Меню

Статья 57 ГК РФ. Реорганизация юридического лица (действующая редакция)

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если настоящим Кодексом или другим законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения арбитражного управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц — первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (пункт 1 статьи 60.1).

Реорганизация юридических лиц

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Это комплекс организационных, юридических и регистрационных процедур, когда несколько независимых организаций объединяют свое имущество и начинают работать в качестве единого юридического лица, имеющего единый состав учредителей и общий орган управления.

Либо, наоборот, когда одно предприятие разделяет свои активы на несколько частей, каждая из которых в установленном Законом порядке становится самостоятельным юридическим лицом со своим владельцем и директором.

Отзыв об оказании Юридических услуг

Мне оказывали услуги в первом полугодии 2018 года, юрист Кузнецов Сергей Петрович. Хочется отметить его профессионализм, высокую компетентность и внимательное отношение, тактичность к пожилым людям. Он тщательно пояснял необходимость проведения тех или иных профессиональных действий, старался решать все вопросы по делу оперативно, и всегда ставил в известность о ходе дела.
Выражаю искреннюю благодарность Сергею Петровичу за выполненную добросовестно и качественно работу.

С уважением, Клешнина К.А.

Выражаю огромную благодарность ведущему юристконсульту группы компаний Аваль — Кузнецову Сергею Петровичу, за квалифицированно оказанную юридическую помощь по возмещению излишне уплаченных налогов и пеней в ПФР и ФНС России. Суд был выигран! Желаю Вам успехов и профессиональных достижений в Вашей деятельности!

С уважением, ИП Чижикова Г.Ю.

Я, Гринцевич Павел Александрович, обратился в Группу компаний «Аваль», а именно к ведущему юрисконсульту Кузнецову Сергею Петровичу за помощью в деле о ДТП в качестве ответчика. Сергей Петрович внимательно изучил все имеющиеся материалы, судебную практику по подобным делам и подробно объяснил возможные варианты исхода дела. В результате суд утвердил мировое соглашение на сумму, почти в два раза меньшую, чем изначально запрашивал истец.

В ходе всего дела Сергей Петрович всегда был на связи, оперативно и грамотно давал консультации по всем возникающим вопросам. При этом, всегда ощущалось его искреннее желание помочь и поддержать.
Выражаю Кузнецову Сергею Петровичу благодарность. Это добросовестный, отзывчивый и, главное, компетентный специалист.

Дорогая Дарья Александровна!

Мы безмерно благодарны вам за постоянную помощь, которую вы оказываете фонду «Люблю и благодарю» и нашим подопечным. Нашу признательность трудно выразить какими-то словами, единственное, что мы можем – это постараться передать вам ту благодарность, которую ежедневно выражают нам те, кто получает горячую пищу исключительно благодаря вашему горячему сердцу и живому участию в судьбе людей, которые по каким-то причинам живут очень трудно и бедно. Они каждый день говорят спасибо от самого сердца и передают низкие поклоны тем, кто участвует в деятельности фонда. Они улыбаются и рады тому, что кому-то в этом мире не безразличны они и их трудности.

С благодарностью и признательностью,
команда благотворительного фонда «Люблю и благодарю»

Благодарность

По совету знакомых я обратилась за консультацией к юристу Кузнецову Сергею Петровичу. И осталась очень и очень довольна. Хочу выразить искреннюю благодарность за его внимание, частность, порядочность и профессионализм. От всей души желаю Сергею Петровичу карьерного роста, процветания и всех благ. У меня остались самые положительные впечатления от общения с Сергеем Петровичем.

С уважением, Стахеева И.В.

Благодарность

АНО «Театр куклы и актера «Пиноккио» выражает искреннюю благодарность юристам фирмы ГК «АВАЛЬ» за профессиональную качественную работу по оформлению документов АНО «Театр куклы и актера «Пиноккио».
Особая благодарность Добрыдиной-Янкелевской Дарье Александровне!

Директор АНО «Театр куклы и актера «Пиноккио»

Спасибо за помощь!

На протяжении нескольких лет мы ценим сотрудничество с вашей компанией. Уже не первый год работаем с ГК «АВАЛЬ» по получению, продлению лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. На протяжении всего срока сотрудничества, компания зарекомендовала себя как успешное предприятия и надежный партнер. В 2018 году работали с Романовой С.В. настоящая работа профессионала.

