконот 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральныйзаконот 13 марта 2006 г. «О рекламе» и др.

СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5140.

СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.

СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

Еще в 1994 г. Пленум Верховного Суда РФ в ПостановленииN 7 указывал, что Закон «О защите прав потребителей» и иные федеральные законы и правовые акты применяются к отношениям в области защиты прав потребителей, если:

это предусмотрено ГК РФ (п. 3 ст. 492,п. 3 ст. 730);

ГКРФ не содержит такого указания, однако названные выше федеральные законы и правовые акты конкретизируют и детализируют нормы ГК РФ, регулирующие данные правоотношения (ст. ст. 8-10Закона «О защите прав потребителей»);

указанные законы и другие правовые акты предусматривают иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления иными законами и правовыми актами (п. 1 ст. 394ГК РФ,п. 2 ст. 13Закона «О защите прав потребителей»).

В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений помимо норм ГКРФ регулируются и специальными законами РФ (например, договоры перевозки, энергоснабжения), к отношениям с участием потребителей, вытекающим из таких договоров,Закон»О защите прав потребителей» может применяться в части, не противоречащейГКРФ и специальному закону. При рассмотрении требований потребителей, вытекающих из договоров розничной купли-продажи и бытового подряда, необходимо иметь в виду, что исходя изп. 3 ст. 492ип. 3 ст. 730ГК РФ к отношениям по указанным договорам применяются положения ГК РФ об этих видах договоров (ст. ст. 492-505и730-739ГК РФ), общие положения ГК РФ о договорах купли-продажи и подряда, если иное не предусмотрено§ 2 гл. 30и§ 2 гл. 37ГК РФ (п. 5 ст. 454,п. 2 ст. 702ГК РФ), а также положенияЗакона»О защите прав потребителей» в части, не урегулированнойГКРФ.

Согласно смыслу п. 3ип. 4 ст. 3ГК РФ отношения в области защиты прав потребителей могут регулироваться подзаконными нормативными актами, т.е. указами Президента РФ, которые не должны противоречитьГКРФ и иным законам, постановлениями Правительства РФ, принятыми на основании и во исполнение ГК РФ, иных законов и указов Президента РФ и содержащими нормы гражданского права. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ являются в соответствии сост. 1Закона «О защите прав потребителей» иными нормативными правовыми актами и составляют последний уровень в структуре по признаку юридической силы нормативного акта. Следовательно, в случае противоречия норм указа Президента РФ и постановления Правительства РФ нормамГКРФ или федеральным законам в области защиты прав потребителей применяются соответствующие нормы ГК РФ или федеральных законов.

С внесением изменений в Закон «О защите прав потребителей» 21 декабря 2004 г. его п. 2 ст. 1 дополнился следующим абзацем: «Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг)». Данное дополнение соответствует смыслу нормып. 4 ст. 3ГК РФ. Следовательно, Правительство РФ вправе издавать постановления, когда сами нормыГКРФ и иных законов содержат прямые указания на издание того или иного правового акта в определенной области. Если определять в соответствии с приведенным абзацем правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров, как иной правовой акт, то допустимость издания данного вида правового акта указывается непосредственно вп. 4 ст. 426ГК РФ. Например, Постановления Правительства РФ от 25 мая 2005 г.N 328″Об утверждении правил оказания услуг подвижной связи» (в ред. от 12 октября 2007 г.); от 18 мая 2005 г.N 310″Об утверждении правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» (в ред. от 5 февраля 2007 г.); от 11 апреля 2001 г.N 290″Об утверждении правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств» (в ред. от 23 января 2007 г.); от 6 февраля 2003 г.N 72″Об утверждении правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте» (в ред. от 18 января 2007 г.); от 22 декабря 2006 г.N 785″Об утверждении правил услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания»; от 19 января 1998 г.N 55″Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (в ред. от 15 декабря 2006 г.) (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 февраля 2007 г.); от 2 марта 2005 г.N 111″Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» (в ред. от 14 декабря 2006 г.); от 6 августа 1998 г.N 898″Об утверждении правил оказания платных ветеринарных услуг» (в ред. от 14 декабря 2006 г.); от 17 ноября 1994 г.N 1264″Об утверждении правил по киновидеообслуживанию населения» (в ред. от 14 декабря 2006 г.); от 23 мая 2006 г.N 307″О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Пленум Верховного Суда РФ в ПостановленииN 7 разъяснил, что принятые Правительством РФ до введения в действиеГКРФ иЗакона»О защите прав потребителей» (в ред. от 17 декабря 1999 г.) правила об отдельных видах договоров могут применяться в части, не противоречащей ГК РФ и данному Закону.

