Меню

Рубрикатор

Основы права Республики Казахстан

Дисциплина «Основы права РК» — фундамент правовой системы.

Дисциплина «Основы права» призвана заложить фундамент правовой культуры молодого поколения, дать элементарные знания о правовых знаниях, привить умения и навыки для последующей ориентации в правовых отношениях, сопровождающих гражданина всю жизнь, вне зависимости от избранного им рода занятий.

Целью данной дисциплины является приобретение знаний по важнейшим отраслям права: административному, конституционному, уголовному и другим.

Требования к знаниям и умениям:

знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

иметь представление об основах государственного, административного, трудового и других отраслей права;

знать правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;

уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста

2.Система курса «Основы права».

Основы права – это основная юридическая учебная дисциплина, способствующая формированию исходных представлений о государственно-правовых явлениях.

В предмет изучения данной дисциплины входят закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, определение основных юридических понятий, а также основные положения таких базовых отраслей казахстанского права как: конституционное, гражданское, уголовное и административное право. Основным отличием дисциплины “Основы права” от “Теории государства и права” является то, что в предмет изучения “Основ права” входят положения базовых отраслей права. “Теория государства и права” является фундаментальной юридической наукой, общетеоретического и методологического характера. “Основы права” использует разработанные “Теорией государства и права” основные юридические понятия и термины.

Преподавания курса «Основы права» призвано, во-первых, просветить студентов в определенной области знаний, во-вторых, заложить начальный фундамент правовой культуры молодого поколения граждан, в-третьих, дать элементарные знания для последующей ориентации в правовых отношениях, сопровождающих гражданина всю жизнь, вне зависимости от избранного им рода занятий. Речь идет именно об основах права, поскольку рассматриваются далеко не все юридически значимые проблемы, а только те, которые являются сердцевинными и более всего удовлетворяют практическим потребностям. В отраслевых юридических дисциплинах таким требованиям отвечает познание норм права, правовых отношений и юридической ответственности за правонарушения граждан, должностных лиц и организаций.

3. Соотношение дисциплины «Основы права» с др. дисциплинами правовой системы РК.

С историко-правовыми науками взаимосвязь и взаимодействие теории государства проявляются, с одной стороны, в том, что при выявлении общих закономерностей возникновения, становления и развития государст­венно-правового механизма, равно как и при проведении других теорети­ческих исследований, представители теории государства и права не могут обойтись без конкретного исторического материала. Они не могут обой­тись также без знания основных исторических событий и процессов, без понимания того, что процесс развития государства и права изучается в рамках историко-правовых дисциплин под иным (по сравнению с теорией государства и права) утлом зрения и в хронологическом порядке.

С другой стороны, эта взаимосвязь и взаимодействие проявляются в том, что история государства и права в процессе познания тех или иных глобальных по своему характеру исторических явлений и событий не может зачастую обойтись без выводов и обобщений, сделанных в рамках теории государства и права. Речь идет, в частности, о выводах и обобщениях, касающихся форм правления и форм государственного устройства, государственного режима, аппарата государства, системы права и источников права, понятия и содержания рецепции права и др.

Глубокие связи теории государства и права прослеживаются также и с теоретико-правовыми науками — философией права, социологией права, сравнительным правоведением, юридической конфликтологией.

Теория государства и права имеет определенные связи со специальными (прикладными) юридическими науками и учебными дисциплинами.

Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономическими науками. Последние, выступая в каче­стве важнейшей составной части общественных наук, включают в себя политическую экономию, историю экономической мысли, экономиче­скую статистику, экономику труда, экономику отдельных отраслей хо­зяйства, финансы и кредит и др.

основы права конспект лекций

АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра социальных дисциплин

Под ред. Н.Р. Джагфарова.

СОСТАВИТЕЛИ: Танирбергенова Р.К., Касиенова К.М. Основы права. Конспект лекций для всех специальностей. — Алматы: АИЭС, 2010. – 47 с.

Предлагаемый конспект лекций для студентов всех форм обучения всех специальностей содержит 9 лекций, читаемых по курсу «Основы права». Конспекты охватывают актуальные проблемы наиболее важных отраслей права суверенного Казахстана: конституционного, административного, гражданского, трудового и уголовного и др.

Курс «Право в РК» является одной из сложных и обязательных дисциплин социально – гуманитарного цикла, предусмотренного в учебном плане (как дисциплина по выбору) АИЭС, приобретает особое значение в подготовке и воспитании высококвалифицированных специалистов. В ходе изучения данного предмета студенты приобретают навыки правильного толкования и применения правовых норм, получают определенные познания по вопросам возникновения понятия «государства» и «права», также получают знания об отраслях права в РК (Конституционное, гражданское, уголовное, административное, трудовое и др.). Целью данного курса является уяснение и правильное понимание роли государства и права в развитии и совершенствовании общественных отношений, складывание устойчивых навыков применения законодательства.

В результате изучения данного курса студенты должны знать:

— законы, принятые с момента образования самостоятельного государства;

— конституционное устройство государственной власти РК;

— права и свободы граждан, закрепленные в Конституции;

— механизм защиты законных интересов человека в случае их нарушения.

Задачами изучения дисциплины «Право в РК» являются формирование у студентов представлений о государстве и праве, правовой системе РК, формирование правовой и политической культуры, помощь студентам в ориентировании внутренней жизни государства, формирование стремления вносить посильный вклад в укрепление и развитие государства, законности и правопорядка в стране.

Учебное пособие подготовлено на базе принятых в последнее время законов и иных нормативных актов; обосновывается обязательность исполнения для всех предприятий, учреждений и граждан, независимо от форм собственности, требований законов, а также актов органов государственного управления, принятых в пределах их компетенции. Дается разъяснение не только содержания ряда необходимых общих положений, принципов, определений и новых понятий, терминов, но и конкретного фактического материала, законодательства по программе курса неюридических вузов.

1 – Лекция. Основы теории государства и права

1. Цели, задачи, предмет и система курса “Основы права”.

2. Понятие государства и права.

3. Возникновение государства (теории).

4. Понятие и признаки права.

Целью курса «Основы права» является изучение и освоения основных правовых норм Конституционного, гражданского, семейного, трудового права, и гражданского процесса как отраслей права, регулирующих общественных отношений граждан РК. Дисциплина «Основы права» рассматривает общие вопросы теории государства и права, государственного устройства РК, имущественные, неимущественные и иные общественные отношения, так как построения правового демократического государства, соблюдение основных прав и свобод человека невозможны без воспитания правового сознания у граждан, без понимания ими своих прав и обязанностей перед обществом и государством, без знания знаков, регулирующих жизнь общества.

Человечество с незапамятных времен регулировало отношения внутри общества при помощи различных норм. А это:

нормы морали – правила, складывающиеся в соответствии с моральными представлениями – что такое хорошо и что такое плохо, добро и зло, справедливость и несправедливость и т.д.;

обычаи и традиции – правила, регулирующие поведение людей в определенных, многократно повторяющихся ситуациях и вошедшие в привычку людей;

религиозные нормы – правила, которые регулируют поведение людей одного вероисповедания, оказывают определенное, а иногда даже очень сильное влияние на государство. Так, сейчас существуют исламские государства, в которых все стороны общественной жизни и даже внешняя политика строятся на основе религиозных, принятых в исламе, нормах права.

Таким образом, правила поведения, установленные и обеспеченные государством, называются нормами права. Нормы права обеспечиваются государством. Обеспеченность – это гарантия осуществления норм права всей мощью государственной машины, в том числе и силовых структур – полиции, прокуратуры, суда.

Право имеет определенную систему. Это связано с тем, что общественная жизнь имеет определенный порядок, взаимосвязь, систему, т.е. систематизированы. Право содержится в нормах права, которые обязательны для исполнения всеми людьми, независимо от их положения – министр или безработный, богатый или бедный; независимо от их национальности, вероисповедания. И даже если человек не является гражданином страны, в которой он сейчас находится, например, как турист или бизнесмен, он все равно обязан соблюдать законы этой страны, страны пребывания.

Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Право направлено на защиту человека, оно должно оберегать человека и государство, приносить пользу и человеку, и государству. Поэтому право основано на принципах (основных положениях) права, к которым относятся:

 принцип гуманизма (человечности, человеколюбия);

 равенства всех перед законом;

 взаимная ответственность государства и личности.

Отрасли права – это ряд правовых норм, которые регулируют однородную сферу общественных отношений своим методом (способом, путем).

Отрасли права выделяются по 2 признакам:

– предмет правового регулирования (что регулируется или какие общественные отношения регулируются);

– метод правового регулирования (метод указывает, как эти общественные отношения регулируются).

В зависимости от предмета и метода правового регулирования выделяются отрасли: конституционное право, уголовное право, административное право, гражданское право, трудовое право, cемейное право, экологическое право, аграрное право, таможенное право и ряд др. прав.

Источники дисциплины «Основы права»: Конституция, нормативные акты, подзаконные акты. Обычаи, узаконенные нормами права.

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определённой территории.

Характеристика теорий происхождения государства, пути его

1. Теологическая теория. По мнению мыслителей, государство-продукт божественной воли, в силу чего государственная власть — вечна, зависима, главным образом, от религиозных организаций. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на Земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Теологическая теория недоказуема потому, что построена в основном на вере. Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского, а в современных условиях ее развили Маритен, Мерсье и другие.

2. Патриархальная теория. Мыслители обосновывают тот факт, что люди-существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитии и разрастании семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят, в конечном счете, к образованию государства. Следовательно, власть государя есть продолжение власти отца в семье, которая выступает неограниченной. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти, подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недоступно. Лишь отеческая забота царя (короля) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Представители данной теории упрощают процесс происхождения государства. Понятие «семья» подменяется понятием «государство», а понятие категорий, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляется соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья возникла параллельно с возникновением государства в процессе размножения первобытно — общинного строя. Патриархальная теория происхождения государства связана с Аристотелем, Филлером, Михайловским и другими.

3. Договорная теория. По мнению ею представителей, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в первобытном состоянии. Государство-это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Договорная теория происхождения государства получила распространение в логически завершенном виде в 17-19 вв. в трудах Гроция, Руссо, Радищева.

4. Теория насилия. Причину происхождения государственности ее представители видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одного племени над другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Это насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения государства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия в классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в 19 веке в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и другие.

5. Психологическая теория. Представители ее связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать. Причины происхождения государства заключается в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам и др. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная. Государство, по мнению представителей данной теории — продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Среди наиболее известных представителей этой теории Петражицкий, Тард, Фрейд и другие.

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Элементами формы государства выступают:

1. Форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские:

 власть передается по наследству;

 не зависит от населения.

 право населения участвовать в избрании высших органов власти.

2. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарные (простое, единое государство, части которого являются административно территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нём существует единая система высших органов и единая система законодательства как, например, в Польше, Франции).

Федеративные (сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности. В нём наряду с высшими федеральными органами и федеральными законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов Федерации, как, например, в России, США; федерации могут быть построены по территориальному либо по национально – территориальному принципу).

Конфедеративные (временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация представляет собой не прочные государственные образования и существует сравнительно не долго: они либо распадаются, либо преобразуются в федеративные государства.

3. Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

 степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

 соотношение прав и свободы человека и гражданина с правами государства;

 тип политического поведения;

 степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

 принципы взаимоотношения общества и власти;

 мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших из них.

Правовое государство – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав, свобод человека и гражданина и правового регулирования деятельности государственной власти в целях недопущения правонарушений.

Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, ус­танавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

 связь с государством;

функции права – это основные направления правового воздействия, выра­жающие роль права в упорядочении общественных отношений.

В основе классификации функции права условно можно выделить две стороны:

 внешняя, в соответствии с которой выделяют социальные функции права — экономическую (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политическую (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательную (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц);

 внутренняя, которая вытекает из самой природы права — регулятивная и охранительная функции.

2 – Лекция. Основы Конституционного права

1. Понятие, предмет, метод конституционного права.

2. Системы конституционного права. Конституционные правоотношения.

3. Основы правого статуса человека и гражданина.

Термином «конституционное право» обозначается наука, правовая отрасль, учебная дисциплина. Тесная взаимосвязь этих трех категорий проявляется в единстве, при этом объединительную функцию в нем выполняет наука конституционного права. Так отрасль, является одной из сторон изучения конституционного права РК.

Наука конституционное право – это система взглядов, принципов, идей, научных знаний о конституционном праве как правовой отрасли и регулируемых ею общественных отношений. Общее понятие, которое при замене отдельных терминов приемлемо для определения любой другой правовой науки, конституционное право выступает лишь частью учения о праве, справедливо рассматривается как одна из отраслей правоведения и на нее распространяются все признаки, характеризующие правоведение в целом. К таким относятся:

 сочетание особенностей теоретических и прикладных исследований;

 В предмет исследования науки конституционного права входят проблемы принадлежности всей полноты власти народу, самоуправления наций, экономической, политической и социальной основ самоуправления, определения положения личности в обществе, а также организации государства. Наука конституционного права изучает вопросы, связанные с высшими интересами общества и государства, основы их существования и развития, что и обуславливает ее особое место среди других юридических наук. Кроме того, эта наука исследует устройство общества как целостной системы.

Основным правовым документом Республики Казахстан является Конституция 1995г., где обобщены основные положения конституционных законов, принятых в республике за годы независимости.

По Конституции РК единственным источником государственной власти является народ.

Народ Казахстана участвует в решении важных вопросов государственной жизни путем:

— прямого и косвенного избрания депутатов Парламента.

Основные признаки суверенности и независимости в Конституции РК:

— собственная территория (целостная, неделимая и неприкосновенна);

— самостоятельная система государственных органов;

— равноправное положение РК в системе государств мира.

В приоритетах прав человека и гражданина их обязанности перед другими людьми, перед обществом, перед государством закреплены в Конституции, указах и законах.

В Конституции РК закреплено равенство прав и свобод людей, независимо от национальности, где отмечается, что каждый имеет право определять и указывать или не указывать свою национальную принадлежность.

Конституция является основным источником законов и других нормативных актов, принимаемыми органами государства, все они должны приниматься на основе и в полном соответствии с нормами, идеями, принципами Конституции и не могут им противоречить. Иначе они являются антиконституционными и должны быть отменены.

В декабре 1991 г. распался СССР, состоявший из 15 союзных республик. В этом же месяце КазССР объявила себя самостоятельным государством.

16 декабря 1991г. Верховный Совет РК принял конституционный закон «О государственной независимости РК». В нем говорится:

 Республика Казахстан независимое государство;

 самостоятельно проводит и определяет свою внутреннюю и внешнюю политику;

 территория РК неделима и неприкосновенна;

 граждане всех национальностей составляют единый народ;

 все граждане обладают равными правами и свободами;

 принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

28 января 1993г. Верховный Совет РК принял первую Конституцию. Однако Конституция РК 1993г. не могла отразить те проблемы, которые существовали в новом государстве:

 не был решен вопрос о системе правления;

 Верховный совет обладал неограниченными полномочиями;

 Конституция не отражала реальные изменения в экономической жизни страны, не учитывала изменения в формах собственности.

В результате всенародного голосования 30 августа 1995г. была принята новая Конституция Республики Казахстан.

Вторая глава Конституции 1995 года посвящена основным воп­росам гражданства. Следующее положение Конституции выражает стержневой момент гражданства, имеющий исключительное значение.

«Гражданин Республики Казахстан ни при каких условиях не может быть лишен гражданства, права изменить свое гражданство, а также не может быть изгнан за пределы Казахстана» (Конституция, п. 2 ст. 10).

Согласно Закону «О гражданстве Республики Казах­стан», ее гражданами являются лица, которые постоян­но проживают в Казахстане на день вступления в силу этого Закона 1 марта 1992г.; приобрели гражданство Республики Казахстан в соответствии с законом, роди­лись в Республике Казахстан.

Документами, подтверждающими гражданство, явля­ются удостоверение и паспорт. Если лицо не достигло 16 лет, то гражданство подтверждается свидетельством о рождении или паспортом одного из родителей. Если граж­данин Республики Казахстан проживает за ее предела­ми, гражданство не утрачивается. Иностранные гражда­не и лица без гражданства могут быть приняты в граж­данство Республики Казахстан по их заявлению. Для того, чтобы получить гражданство, необходимо постоянно про­живать в Казахстане не менее пяти лет, либо состоять в браке с ее гражданами. Ближайшие родственники граж­дан Казахстана принимаются в гражданство Казахстана сразу после подачи заявления. Решение по ходатайствам о приеме в гражданство Республики Казахстан прини­мается Президентом.

Заявление о приеме в гражданство Республики Казах­стан отклоняется, если лицо, ходатайствующее об этом:

 совершило преступление против человечества, пре­дусмотренное международным правом, сознательно выс­тупает против суверенитета и независимости Республики Казахстан;

 призывает к нарушению единства и целостности тер­ритории Республики Казахстан;

 нарушает законы, что наносит ущерб государствен­ной безопасности, здоровью населения;

 разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду, противодействует функционированию государственного языка РК;

 осуждено за террористическую деятельность;

 признано судом особо опасным рецидивистом (то есть неоднократно совершило тяжкие преступления);

 состоит в гражданстве другого государства.

Гражданство может прекратиться, если гражданин выходит из гражданства Республики Казахстан, если он утрачивает это гражданство. В определенных случаях может быть отказано в выходе из гражданства. Отказывают в выходе из гражданства, если гражданин имеет неисполненные обязательства перед государством или имущественные обязанности перед гражданами, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, расположенными на территории Казахстана. Не допускается выход из гражданства, если гражданин привлечен к уголовной ответственности в качестве обвиняемого или отбывает наказание по приговору суда. Не дается разрешение на выход из гражданства, если гражданин обладает сведениями, которые наносят ущерб безопасности государства (например, владеет государственными, военными тайнами).

Гражданство Республики Казахстан утрачивается: — если гражданин поступает в службу безопасности, полицию, органы юстиции или в иные органы государственной власти и управления в другом государстве; вместе с тем, межгосударственными договорами может быть разрешена такая служба гражданам Казахстана;

— если гражданство приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фаль­шивых документов. В межгосударственных договорах могут предусматриваться основания утраты гражданства.

