Меню

Разграничение государственной собственности на землю

Автор: Алена Пшеничникова, руководитель Правового департамента Консалтинговой группы «Партнер»
Опубликовано: журнал «Стройэксперт», декабрь 2007 года

Разграничение государственной собственности на землю – это сложный и длительный процесс, который долгое время создавал препятствия к распоряжению теми участками, процесс разграничения которых не был завершен, а к ним относилась большая часть государственных земель.

В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов действующего земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на:

  • собственность Российской Федерации,
  • собственность субъектов Российской Федерации,
  • собственность муниципальных образований.

Право собственности (государственной, муниципальной) на земельные участки при разграничении собственности на землю возникает по основаниям, установленным гражданским кодексом РФ и федеральными законами, подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации и возникает непосредственно с момента государственной регистрации права собственности на данные земельные участки (ст. 25 ЗК РФ, ст. 8 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
На практике вопрос разграничения государственной собственностью на землю встает особенно остро в свете определения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками.
Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является самым важным среди всех действий по предоставлению земли: все остальные действия осуществляются на основании этого решения (например – заключение договора аренды), направлены на его реализацию или подготовку.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
По общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и муниципальных округов. Кроме того, распоряжение земельными участками в поселениях, являющихся административными центрами или столицами субъектов Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из анализа норм земельного и гражданского законодательства, следует, что передача полномочий по распоряжению земельными участками, до разграничения государственной собственности на них, не есть передача функций собственника.
Во-первых, объектом земельных отношений выступают земельные участки единого государственного земельного фонда (не разграниченной собственности).
Во-вторых, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки не является препятствием для распоряжения ими, что недопустимо в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (заключение договора купли-продажи, аренды и т.д.).
Поэтому есть все основания полагать, что полномочия по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, – это передача государством органу власти субъекта РФ или органу местного самоуправления одной управленческой функции, что не может повлечь за собой возникновение у данных органов иных прав собственника на такие земельные участки и связанных с ним прав.

С 2002 года процесс разграничения государственной собственности на землю осуществлялся в соответствии с Федеральным законом № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», определяющим критерии отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и постановлением Правительства РФ от 04.03.2002 № 140 «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности».
За пять лет своего существования указанный закон практически не работал, так как процедура разграничения предполагала множественные и длительные действия.
Так, для отнесения земельных участков к собственности субъекта Российской Федерации необходимо было подготовить перечень земельных участков и направить его для проверки и утверждения в Правительство Российской Федерации, которое проверяло их и принимало соответствующее распоряжение. Основанием для государственной регистрации права на землю являлись акты Правительства РФ. На каждый земельный участок, включаемый в перечень, формировалось дело, содержащее один или несколько документов, подтверждающих обоснованность внесения земельного участка в этот перечень. В соответствии с действующей практикой процедура подготовки одного перечня составляла от 7 до 9 месяцев.

Таким образом, процесс разграничения государственной собственности на землю зашел в тупик. Радикально изменить эту ситуацию были призваны принятые изменения законодательства.

17 апреля 2006 года был принят новый Федеральный закон № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Закон вступил в действие с 1 июля 2006 года.
Он отменил Федеральный закон № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» и установил упрощенные правила разграничения государственной собственности на землю, а также государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Законом уточнено общее правило ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», порядка подачи заявления на государственную регистрацию права собственности на земельный участок, в том числе и при разграничении государственной собственности на землю:
Государственная регистрация права собственности РФ, субъектов РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.
Таким образом, согласно положениям нового Закона для регистрации права собственности на земельный участок достаточно подготовить пакет документов и обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права собственности.

Так например:

  • если основанием возникновения права является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего соответствующему субъекту, необходимо представить в регистрирующий орган правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке;
  • если основанием является предоставление земельных участков соответствующим органам (организациям) – правоустанавливающие документы на землю и кадастровый план земельного участка.

Необходимость предоставления каких-либо иных документов для государственной регистрации права собственности соответствующего субъекта на земельный участок при разграничении собственности на землю по указанным выше критериям Правительством РФ не установлена.

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлены критерии отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Соответствующими условиями отнесения являются:

  • нахождение на земельном участке зданий, строений, сооружений, являющихся собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования;
  • предоставление земельных участков органам государственной власти Российской Федерации, субъекта Федерации, их территориальным органам, органам местного самоуправления, а также казенным предприятиям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным соответственно федеральными органами государственной власти, органами власти субъекта Федерации, органами местного самоуправления;
  • иные предусмотренные законодательством случаи.