Правило п. 7 ст. 3ГК РФ, которое закрепляет ограничение министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти издавать акты, содержащие нормы гражданского права, случаями и пределами, предусмотренными ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами, нашло отражение и вп. 2 ст. 1Закона «О защите прав потребителей». В нем отмечается, что Правительство РФ не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы Закона «О защите прав потребителей». Однако, исходя из положений его ст. 40, федеральные органы исполнительной власти могут принимать акты по вопросам организации своей деятельности в области защиты прав потребителей, так какп. п. 3и4 ст. 40предусматривают, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), могут быть привлечены судом к участию в деле или вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. Кроме того, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в области защиты прав потребителей, дает разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также утверждает положение о порядке рассмотрения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) дел о нарушении законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Например, здесь можно назватьПриказФедеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 3 августа 2006 г. N 228 «О мерах, направленных на повышение эффективности работы, связанной с защитой прав потребителей в сфере долевого строительства жилья».

Горизонтальная иерархия, как уже отмечалось, дает ответ на вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной иерархии. Из этого непосредственно вытекает, что горизонтальная иерархия во всех случаях следует за вертикальной главенствующей . К вопросу об определении горизонтальной иерархии норм в рассматриваемой области необходимо руководствоваться следующими известными принципами:

МонографияМ.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч.

1) последующий акт вытесняет предшествующий;

2) специальный закон вытесняет общий;

3) принцип, выраженный в п. 2 ст. 3ГК РФ, что гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные вст. 2ГК РФ.

По мнению М.И. Брагинского и В.В. Витрянского, центр тяжести приведенного положения в третьем принципе лежит в словах «в соответствии», которые явно выражают верховенство ГКРФ по отношению к другим федеральным законам .

МонографияМ.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

Первый принцип «последующий акт вытесняет предшествующий» закреплен непосредственно в ГК РФ, ст. 4которого определяет, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а до введения в действие — только в случаях, предусмотренных законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, оно применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии сост. 422ГК РФ, которая гласит, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий иные обязательные для сторон правила, нежели те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Следует отметить, хотя второй из указанных принципов «специальный закон вытесняет общий» в общем виде в ГКРФ не закреплен, как не закреплен и в другом законодательстве, он является, безусловно, признанным. В рамках указанного принципа важное значение имеет сама структура ГК РФ. Здесь принцип верховенства специальных норм по отношению к общим выражается прежде всего в том, что нормы отдельных главразд. IV, посвященные различным типам договоров, вытесняют правила, включенные вразд. III(имеются в виду в равной мере статьи, посвященные и общим положениям об обязательствах, и общим положениям о договоре). Приоритет, о котором идет речь, закреплен теперь вп. 3 ст. 420ГК РФ. В нем предусмотрено, что к обязательствам, возникшим из договора, применяются нормыподраздела 1″Общие положения об обязательствах» разд. III «Общая часть обязательного права», если иное не предусмотрено правиламигл. 27″Понятие и условия договора» и правиламиГКРФ об отдельных типах (видах) договоров .

МонографияМ.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч.

В связи с этим и учитывая то, что отношения с участием потребителей являются предметом гражданского права, можно утверждать, что данный принцип находит выражение также в регулировании отношений с участием потребителя. Данные отношения регулируются как общими нормами ГКРФ, которые регламентируют все гражданские отношения, составляющие предмет гражданского права, так и специальными нормами, используемыми в основном для потребительской сферы. Из общих норм можно выделить положения об исковой давности, закрепленные вгл. 12ГК РФ. Необходимо отметить, что специальные нормы, регулирующие указанные отношения, находятся не только в части второйГКРФ, регулирующей отдельные виды обязательств, но и в части первой ГК РФ, напримерст. ст. 400и426ГК РФ. Статья 400 ГК РФ закрепляет, что по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность). Соглашение об ограничении размера ответственности должника по договору присоединения или иному договору, в котором кредитором является гражданин, выступающий в качестве потребителя, ничтожно, если размер ответственности для данного вида обязательств или за данное нарушение определен законом и если соглашение заключено до наступления обстоятельств, влекущих ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Статья 426ГК РФ, в свою очередь, определяет сущность категории «публичный договор». Им признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренныеп. 4 ст. 445ГК РФ. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленнымп. 2ип. 4 ст. 426ГК РФ, ничтожны.

В части второй к отношениям с участием потребителей применяются положения, с одной стороны, об отдельных типах и видах договоров, т.е. розничной купли-продажи, проката, бытового подряда, возмездного оказания услуг, с другой — об обязательствах, возникающих вследствие причинения вреда, содержащихся в гл. 59ГК РФ. Проявление отмеченного принципа наблюдается вп. 5 ст. 454ГК РФ, где говорится, что к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения о купле-продаже применяются, если иное не определено правиламиГКРФ об этих видах договоров, и вп. 2 ст. 702ГК РФ, где указывается, что к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения применяются, если иное не установлено правиламиГКРФ об этих видах договоров.

Проявление третьего из отмеченных принципов, выражающего горизонтальную иерархию норм, нашло отражение в ПостановленииПленума Верховного Суда РФ N 7 в части разъяснений, касающихся регулирования отношений с участием потребителей федеральными законами . Пленум подчеркнул, как уже указывалось, что нормы данных законов регулируют область защиты прав потребителей, если это прямо предусмотрено ГК РФ. Например,п. 3 ст. 492ГК РФ, где устанавливается, что к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированнымГКРФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними, илип. 3 ст. 730ГК РФ, в котором указывается аналогичное правило, что к отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Если такое условие отсутствует, — только в случае, когда данные нормы конкретизируют и детализируют нормыГКРФ, а иные, нежели в ГК РФ, правила могут быть приняты ими только лишь при разрешении установления подобных правил самим ГК РФ.

МонографияМ.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (Книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (издание 3-е, стереотипное).

См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч.

В рамках анализа структуры законодательства РФ считаем необходимым обратить внимание на классификацию нормативных правовых актов, составляющих законодательство о защите прав потребителей. М.Ю. Челышев подчеркивает, что классификации могут быть нормативные, т.е. прямо следовать из законодательства, а также доктринальные, т.е. разработанные в юридической литературе .

См.: Валеев Д.Х., Васькевич В.П., Челышев М.Ю. Указ. соч.

Нормативная классификация определяется из ст. 1 Закона «О защите прав потребителей», п. 1которой закрепляет, что отношения в области защиты прав потребителей регулируютсяГКРФ,Законом»О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, т.е. четырьмя группами актов, имеющих юридическую силу.

Однако нужно сказать, что не все нормативные правовые акты выделяют в перечисленные группы. Например, Федеральный закон от 26 января 1996 г. «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», ст. 9которого закрепляет, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии сГКРФ, а также правами, предоставленными потребителюЗаконом»О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Следовательно, здесь выделяется три группы: 1) ГК РФ; 2) Федеральный закон «О защите прав потребителей»; 3) иные правовые акты РФ, что в принципе не совсем соответствует определению структуры законодательства, представленной вст. 1Закона «О защите прав потребителей».

В качестве следующего критерия в классификации нормативных правовых актов необходимо отметить характер регулируемых отношений. В этом аспекте выделяются частноправовые, публично-правовые и смешанные акты, которые сочетают соответствующие нормы. Так, первые из них регулируют частные отношения (например, Гражданский кодексРФ). Вторые призваны регламентировать публичные отношения. Здесь идет речь в основном о нормативных правовых актах, которые обеспечивают безопасность и качество товаров, работ и услуг (например, Федеральные законы»О техническом регулировании», «О качестве и безопасностипищевых продуктов»,»О лицензировании отдельных видов деятельности»). Ко второй группе можно отнести большинство нормативных правовых актов, так как они содержат в определенном соотношении нормы частного права и нормы публичного права. К этой разновидности можно отнести самЗакон»О защите прав потребителей», в котором нашли отражение нормы гражданского, административного, гражданско-процессуального и других отраслей права. Например, нормы административного права содержатся вгл. IVЗакона. Однако большую часть норм в данномЗаконевсе же составляют нормы гражданско-правовые, потому что отношения с участием потребителей носят частный, т.е. гражданский, характер.