Желаем ГК «АВАЛЬ» процветания и бурного роста.

С уважением, Мирзоев Х.Н.
Директор ООО «ФАВОРИТ»

Отзыв о работе сотрудника ООО «Аваль» Сергея Петровича.

При работе по защите прав наших интересов по иску к ПФР, Сергей Петрович проявил себя как профессионал своего дела, внимательно (до мелочи) изучает документы, очень тактично и доброжелательно велись переговоры со всеми участниками судебных разбирательств и очень клиентоориентирован.

Выражаем Вам благодарность за совместный труд

Мы очень ценим сотрудничество с Вашей компанией на протяжении нескольких лет. Мы отлично осознаем, что успех, достигнутый нами в последние годы — это результат кропотливой совместной работы с вашими специалистами. Благодаря вашей открытости, стремлению понять и удовлетворить потребности партнера, направленности на повышения рабочих показателей наши отношения крепнут с каждым годом, и мы покоряем новые вершины.

Выражаем Вам благодарность за совместный труд и надеемся на дальнейшее укрепление существующих отношений.

Директор филиала «КДЛ ДОМОДЕДОВО-ТЕСТ»
Чернова Марина Ивановна

9. Реорганизация юридических лиц: понятие, формы, правовые последствия.

Понятие «реорганизация» закон не раскрывает, однако общий ее смысл состоит в том, что данная юридическая процедура преследует цель создания одних и прекращения других юридических лиц, как правило, связывая между собой эти процессы и обусловливая одно (создание) другим (прекращением). Поэтому реорганизация, с одной стороны, — альтернатива первоначальному возникновению (учреждению) юридических лиц, с другой — один из способов прекращения одного (нескольких) юридических лиц.

Реорганизация возможна в пяти формах (которые для удобства можно представить в виде следующих формул с минимальным набором символов):

а) слияние (A + B = C); б) присоединение (A + B = A); в) разделение (A = B + C); г) выделение (A = A + B); д) преобразование (A -> B).

Никакие другие формы реорганизации (помимо пяти названных) невозможны, однако возможны комбинации разных форм реорганизации.

Все указанные формы реорганизации осуществляются добровольно, т.е. по собственному желанию учредителей (участников) и их решению или по решению уполномоченного органа юридического лица (п. 1 ст. 57 ГК).

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 57 ГК реорганизация юридического лица по решению государственного органа может (и должна) быть осуществлена учредителями (участниками), уполномоченными ими органом или органом юридического лица, уполномоченным на реорганизацию учредительными документами (вынужденная реорганизация), в противном случае ее осуществляет внешний управляющий — лицо, специально назначенное судом по иску государственного органа для реорганизации юридического лица (принудительная реорганизация).

Процедура реорганизации сопровождается и завершается внесением в единый государственный реестр юридических лиц соответствующих сведений о возникших и прекративших существование юридических лицах.

Реорганизацию следует отличать от ряда других мероприятий, с которыми так или иначе связано изменение организационной и (или) имущественной составляющей юридического лица. Так, ее следует отличать:

от изменения состава участников юридического лица (в том числе смены собственника его имущества);

изменения состава и размера имущественных взносов участников в имущество юридического лица;

изменения внутренней структуры (устройства) юридического лица (слияния или разделения цехов, бригад, производств, в том числе филиалов и представительств и т.п.);

изменения органов юридического лица (например, формирования в хозяйственном обществе отсутствовавшего прежде совета директоров или отказа от директора в пользу управляющего или управляющей организации);

создания товариществом или обществом дочернего общества по принципу одночленной компании;

комплексного отчуждения имущества юридического лица.

§ 3. Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц

Юридическое лицо может быть создано путем учреждения вновь либо путем реорганизации другого юридического лица.

В основе создания юридического лица лежит решение учредителя (учредителей) о его создании (ст. 50.1 ГК РФ). В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично. В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно и оформляется протоколом общего собрания учредителей.