В соответствии с п. 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ являются государственной собственностью земли промышленности и иного специального назначения, занятые:

  • федеральными энергетическими системами,
  • объектами использования атомной энергии,
  • федеральным транспортом, путями сообщения,
  • объектами федеральной информатики и связи,
  • объектами, обеспечивающими космическую деятельность,
  • объектами обороны и безопасности,
  • объектами оборонного производства,
  • объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ,
  • другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

Так, право собственности РФ на земельный участок может быть зарегистрировано на основании:

  • ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» № 40–ФЗ от 03.04.1995 года (ст.22);
  • ФЗ «Об обороне» № 61–ФЗ от 31.05.1996 года (с изменениями и дополнениями от 30.12.1999, 30.06.2003, 11.11.2003, 22.06.2004, 22.08.2004, 29.12.2004, 07.03.2005, 04.04.2005, 26.12.2005, 03.07.2006, 06.07.2006);
  • ФЗ «О газоснабжении в РФ» № 69–ФЗ от 31.03.1999 года (с изменениями и дополнениями от 22.08.2004, 23.12.2005, 02.02.2006, 18.12.2006).

В целом изменения, направленные на упрощение процедуры разграничения государственной собственности на землю, следует оценить положительно. Вместе с тем следует учитывать, что если ранее действовавший порядок предусматривал формы дополнительного контроля правильности составления перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, путем формирования их специальными уполномоченными органами исполнительной власти, то теперь основная нагрузка по проверке основания регистрации права собственности ложится на Федеральную регистрационную службу, что порождает дополнительные споры, связанные с разграничением государственной собственности на землю, в том числе связанные с распоряжением соответствующими земельными участками при отсутствии необходимых полномочий органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-фз «о разграничении государственной собственности на землю»

Принят Государственной Думой 4 июля 2001 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю

Правовое регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон применяется в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге с учетом особенностей, установленных другими федеральными законами.

Статья 2. Возникновение права собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю

1. Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Статья 3. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель лесного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;

земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации.

Статья 4. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности

1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;

фонда перераспределения земель;

земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в абзаце четвертом статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является также основание, указанное в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности

1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения;

земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

2. Основание передачи земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

Статья 6. Порядок разграничения государственной собственности на землю

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;

сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Разрешение споров о разграничении государственной собственности на землю

1. Споры между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю должны разрешаться заинтересованными сторонами с использованием согласительных процедур.

2. В случае недостижения согласованного решения споры о разграничении государственной собственности на землю рассматриваются в суде.

11.Разграничение государственной собственности на землю

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ст. 16 Земельного кодекса РФ).

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю» закрепляется разграничение государственной собственности на землю на:

собственность РФ (федеральную собственность);

собственность субъектов РФ;

собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации).

От имени РФ и ее субъектов права собственника реализуют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ). Государство (в лице РФ и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей:

в качестве суверена, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст. 9, 10 Земельного кодекса;

в качестве собственника земельных участков. В последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.

Процедура проведения разграничения государственной собственности на землю установлена Федеральным законом от 17 июля 2001 г. 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

Момент возникновения права собственности на земельные участки у РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований связан с моментом государственной регистрации права собственности на земельные участки.

Основанием государственной регистрации права собственности являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у РФ, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. В ст. 17З КРФ установлены основания возникновения федеральной собственности на землю. Помимо разграничения в соответствии с вышеуказанным законом, к таковым относятся:

приобретение Российской Федерацией земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

признание федеральными законами нахождения отдельных земельных участков в федеральной собственности.

12.Право муниципальной собственности на землю

Муниципальная собственность на землю возникает:

в результате разграничения государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю»;

в случае приобретения земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, по основаниям, установленным гражданским законодательством (ст. 19 Земельного кодекса РФ).

Территорию муниципального образования составляют (ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»):

земли городских, сельских поселений;

прилегающие к ним земли общего пользования;

земли, необходимые для развития поселений;

другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (или в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления). В муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. Что касается гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки, то в отличие от государственной собственности она может возникать в порядке ст. 225 Гражданского кодекса РФ и на бесхозные земельные участки, от которых отказались собственники.

При разграничении государственной собственности на землю в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность не передаются.

Гражданско-правовыми основаниями возникновения муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ являются:

признание федеральным законом земельного участка находящимся в муниципальной собственности;

приобретение земельного участка муниципальным образованием по основаниям, установленным гражданским законодательством.

При разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципального образования переходят земли, находящиеся в границах этого требования. Однако муниципальное образование может приобрести, например купить, земельный участок, находящийся за пределами территории муниципального образования. Точно так же субъект РФ или непосредственно Российская Федерация могут передать безвозмездно в собственность муниципального образования любой участок, в том числе и находящийся за пределами его границ. Передача земельных участков в муниципальную собственность в городах Москве и Санкт-Петербурге регулируется их собственными законами, ими может быть предусмотрена и возмездная передача земельных участков. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 1 ст. 15З КРФ).

Разграничение собственности на землю. Муниципальная или неразграниченная

Если взять земельный участок в аренду под ИЖС, после строительства дома я могу его выкупить в собственность.

Тут два варианта:

1)Если земля участка является неразграниченной собственности, то я его могу выкупить за 3 % от кадастровой стоимости.

2)Если земля участка муниципальная, то ставку для выкупа определяет муниципалитет, в этом случае я его могу выкупить например: за полную кадастровую стоимость.

До того как я сформировал участок, есть просто область на кадастровом квартале (без границ, участка еще нет), КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭТА ЗЕМЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ. КРОМЕ КАК СПРОСИТЬ В АДМИНИСТРАЦИИ.

Или, если участка не было и мне удалось его сформировать и зарегистрировать — это уже означает что земля является не разграниченной собственностью.

Может быть кто то напишет сделать выписку из ЕГРП, тут возникает вопрос как ее сделать если участка еще нет. Может ее делать на квартал, возможно ли это и будет ли от этого толк?

Ответы юристов (16)

Сергей, добрый вечер.

Если участок находится на территории неразграниченной собственности, это не значит, что администрация этого района не может ей распоряжаться. А вот узнать. разграничена она или нет, можно из градостроительного плана или ПЗЗ.

Федеральный
закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О введении в
действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ.
в силу с 01.09.2016)

1. Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1
настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной
регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным
законом или другими федеральными законами не установлено иное.

Отсутствие
государственной регистрации права собственности на земельные участки,
государственная собственность на которые не разграничена, не является
препятствием для распоряжения ими.

2. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом
местного самоуправления городского округа в отношении земельных
участков, расположенных на территории городского округа, за исключением
случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом
местного самоуправления поселения в отношении земельных участков,
расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил
землепользования и застройки поселения, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим пунктом;

органом
местного самоуправления муниципального района в отношении земельных
участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав
этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил
землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных
участков, расположенных на межселенных территориях муниципального
района;

органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов
федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении
земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если
законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия
осуществляются органами местного самоуправления внутригородских
муниципальных образований субъектов Российской Федерации — городов
федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию
государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере
дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для
размещения автомобильных дорог федерального значения;

федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению
федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона;

органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае
предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог
регионального или межмуниципального значения.

3.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная
собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного
самоуправления муниципального района и возникают у органа местного
самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и
застройки поселения.

В
случае, если решение о предварительном согласовании места размещения
объекта, о предварительном согласовании предоставления земельного
участка принято до утверждения в установленном Градостроительным кодексом
Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки,
предоставление земельного участка на основании этого решения в
собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование,
безвозмездное пользование осуществляет орган местного самоуправления
муниципального района, который принял это решение.
4.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного
самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков,
государственная собственность на которые не разграничена, также являются
органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных
участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения
о перераспределении земель и земельных участков, государственная
собственность на которые не разграничена, на принятие решений о
перераспределении земель и земельных участков, государственная
собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на
использование земель и земельных участков, государственная собственность
на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

вам нужно подготовить схему расположения земельного участка, на который вы претендуете и отдать на согласование в администрацию, если на этот участок претендентов нет, то схему согласуют и должны подготовить документы для формирования участка.

Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

[Земельный кодекс РФ][Глава I.1][Статья 11.10]

1. Схема расположения земельного участка или земельных
участков на кадастровом плане территории (далее — схема расположения
земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого
земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом
плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается
площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если
предусматривается образование двух и более земельных участков,
указываются их условные номера.

2. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с
учетом утвержденных документов территориального планирования, правил
землепользования и застройки, проекта планировки территории,
землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной
территории, наличия зон с особыми условиями использования территории,
земельных участков общего пользования, территорий общего пользования,
красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения
зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено
государственными программами Российской Федерации, государственными
программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными
программами), объектов незавершенного строительства.

3. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается
исполнительным органом государственной власти или органом местного
самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если
иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его
образования для предоставления без проведения торгов может быть
обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Уточнение клиента

Как узнать из градостроительного плана и ПЗЗ разграничена она или нет? Все остальное в вашем ответе к моему вопросу отношения не имеет.

28 Декабря 2016, 22:55

Есть вопрос к юристу?

Если записи в ЕГРП об участке нет, то можно предположить, что он относится к не разграниченной государственной собственности.

ЗК РФ, Статья 16. Государственная собственность на землю

1. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

К муниципальной собственности относится:

ЗК РФ, Статья 19. Муниципальная собственность на землю

1. В муниципальной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;

которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Уточнение клиента

Как на практике узнать, относится ли интересующая меня земля к муниципальной собственности?

А если исходить из вашего ответа, то как узнать признана ли она федеральными законами или передана из федеральной собственности в муниципальную собственность или нет?

28 Декабря 2016, 23:06

Сергей, Вы на публичной кадастровой карте, интересующий Вас район смотрели?

Уточнение клиента

Анна, смотрел, по публичной кадастровой карте там участка нет. Что дальше?

29 Декабря 2016, 07:46

Смотрите на публичной кадастровой карте определен ли такой участок, если определен, то делаете запрос на выписку из ЕГРП. В ней будет указано, кому принадлежит участок. Если на публичной кадастровой карте не найдете участка, то он относится к не разграниченной гос. собственности.

Публичная кадастровая карта — pkk5.rosreestr.ru

Уточнение клиента

Мария, я писал об этом в вопросе, как я сделаю выписку ЕГРП, если участка еще нет!?

29 Декабря 2016, 07:50

Здравствуйте Сергей. Принцип определения в принципе прост, но идти в администрацию Вам все равно придется.

Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)
Статья 3.1
1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
(в ред. Федеральных законов от 07.05.2009 N 91-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ)
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2010 N 168-ФЗ)
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ)
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
4. К собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.

Т.е. общий принцип, если участка нет, границы не установлены, на учет не поставлены, объектов недвижимости нет,, то собственность не разграничена.

А дальше все зависит от действующего законодательства, в том числе субъекта РФ в котором Вы намерены получить участок.

У нас есть масса земель, границы которых не определены, но при этом они являются государственной собственностью или муниципальной. Это например земли лесного фонда или земли с водными объектами.

ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 8. Право собственности на лесные участки

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 7

1. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.

Но так или иначе встречи с местной администрацией Вам скорее всего не миновать, вне зависимости от того разграничена собственность или нет, если иное не установлено законом субъекта РФ.

С 1 ЯНВАРЯ 2017 Г. ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОРЯДОК РАСПОРЯЖЕНИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
НА КОТОРЫЕ НЕ РАЗГРАНИЧЕНА

(Юридическая фирма «Гольцблат БЛП»,
Недвижимость и строительство)
Информационное письмо N 581

Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 10 октября 2016 года

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает о вступлении в силу с 1 января 2017 г. ряда положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон).
Эти положения касаются органов власти, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Напомним, что в настоящее время такими участками на территории городских и сельских поселений распоряжаются органы местного самоуправления указанных поселений при условии наличия на соответствующих территориях утвержденных правил землепользования и застройки (далее — ПЗЗ). В случае отсутствия ПЗЗ распоряжение осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (статья 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
С 1 января 2017 г. зависимость от наличия ПЗЗ исключается. Земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского поселения, будут распоряжаться органы местного самоуправления данного поселения. Напротив, если земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположены на территории сельского поселения, органы местного самоуправления данного поселения лишаются права распоряжения ими. Эти полномочия будут принадлежать органам местного самоуправления муниципального района.
В отношении городских округов изменений не произошло, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжаются органы местного самоуправления этих округов.
Следует отметить, что вне зависимости от упомянутых изменений у субъектов Российской Федерации остается возможность забрать у органов местного самоуправления на свой уровень полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (Федеральные законы от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ и от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ).

Не совсем соглашусь с коллегами. В целом по процедуре постановки написано много и повторяться не буду. А вот как определить есть ли поставленные на кадастр участки или земля не разграничена — расскажу поподробнее.

Проблема в том, что публичная кадастровая карта не дает всей полноты представления о том, какие участки реально стоят на кадастре, а какие нет.

