Меню

Судебная пошлина нк рф

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 333.19 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ

Статья 333.19 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

от 20 001 рубля до 100 000 рублей — 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

свыше 1 000 000 рублей — 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа — 50 процентов размера государственной пошлины, установленной подпунктом 1 настоящего пункта;

3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 6 000 рублей;

4) при подаче надзорной жалобы — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

6) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 4 500 рублей;

6.1) при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 4 500 рублей;

7) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 2 000 рублей;

8) при подаче заявления по делам особого производства — 300 рублей;

9) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

10) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;

11) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда — 2 250 рублей;

12) при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, — 300 рублей;

13) при подаче заявления об отмене решения третейского суда — 2 250 рублей;

14) при подаче заявления по делам о взыскании алиментов — 150 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза;

15) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 6 000 рублей.

2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.20 настоящего Кодекса.

Ст. 333.18 НК РФ. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

1. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки:

1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы;

2) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 настоящего Кодекса, — в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

3) при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариальных действий;

4) при обращении за выдачей документов (их дубликатов) — до выдачи документов (их дубликатов);

5) при обращении за проставлением апостиля — до проставления апостиля;

5.1) при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов — не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;

5.2) при обращении за совершением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 21 — 33 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, — до подачи заявлений на совершение юридически значимых действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению;

6) при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 — 5.2 настоящего пункта, — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

2. Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящей главой.

В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 настоящего Кодекса.

Государственная пошлина не уплачивается плательщиком в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия.

3. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

4. Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены настоящей главой соответственно для организаций и физических лиц.

5. Перечень и формы документов, необходимых для совершения юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, а также порядок их представления устанавливаются федеральными законами.

Статья 333.20 НК РФ. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям

СТ 333.20 НК РФ.

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) при подаче исковых заявлений, а также административных исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

2) цена иска (административного иска), по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом (административным истцом), а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством об административном судопроизводстве;

3) при подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:

если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом — в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;

если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество — в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 настоящего Кодекса;

4) при предъявлении встречного иска, встречного административного иска, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, государственная пошлина уплачивается в соответствии с положениями статьи 333.19 настоящего Кодекса;

5) при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной;

6) в случае выделения судьей одного искового требования (административного искового требования) или нескольких из соединенных исковых требований (административных исковых требований) в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска (административного иска), не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается;

7) при подаче кассационной жалобы соучастниками и третьими лицами, выступающими в процессе на той же стороне, что и лицо, подавшее кассационную жалобу, заинтересованными лицами по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, государственная пошлина не уплачивается;

8) в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме;

9) при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела, в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса;

10) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований;

11) при подаче исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества государственная пошлина уплачивается в том порядке, который установлен при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен;

12) при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера;

13) при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления, административного искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа либо при отмене судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска, административного иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины;

14) утратил силу.

2. Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

3. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.36 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 333.20 Налогового кодекса

Положения комментируемой статьи являются дополнением к тем правилам, которые установлены в ст. 333.19 комментируемой главы НК РФ. Согласно п. 1 комментируемой статьи при подаче искового заявления, в котором содержатся одновременно исковые требования имущественного и неимущественного характера, государственную пошлину следует уплачивать как за исковое требование имущественного, так и за исковое требование неимущественного характера. В итоге сумма государственной пошлины, подлежащая уплате, должна определяться посредством сложения двух размеров государственной пошлины, определенных в соответствии со ст. 333.19 НК РФ.

Цена иска, которую необходимо определить при подаче заявления имущественного характера, т.к. на ее основе определяется размер государственной пошлины, подлежащий оплате при подаче заявления имущественного характера, определяется истцом самостоятельно. В отдельных случаях, когда это предусмотрено ГПК РФ, цена иска определяется судом. Соответственно, ч. 2 ст. 91 ГПК РФ установлено, что в том случае, когда цена иска, указанная истцом, явно не соответствует действительной, судья сам установит цену искового заявления. Судья должен сделать это по тем же правилам, что установлены и для истца, определяющего цену искового заявления при подаче заявления в суд. Как уже было сказано ранее, в соответствии со ст. 91 ГПК РФ цена иска зависит от вида и особенностей самого иска. Существует также и особый порядок определения цены, который также регламентируется ст. 91 ГПК РФ.