В соответствии со ст. 50.1 ГК РФ в решении об учреждении юридического лица должны быть указаны сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица, иные сведения, предусмотренные законом. В решении об учреждении корпоративного юридического лица дополнительно указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

Существует три основных порядка создания юридических лиц. В случае распорядительного порядка юридическое лицо создается по решению компетентного государственного органа или органа местного самоуправления. В таком порядке, в частности, создаются государственные учреждения и предприятия. Так, для образования федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия), необходимо распоряжение Правительства РФ.

При разрешительном порядке для создания юридического лица необходимо получить разрешение соответствующего государственного органа. Такой порядок действует при создании коммерческих банков (требуется согласие Центрального банка РФ), при создании предприятий — возможных монополистов (требуется согласие Федеральной антимонопольной службы).

В большинстве случаев юридические лица создаются в нормативно-явочном порядке. По общему правилу для создания юридического лица достаточно представления в регистрирующий орган пакета документов, установленных законом (заявление, протокол общего собрания или решение учредителя, устав и (или) учредительный договор, документы об оплате госпошлины). В течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления регистрирующий орган должен принять решение о регистрации. Отказ в регистрации возможен лишь в двух случаях: если заявление подано в ненадлежащий орган или если представленные документы противоречат законодательству либо являются неполными.

Функции по регистрации коммерческих организаций возложены на Федеральную налоговую службу и ее территориальные подразделения, некоммерческих организаций — на Министерство юстиции, коммерческих банков — на Центральный банк России. Порядок регистрации юридических лиц регламентируется Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации» [1] . Государственной регистрации подлежат также реорганизация, ликвидация, внесение изменений в учредительные документы юридического лица.

Сведения, входящие в ЕГРЮЛ, являются открытыми и могут предоставляться по запросам судов, правоохранительных и контрольно-ревизионных органов, отдельных граждан и юридических лиц. Существует возможность открытого доступа к отдельным сведениям из ЕГРЮЛ на портале www.egrul.nalog.ru.

Законом закреплена презумпция публичной достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ лицо, добросовестно полагающееся на данные Единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Одновременно с принятием решения о создании юридического лица учредитель (учредители) должны утвердить его учредительный документ.

В соответствии со ст. 52 ГК РФ для всех юридических лиц, за исключением хозяйственных товариществ, предусмотрен в качестве учредительного документа устав, который утверждается их учредителями (участниками). Хозяйственные товарищества действуют на основании учредительного договора, который заключается их учредителями (участниками) и к которому применяются правила ГК РФ об уставе юридического лица.

В соответствии с п. 4 ст. 52 ГК РФ устав должен содержать сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах юридических лиц, обладающих исключительной или специальной правоспособностью, должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.

С 29 декабря 2015 г. для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. В случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.

Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица, не противоречащие уставу (учредительному договору).

Реорганизация юридического лица означает прекращение его деятельности с переходом прав и обязанностей к другому (другим) юридическому лицу (юридическим лицам). Процедура реорганизации юридических лиц в общем виде регламентируется ст. 57—60 ГК РФ.

Реорганизация может осуществляться по решению учредителей (участников) либо компетентных органов юридического лица (в добровольном порядке), либо по решению суда (в принудительном порядке). В некоторых случаях реорганизация допускается с согласия компетентных государственных органов (в разрешительном порядке).

Существует пять форм реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Слияние — форма реорганизации, при которой два или более юридических лица реорганизуются в одно, ранее не существовавшее.

Присоединение — форма реорганизации, при которой два или более юридических лица реорганизуются в одно, ранее существовавшее. При присоединении фактически происходит поглощение одним юридическим лицом других.

Разделение — форма реорганизации, обратная слиянию, при которой юридическое лицо реорганизуется в несколько, ранее не существовавших.

Выделение — форма реорганизации, обратная присоединению, при которой из юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц, при этом реорганизуемое юридическое лицо как субъект права сохраняется.

Преобразование — форма реорганизации, при которой происходит смена организационно-правовой формы юридического лица.

Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, а также реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если законом предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

Права и обязанности передаются от реорганизуемого юридического лица к реорганизованному юридическому лицу на основании передаточного акта (ст. 59 ГК РФ).

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются специальным законодательством, регулирующим деятельность таких организаций.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Порядок и основания ликвидации юридических лиц регламентируются ст. 61-65 ГК РФ.