Самый лучший вариант для Вас — это сначала определиться по публичной кадастровой карте, какой именно «клочок» земли вы себе хотите взять и определяетесь, в каком кадастровом квартале находится этот «клочок».

После этого заказываете через портал росреестра Кадастровый план территории — он придет в формате xml. Его нужно будет конвертировать в dxf для возможности чтения через графические приложения.

И уже на этом КПТ вы можете точно узнать какие участки находятся в районе того «клочка», который Вас интересует и есть ли такие вообще. Если нет — значит земля не разграничена. А дальше уже вступает в силу его величество Земельный кодекс.

Плюс заказа КПТ для Вас — посмотреть, нет ли случайно в районе «лакомого кусочка» каких-либо специальных зон и ограничений — например охранных зон подземных газопроводов и прочего.

Уточнение клиента

Виктор, вы наверно говорите про выписку из ГКН, в xml ее заказывают просто для работы в программе, а сам план он дублирует информацию публичной кадастровой карты. я так думаю, или это не так?

29 Декабря 2016, 08:04

1. В некоторых случаях принадлежность земельных участков можно определить по принадлежности зданий, сооружений и предприятий, которые находятся на земельных участках ( см п.3.1 Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон „О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, Федеральный закон „О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ и признании)

»Статья 3.1
1.В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в
собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в
собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным
предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами
государственной власти субъектов Российской Федерации;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в
собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними
законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные
федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов
Российской Федерации земли.
4. К собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.
5. Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности
соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований на такие земельные участки.».

2. Муниципальные образования ведут реестры муниципального имущества, в которых должны находится и муниципальные земельные участки.

Попробуйте найти на сайте МО информацию о реестре муниципального имущества. Если не найдете, делайте в запрос МО, как вам советует коллега Проворова Анна

3. На сайте Росреестра есть информация о сервесе через который можно получать информацию о земельных участках по адресу земельного участка

Новости Росреестра
Предоставление сведений о недвижимости в электронном виде через сайт Росреестра www.rosreestr.ru
27.10.2016
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются по запросам любых лиц.
На портале Росреестра www.rosreestr.ru доступен сервис
«Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online», который
позволяет получить общую информацию об объекте недвижимого имущества, его размерах, точном адресе, зарегистрированных правах на него и наличии
обременений. Эти сведения будут полезны потенциальным покупателям и профессионалам рынка недвижимости в качестве информации для предварительной оценки объекта. Они не предназначены для официальной подачи документов в другие организации. С помощью данного электронного сервиса объект можно найти по кадастровому номеру,
условному номеру или по адресу фактического местонахождения. Воспользоваться сервисом можно бесплатно в режиме реального времени.

мне удалось его сформировать и зарегистрировать — это уже означает что земля является не разграниченной собственностью.
Сергей

Если Вы, будете зарегистровать право на земельный участок в соответствии Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то ДА, так как

1. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом „О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.
1. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Но Вы это сделать можете по определенному порядку предоставления земельного участка в соответствии с Земельным Кодексом как коллега Проворова АННА в первом ответе отметила

Если взять земельный участок в аренду под ИЖС, после строительства дома я могу его выкупить в собственность.
Сергей

2. Без проведения торгов осуществляется продажа:

6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;

1. Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

ЗК РФ, Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов

2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:


15) земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствиисо статьей 39.18 настоящего Кодекса;

19) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;

То есть чтобы заключили с Вами договор аренды надо соблюдать правила согласно ст.39.18 ЗК

1. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье — извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
2. В извещении указываются:
1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;
2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;
3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;
6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;
7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;
8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“, на котором размещен утвержденный проект;
9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
3. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“.
4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом „О государственном кадастре недвижимости“, и направляет указанное решение заявителю.
6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
7. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Уточнение клиента

Виктор, то есть, если я составлю и согласую схему, зарегистрирую участок в росреестре, заключу договор аренды для ИЖС по статье 39.18 ЗК РФ — значит ли это что этот участок не является муниципальной собственностью, а является неразграниченной.

29 Декабря 2016, 08:30

Сергей, добрый день. Нет, я говорю именно о КПТ — кадастровом плане территории. Объясню. Например есть земельный участок 52:10:060307:152. Что все эти цифры значат? 52 — регион, например брянск; 10 — это район, например Ивнаовский; 060307 — это как раз кадастровый квартал, на территории которого могут быть 1 или 1000 разных земельных участков; и 152- номер конкретного земельного участка. Когда вы закажете кадастровый план территории, то по сути увидите карту всех земельных участков и различных зон, которые находятся вблизи того «клочка», который Вас интересует. Увы, просто в письме это объяснить довольно сложно.