В п. 11 ч. 1 комментируемой статьи устанавливается частный случай общего правила, которое предусмотрено п. 1 этой статьи.

Особый порядок определения размера государственной пошлины, подлежащей уплате, устанавливается п. 3 комментируемой статьи. Он предусматривает порядок определения размера государственной пошлины, подлежащей уплате, при обращении в суд с заявлением о разделе общей собственности, выделе доли из общей собственности и признании права на долю в праве собственности. Комментируемая статья НК РФ устанавливает, что государственная пошлина в таких случаях уплачивается в следующем порядке:

1) если ранее спор не решался судом, то по правилам, которые установлены для заявлений имущественного характера с определением цены иска;

2) если суд ранее вынес решение о признании права собственности на данное имущество, то по правилам, установленным для подачи искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера.

Такое решение законодателем данного вопроса вполне объяснимо. Если истец еще не обращался в суд с иском, то государственная пошлина должна уплачиваться исходя из стоимости имущества, на которое просят признать право.

По делам, спорное имущество в которых подлежит оценке, государственная пошлина установлена ст. 333.19 НК РФ.

Но часто бывает и так, что, признав право собственности на его определенную долю, третьи лица нарушают указанное право собственности, физически создают препятствия в осуществлении права собственности, каким-то образом регистрируют право собственности на данное имущество и т.д. Обратиться в суд с тем же иском по тому же спору невозможно. Поэтому истец может воспользоваться таким способом защиты права собственности, как предъявление неимущественного иска или иска имущественного, но не подлежащего оценке. Соответственно, в таком случае размер государственной пошлины для физических лиц составит 100 рублей, для юридических лиц — 2000 рублей.

Пунктом 4 ч. 1 комментируемой статьи установлен порядок определения размера государственной пошлины, подлежащий уплате в случае, когда в дело вступает третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора. Согласно ст. 42 ГПК РФ третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступить в дело до принятия судебного постановления судом первой инстанции. Они обладают всеми правами и исполняют все обязанности истца. В отношении лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судья выносит определение о признании их третьими лицами в рассматриваемом деле или об отказе в признании их третьими лицами, на которое может быть подана частная жалоба. При вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, рассмотрение дела производится с самого начала. Соответственно, для такого участника гражданского процесса законодатель установил, что он уплачивает государственную пошлину в том же размере, что и истец при обращении в суд.

В п. 5 ч. 1 комментируемой статьи установлен порядок определения размера государственной пошлины, подлежащей уплате, при правопреемстве в процессе. Статьей 44 ГПК РФ установлено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (при смерти гражданина, реорганизации юридического лица и в других случаях перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил. На определение суда о замене или об отказе в замене правопреемника может быть подана частная жалоба.

Согласно ст. 151 ГПК РФ истец вправе соединить в одном заявлении несколько исковых требований, связанных между собой. Судья, установив, что в производстве данного суда имеется несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же стороны, либо несколько дел по искам одного истца к различным ответчикам или различных истцов к одному ответчику, с учетом мнения сторон вправе объединить эти дела в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения, если признает, что такое объединение будет способствовать правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела.

В п. 6 ч. 1 комментируемой статьи установлен порядок определения размера государственной пошлины, подлежащей уплате, как раз в таких случаях, т.е. при объединении нескольких исковых требований, и выделении в отдельное производство. В подобных случаях государственная пошлина повторно не уплачивается, а оплаченная ранее не пересчитывается.

Пунктом 7 ч. 1 комментируемой статьи установлен порядок определения государственной пошлины в случае, когда одним из участвующих в деле лиц (определенной стороной: истцом или ответчиком) уже подана кассационная жалоба и уплачена государственная пошлина. Если другие участники процесса, выступающие на той же стороне, что и подавшая жалобу сторона (а это может быть и третье лицо, не заявляющее самостоятельного требования относительно предмета спора), также подают кассационную жалобу, то ими государственная пошлина не уплачивается.

