Меню

Оглавление:

Органы исполнительной власти субъектов РФ (стр. 1 из 3)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт переподготовки и повышения квалификации

Кафедра административного права и таможенного дела

Органы исполнительной власти субъектов РФ

Выполнил: студент гр. ЮС-06-1

1. Понятие и виды органов исполнительной власти

2. Органы исполнительной власти субъектов РФ

3. Организация исполнительной власти в субъектах РФ

Список используемых источников

Орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права.

Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

1. Понятие и виды органов исполнительной власти

Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Исполнительные органы, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт:

1. Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

2. Наделены оперативной самостоятельностью;

3. Имеют, как правило, постоянные штаты;

4. Образуются вышестоящими органами;

5. Подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

Органы исполнительной власти призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других органов законодательной власти и указов Президента.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами (например, ФКЗ РФ от 17.12.1997г. «О правительстве РФ» с изм. 1 июня 2005 года № 4-ФКЗ), положениями.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Задачи и цели органа исполнительной власти – это то, чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему области.

Функции органа указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач.

Основными функциями, присущими компетенции почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и др.

Права и обязанности определяют границы полномочий органа исполнительной власти в осуществлении каждой из его функций.

Формы и методы работы органа исполнительной власти определяются применительно к его задачам, функциям, правам и обязанностям. Наиболее общими методами и формами работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др.

Как и иные субъекты административного права, органы исполнительной власти наделены административной дееспособностью, возникает она одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.

Система органов исполнительной власти

Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»:Структура Федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314.1. В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.2. Установить, что функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, — постановлением Правительства Российской Федерации.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) — это:

— правительства республик и других субъектов Федерации;

— администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов.

2. Органы исполнительной власти субъектов РФ

Конституция РФ, исходя из принципа федерального устройства России, определила основные подходы к организации органов исполнительной власти в субъектах Федерации. Согласно ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 77 Конституции субъекты Федерации самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя и общими началами, закрепленными в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации». К числу общих принципов, сформулированных в этом законе относятся:

· государственная и территориальная целостность РФ;

· верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории;

· единство системы государственной власти;

· разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

· разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов;

· самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

· самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Конституция РФ и Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» закрепляют основополагающие начала построения систем, государственной власти субъектов Федерации, гарантируя их определенное единообразие. Однако они позволяют учитывать специфику субъектов Федерации и тем самым сочетать единство и разнообразие в организации их законодательных и исполнительных органов.

Полномочия субъектов Федерации по организации собственной системы органов исполнительной власти конкретизируются в их конституциях и уставах. Содержание этих полномочий составляют:

· право разрабатывать и принимать соответствующие акты, являющиеся правовой основой системы органов исполнительной власти субъектов Федерации;

· право самостоятельно избирать организационно-правовые формы органов исполнительной власти, устанавливать их структуру, распределять функцию и компетенцию между различными видами органов;

· право проводить мероприятия по образованию органов исполнительной власти (выборы, формирование, назначение и т.п.);

· право осуществлять политико-правовое, организационное и ресурсное обеспечение деятельности такой системы органов исполнительной власти.

Принцип единства исполнительной власти в РФ не исключает разнообразия в устройстве органов исполнительной власти в субъектах Федерации. Это разнообразие обусловлено не только историческими, национальными, культурными и иными традициями, но и, прежде всего, конституционно-правовыми различиями в положении таких субъектов.

В организации исполнительной власти республик — субъектов Федерации отражаются специфические черты их конституционного положения и особенностей развития. Основными элементами их системы на уровне органов общей компетенции являются, чаще всего, единоличный орган — глава исполнительной власти (Президент, Председатель правительства, глава республики) и коллегиальный орган — Правительство. На уровне органов государственной администрации специальной компетенции (отраслевых и межотраслевых) наиболее распространенными организационно-правовыми формами являются министерство, государственные комитеты, комитеты, главные управления.

§ 14. Система и структура органов исполнительной власти субъектов рф

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ

В каждом субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти. Высший орган исполнительной власти субъекта РФ (правительство субъекта РФ) не следует путать с высшим должностным лицом субъекта РФ.