Казахстан стал открытым государством, сюда приезжают на временное или постоянное жительство иностранные граждане, они пользуются всеми правами и свободами, а также несут все обязанности, установленные Конституцией, другими законами. Права и обязанности иностранных граждан могут предусматриваться в межгосударственных договорах Республики Казахстан с другими государствами. Однако иностранным гражданам не предоставляются некоторые права и на них не возлагаются некоторые обязанности. Так, иностранные гражда­не не имеют политических прав и свобод, не несут воинскую обязанность, не принимаются в органы суда, прокуратуры, полиции, безопасности. В ст.1 Конституции РК высшими ценностями государство названы человек, его жизнь, права и свободы.

Всеми правами и свободами, записанными в Конституции, обладают только граждане РК. Иностранные граждане не пользуются политическими правами и свободами. Поэтому есть специальный Указ Президента о правовом положении иностранных граждан.

В законе о гражданстве дается понятие гражданства: гражданин Казахстана находится с государством в постоянной политической и правовой связи. Граждане составляют социальную основу государства Казахстан. Поэтому человек может быть гражданином только одного государства. Исходя из этого общепризнанного почти всеми государствами мира положения, согласно Конституции РК за гражданином Казахстана не признается гражданство другого государства. Двойное гражданство допускается в исключительных случаях и только на основе решения Президента.

В законах указываются основания приобретения и утраты гражданства. Важнейшим конституционным положением является запрещение лишения гражданства республики. Ни при каких условиях человек не может быть лишен гражданства РК.

Человеку и гражданину предоставляются все права и свободы, которые необходимы для получения образования, обеспечения жизни, здоровья, работы, защиты чести и достоинства и т.д.

В теории права делят на определенные группы:

Личные права и свободы – это жизнь, личная свобода, честь, достоинство, здоровье. Ни один государственный орган, никакое должностное лицо не имеют права незаконно ограничивать права человека. В случаи ограничения прав и свобод человека ему должно быть сообщено, какие законы он нарушил, какое правонарушение он совершил. Ответственность за нарушение личных прав и свобод человека предусмотрено в Уголовном кодексе, Гражданском кодексе, Кодексе об административных правонарушениях.

Основы права

Основы права» как учебная дисциплина, предмет, метод, система, функции.

Основы права – это основная юридическая учебная дисциплина, способствующая формированию исходных представлений о государственно-правовых явлениях.

В предмет изучения данной дисциплины входят закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, определение основных юридических понятий, а также основные положения таких базовых отраслей казахстанского права как: конституционное, гражданское, уголовное и административное право. Основным отличием дисциплины “Основы права” от “Теории государства и права” является то, что в предмет изучения “Основ права” входят положения базовых отраслей права. “Теория государства и права” является фундаментальной юридической наукой, общетеоретического и методологического характера. “Основы права” использует разработанные “Теорией государства и права” основные юридические понятия и термины.

Преподавания курса «Основы права» призвано, во-первых, просветить студентов в определенной области знаний, во-вторых, заложить начальный фундамент правовой культуры молодого поколения граждан, в-третьих, дать элементарные знания для последующей ориентации в правовых отношениях, сопровождающих гражданина всю жизнь, вне зависимости от избранного им рода занятий. Речь идет именно об основах права, поскольку рассматриваются далеко не все юридически значимые проблемы, а только те, которые являются сердцевинными и более всего удовлетворяют практическим потребностям. В отраслевых юридических дисциплинах таким требованиям отвечает познание норм права, правовых отношений и юридической ответственности за правонарушения граждан, должностных лиц и организаций.

КУРС ЛЕКЦИЙ Основы права

А.Д. Косьмин, Т.Ю Воропаева

С.Н. Цветков, судья пятой квалификационной категории районного суда ОАО г. Омска; В.А. Шеменев, преподаватель каф. «Экономика и управления недвижимостью» СИБАДИ,

Косьмин А.Д., Воропаева Т.Ю.

К71 Правоведение: Курс лекций. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006 – 68 с.

Работа представляет собой краткий конспект лекций по дисциплине «Правоведение», предназначенный для студентов вузов неюридического профиля всех специальностей, в том числе дистанционного обучения для специальностей: «Химическая технология органических веществ» и «Связи с общественностью». В кратком курсе лекций излагаются основные положения правовых знаний.

Печатается по решению редакционно-издательского совета ОмГТУ

© А.Д. Косьмин, Т.Ю. Воропаева, 2006 © Омский государственный технический университет, 2006

Курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение права, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Провозглашена ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Задачи курса «Правоведение»: выработать умение понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

— усвоить основные положения права, знание которых наиболее часто требуется в процессе гражданских, предпринимательских, административных, трудовых, семейных, образовательных и других правоотношений;

— обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, правовой и политической культурой, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности, уважать закон и бережно относиться к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина;

— понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Лекция 1. Общество и государство, политическая власть. Роль и значение

власти в обществе. Понятие государства и его признаки. Типы и формы государства. Формы правления, государственного устройства, политического режима. Государство и гражданское общество. Правовое государство: понятие и признаки.

Роль и значение власти в обществе

Власть – право и возможность управлять другими людьми, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, основанная одновременно на авторитете и на принуждении.

Власть в обществе выполняет следующие функции:

— установление единых общеобязательных правил поведения для всех членов общества;

— обеспечение согласованности индивидуальных действий членов общества;

— выявление и реализация общих интересов членов общества и др.

Понятие государства и его признаки

История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя. Общественное разделение труда явилось первой предпосылкой возникновения государства. С появлением частной собственности на средства производства появилась необходимость ее защиты. Образование моногамной семьи сыграло последнюю роль в разрушении первобытного строя и образования государства, решение общих дел населения.

Существует множество определений государства. Приведем одно из них. Государство – это политико-территориальная организация общества, осно-

ванная на экономических отношениях людей, которые характеризуются публичной властью, призванная решать общие дела населения с помощью аппарата принуждения и осуществляющая свою деятельность на собираемые с населения налоги.

3. Публичная власть

4. Аппарат государственного принуждения

5. Единая система налогообложения и займа

6. Наличие инфраструктуры, действующей по единым правилам и др.

Формы государства Форма государства – это такое устройство, которое выражается в характере

политических отношений между всеми субъектами государства в процессе управления, в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно — территориальном делении государства (форма государственного устройства).

Политический режим – совокупность приемов и методов осуществления власти. Выделяются два вида политических режимов – демократический и антидемократический. Демократический политический режим – отсутствие единой обязательной для всех идеологии. Характеризуется наличием многопартийности, реальных политических прав и свобод, допускает существование оппозиции. Для антидемократического режима характерно следующее: власть узкой правящей группировки или диктатора; сосредоточение государственной власти в одних руках; права и свободы человека установлены законом, но попираются государством; тотальный контроль государства за частной жизнью граждан, преследование оппозиции и инакомыслия; господство официальной идеологии; ограничение свободы слова. Виды антидемократического режима: тоталитарный, авторитарный и др.

Форма правления — организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Существуют две формы правления: монархия и республика.

Монархия – характеризуется тем, что у нее есть единый пожизненный носитель верховной власти. Власть монарха наследственная – эта власть не производна от власти народа. Виды монархии: абсолютная монархия и ограниченная (конституционная) монархия.

Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок. Виды республик: президентская, парламентская и смешанная.

Форма государственного устройства – это внутреннее деление государства,

правового положения его частей, их взаимоотношение друг с другом и с центральными органами власти.

Унитарное государственное устройство – это единое централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиненных центральным органам власти.

Конфедерация – временный юридический союз государств, которые образуются для достижения конкретных целей.

Федерация – это союзное государство, объединяющее несколько государственных образований, каждое из которых имеет свои органы государственной власти.

Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество – это совокупность относительно независимых от государственного регулирования общественных отношений (социальных, культурных, семейных, религиозных).

Правовым называют государство, которое в своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Признаки правового государства

1. Верховенство закона.

2. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Конституционно-правовой контроль.

4. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития.

5. Признание равенства, равноправия граждан.

6. Взаимная ответственность государства и личности.

7. Правовое государство – это суверенное государство.

8. Принцип плюрализма.

9. Правовое государство является социальным государством

Лекция 2. Право: понятие, нормы, отрасли

Понятие права, его признаки. Функции права. Норма права, ее структура. Формы (источники) права. Закон и подзаконные акты. Отрасли права: понятие и система.

Понятие права. Его признаки Право – это система установленных или санкционированных государством

общеобязательных, формально определенных правил общего характера (норм), обеспеченных государственной защитой.

Основные признаки права:

– Определенность (ясность, четкость).

– Правоохранительная ее цель – восстановление нарушенных прав и наказание лиц, допустивших такие нарушения.

– Регулирующая функция – установление механизма реализации принадлежащих субъекту прав.

Первичным элементом системы права выступают правовые нормы. Нормы права – это общеобязательные правила поведения участников общественных отношений, закрепленные государством.

Структура нормы права

Каждая юридическая норма является своеобразной микросистемой и состоит из трех взаимосвязанных структурных элементов: гипотезы, диспозиции и

Диспозиция – часть юридической нормы, которая указывает на суть и содержание самого правила поведения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государство.

Гипотеза – часть юридической нормы, которая содержит перечень условий, при которых норма действует, а также очерчивает круг субъектов, к которым она адресована.

Санкция – часть юридической нормы, где называются поощрение или карательные меры, наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции.