Уточнение клиента

Виктор, росреестр называет это выпиской из ГКН на кадастровый квартал, она у меня есть, она дублирует кадастровую карту, просто в формате xml для работы с земельными участками и поворотными точками. КПТ нет, специально искал на сайте росреестра находит ГКН.

29 Декабря 2016, 08:42

Сергей, зарегистрировать права можно только на СФОРМИРОВАННЫЙ земельный участок. То есть его нужно поставить на кадастровый учет, и у Вас на руках должен быть кадастровый паспорт. А чтобы поставить на кадастровый учет — его нужно СФОРМИРОВАТЬ, то есть сделать схему расположения земельного участка, в которой отобразить контуры образуемого земельного участка и поворотные точки этого контура. И как только пройдет постановка на кадастровый учет участок перестает быть просто не разграниченной поверхностью земли, а приобретает статус земельного участка — у него появляется номер, разрешенное использование, адресный ориентир, площадь и иные реквизиты.

Уточнение клиента

Виктор, это понятно возьму участок в аренду границы появятся, но кто его собственник государство или муниципалитет. Как мне это узнать до того как я возьму участок?

От того кто собственник зависит сколько я заплачу потом при его выкупе! У нас в городе есть два района, возьму я участок в аренду под ИЖС, потом, в одном районе я заплачу при выкупе 3 % кадастровой стоимости, в другом районе 100% кадастровой стоимости, разница колоссальная.

29 Декабря 2016, 08:52

Вот ссылка на ресурс.

Самое первое всплывающее окно — последняя строка. Кадастровый план территории. Но у меня складывается впечатление судя по Вашим ответам, что мы говорим об одном и том же. Вы xml конвертировали в dxf например?

Если да, то вы можете наглядно все увидеть. Если на том участке, который Вы себе присмотрели границ иных земельных участков нет, то получается что это не разграниченная государственная/муниципальная собственность.

Мой Вам совет — обратитесь с этим вопросом в ближайшую организацию, которая занимается кадастровой деятельностью — они Вам наглядно все покажут, а дальше следует тот порядок, который Выше расписывали коллеги — подготовка СРЗУ, постановка на кадастр и прочие действия.

Уточнение клиента

Виктор, мы говорим об одном и том же, если перейти по вашей ссылке написано «Получение сведений из ГКН», кадастровый план территории один из разделов. Думаю конвертировать мне не к чему, я открываю xml в программе для кадастровых инженеров.

29 Декабря 2016, 09:00

Сергей, если участок не сформирован, значит это не разграниченная собственность, так как земля, которая принадлежит муниципалитету уже должна быть сформирована и внесена в Ген. план и ПЗЗ. Нельзя оформить собственность на не сформированный и не поставленный на кадастровый учет участок. Но распоряжается такими землями в любом случае муниципалитет, разница в том, что если это уже сформированный участок или его формирует сам муниципалитет, то получить его вы сможете только через торги, а если сами сформируете, то будет аренда без торгов, с правом выкупа через 5 лет.

Сергей, если Вас интересует, кто именно распоряжается имуществом — то это нужно узнавать в конкретном районе. Дело в том, что многие районы передают полномочия на места, в сельские поселения к примеру, и ровно наоборот — сельские поселения могут передавать полномочия в район. Без обращения в КУМИ (комитет управления муниципальным имуществом), ну или отдел землепользования или что-то подобное (названия варьируются в зависимости от региона) ответа здесь вы не найдете. Из практики — тот орган, который выдает Постановление о возможности формирования земельного участка и будет в дальнейшем распоряжаться этим участком.

как я сделаю выписку ЕГРП, если участка еще нет!?

Вы правы, выписку из ЕРГП нельзя получить, если земельный участок не поставлен на кадастровый учет.

В каждом городе есть МФЦ по оказанию государственных и муниципальных услуг

Вашем городе тоже должен быть МФЦ, где вы можете заказать выписку из реестра муниципального имущества, указав имеющиеся у вас координаты ( адрес ) земельного участка. Возможно, вам у удастся сделать заявку на выписку. Для этого нужно четко указать индивидуальные признаки участка.. Если вам выписку не смогут предоставить, значит, скорее всего, участка нет в муниципальной собственности…

В МФЦ есть вид услуги- выдача выписок из реестра муниципальной собственности по заявкам граждан и юридических лиц .