Ликвидация может быть осуществлена в добровольном порядке (по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами) в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, для которой оно создавалось, либо по иным основаниям.

Ликвидация может осуществляться в принудительном порядке (по решению суда) в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 61 ГК РФ, в частности в случаях осуществления деятельности запрещенной законом либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона либо иных правовых актов.

Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, может быть ликвидировано в принудительном порядке в случае признания его по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом).

Ликвидация юридического лица в порядке банкротства имеет специфические особенности и регулируется кроме ст. 65 ГК РФ специальным законодательством [2] .

  • [1] Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // РГ. 2001. № 153, 154. 10 авг.
  • [2] Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

Реорганизация юридических лиц гк

Реорганизация юридического лица может быть добровольной или принудительной. Добровольная реорганизация юридического лица осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В ряде случаев реорганизация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Принудительная реорганизация юридического лица в форме разделения или выделения осуществляется в случаях, установленных законом, по решению уполномоченных государственных органов или суда.

1. Преобразование наряду со слиянием, присоединением, разделением и выделением является одной из форм реорганизации юридического лица. В соответствии с п.5 ст.58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Анализ указанной нормы ГК РФ позволяет выделить следующие отличительные черты преобразования как формы реорганизации юридического лица. Во-первых, в процедуре реорганизации в форме преобразования участвует одно юридическое лицо, прекращающее свое существование по ее завершении. Во-вторых, на месте реорганизуемого юридического лица возникает новое юридическое лицо-правопреемник иной организационно-правовой формы. Наконец, в-третьих, правопреемство вновь возникающего юридического лица по отношению к реорганизованному оформляется отдельным документом — передаточным актом. Таким образом, преобразование можно считать самой простой формой реорганизации, поскольку в отличие от слияния, присоединения, разделения и выделения в нем участвует только одно юридическое лицо и только одно юридическое лицо возникает в ходе его проведения. Однако отмеченные признаки преобразования принимаются не всеми учеными. Так, в литературе высказывалось мнение о том, что при проведении преобразования сохраняется реорганизуемое юридическое лицо, у которого изменяется организационно-правовая форма, и, соответственно, новое юридическое лицо не возникает 2 .

Круг возможных вариантов преобразования ограничивается законом, который определяет, в какие организационно-правовые формы могут преобразовываться те или иные виды юридических лиц. Применительно к коммерческим организациям подобное правило установлено п.1 ст.68 ГК РФ, предусматривающим, что хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Ограничения для преобразования акционерных обществ в иные коммерческие организации установлены п.2 ст.104 ГК РФ, предусматривающим для юридических лиц данной организационно-правовой формы лишь возможность преобразования в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Вместе с тем положения п.2 ст.104 ГК РФ расширяют формулировку ст.68 ГК РФ за счет включения в перечень юридических лиц, в которые может быть преобразовано акционерное общество, некоммерческих организаций, при этом порядок проведения такого преобразования должен быть установлен законом.

Порядок проведения преобразования акционерного общества регулируется Федеральным законом «Об акционерных обществах» (далее — Закон об акционерных обществах). Он конкретизирует положения ГК РФ о преобразовании акционерного общества, в частности, устанавливает, что общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство (абз.2 п.1 ст.20 Закона).

Закон об акционерных обществах предусматривает и иные особенности процедуры преобразования. Отличительной чертой названного Закона является то, что термин «преобразование» в нем применяется не только для обозначения одной из разновидностей реорганизации: под преобразованием понимается также изменение типа акционерного общества — с открытого на закрытое и наоборот. При превышении в закрытом обществе установленного Законом предельного числа участников оно обязано провести такое преобразование в течение года, в противном случае общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

2. Выделение.Одной из форм реорганизации, предусмотренной российским законодательством, является выделение. Решение о выделении могут принять либо учредители (участники), либо орган, уполномоченный на то учредительными документами. На это указывает пункт 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ.

При выделении из состава организации одного или нескольких юридических лиц к каждому их них переходят права и обязанности реорганизованного предприятия в соответствии с разделительным балансом (п.4 ст.58 Гражданского кодекса РФ). При этом реорганизуемое предприятие продолжает свою деятельность.

В отношении акционерных обществ реорганизацией в форме выделения признается создание одного или нескольких обществ с передачей части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего 3 , аналогичное определение применимо к обществам с ограниченной ответственностью 4 .