Источники (формы) права

Под источником права понимается форма, по которой существуют правила поведения. Источники права – официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм.

Виды источников права:

Различают следующие формы права: правовой обычай, юридический прецедент, юридическая доктрина, нормативный правовой акт, нормативный договор.

1. Правовым обычаем называют санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате постоянного повторения людьми определенных действий.

2. Юридический прецедент (судебная или административная практика) – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает обязательное значение.

3. Юридическая доктрина представляет собой один из вспомогательных источников права. Труды ведущих юристов широко применялись в качестве источников права в Древнем Риме, в мусульманских странах, в Англии.

4. Одним из основных способов оформления юридических норм являются нормативные правовые акты . Нормативно-правовой акт – официальный государственный документ, принятый уполномоченным государственным органом, который содержит правила общего характера, обязательные для неопределенного круга лиц.

5. Нормативный договор – соглашение двух или более сторон, устанавливающее нормы права. Получил распространение как источник права в последнее время. Нормативный договор широко применяется в трудовом, гражданском и особенно в международном праве.

По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на за-

коны и подзаконные акты.

Закон – нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой.

Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Они принимаются на основе и во исполнение закона. Они призваны конкретизировать основные положения законов и не могут противоречить им.

Конституция РФ обладает наивысшей юридической силой, закрепляет основные права и свободы граждан, экономическую, социальную, политическую структуры общества.

Система права Система права – это внутреннее строение права, выражающееся в единстве,

согласованности всех действующих правовых норм. Система права состоит из взаимосвязанных элементов: норм права, институтов права, подотраслей права, отраслей права.

Предмет правового регулирования – это совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия и подвергающихся ему (семейные отношения, алиментные отношения).

Метод правового регулирования – это обусловленный предметом регулирования способ воздействия на общественные отношения (метод запрета, метод предписания).

Правовой институт – группа юридических норм, регулирующих отдельный подвид общественных отношений.

Отрасль права – совокупность юридических норм, регулирующих один и тот же вид общественных отношений при помощи определяемого им метода (гражданское право).

Подотрасль права – это совокупность правовых норм и институтов, регулирующих группу однородных общественных отношений.

Можно выделить следующие отрасли права: конституционное (государственное), гражданское, административное, трудовое, уголовное, уголовнопроцессуальное, гражданско-процессуальное, гражданское, семейное, финансовое, земельное и др.

Конституционное (государственное) право – это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия. Главным источником государственного права является Конституция – Основной закон государства.

Административное право – отрасль права, которая состоит из норм, регулирующих общественные отношения и складывающихся в сфере административного управления. Нормы административного права закрепляют принципы государственного управления, регламентируют процедуру создания и правовой статус его органов, определяют порядок прохождения государственной службы, права и обязанности служащих государственного аппарата.

Гражданское право – наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы.

Трудовое право – отрасль права, которая регулирует трудовые отношения (заключение трудовых договоров, время труда и отдыха, различные гарантии рабочим и служащим, связанные с фактом заключения, изменения или расторжения трудового договора).

Земельное право – отрасль права, которая регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов и другие земельные правоотношения.

Семейное право – отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения.

Уголовное право представляет собой комплекс норм, регулирующих охрану общественных отношений от преступных посягательств.

Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства, порядок обжалования судебного решения.

Уголовно-процессуальное право – это отрасль права, которая регулирует основание и порядок производства по уголовным делам. Нормы уголовнопроцессуального права закрепляют права и обязанности участников уголовного процесса, порядок производства дознания и предварительного следствия, рассмотрения и разрешения уголовных дел в судах, процедуру обжалования и исполнения приговоров.

Международное право – система норм, выражающая согласованную волю различных государств. Оно возникло в результате международного разделения труда, формирования общего рынка, необходимости совместного решения глобальных проблем современности: обеспечения мира и безопасности, экологических проблем, борьбы с международной преступностью и др.

Основными источниками международного права являются международные договоры.

Международное право подразделяется на частное и публичное.

Частное право – совокупность отраслей права, призванных обеспечивать интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое, наследственное право). Они определяют взаимные юридические права и обязанности посредством договора.

Публичное право – совокупность отраслей права, призванных обеспечивать интересы государства и общества в целом (конституционное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-процессуальное право).

В системе права принято выделять группы отраслей материального и от-

раслей процессуального права.

Материальное право представляет собой совокупность отраслей, непосредственно регулирующих общественные отношения. Их нормы содержат правила, являющиеся первичными для возникновения у субъектов соответствующих прав и обязанностей (конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное право).

Процессуальное право определяет порядок применения норм материального права при разрешении конкретных юридических дел. Его нормы в первую очередь регламентируют деятельность суда по защите и восстановлению нарушенных прав субъектов.

Лекция 3. Правоотношения и их участники

Понятие и состав правоотношения. Участники (субъекты) правоотношений. Физические и юридические лица, их правоспособность и дееспособность. Деликтоспособность. Субъективное право и юридическая обязанность. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.

Понятие правоотношения и его состав Правовые отношения – это индивидуализированные общественные отно-

шения, взаимное поведение участников которых юридически закреплено и обеспечивается государственным принуждением.

В состав правоотношений входят: субъекты правоотношения, объекты, содержание правоотношения.

– Физические лица — индивидуальные субъекты права: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства.

– Юридическое лицо – это организация, имеющая обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет и способное от своего имени приобретать права и выполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Правоспособность – это способность субъекта иметь права и обязанности. Дееспособность – это способность лица своими действиями приобретать права

и выполнять возникшие у него обязанности. Дееспособность подразделяется на общую, отраслевую и специальную.

Общая – способность лица в пределах данной социально-политической системы быть субъектом права.

Отраслевая правосубъектность — способность лица быть субъектом правоотношений определенной отрасли права.

Специальная – способность лица быть субъектом определенных правоотношений, складывающихся внутри отдельной отрасли права.

Физические лица, как субъекты могут быть полностью дееспособными (с 18 лет); ограниченно дееспособными (с 14 до 18 лет); частично дееспособными (с 6 до 14 лет); ограниченные в дееспособности судом (лица, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотическими или токсическими веществами).

Деликтоспособность – способность лица отвечать за совершенные правонарушения.

Государство как субъект правоотношений имеет определенные особенности. Государство – субъект политический, властный, суверенный. Оно не зависит от других субъектов, само устанавливает свой юридический статус и статус всех участников правоотношений.

Государственный орган – основной структурный элемент аппарата государственной власти.

Объекты и содержание правоотношения Объект правоотношений – это то, на что воздействуют субъективные права

и обязанности, составляющие содержание правоотношений.

– Вещи и иные материальные блага.

– Личные и материальные блага.

Содержание правоотношений составляет совокупность субъективных прав и обязанностей человека.

Субъективное право – это мера свободы правомочного, которой соответствует правовая обязанность других лиц.

Юридической обязанностью называется юридическая мера должного поведения, которой следует обязанное лицо по требованию правомочного.

Понятие юридических фактов Юридические факты – это такие фактические обстоятельства, с которыми

закон связывает возникновение и применение или прекращение правоотношений.

Еще по теме:

  • Власов гражданский процесс учебник Логика. Папка дошкольника У нас вы можете скачать книгу Гражданский процесс. Учебник А. А. Власов в fb2, txt, PDF, EPUB, doc, rtf, jar, djvu, lrf! Порядок возбуждения и рассмотрения гражданских дел в суде надзорной инстанции. Принцип разумности в российском гражданском процессе. Пособие […]
  • Налоговый консультант адвокат Енина Светлана Анатольевна Услуги и цены О специалисте Образование: Белгородский государственный университет, юридический факультет, специальность «юриспруденция» (2009 г.). В 1999 году окончила ВЗФЭИ, факультет – бухгалтерский учет и аудит, специальность «бухгалтерский учет и аудит». […]
  • Бракоразводный процесс по обоюдному согласию с ребенком Cколько времени длится развод через суд если есть ребенок? Главная ценность в жизни любого человека – это его семья. Безусловно, прекрасно, когда самый близкий человек всегда рядом. Чудесно, когда появляется ребенок. Но полноценная здоровая семья – это сложно достижимый идеал в нашем […]
  • 65451 воинская часть информация актуальна на 15.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Учредители Связи Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Ликвидация Регистрация организации признана недействительной по решению суда. Сведения о […]
  • Беляков николай васильевич адвокат Урок Кубановедения по теме "Поэты Кубани о Великой Отечественной войне" Цели урока: Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, за соотечественников, Расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, о героизме советского народа. Познакомить […]
  • Оплата при покупке земельного участка Договор аванса при покупке земельного участка: что необходимо знать при его составлении? Так как приобретение земельного участка в настоящее время — достаточно серьезное вложение денежных средств, которое требует много сил и времени. Именно по этой причине сейчас достаточно часто […]
  • 1 ст 256 гпк рф Статья 256. Срок обращения с заявлением в суд Утратила силу с 15 сентября 2015 года. - Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ. 1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. 2. Пропуск […]
  • Обязанности банка перед клиентами Обязанности банка перед клиентами 9.3.4. Права и обязанности клиента и банка Основным правом клиента следует считать право в любое время потребовать возврата (выдачи) денежных средств в пределах суммы счета. Второе право клиента — требовать от банка исполнения за счет клиента его […]