В п. 8 ч. 1 комментируемой статьи установлено, что в случае, когда истец освобожден от уплаты государственной пошлины, ее будет уплачивать ответчик пропорционально размеру удовлетворенных судом требований. Соответственно, в этом случае истец не станет уплачивать государственную пошлину при обращении в суд с заявлением, ответчик сам сразу же внесет ее за истца. В случае, когда исковые требования истца будут полностью или частично удовлетворены, ответчик в соответствии со п. 2 ч. 1 ст. 333.18 НК РФ уплатит государственную пошлину в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Аналогичное разрешение законодателем получила ситуация, определенная в п. 9 ч. 1 комментируемой статьи. В случае, когда размер государственной пошлины точно установить невозможно, то суд установит его при вынесении решения суда, и сторона должна будет уплатить ее в десятидневный срок.

В случае если истец изменяет (увеличивает или уменьшает) предметы своих исковых требований или суд выходит за пределы заявленных требований, размер государственной пошлины должен также увеличиваться. Увеличенный размер государственной пошлины должен быть уплачен в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда. Если же размер государственной пошлины должен стать меньше, то излишне уплаченная государственная пошлина должна быть возвращена. Возврат взысканной суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое взыскана государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной суммы государственной пошлины.

К указанному выше заявлению должны прилагаться решения, определения и справки судов, органов и должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, которые являются основаниями для полного или частичного возврата взысканной суммы, а в определенных случаях — акты налоговых проверок организаций и должностных лиц, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов. Возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата.

Еще одним интересным положением комментируемой статьи является то, что если одновременно подаются исковые требования о расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества, то государственная пошлина уплачивается исходя из сложения сумм госпошлины имущественного характера с ценой иска и государственной пошлины по делам о расторжении брака. В тех случаях, когда подаче искового заявления в суд предшествовала подача заявления на выдачу судебного приказа, уплаченная государственная пошлина при подаче заявления на выдачу судебного приказа будет засчитана в счет пошлины, подлежащей уплате при подаче в суд искового заявления по спорному правоотношению. Следовательно, истцу останется уплатить лишь 50% (такую же сумму).

Если плательщики госпошлины обращаются в суд для обжалования судебных актов в порядке надзора, то они уплатят государственную пошлину в размере 50% от уплаченной при рассмотрении дела по первой инстанции.

Статья 13. «Налоговый кодекс РФ (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

Статья 13 НК РФ ч.1 . Федеральные налоги и сборы

Статья 13. Федеральные налоги и сборы

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) утратил силу. — Федеральный закон от 01.07.2005 N 78-ФЗ;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Комментарий к статье 13 НК РФ

Статья 13 НК РФ устанавливает перечень федеральных налогов и сборов.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость (регулируется главой 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость», введенной в действие с 01.01.2001 в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (далее — Закон N 118-ФЗ));

2) акцизы (регулируется главой 22 НК РФ «Акцизы», введенной в действие с 01.01.2001 в соответствии с Законом N 118-ФЗ);

3) налог на доходы физических лиц (регулируется главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц», введенной в действие с 01.01.2001 в соответствии с Законом N 118-ФЗ);

4) единый социальный налог (регулируется главой 24 НК РФ «Единый социальный налог», введенной в действие с 01.01.2001 в соответствии с Законом N 118-ФЗ);

5) налог на прибыль организаций (регулируется главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», введенной в действие с 01.01.2002 в соответствии с Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»);

6) налог на добычу полезных ископаемых (регулируется главой 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых», введенной в действие с 01.01.2002 в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации»);

7) ранее действующий налог на наследование или дарение был установлен и регулировался Законом РФ от 12.12.1991 N 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (далее — Закон N 2020-1), введенным в действие с 01.01.2002 Постановлением ВС РФ от 12.12.1991 N 2021-1.

В соответствии с Федеральным законом от 01.07.2005 N 78-ФЗ «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» данный пункт НК РФ признан утратившим силу, налог на наследование или дарение отменен, Закон N 2020-1 признан утратившим силу;

8) водный налог (регулируется главой 25.2 НК РФ «Водный налог», введенной в действие с 01.01.2005 в соответствии с Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации»);

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (регулируются главой 25.1 НК РФ «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов», введенной в действие с 01.01.2004 в соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 148-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»);

10) государственная пошлина (регулируется главой 25.3 «Государственная пошлина», введенной в действие с 01.01.2005 в соответствии с Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»).

Пунктом 7 статьи 12 НК РФ определено, что НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Такие специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов, указанных в статье 13 НК РФ.