В юридической литературе достаточно интересной представляется еще одна классификация, разработанная Т.Л. Левшиной. Суть ее заключается в выделении двух блоков нормативных актов в структуре законодательства, в частности акты, регулирующие отношения:

1) с непосредственным участием потребителей;

2) связанные с защитой прав потребителей, в которых потребитель не участвует .

См.: Левшина Т.Л. Основы законодательства о защите прав потребителей: Курс лекций. М.: Юрид. лит., 1994. С. 10, 11.

Поскольку среди потребительских отношений большинство составляют все же гражданско-правовые, то, соответственно, можно говорить о преобладании диспозитивных норм в правовом регулировании отношений с участием потребителей. Например, ст. ст. 18и28Закона «О защите прав потребителей» предоставляют потребителю несколько вариантов поведения. Что касается императивных норм, то можно сказать, что они выполняют функцию запрета отдельным субъектам определенного поведения или обязывающую функцию для отдельных субъектов к установленному законом поведению. Например,ст. 41Закона «О защите прав потребителей» устанавливает, что изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальных органов), а также иных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по государственному контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), их должностных лиц обязан представить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления указанными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами полномочий, установленныхЗаконом»О защите прав потребителей».

Чаще всего императивные нормы находят отражение в нормативных правовых актах, регулирующих отношения, составляющих второй блок из рассмотренных в предыдущим параграфе, т.е. публично-правовых.

Таким образом, можно говорить, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются как диспозитивными нормами права, так и императивными в сочетании.

Еще по теме:

  • Воинская часть поселок максима горького Поселок Горьковский (поселок Максима Горького) Координаты: N48 41.064 E44 19.014. Поселок, в прошлом рабочий, неспроста получил имя Максима Горького. Дело в том, что когда-то на одной из станций поселка Горьковского работал Максим Горький. Его имя в 1954 году получила и местная […]
  • Способы заработка для юристов SEO sprint - неограниченные возможности для заработка в интернете ! Ищите реальные, честные деньги в интернете ? Хотите получать стабильный доход ? Отличная возможность для мощного старта – это SEO sprint ! Надежный сайт, который доступен даже новичкам без опыта работы в интернете. Здесь […]
  • Исковое заявление об уменьшении суммы иска Заявление об уменьшении размера исковых требований Образец заявления (ходатайства) об уменьшении размера исковых требований с учетом последних изменений законодательства. В _________________________ (наименование суда) Истец: ______________________ (ФИО полностью, адрес) об уменьшении […]
  • Что значит страховая сумма по каско Неагрегатная страховая сумма в КАСКО При страховании возмещения убытков при дорожно-транспортных происшествиях применяются неагрегатная и агрегатная страховые суммы. Статья даст разъяснение, что это такое и в чем их отличие. Что такое неагрегатная страховая сумма Заключая договор […]
  • Заявление на усыновление ребенка загс Госпошлина за усыновление ребенка в загсе Считаем, сколько стоит подать заявление и расписаться в ЗАГСе За какие же услуги платят молодожены по желанию в самый важный для них день? Шампанское, угощения (в зависимости от видов). Участие в церемонии музыкантов, которые играют на […]
  • Италия вид на жительство как получить гражданство Вид на жительство в Италии: как получить, способы и оформление необходимых документов Переезд в Италию выгоден по многим причинам. Во-первых, вы становитесь гражданином не только этой страны, но и всего ЕС. Это дает возможность жить, работать, открывать свой бизнес в большинстве […]
  • Закон о лицензировании 2010 Закон о лицензировании 2010 Если Вы еще не пользователь ИС «ПАРАГРАФ», то станьте им. Стать пользователем ИС «ПАРАГРАФ» Для чего Вам нужна «База судебных решений»? смотри подробнее Анализ информации, содержащейся в базе, поможет юристу предусмотреть последствия принимаемых им […]
  • Военный комиссариат приокского района Военный Комиссариат Приокского района Города Нижнего Новгорода информация актуальна на 16.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Ликвидация Организация […]