В определении термина «выделение» содержатся ключевые положения, которые характеризуют данную форму реорганизации, а именно:

а) создается одно или несколько новых обществ;

б) новым обществам передается часть прав и обязанностей реорганизуемого общества;

в) само реорганизуемое общество продолжает существовать.

Первая из указанных характеристик является отличительной чертой реорганизации в целом и может быть применена ко всем формам реорганизации, за исключением присоединения. Остальные характеристики присущи исключительно реорганизации в форме выделения.

Выделение характеризуется сингулярным (частным) правопреемством, при котором, в отличие от универсального (общего) правопреемства, правопреемник занимает место правопредшественника не во всех, а только в некоторых правоотношениях. Необходимо иметь в виду, что правопреемство не допускается в случаях, когда права и обязанности носят личный характер (право на имя, авторство, обязанность по возмещению вреда) либо имеется прямой запрет закона 5 .

Выделение отличается от прочих форм реорганизации также тем, что реорганизуемое общество не ликвидируется, в то время как при остальных формах реорганизации прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица.

Решение о принудительной реорганизации в форме выделения из коммерческой организации принимается при наличии определенных условий:

а) возможности организационного и территориального обособления ее структурных подразделений;

б) отсутствия между ее структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи;

в) возможности юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Решение федерального антимонопольного органа о принудительном выделении подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц (ст.57. п.2 ГК РФ).

3. Разделение. Такая форма реорганизации предполагает прекращение существования юридического лица и создание двух или более новых. К последним переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Другими словами, при разделении реорганизуемое юридическое лицо прекращает свое существование и передает все свои активы и пассивы новым юридическим лицам, возникшим по решению учредителей (участников) и на основе материальной базы старого предприятия. Разделительный баланс реорганизуемого предприятия является важным документом, на основании которого определяется перечень имущества и обязательств, переходящих к вновь образованным предприятиям. По мнению Т.П. Шишмаревой, в соответствии с частями передаваемого имущества осуществляется переход прав и обязанностей. 6

Важным вопросом реорганизации юридических лиц в форме разделения является вопрос о возможности создания в результате разделения юридических лиц различных организационно-правовых форм.

Так, например, в соответствии с Законом «Об акционерных обществах» разделение акционерного общества предполагает возникновение на базе одного — реорганизуемого нескольких акционерных обществ. Другими словами, при разделении юридического лица вновь образованные субъекты наделяются той же организационно-правовой формой, что и реорганизуемое лицо. Данное положение прямо не закреплено в действующем законодательстве, однако косвенное подтверждение сказанному можно найти в существующей нормативной базе.

Таким образом, буквальное толкование акционерного законодательства приводит к выводу о невозможности разделения акционерного общества, приводящего к возникновению юридических лиц иной организационно-правовой формы.

4. Присоединение. В этом случае одно или несколько юридических лиц прекращают деятельность, а их права и обязанности переходят другому юридическому лицу. Согласно Гражданскому кодексу при реорганизации в форме присоединения присоединяющая организация считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединяемой организации, права и обязанности которой переходят в соответствии с передаточным актом к присоединяющей организации. При этом, как установлено Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», государственной регистрации подлежит не вновь созданное юридическое лицо, а изменения, вносимые в его учредительные документы.

Российское законодательство не содержит запретов на присоединение различных организационно-правовых форм хозяйственных обществ. Для реализации своего права они должны совершить действия в определенном порядке.

5. Слияние. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Слияние характеризуется тем, что несколько предприятий образуют одно новое юридическое лицо, а ранее существовавшие субъекты права прекращают свою деятельность. Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Действующее законодательство Российской Федерации не ограничивает число юридических лиц, которые могут выступить субъектами реорганизации в форме слияния. В соответствии со ст. 16 Закона об АО слиянием обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. Подобное определение содержит и ст. 52 Закона об ООО, согласно которой слиянием обществ признается создание общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних.

Формы реорганизации юридического лица — как происходит процедура

Реорганизация юридического лица — это не такая уж редкая процедура в современном деловом мире. Бизнес всегда развивается динамично.

Поэтому в деловой среде часто происходит организационно-правовые изменения: смена корпоративной структуры, укрупнения, дробление хозяйствующих субъектов.

Такие изменения называются реорганизацией. Эти естественные бизнес процессы строго урегулированы законодательством, чтобы защитить интересы владельцев бизнеса и трудовые коллективы.

Ст. 57 ГК РФ

Если Вам так удобнее,
напишите онлайн-консультанту!

Все консультации бесплатны.

Гражданский Кодекс РФ регулирует основные принципы осуществления организационно-правовых изменений.

Правовые нормы 57 статьи определяют право всех предприятий на реорганизацию;

  • виды изменений;
  • требования по ним для отдельных хозяйственных обществ.

Согласно 57 статье ГК РФ реорганизуются абсолютно все предприятия, вне зависимости от их владельцев и формы хозяйствования.

Реорганизация юридического лица

Каждое юридическое лицо относится к той или иной организационно-правовой форме, определяющей:

  • обязательные органы управления, контроля;
  • разрешённые виды хозяйственной деятельности;
  • право на ту или иную систему налогообложения.

Когда владельцы юридического лица хотят обойти ограничения, которые законодательно установлены для его формы, либо же мирно разойтись, основав отдельные фирмы – проводятся организационно-правовые изменения.

В зависимости от конечной цели различают формы реорганизации.

В Российской Федерации возможны такие формы организационно-правовых изменений:

  • слияние;
  • преобразование;
  • выделение;
  • присоединение;
  • разделение.

Так, например, общественные организации могут реорганизовываться только в другие общественные, некоммерческие организации. Государственные компании — в акционерные общества государственной формы собственности, объединятся в концерны. Акционерные банки — только в акционерные общества.

Способы реализации

Организационно-правовые изменения могут быть реализованы :

  1. Добровольно. По решению владельцев.
  2. Принудительно. По решению суда.

Любое юридическое лицо может быть реорганизовано добровольно, если соответствующее решение будет принято руководящим органом собственников юридического лица, и оно не будет отменено решением суда.

Схема добровольных организационно-правовых изменений выглядит так:

  1. Владельцы собирают высший орган управления, принимают решение о реорганизации, в котором решают:
    • какое имущество кому будет передаваться в результате изменений;
    • кто из владельцев выступят учредителями предприятий, создаваемых при реорганизации.
    • кто из владельцев продаст свои корпоративные права или выйдет из состава владельцев юридического лица.
  2. Оформляют решение протоколом и выжидают срок для его обжалования. Если в реорганизации принимают участия несколько организаций, срок обжалования считается только для решения того хозяйственного общества, которое было первым.
  3. Проводят государственную регистрацию.
  4. Передают активы изменённым предприятиям, переоформляют поточную документацию.

В принудительном порядке реорганизуются юридические лица, которые в силу закона, не могут находиться в нынешней форме. Иск в суд, в таких случаях подаёт прокуратура или соответствующий надзорный орган.

Слияние юридических лиц

Допустим, хозяйственное общество «А» и организация «Б» решили объединиться в фирму «В». Такие организационно-правовые изменения будут называться слиянием.

При этом хозяйственные общества «А», «Б» перестанут существовать.

С точки зрения государственной регистрации, производится несколько регистрационных действий:

  1. Прекращение фирм «А», «Б».
  2. Создание нового юридического лица «В».

При слиянии к хозяйственному обществу «В» переходят от организаций «А» и «Б» все их обязанности и права. Но это не распространяется на лицензирование и прочую разрешительную документацию, которую придётся оформлять на общих основаниях.

Преобразование

Допустим организация «А» решили реорганизоваться в фирму «Б». Такое действие будет называться – преобразованием.

К фирме «Б» от организации «А» переходят все её обязанности и права, в том числе, остаются в силе все разрешения, лицензии.

У фирмы «Б» остаётся прежний код ОГРН, название. Изменяется только организационно-правовая форма.

С точки зрения государственной регистрации проводится:

  1. Прекращение организации «А».
  2. Создание новой фирмы «Б».

Допустим, учредители фирмы «А» решили из её активов создать предприятие «Б». Такие организационно-правовые изменения назовут выделением.