Так, например, установленные главами 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ специальные налоговые режимы предусматривают соответственно единый сельскохозяйственный налог, налог, уплачиваемый при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которые являются федеральными налогами, не указанными в статье 13 НК РФ.

Суды отказывают в удовлетворении ходатайства об отсрочке по уплате госпошлины, мотивируя это тем, что в соответствии со статьей 13 НК РФ госпошлина относится к федеральному сбору и исходя из буквального толкования пункта 2 статьи 64 НК РФ судам предоставлено право, а не обязанность предоставлять такую отсрочку при наличии оснований, перечисленных в данной статье.

Организация обратилась в суд с ходатайством о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины по судебному разбирательству. В подтверждение к заявлению были приобщены справка налогового органа о наличии открытых счетов и справки обслуживающих банков об остатке денежных средств на счетах, а также постановление о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии со статьей 13 НК РФ госпошлина относится к федеральному сбору и в силу статьи 101 АПК РФ входит в состав судебных расходов, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно статье 102 АПК РФ основания и порядок уплаты госпошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Порядок и условия предоставления отсрочки по уплате налогов и сборов, в том числе госпошлины, предусмотрен в статье 64 НК РФ. Основания для предоставления заинтересованному лицу соответствующей отсрочки перечислены в пункте 2 данной статьи, ими являются:

1) причинение заинтересованному лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержка этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носят сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;

6) наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных ТК РФ.

Из представленных организацией документов не усматривается временного характера отсутствия необходимой суммы денежных средств для уплаты госпошлины, что, в свою очередь, в силу пункта 2 статьи 64 НК РФ не является основанием для предоставления отсрочки.

Вместе с тем из буквального толкования пункта 2 статьи 64 НК РФ следует, что при наличии соответствующего основания отсрочка может быть предоставлена. Таким образом, в данной норме закреплено право, а не обязанность уполномоченного органа предоставить заинтересованному лицу отсрочку, даже при наличии соответствующего основания.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения ходатайства организации не имеется.

(По материалам Постановления ФАС по Волго-Вятскому округу от 16.05.2008 N А43-24970/2007-38-538.)

Государственная пошлина — сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ (статьи 333.16 и 333.17 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ организации и физические лица обязаны оплатить госпошлину в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ.

Срок оплаты госпошлины установлен в статье 333.18 НК РФ и составляет 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Статья 333.22 НК РФ устанавливает особенности уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды. Так, в соответствии с данной статьей арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер госпошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 НК РФ (на срок не более 1 года, без начисления процентов в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка).

Таким образом, арбитражные суды наделены правом предоставить отсрочку или рассрочку уплаты госпошлины по своему усмотрению. В каждом конкретном случае необходимо убеждать суд предоставить подобную отсрочку или рассрочку.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 19.10.2007 N 12799/07.

В случае непредставления достаточных доказательств, подтверждающих отсутствие у субъекта возможности уплатить госпошлину в размере и в сроки, которые установлены налоговым законодательством, суды отказывают в удовлетворении ходатайств об отсрочке или рассрочке ее уплаты (см., например, Определение ФАС Московского округа от 02.06.2008 N КА-А40/4737-08, Постановление ФАС Поволжского округа от 02.08.2007 N А65-27170/2006-СГ2-55, Определение ФАС Дальневосточного округа от 12.11.2007 N Ф03-А73/07-2/5586).

Статья 333.40 НК РФ. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины

СТ 333.40 НК РФ.

1. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой;

2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, административного иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску, административному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

3) прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.

При заключении мирового соглашения до принятия решения Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком (административным ответчиком) требований истца (административного истца) после обращения указанных истцов в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления (административного искового заявления) к производству, а также при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом Российской Федерации, судом общей юрисдикции;

4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

5) отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца;

6) направления заявителю уведомления о принятии его заявления об отзыве заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до даты регистрации (в отношении государственной пошлины, предусмотренной пунктом 1 статьи 330.30 настоящего Кодекса).

2. Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

3. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

4. Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации.

При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины.

5. Утратил силу с 1 января 2007 г.

6. Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

7. Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.

8. Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за совершение действий по опробованию, анализу и клеймению ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, в случае возврата таких изделий в неклейменом виде по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 333.40 Налогового кодекса

Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 333.40 комментируемого Кодекса возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании положений Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2004 г. N 116н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (с изменениями от 2 мая 2006 г.).