Например, в МФЦ в г. Калининграде содержится следующая информация:.для получения выписки.

Выдача выписки из реестра муниципального имущества
Способы подачи заявки При личном обращении к специалисту МФЦ; через представителя; по почте в адрес Комитета; по электронной почте (в форме электронных документов) по адресу mfc@klgd.ru; в электронной форме посредством заполнения интерактивной формы на региональном сегменте Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Способы получения результата При личном обращении; через представителя; по почте; по электронной почте.Стоимость и способы оплатыГосударственная пошлина либо иная плата за предоставление муниципальной услуги не взимается.Сроки предоставления услугиСрок предоставления муниципальной услуги составляет 12 рабочих дней со дня регистрации запроса.
Круг заявителей
В качестве заявителей по получению муниципальной услуги могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и физические лица или их представители

Результат предоставления услуги
Результатом предоставления муниципальной услуги является:– выдача (направление) заявителю выписки из реестра муниципального имущества (далее – Выписка) либо– выдача (направление) заявителю уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Перечень документов, необходимых для предоставления услуги
Основные документы:1) запрос о предоставлении муниципальной услуги.В запросе указываются:– фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) (для физического лица);– полное наименование, организационно-правовая форма, номер и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридического лица);– адрес регистрации по месту жительства (юридический, почтовый и фактический адрес нахождения юридического лица);– номер контактного телефона;– адрес электронной почты (при наличии);– наименование объекта муниципального имущества и его характеристики, позволяющие точно идентифицировать объект (адрес, кадастровый номер, и т.д.);– способ получения ответа о результате рассмотрения запроса;2) документ, удостоверяющий личность заявителя, – паспорт гражданина Российской Федерации либо иной документ, предусмотренный законодательством Российской Федерации в качестве удостоверяющего личность гражданина (для физических лиц) (при представлении оригинала снимается ксерокопия, оригинал возвращается заявителю).

Сергей, как я указала выше, без запроса в органы муниципальной власти Вы этого не узнаете. Направьте сразу два, в администрацию и в территориальное подразделение Росимущества, с указанием на то, кому принадлежат земли в таком-то кадастровом квартале.

Сергей, в своем ответе, я указала, что если участок сформирован уже, то нужно сделать выписку. Если не сформирован (его нет на карте), то это неразграниченная гос. собственность, выписку Вы не сможете сделать, нужно сформировать такой участок.

Смотрите на публичной кадастровой карте определен ли такой участок, если определен, то делаете запрос на выписку из ЕГРП
Федько Мария

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Еще по теме:

  • Савватия воинская часть Войсковая Часть 67967 информация актуальна на 16.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Связи Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Ликвидация Регистрация организации признана ошибочной по решению […]
  • Воинская часть 6676 Войсковая Часть 6676 информация актуальна на 16.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Госзакупки Арбитраж Проверки Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Сведения Росстата Сведения о […]
  • Форма бланка регистрации ип Форма Р21001 (новая): образец заполнения заявления о государственной регистрации ИП Торопитесь? Наш умный сервис заполнит за Вас форму р21001 бесплатно и прямо сейчас! Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Сервис подготовки […]
  • Технические средства организации дорожного движения рб Глава 1. Общие положения Формы и методы контроля за выполнением участниками дорожного движения требований настоящих Правил определяются Министерством внутренних дел. 5. Нарушение настоящих Правил влечет ответственность, установленную законодательными актами. ПДД он-лайн ПДР на […]
  • Ст67 коап москвы Адвокаты отменили постановление (ст. 6.11 КоАП г. Москвы) В Адвокатское бюро «Сергей Москаленко и партнеры» обратилось РОО «МГСА». Как следует из материалов дела, Госинспекцией по недвижимости г. Москвы проведено обследование на земельном участке. В ходе проверки было установлено, что […]
  • Военный комиссариат приокского района Военный Комиссариат Приокского района Города Нижнего Новгорода информация актуальна на 16.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Ликвидация Организация […]
  • Байкал воинская часть Войсковая Часть 7628 информация актуальна на 16.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Госзакупки Арбитраж Проверки Связи Лицензии ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Бухгалтерская […]
  • Александровский военный комиссариат ВК Города Александров и Александровского района Владимирской области информация актуальна на 15.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Связи ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС […]