Меню

Оглавление:

Публичный сервитут на земельный участок: что это такое и как он устанавливается?

В соответствии с земельным кодексом РФ, публичный сервитут это право использования чужого имущества в ограниченных целях.

Данный сервитут служит для обеспечения интересов государственной власти, органов местного самоуправления или населения. После его принятия изъятие конкретного участка земли не производится.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 110-05-29 . Это быстро и бесплатно !

Когда можно, а для каких целей его нельзя установить?

Чтобы установить публичный сервитут, необходимо получить один из определенных в законном порядке документов:

  1. Нормативно-правовой акт субъекта РФ.
  2. Акт, выданный органом самоуправления.
  3. Акт РФ.
  4. Есть случаи, при которых установление публичного сервитута запрещено:
  5. Если сервитут мешает собственнику распоряжаться собственным имуществом в полной мере.
  6. При поступлении требования от собственника в орган самоуправления об его отмене.
  7. При невозможности или нежелании инициатора проводить общественное слушание.

Кто имеет право?

Публичный сервитут устанавливается в случае набора группы голосов с положительным ответом.

Принимать решение могут такие лица:

  1. Жители определенной территориальной единицы, которые могут пострадать от принятия конкретного сервитута.
  2. Официальные представители фирм и объединений, чей юридический адрес располагается на причастной к положениям сервитута территории.
  3. Владелец участка земли, который имеет прямое отношение к установке публичного сервитута. Вместе с ним решение может принять любой другой законный временный или постоянный владелец конкретного участка земли, то есть арендатор, а также лицо, обладающее правом бессрочного пользования.
  4. Работники органов государственной власти или участники организации местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливают при необходимости изменения назначения конкретного участка, то есть его использования для важных государственных или общественных целей. Основанием установления публичного земельного сервитута является перечисленные ниже случаи.

Осуществления проезда или прохода через определенное место.

Применения участка земли для осуществления ремонтных работ на инженерных, электрических коммунальных сетях или линиях, ремонт объектов, относящихся к транспортному сообщению.

Установки геодезических или межевых знаков на определенных пересечениях или окончаниях территорий, а также формирования удобных подъездов к ним.

Забора воды или взятия небольшой ее части для организации водопоя, необходимого для скота, или проведения экспертизы.

Организации возможности перегонять сельскохозяйственных животных через определенную местность.

Выпаса определенных животных в отведенное время, а также сенокошения для заготовки еды на холодное время года на запланированной территории. Часто продолжительность работ определяется заранее, так как регулируется привычными для определенной местности датами, а также популярными обычаями.

Применения достаточно большого участка для осуществления охоты на не запрещенные виды животных и рыболовческой деятельности.

Осуществления геологических изысканий или других оценочных работ, в частности, исследования почвы на любой глубине для научной практики или частной деятельности.

Открытия доступа без оград и затруднительных для пересечения объектов с одной стороны на другую.

Чтобы публичный сервитут был установлен, необходимо пройти несколько обязательных этапов:

  1. Формирование и подача заявления, где указывается причина и конкретная местность, для которой должен установиться публичный сервитут.
  2. Рассмотрение заявления органами местной или государственной власти, определение даты общественных слушаний.
  3. Формирование собрания для проведения слушаний, принятие и огласка решения.
  4. Принятие окончательного решения советом органов государственной или местной власти.
  5. Регистрация сервитута в случае получения разрешения на его установление.

Подача документов в инстанции

Подать заявление с концепцией публичного сервитута имеют право лица, являющиеся гражданами, официально зарегистрированными организациями.

Также этой возможностью наделены органы государственного или местного самоуправления. Часто публичный сервитут устанавливается, если к нему проявляет интерес местное население, поэтому подать заявление и описать желаемую концепцию сервитута может каждый заинтересованный в этом человек, официально зарегистрированный в РФ.

Часто люди не могут принять решение, в какую именно организацию нужно обращаться с этим прошением. Следует помнить, что обязанность принять заявление есть как у органов местного самоуправления, так и у властей государственного масштаба.

В заявлении должны точно указываться основания, по которым конкретная концепция должна быть рассмотрена и принята. Обязательно следует обосновать все мотивы и уточнить сроки действия сервитута, а также подробную информацию, касающуюся владельца конкретной земли.

Рассмотрение

Обычно рассмотрение концепции публичного сервитута осуществляет та же инстанция, что и принимала заявление от уполномоченного лица.

Государственный или местный управленческий орган обязан рассмотреть сервитут. То есть это не просто право каждого такого учреждения, но и обязанность. Данная концепция утверждена в законе РФ благодаря особенной важности публичных сервитутов не только для отдельных людей или организаций, но и для всего народа.

Заявление о рассмотрении публичного сервитута принимает и ознакамливается с его положениями тот орган, в подчинении или под контролем которого находятся обсуждаемый земельный участок. Перед подачей заявления необходимо уточнить к какому управленческому органу относится конкретный земельный участок, а затем отнести данный документ к его работникам.

Общественные слушания и принятие решения

Итоги общественного слушания позволяют государственным органам принять или скорректировать свое решение по итогам голосования, проведенного его участниками. Перед установкой любого публичного сервитута слушания проводятся в обязательном порядке.

Чтобы правильно и эффективно организовать проведение общественного слушания и достигнуть поставленных задач, необходимо соблюдать все обозначенные законом права его участников и грамотно фиксировать результаты голосования.

Для проведения слушания все его потенциальные участники должны оповещаться как минимум за 10 дней. Желательно сделать это примерно за месяц до обозначенной даты.

Часто принимается решение обозначить дату и объяснить значение мероприятия с помощью задействования средств массовой информации. Большое значение имеет выбор оптимального времени и места проведения заседания, которое положительно оценится всеми участниками.

В законодательстве на данный момент нет четкого определения того, как именно должны проводиться общественные слушания. После осуществления этих мероприятий должны оставаться важные документы, в которых остается вся ценная информация, полученная на заседании от каждого из участников.

Обычно в комплекте документов обязательно находится реестр всех людей, принявших участие в слушании, протокол, полный список всех задающихся и обсуждающихся вопросов, а также особенно важных замечаний, прозвучавших от любого участника.

В общем протоколе, отражающем ход и итоги общественного слушания, обязательно содержится такая информация: точный вопрос, поднимающийся на обсуждении, число участников, давших ответы «за» и «против», а также «воздержался». В конце обязательно публикуются все подсчеты совместно с общепринятым решением.

Решение, принятое в ходе общественного слушания, должно повлиять на окончательную позицию, которую отмечают власти. Они могут учитывать результаты общественных слушаний, однако при необходимости меняют решение. Слушания необходимы для выражения мнения народа, поэтому являются ярким рекомендательным документом. Именно в интересах граждан и устанавливается публичный сервитут, поэтому их мнение является очень важным.

Решение относительно конкретного публичного сервитута, принимается органом государственной власти или местного самоуправления, а затем выражается в форме нормативно-правого акта. В нем должна содержаться такая информация: конкретный земельный участок, расценивающийся как объект недвижимости, точный адрес и координаты этого объекта, кадастровый номер, для получения которого придется в обязательном порядке заказать межевание границ, уточнение названия сервитута, то есть вписывание слова публичный, важное содержание и обоснование документа, временные границы его актуальности и правила соблюдения.

Отражение изменений в кадастровом документе

По решению органов государственной власти или местного самоуправления могут перемениться точные территориальные границы определенного участка. Если их смена обозначена в определенном нормативно-правовом акте, необходимо заказать построение нового проекта межевания земли. Изменения должны отражаться в кадастровом документе, чтобы сохранить актуальность представленной в нем информации.

Если ущемлены права владельца

Когда владелец замечает, что указанные в публичном сервитуте действия или права других лиц ущемляют его личные интересы, он имеет право обжаловать решение о принятии любых установленных положений сервитута, обратившись в суд по месту жительства.

При попытке посторонних лиц использовать земельный участок как свою собственность необходимо упомянуть п. 2 ст. 235 ГК РФ , который регламентирует, что изымать у владельца его имущество (за исключением специфических обстоятельств) никто не имеет права.

Теперь вы знаете, что это такое: публичный сервитут на земельный участок. Для его принятия необходимо предоставлять грамотную аргументацию и составлять концепцию, не противоречащую интересам проживающих рядом с конкретным земельным участком граждан. Если данный проект будет полезным, то его уместность и обоснованность помогут утвердить документ. Он предусмотрен для защиты интересов народа, поэтому должен соответствовать всем правовым критериям.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 110-05-29 (Москва)
+7 (812) 385-58-40 (Санкт-Петербург)

Статья 11.9 ЗК РФ. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Новая редакция Ст. 11.9 ЗК РФ

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Комментарий к Статье 11.9 ЗК РФ

Законодатель правилами комментируемой статьи ввел юридические (п. п. 1, 2, 4 и 5) и технические (п. п. 3 и 6) требования как к образуемым, так измененным земельным участкам. Измененным является земельный участок, который разделен (п. 4 ст. 11.4 ЗК), или из которого осуществлен выдел (п. 1 ст. 11.5 ЗК). Причем важно иметь ввиду, что понятие «преобразуемый земельный участок» соответствует понятию «измененный земельный участок»; и то, и другое предполагает изменение уникальных характеристик земельного участка — размера и местоположения границ. Не менее важно учитывать то, что конечным пределом изменения (преобразования) земельного участка является сохранение такого количества характерных точек, которое позволяет образовать замкнутую геометрическую фигуру, то есть трех точек (н1, н2 и н3).

Пункты 1 и 2 ст. 11.9 ЗК устанавливают правила о предельных (максимальных и минимальных) размерах земельных участков для двух различных случаев: когда определение указанных размеров регулируется градостроительными регламентами и когда последние не установлены или не распространяются на соответствующие правоотношения.

Часть 4 ст. 41 ГрК устанавливает, что в том случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляется разделение земельного участка на несколько земельных участков, размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.

В соответствии с ч. 4 ст. 36 ГрК действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:

1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;

2) в границах территорий общего пользования;

3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;

4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.

Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством РФ (ч. 5 ст. 36 ГрК).

Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон (ч. 6 ст. 36 ГрК).

Для земельных участков сельскохозяйственного назначения ст. 4 Закона N 101-ФЗ устанавливает свои собственные специальные требования к предельным размерам. Так, не допускается образование земельного участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель и размер которого меньше установленного субъектами РФ минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель (абз. 2 п. 1 ст. 4). Требования п. 1 ст. 4 указанного Закона не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее, чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов РФ (абз. 2 п. 1 ст. 4). Практически в каждом субъекте РФ (исключая города Москва и Санкт-Петербург, в границах которых по определению не может быть земель сельскохозяйственного назначения) установлены собственные требования к предельным (максимальным и минимальным) размерам таких земельных участков. Существует два подхода к определению таких размеров. Первый отталкивается от размера среднерайонной земельной доли: при выделе земельного участка в счет земельной доли его площадь не может быть менее размера земельной доли, определенной на момент бесплатной передачи сельскохозяйственных угодий колхозов и совхозов в общую собственность в период проведения аграрной реформы, начиная с 27 декабря 1991 г. (Владимирская область ), или дифференцированной нормы бесплатной передачи земли, принятой на территории соответствующего муниципального образования при реорганизации сельскохозяйственных предприятий (Рязанская область ). Второй подход «привязывается» к какому-то иному критерию, который установила законодательная власть того или иного субъекта РФ. В Ивановской области, например, минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, находящегося в собственности физического или юридического лица, должен быть не менее установленного ст. 2 Закона Ивановской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель на территории Ивановской области» от 01.08.2002 N 59-ОЗ предельного минимального размера земельного участка, предоставляемого гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, то есть не менее двух га .
———————————
Абзац 1 п. 2 ст. 3 Закона Владимирской области от 12.03.2007 N 19-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Владимирской области» // .

Подпункт 1 п. 1 ст. 3 Закон Рязанской области от 6 октября 2003 г. N 64-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Рязанской области» (принят Постановлением Рязанской областной Думы от 24 сентября 2003 г. N 718-III РОД) // .

Абзац 1 ст. 2 Закона Ивановской области от 11.06.2003 N 50-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ивановской области» // .

Необходимо также подчеркнуть взаимосвязь правил п. п. 1 и 2 ст. 11.9 ЗК и ст. 33 ЗК (нормы предоставления земельных участков).

Также при применении п. п. 1 и 2 ст. 11.9 ЗК нельзя не учитывать положение п. 2 ч. 3 ст. 27 Закона N 221-ФЗ, согласно которому орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков. На практике кадастровый инженер уже на стадии сбора исходных данных для межевого плана обязан сообщить заказчику кадастровых работ о том, соответствует ли образуемый, а также преобразуемый земельные участки требованиям законодательства.

Согласно правилу п. 3 комментируемой статьи границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Данное требование законодателя сужает в настоящее время проблему пересечения границ до двух случаев и оставляет без внимания другие, которые прямо указаны в Законе N 221-ФЗ. Так, осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если:

одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости) (п. 2 ч. 2 ст. 26);

одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границы такой территориальной зоны в документе, на основании которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, или если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленных федеральным законом (п. 6 ч. 2 ст. 26).

По-видимому, федеральный законодатель по чисто техническим причинам не смог согласовать между собой положения Федерального закона от 23.07.2013 N 250 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости» и п. 3 ст. 11.9 ЗК. К сожалению, до настоящего времени в значительной части случаев местоположение границ объектов землеустройства (муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон) не определены, и в ГКН отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ. Как следствие, это провоцирует кадастровый орган на принятие решений о приостановлении осуществления кадастрового учета, а впоследствии и об отказе в осуществлении кадастрового учета, и как ответную реакцию — обращение в суды с заявлениями о признании незаконными таких решений.
———————————
СЗ РФ. 2013. N 30 (Часть I). Ст. 4083.

Не допускается в соответствии с п. 4 ст. 11.9 ЗК образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Данное требование не всегда подкреплено и всесторонне развито для ряда случаев образования земельных участков. Значительное затруднение с применением п. 4 ст. 11.9 ЗК связано с образованием земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности под зданиями, строениями, сооружениями. Содержание абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК (местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка) также вызывает многочисленные споры собственников объектов недвижимости с публичными образованиями. Главная проблема состоит в том, что предельные размеры (площадь) земельных участков в законодательстве устанавливаются только для незастроенных земельных участков. В отношении земельных участков, собственником которых или распорядителем является публичное образование, и на которых расположены приватизированные здания, строения и сооружения, не существует ни формулы, ни порядка расчета площади. Это открывает широкий простор не только для личного усмотрения органа государственной власти или местного самоуправления, уполномоченного принимать решения об образовании земельных участков, но и подталкивает заявителей к различным ухищрениям, чтобы приобрести земельный участок размером (площадью), превышающим в два-три раза, а то и в десятки раз, площадь объекта недвижимости. Комментируя абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК, мы обратимся к подробному рассмотрению данного вопроса.

По смыслу п. 4 ст. 41 ГрК обязательным условием образования земельного участка является наличие подъездов и подходов к нему. Таким образом, в границы земельного участка, предназначенного для эксплуатации объекта недвижимости, должна входить не только часть, которая занята недвижимостью, но и часть, необходимая для ее использования. При образовании земельного участка не были приняты во внимание вышеуказанные требования земельного законодательства, что привело к образованию участка без подъездов и подходов к нему, рациональное использование которого невозможно в соответствии с его целевым назначением .
———————————
Постановление Одиннадцатого ААС от 10.04.2013 по делу N А55-25821/2012 //.

Согласно пункту 5 ст. 11.9 ЗК не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Данный пункт является, по сути, продолжением ст. 11.8 ЗК.

Пункт 6 ст. 11.9 ЗК не допускает при образовании земельных участков вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы. Эти требования законодатель ввел еще в текст первоначальной редакции ЗК. Однако до настоящего времени приведенные понятия остаются юридически бессодержательными, так как ни сам ЗК, ни другие нормативные акты не раскрывают их содержание и конкретные признаки. Поэтому на практике представляется маловероятным получить конкретные сведения, в каких именно характерных точках границ образуемого земельного участка обнаруживаются вкрапливания, чересполосица и т.д. Неясно также, каким образом соотносятся между собой пересечение границ с вклиниванием и вкрапливанием. Также не представляется возможным определить признаки «изломанности» границ, то есть какое количество характерных точек границ образуемого земельного участка на, скажем условно, 1 км границы позволяет говорить о возникшей изломанности.

Другой комментарий к Ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья закрепляет требования, которые должны быть соблюдены при образовании земельных участков в результате их раздела, объединения, перераспределения или выдела. Эти требования являются критериями оценки правомерности образования земельных участков.

Особо нужно отметить, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК, другими федеральными законами. Никаких иных требований, кроме указанных в комментируемой статье и имеющих весьма общий характер, в законодательстве нет. Действующие Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденные Федеральной службой земельного кадастра России 17 февраля 2003 г., предусматривают, что при образовании земельных участков должны учитываться следующие требования:

каждый земельный участок формируется по присущим только ему характеристикам: местоположение, целевое назначение земель, разрешенное использование, площадь, удостоверенные границы, ограничения в использовании земель, обременения правами иных лиц (сервитуты);

размер земельного участка устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке предельными размерами, нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией;

в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходимая для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатации) конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами;

в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом — в виде прохода (шириной не менее 1 м) или проезда (шириной не менее 3,5 м). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута;

раздел земельного участка с целью образования новых самостоятельных земельных участков осуществляется таким образом, чтобы каждый вновь образуемый земельный участок мог использоваться в соответствии с разрешенным использованием без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

границы земельного участка устанавливаются в соответствии с требованиями эколого-ландшафтной организации территории;

не допускается изломанность проектируемых границ, если она не обусловлена существующими естественными или искусственными рубежами.

Границы земельных участков, образуемых как для несельскохозяйственных нужд, так и для вновь формируемых сельскохозяйственных организаций, крестьянских фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств, устанавливаются с учетом их компактного размещения и, как правило, совмещаются с существующими границами полей севооборотов и рабочих участков, с естественными и (или) искусственными рубежами (реками, ручьями, каналами, лесополосами, дорогами и другими природными и созданными трудом человека объектами). Образование земельных участков на орошаемых или осушенных землях осуществляется на условиях, обеспечивающих функционирование мелиоративных систем.

Понятие и определение земельного участка, как недвижимого имущества в соответствии с Земельным кодексом РФ

Понятие «земельный участок» неразрывно ассоциируется с понятием «земля». Земля – это планета, на которой мы живем, ее поверхность с фауной и флорой, недрами. В хозяйственной деятельности человек использует лишь ее участок.

Определение ЗУ

Участок земли — это имущество недвижимое, некая территория определенной площади и статуса, имеющая конкретное месторасположение и назначение. Образование участка соответствует статье 11.2 в ЗК РФ, который также регламентирует создание искусственных земельных участков.

Участки бывают:

    Делимыми – при разделении сохраняет свои основные свойства, образуя отдельный самостоятельный участок. Ранее мы упоминали о том, как разделить ЗУ на 2 и более участка. Ознакомиться с этим материалом можно в этой статье. Также вы можете узнать, как разделить общую долевую собственность на ЗУ в другой нашей статье.

  • Неделимыми, теряющими свои свойства в случае разделения.
  • Является ли ЗУ недвижимым имуществом? Земельный участок является вещью или недвижимостью. Это согласовывается со статьей 130 ГК РФ. К нему относятся любые дома, сооружения, прилегающие на его земле без возможности перемещения.

    ГК РФ Статья 130. Недвижимые и движимые вещи

      К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

    К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

    К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

  • Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
  • Особенности правового положения в Земельном кодексе РФ

    Любое юридическое лицо и каждый гражданин имеет право на бесплатное предоставление ЗУ, которое находится в государственной собственности и если выставлено в свободную продажу. Для регулирования подобных сделок с целью защиты территорий от «расхвата», существуют государственная, муниципальная и частная собственность.

    Для того чтобы безвозмездно от государства получить участок надо встать в очередь на получение ЗУ.

    Статья 3. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

    Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

    Различают следующие права пользования земельными участками:

    • бессрочное или пожизненное;
    • безвозмездное срочное;
    • пожизненное наследуемое владение;
    • сервитут;
    • аренда.

    Является ли лесной участок земельным?

    Представляется территорией лесонасаждений с определенной площадью и расположением. Он богат природными ресурсами, имеет уникальное экологическое значение.

    Согласно ст.7 ЛК РФ признается земельным участком. Относится к ведомству Лесного хозяйства.

    ЛК РФ, Статья 7. Лесной участок

    Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

    Часть ЗУ: это что такое? Понятие и признаки

    Частью считается некоторая площадь основного земельного надела, способная выделиться в полноценный участок, став самостоятельным объектом имущественных отношений (ФЗ от 18.06.2011 г. № 78-ФЗ).

    При оформлении в собственность часть земли сначала выделяют, а затем оформляют как объект недвижимости.

    При использовании части земли одним или несколькими лицами имеет место сервитут, при оформлении которого не требуются регистрация и постановка на кадастровый учет. Между сторонами заключается договор, содержащий следующие пункты:

    • сведения о предмете и сторонах соглашения;
    • цели для установления сервитута;
    • границы;
    • стоимость оплаты.

    Отмечают следующие признаки, позволяющие использовать земельный участок как объект имущественных отношений:

    1. Наличие обязательного номера кадастра.
    2. Площадь участка.
    3. Координаты объекта.
    4. Основное назначение земель.
    5. Определение существующих границ.

    Если же вы захватили чужую землю, тогда стоит знать как узаконить самовольное занятие ЗУ.

    По целевому назначению различают следующие категории земли:

    • сельскохозяйственные угодья;
    • территории лесного хозяйства;
    • территории водного хозяйства;
    • земли, подлежащие охране;
    • промышленного назначения;
    • земли запаса.

    Кадастровый учет представляет собой систему учета, включающую в себя объекты земельного имущества, классификацию и сопутствовавшие правовые отношения. Процедуру государственной регистрации проходит каждый участок.

    В результате присваивается уникальный кадастровый номер. Последний вносится в Единый Государственный Реестр Права. Учет земельного имущества осуществляют Кадастровые Палаты.

    Касаемо учетных земель проводят следующие необходимые для реестра процедуры:

    1. Регистрация объектов недвижимости.
    2. Учет и фиксирование изменений, указанных в поступающей документации.
    3. Снятие имущества с учета.
    4. Исправление технических ошибок реестра.

    Понятие владельца и собственника ЗУ

    Есть значительная разница в терминах «собственник» и «владелец» недвижимости.

    Собственник ЗУ ежегодно обязан подавать налоговую декларацию в инспекцию по месту нахождения надела. А также оплачивать земельный налог.

    Владелец ЗУ, не являющийся собственником

    Такими владельцами являются:

    • граждане оперативного управления;
    • граждане срочного и бессрочного владения;
    • лица хозяйственной деятельности;
    • лица на правах сервитута.

    Лица, не являющиеся собственниками своих земельных владений, защищаются статьей 305 ГК РФ.

    ГК РФ Статья 305. Защита прав владельца, не являющегося собственником

    Права, предусмотренные статьями 301 — 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

    Государственная собственность

    Государство имеет право приобретать, пользоваться и распоряжаться недвижимым имуществом. Таковым может стать земельный участок согласно п.1 статьи 3 ФЗ от 25.10.2001г.

    Государственная собственность предназначена для:

    1. Охраны природы и ее богатств.
    2. Охраны жизни и здоровья людей.
    3. Ведения хозяйственной деятельности.
    4. Государственных промышленных объектов.

    По этим причинам органы управления субъектов страны устанавливают ряд ограничений прав на землю.

    Документы на ЗУ

    Различают правоустанавливающие и правоподтверждающие документы.

    К таким документам относят:

    1. Договоры купли-продажи, мены, приватизации и дарение участка.
    2. Акты приема-передачи.
    3. Свидетельство о вступлении в наследство.
    4. Акт о выделении земельных участков.

    Оформление земли подкрепляется правоподтверждающими документами:

    1. Свидетельство о праве собственности.
    2. Свидетельство о праве аренды.
    3. Свидетельство о бессрочном пользовании.
    4. Акт на право пожизненного наследуемого владения.

    Доверенность и образец заполнения

    Составляется с соблюдением основных нормативных актов, после чего заверяется нотариусом. Доверенность разрешает доверенному лицу следующее:

    1. Сбор необходимых справок на имущество.
    2. Подача и получение нужных документов в соответствующих инстанциях, а при необходимости — заключение с ними договоров.
    3. Постановка на кадастровый и государственный учет.
    4. Получение кадастрового номера.
    5. Межевание, топографическая съемка участка.
    6. Купли-продажа ЗУ.

    Все разрешенные действия доверенного лица должны быть описаны в полученной им доверенности.

    Скачать бланк и образец доверенности на ЗУ.

    Тут можно посмотреть, как выглядит образец договора доверенности.

    Договор ипотеки

    Обычно банки предоставляют ипотеку на приобретение земельного участка под строительство. Залогом данной ипотеки могут являться земли под ИЖС, сельхозназначения и подсобного хозяйства.

    При получения ипотеки необходимо выполнение следующих требований:

    • размер участка от 6 соток;
    • обязательна приватизация;
    • использование земли согласно назначению;
    • определена стоимость земельного участка.

    Договор мены

    ГК РФ Статья 567. Договор мены

    1. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
    2. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

    Данный тип договора имеет свои особенности:

    1. Оба участка должны быть примерно одинаковы в своей оценочной стоимости. Если один имеет более низкую оценочную стоимость, сторона должна компенсировать полученную разницу.
    2. Передаваемые объекты недвижимости должны быть свободны от обременения правами иных третьих лиц.
    3. Дата обмена имуществом должна соблюдаться обеими сторонами и прописываться в договоре.
    4. Договор должен быть составлен в письменном виде и подписан сторонами.

    Арест надела

    Арест – это разновидность обременения земельного имущества (ФЗ № 118 и № 229). Вступает в силу согласно постановлению суда.

    Также возможно изъятие участка для государственных и муниципальных нужд. Чтобы отменить приставами арест имущества рекомендуется частично или полностью погасить задолженность перед кредитором.

    Если наложение ареста было проведено с нарушением законодательства РФ, следует обратиться в суд с требованием отмены данного решения. Также можно потребовать возмещения ущерба, нанесенного государственными служащими.

    В наше время возвращается любовь человека к своей земле. Разбираясь в юридических тонкостях земельных отношений, можно в краткие сроки не только приобрести хороший участок, но и в последующем сохранить его за собой.

    Еще по теме:

    • Судмедэкспертиза киевская Проведение судмедэкспертизы в Москве Все виды судмедэкспертиз в Москве и Московской области - побоев, трупа, изнасилования и другие. Судебная медэкспертиза является одним из самых сложных, востребованных и в тоже время дорогостоящих видов исследования, проводимого в центре […]
    • Где заполнить заявление на инн Правила заполнения заявления на получение ИНН физическому лицу Сам процесс получения ИНН (идентификационного номера налогоплательщика) для физического лица сегодня максимально облегчен. Эта бесплатная процедура требует от гражданина предоставить паспорт, документ о регистрации и […]
    • Втб 24 лицевой счет узнать Как осуществляется оплата ЖКХ по лицевому счету, где его узнать, чтобы оплатить услуги? В настоящее время многие предпочитают экономить свое драгоценное время и оплачивать услуги ЖКХ по лицевому счету, не выходя из дома. Основная информация, без которой при этом не обойтись – номер […]
    • Договор обслуживания нежилого помещения Как заключается договор ТСЖ с собственником нежилого помещения и что входит в содержание общего имущества? Цель создания товарищества собственников жилья — это обеспечение оптимального управления собственностью, которая принадлежит всем владельцам недвижимости в многоквартирном доме. В […]
    • Можно ли подать заявление на увольнение в отпуске В отпуске решился покинуть организацию? Можно ли уволиться по собственному желанию находясь на отдыхе? Можно ли уволиться во время отпуска? Отпуск не препятствие для увольнения. Свое право уйти от работодателя каждый сотрудник волен использовать в любой момент. Необходимо лишь […]
    • Договор найма квартиры образец word Типовой бланк договора найма жилого помещения: скачать заполненный образец в word бесплатно Большинство соглашений люди заключают на словах, не закрепляя документально. Но некоторые сделки лучше оформлять на бумаге, заверенной подписями сторон. К ним относится передача собственной […]
    • Тк рф незаконное увольнение Незаконное увольнение работника Практически каждый работающий человек хотя бы раз сталкивался с нарушением своих трудовых прав. Эти нарушения могли возникать перед приемом на работу, непосредственно во время нее или же при увольнении. В последнем случае нарушений встречается больше […]
    • Доверенность на представление интересов организации в страховую компанию Правила составления доверенности на представление интересов юридического лица в страховой компании. Образец документа При обращении в страховую организацию возникает вопрос о том, имеет ли человек взаимосвязь со страхователем. Доверенность является доказательством наличия полномочий для […]