В п. 18 указанного Порядка определен порядок возврата уплаченной государственной пошлины.

Возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты (ч. 1 п. 18 указанного выше Порядка).

Возврат ошибочно уплаченных сумм в связи с невозможностью их идентификации к доходам бюджетов осуществляется на основании заявления плательщика и справки органа Федерального казначейства (код формы 0512090) (приложение N 4 к рассматриваемому Порядку) (ч. 2 п. 18 указанного выше Порядка).

Возврат поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов, осуществляется по нормативам распределения доходов между бюджетами, установленным бюджетным законодательством РФ на соответствующий год, а также если Федеральное казначейство осуществляет на своих счетах учет поступлений от уплаты региональных и местных налогов, законами субъектов РФ о бюджете на соответствующий год, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, предоставленными в орган Федерального казначейства финансовыми органами (ч. 3 п. 18 указанного выше Порядка).

Возможность осуществления возврата поступлений из бюджетов определяется после завершения операций, проведенных с учетом документов операционного дня, перечисленных в настоящем разделе, исходя из сумм поступлений за текущий операционный день, подлежащих перечислению в бюджеты (ч. 4 п. 18 указанного выше Порядка).

Распределение поступлений между бюджетами за текущий операционный день осуществляется с учетом суммы неисполненного остатка возврата поступлений за предыдущий операционный день (ч. 5 п. 18 указанного выше Порядка).

Еще по теме:

  • Госпошлина на развод в сургуте Загс череповец госпошлина за развод в 2018 году часы работы Семейное право Какие госпошлины потребуется заплатить при разводе? Практически любая государственная оплата требует оплаты, отчисление которой производится в казну государства. Бракоразводный процесс тоже влечет за собой […]
  • Купить земельный участок на берегу моря Продажа участков Участок ИЖС 8 соток в Коктебеле, Феодосия 1 100 000 руб. Участок ИЖС 8 соток в Коктебеле, Феодосия 1 450 000 руб. Участок ИЖС 8 соток в Щебетовке, Феодосия 1 200 000 руб. Участок ИЖС 7 соток в районе белого бассейна. 7 000 000 руб. Продам участок […]
  • Вакансии исполнительный директор Исполнительный директор Зарплата: от 200 000 руб. Опыт работы: более 5 лет Образование: высшее График работы: работа вахтовым методом, полный рабочий день Работодатель: УК "Пирамида" Ответственное лицо: Наталья Александровна Расположение: Ставрополь Телефон: +7 (910) 142489* Факс: +7 […]
  • Мировой суд тамбовского района 2 Мировой суд тамбовского района 2 Мировой судья судебного участка №2 Мичуринского района Аппарат мирового судьи мировой судья Лукашова Светлана Валентиновна секретарь судебного заседания Выгонова Екатерина Андреевна секретарь мирового судьи Адоньева Яна Сергеевна График работы Рабочие […]
  • Покупка дома в краснодаре без посредников ХОТИТЕ КУПИТЬ ДОМ В КРАСНОДАРЕ ОТ ЗАСТРОЙЩИКА? Застройщики частных домов Краснодара все Цены, описания и фотографии соответствуют действительности! Цена на дом: 3 500 000 рублей Площадь: 93 квадратных метров Земельный участок: 4 сотки Цена на дом: 6 500 000 рублей Площадь: […]
  • Новый закон 2014 о гражданстве Закон о двойном гражданстве: часто задаваемые вопросы 1. Какое наказание предусмотрено для граждан РФ за сокрытие двойного гражданства? Гражданам, которые намеренно будут его скрывать, грозит уголовное наказание: штраф до 200 000 рублей или в размере годового дохода осужденного, или до […]
  • Как продать машину в дрифт спорт Как продать машину в дрифт спорт Drift Sports читы вк дадут вам возможность для быстро старта в игре, теперь вам не нужно будет просиживать часы в игре, чтобы приобрести желаемую машину. Победа в игре отдается не самому быстрому, а самому техничному игроку, который набрал больше очков в […]
  • Как заполнить уточняющую декларацию по енвд Пример правильного заполнения декларации на ЕНВД, основные нововведения и особенности Подавать отчетность, находясь на единой системе налогообложения, необходимо ежеквартально. При этом, начиная с I квартала 2015 года, в силу вступила новая форма отчетности для ИП и организаций. Введена […]