К фирме «Б» в собственность переходят принадлежавшие предприятию «А» активы, обязанности и права с ними связанные. Но решением высшего органа управления выделяемой фирме «Б» могут быть переданы другие права реорганизуемого предприятия «А» и вытекающие из них обязанности.

С точки зрения государственной регистрации проводится:

  1. Изменение уставного фонда, состава учредителей фирмы «А».
  2. Создание предприятия «Б».

Присоединение

Предположим, что хозяйственное общество «А» решило войти в состав предприятия «Б». Такие изменения называются присоединением.

При этом, организационно-правовая форма юридического лица «Б», его код ОГРН не изменяется, но может изменяться название. Хозяйственное общество «А» прекращает своё существование, а все её обязанности и права получает предприятие «Б».

С точки зрения государственной регистрации осуществляется:

  1. Прекращение юридического лица «А».
  2. Перераспределение уставного фонда, состава учредителей предприятия «Б».

Разделение

Допустим, учредители хозяйственного общества «А» решили развивать своё дело порознь, для этого разделить активы между собой. Для чего разделить фирму «А» на организации «Б» и «В». Такое действие назовётся разделением.

При разделении юридическое лицо «А» перестаёт существовать. Его обязанности и права переходят к новым организациям в объёме согласно решению высшего органа владельцев.

При этом совсем необязательно, чтобы активы делились равными частями. Владельцы могут выступить учредителями, как всех создаваемых организаций, так и по выбору.

С точки зрения государственной регистрации проводится:

  1. Прекращение предприятия «А».
  2. Создание фирм «Б», «В».

Законодатель защищает при реорганизации не только права владельцев бизнеса. Поэтому после принятия решения о реорганизации провести регистрацию можно будет только по истечению срока на обжалование такого решения. Так что, при подготовке документов важно учесть интересы всех лиц, на права и обязанности которых повлияет реорганизация.

Смотрите видео, в котором специалист описывает виды реорганизации юридических лиц:

Еще по теме:

  • Претензии к страховой компании согласие Претензии к страховой компании согласие Согласие - это одна из крупных страховых компаний в России, лидер страхования автомобилей. Но, несмотря на наличие филиалов по всей стране и высокий рейтинг надежности, часто становиться объектом критики своих страхователей. Претензии, связанные […]
  • Дтп в г Москва Сводка ДТП В Таганском районе сгорел грузовик. Где произошла авария: Москва, Рогожский Вал Дата: 26.12.2017, 14:00 Есть ли жертвы: Нет Видео с места события: Нет 2 ДТП в районе Теплый Стан. Где произошла авария: Москва. ул. Островитянова Дата: 26.12.2017, 11:55 Есть ли жертвы: […]
  • Статьи 403 тк рф Статья 60 ТК РФ. Запрещение требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором Текущая редакция ст. 60 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, […]
  • Ст 56 и 57 тк рф Трудовой кодекс ( ст 57 ТК РФ 2018 ) Статья 57. Содержание трудового договора В трудовом договоре указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор; сведения о документах, […]
  • Рождение ребенка с весом 4 кг Рождение ребенка с очень большим весом В народе считается, что если ребенок родился крупный, с очень большим весом – это счастье, так как он наделен крепким здоровьем и хорошо развит. Однако медики не всегда разделяют такую точку зрения, что большой новорожденный – подарок судьбы. […]
  • Объект преступления по ст 198 ук рф Комментарии к СТ 198 УК РФ Статья 198 УК РФ. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица Комментарий к статье 198 УК РФ: 1. Диспозиция комментируемой статьи носит бланкетный характер. Для правильного применения уголовного закона необходимо изучить положения Налогового […]
  • Комментарий 72 тк рф ст 72 ТК РФ с комментариями юриста Глава 12 ТК названа «Изменение трудового договора», поскольку охватывает не только перевод, но и изменение существенных условий труда. В новом Трудовом кодексе это две разные статьи (ст. 72 и 73). То и другое является изменением трудового договора, но […]
  • Земельный участок в гостице раменское Продажа земельных участков в Московской области Продам участок ИЖС. Отличное место для строительства загородного дома в 30 минутах езды от Москвы.Рядом река Северка с обустроенными пляжами и местами для рыбалки,до леса 400 метров.Круглогодичный подъезд,электричество 15 кВт,газ по […]