В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (Российской Федерации и субъектов РФ) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ являются территориальными отделениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Например, управления внутренних дел в субъектах РФ являются звеньями единой системы, возглавляемой Министерством внутренних дел РФ.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом его исторических, национальных и иных традиций.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ осуществляет следующие полномочия:

1) принимает в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью;

2) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проекты бюджета субъекта РФ и программ социально-экономического развития субъекта РФ;

3) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета, а также отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ;

4) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

5) управляет и распоряжается собственностью субъектов РФ согласно законам субъекта РФ, федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

6) осуществляет контроль за соответствием федеральному законодательству, законодательству субъектов РФ актов органов местного самоуправления с правом предлагать органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством изданные ими правовые акты;

7) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.

Высшее должностное лицо субъекта РФ: полномочия, основы статуса

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ. В настоящее время она существует в подавляющем большинстве субъектов РФ.

В редких случаях (например, в Республике Карелия) должность главы субъекта РФ отсутствует, но имеется должность председателя правительства субъекта РФ (т. е. руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом его исторических, национальных и иных традиций. Наиболее распространены «президент субъекта РФ» (обычно так именуются главы республик в составе РФ), «глава администрации», «губернатор» (в остальных субъектах РФ).

Высшее должностное лицо субъекта РФ осуществляет следующие полномочия:

1) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, с органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, с гражданами и организациями;

2) подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ;

3) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов либо отклоняя законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;

4) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта РФ и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

5) может участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса, а также инициировать созыв внеочередной сессии;

6) имеет право досрочно распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в случае принятия данным органом конституции (устава), закона субъекта РФ или иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган не устранил их в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения;

7) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ, с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами местного самоуправления и общественными объединениями, осуществляет иные полномочия.

Высшее должностное лицо субъекта РФ при осуществлении своих полномочий обязано соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, конституцию (устав) и законы субъекта РФ, исполнять указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Необходимость и цели введения нового порядка избрания глав субъектов РФ

До 2005 г. федеральное законодательство, конституции (уставы) подавляющего большинства субъектов РФ предусматривали избрание главы субъекта РФ непосредственно населением субъекта РФ.

Таким способом (всенародно) избирались главы почти всех субъектов РФ на протяжении последнего десятилетия (1994–2004 гг.).

Подобная избирательная система имела следующие плюсы:

1) необходимость для кандидата пройти «сито» выборов, получить «мандат» непосредственно от населения регионов;

2) возможность для населения субъектов РФ по своему усмотрению сменить главу региона (например, в ходе выборов глав регионов в очень многих регионах кандидаты от власти «проваливались», а побеждали кандидаты от оппозиции).

В то же время данная система имела свои минусы:

1) дороговизна выборов;

2) сильное влияние на выборы крупных финансовых структур и местных «денежных мешков», без помощи которых практически невозможно было одержать победу;

4) излишняя независимость «всенародно избранных» глав регионов от центральной власти и, как следствие, возникновение таких негативных явлений, как коррупция, срастание политической и криминальной элит регионов, нарушение прав человека, фактическое отсутствие ответственности главы региона перед центром, принятие в ряде регионов нормативных актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, невыполнение в некоторых регионах указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, иных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;

5) нарушение управляемости страной как единым целым.

Впервые идея о перемене системы избрания глав субъектов РФ была озвучена Президентом РФ 13 сентября 2004 г. после трагических событий в г. Беслане. Затем 5 ноября 2008 года в послании Президента РФ Федеральному собранию.

В первую очередь переход на новую систему объяснялся необходимостью усиления борьбы с терроризмом, противодействия коррупции и повышения ответственности перед партией одержавшей победу на региональных выборах.

Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 11 декабря 2004 г.) с внесенными изменениями от 14 февраля 2009 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлен новый порядок избрания высшего должностного лица субъекта РФ. У региональных законодателей отменено право выдвижения кандидатов на пост губернатора. Данная обязанность закрепляется за партиями, одержавшими победу на региональных выборах

Цели установления нового порядка избрания глав субъектов РФ:

1) централизация системы государственного управления;

2) построение вертикали исполнительной власти, подчиненной Президенту РФ и выдвинувшей их партии ;

3) борьба с коррупцией в регионах;

4) усиление борьбы с преступностью и терроризмом;

5) поддержка процесса смены поколений среди региональных элит, выдвижение новых кадров;

6) повышение ответственности глав субъектов РФ в первую очередь перед выдвинувшей их партией и во вторую- местными законодателями.

1. Какова структура органов исполнительной власти в субъектах РФ?

2. Каковы полномочия высшего должностного лица в субъекте РФ?

3. Каковы основные причины введения нового порядка избрания глав субъектов РФ?

Муниципальная система власти: органы местного самоуправления – это какие органы

Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.

Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.

Местное самоуправление

8 (499) 350-77-34 — Москва
8 (812) 309-87-31 — Санкт-Петербург
Бесплатная консультация — Россия

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.

В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти.

Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями. В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:

На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:

  • созывается представительный орган;
  • определяется, кто будет главой;
  • формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
  • создается контрольный комитет или иная структура.

Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов. Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: культуры, спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

Состав представительного органа:

  • председатель, заместители;
  • комиссии, комитеты.

Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.

В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.

При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.

Его функция – возглавлять общую деятельность. Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам.

На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.

Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.

Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы, иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.

В компетенцию главы входит несколько направлений:

  • представительство;
  • нормотворчество;
  • контроль.

Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные.

Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, недееспособность и пр.

Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, совместительство по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.

Контрольный орган

Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.

Контроль может выполняться следующими формами:

  • инициатива граждан правотворческого характера;
  • собрания;
  • выборы;
  • голосование;
  • слушания;
  • опрос.

В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным. Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.

Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.

Администрация муниципального образования

Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.

Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много. Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

Полномочия МСУ

Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:

  • принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
  • решать вопросы попечительства, опеки, усыновления (народное образование);
  • следить за порядком;
  • издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
  • распоряжаться собственностью муниципалитета;
  • распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
  • принимать решение о сборах определенных видов налога.

То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета, касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.

Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:

  • принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений;
  • утверждение бюджета;
  • определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена;
  • создание программ, реализация их с ведением полной отчетности;
  • распоряжение имуществом, которое считается муниципальным;
  • определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений, устанавливать тариф за их услуги;
  • определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня;
  • представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня;
  • выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.

Полезное видео

Система органов государственной власти субъекта федерации (на примере Санкт-Петербурга) (стр. 1 из 6)

Конституция СССР подробно регламентировала систему органов государственной власти СССР, союзной республики автономной республики, местных органов государственной власти и управления, их наименование и срок полномочий. Политическую основу СССР составляли советы народных депутатов. Все другие государственные органы были подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Советы народных депутатов составляли единую систему органов государственной власти.

Также подробно регламентировала систему органов государственной власти в автономных республиках, в краях, областях, автономных областях и автономных округах Конституция РСФСР.

Органами государственной власти являлись и Советы народных депутатов в районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах.

Конституция Российской Федерации по-другому относится к системе органов государственной власти субъекта федерации.

Органы государственной власти субъектов федерации в системе органов государственной власти России

Систему органов государственной власти Российской Федерации образует совокупность государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти.

Государственным органом является гражданин или коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке.

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим принципом система органов государственной власти Российской Федерации состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ). В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.

Федеральные органы государственной власти (прокуратура, федеральные суды, федеральные органы налоговой полиции и др.), функционирующие на территории субъекта федерации, не входят в систему органов государственной власти соответствующего субъекта. По отношению к этим федеральным органам субъекты федерации могут обладать определенными полномочиями, но в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Согласно Конституции РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, а в пределах своего ведения и полномочий они обладают всей полнотой государственной власти.

В большинстве республик избираются президенты (Адыгея, Татарстан, Тыва, Саха (Якутия) и др.), но среди них есть и такие, где президента нет (Карелия, Коми). Законодательные (представительные) органы чаще формируются как однопалатные органы, но имеются и двухпалатные (Свердловская область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Карелия). В Республике Северная Осетия-Алания учрежден Комитет конституционного надзора, а в некоторых других действуют конституционные суды. Встречаются специфические образования: Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера в составе Думы Ханты-Мансийского автономного округа; Государственный Совет как особый коллективный орган исполнительной власти Республики Дагестан. По-разному именуются законодательные органы государственной власти (Хурал, Народное Собрание, Государственный Совет, Парламент, Законодательное Собрание, Дума) и главы исполнительной власти (Президент, Губернатор, Мэр, Глава Республики, Глава Администрации), разнятся численность депутатов законодательных органов, организация исполнительной власти (в Ленинградской области и городе Санкт-Петербурге наряду с губернаторами действует Правительство, а в Республике Карелия Председатель Правительства является Главой исполнительной власти и высшим должностным лицом республики, избираемым всем населением), компетенция образуемых органов и характер отношений между ними.

Общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъекта федерации установленными федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Система органов государственной власти Санкт-Петербурга

Система органов государственной власти Санкт-Петербурга установлена Уставом Санкт-Петербурга, принятым Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 года.

Общими принципами организации государственной власти Санкт-Петербурга являются:

— разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

— самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах их полномочий;

— разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

Систему органов государственной власти Санкт-Петербурга образуют:

— высший и единственный законодательный орган государственной власти — Законодательное Собрание Санкт-Петербурга;

— исполнительные органы государственной власти – Администрация Санкт-Петербурга – высший исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, возглавляемый губернатором Санкт-Петербурга, и иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга – отраслевые и территориальные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, составляющие систему исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;

— судебные органы государственной власти – Уставный суд Санкт-Петербурга, мировые судьи.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является постоянно действующим высшим и единственным законодательным органом государственной власти Санкт-Петербурга, избираемым на 4 года и состоящим из 50 депутатов. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга правомочно, если в его состав избрано не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Досрочное прекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом:

1) принятия Законодательным Собранием Санкт-Петербурга решения о самороспуске числом голосов не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного Собрания;

2) роспуска Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральными законами;

3) вступления в силу решения Санкт-Петербургского городского суда о неправомочности данного состава Законодательного Собрания, в том числе в связи со сложением депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга своих полномочий.

В случае досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга назначаются внеочередные выборы в Законодательное Собрание, которые проводятся не позднее чем через 6 месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания. Дату выборов назначает Санкт-Петербургская избирательная комиссия не позднее 14 дней после принятия решения о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания.

Депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга может быть избран обладающий пассивным избирательным правом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 21 года.

Депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании жителями Санкт-Петербурга, являющимися избирателями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.

Порядок выборов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга устанавливается законом Санкт-Петербурга.

Статус депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга определяется федеральными законами, Уставом и законами Санкт-Петербурга. Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.

Лишение депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга неприкосновенности производится Законодательным Собранием в порядке, установленном федеральным законом.

Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в соответствии с федеральным законом имеет право отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.

Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на весь период его полномочий освобождается от призыва на военную службу и на военные сборы.

Депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга работают на постоянной основе.

Устав Санкт-Петербурга устанавливает следующие обязанности депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга:

1) лично участвовать в голосовании на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, за исключением случаев, предусмотренных законом Санкт-Петербурга;

2) участвовать в подготовке правовых актов, принимаемых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга;

3) не менее одного раза в месяц проводить прием избирателей;

4) не менее одного раза в год отчитываться перед избирателями.

Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не имеет права:

1) в течение срока своих полномочий быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности Санкт-Петербурга или должности государственной службы Санкт-Петербурга, если иное не предусмотрено федеральным законом;

Еще по теме:

  • 8 признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим 13.Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим. В правоотношениях с участием отсутствующего лица входит неопределенность, чреватая неблагоприятными последствиями как для него самого, так и для других заинтересованных лиц. Так, кредиторы лишаются возможности […]
  • Семейный юрист барнаул ЮК «Клён» - Ваша Юридическая безопасность. Добро пожаловать в юридическую компанию «Клён» города Барнаула. Здесь Вы получите квалифицированную, грамотную и профессиональную юридическую помощь от лучших специалистов Алтайского края. Кто мы? Успешные люди, опытные юристы и адвокаты, […]
  • Разновидность юристов 53. Юридические коллизии: понятие, виды, причины возникновения, способы разрешения и предупреждения Юридическая коллизия - это расхождение или противоречие между отдельными нормами, актами, регу-лирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие […]
  • Купить земельный участок в бетте Купить земельный участок в бетте Метр квадратный – Вся недвижимость России Недвижимость города Геленджик Земельные участки в городе Геленджик Продается дачный участок в Бетте Геленджика, Расстояние до Чёрного моря 1.5 км. Бетта Сот. Коммуникации:… Продается дачный участок в […]
  • Статья 135 ч3 Конституция российской федерации Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов […]
  • Получить материнский капитал самара ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Получить сертификат на материнский (семейный) капитал имеют право семьи, в которых родился или которые усыновили после 1 января 2007 года второго, третьего или последующего ребенка. Кому дают сертификат на материнский (семейный) […]
  • Ч 1 ст 1437 коап рф Статья 14.1 КоАП РФ. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) Новая редакция Ст. 14.1 КоАП РФ 1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального […]
  • Купить нежилое помещение в пензе Коммерческая недвижимость Пензы Всего 273 объявления Всего 273 объявления Продам нежилое здание, 548 м². 14 сентября 79 Риелтор Пожаловаться Заметка Купить нежилое здание, 148 м². 14 сентября 129 Риелтор Пожаловаться Заметка Купить торговый комплекс, 15210 […]