Меню

Административные правонарушения и их последствия

Правильный пример укрепит в устранении проблем при составлении официального документа. Это даст возможность сберечь средства на найме адвоката. Прежде чем использовать пример, естественно следует внимательно прочитать напечатенные в нем части законодательства. Спустя время они вполне могут потерять свою актуальность. Сэкономленные деньги в общем не лишние.

Любое правонарушение представляет собой действие, которое противоречит нормам действующего законодательства. Его противоправность выражается в том, что конкретное лицо нарушает определенную норму права, девствуя вопреки ее предписаниям, и тем самым противопоставляет собственную волю воле государства, то есть вступает с ним в конфликт. Административное правонарушение является разновидностью противоправного действия, оно признается виновным деянием, это может быть действием или бездействием физических лиц или организаций. Ответственность за нарушения административного законодательства предусмотрена статьями КоАП РФ. Стоит отметить, что вполне возможны ситуации, когда правонарушитель не знал о наличии запрета на определенное действие, однако это обстоятельство не освобождает его от ответственности за совершенное правонарушение.

При административных правонарушениях объектами посягательства являются собственность, общественная нравственность и порядок, здоровье населения, экология и другое. Административное правонарушение характеризуется признаками: противоправность, виновность и наказуемость. Главным отличием административного правонарушения от преступления является тот факт, что их совершение не наносит обществу существенного вреда, правонарушение не обладают признаками общественной опасности относительно этого понятия в смысле уголовного законодательства. При этом, некоторые деяния могут быть признаны как правонарушениями, так и преступлениями, что напрямую зависит от степени причиненного вреда или иных обстоятельств по делу.

Состав административного правонарушения образует в себе четыре элемента:

— объект – общественные отношения;

— объективная сторона – признаки определенного деяния, возможные последствия, а также причинная связь непосредственно между деянием и последствиями;

— субъект – физическое или юридическое лицо, первое должно быть вменяемым и достигшим определенного возраста (16 лет);

— субъективная сторона – цель и вина в форме умысла или неосторожности.

Совершение правонарушения административного характера служит поводом к применению определенных мер ответственности – к наказанию, предусмотренному Кодексом об Административных правонарушениях РФ. Основной санкцией административного наказания является штраф, он назначается практически за все виды правонарушений. Также, кодексом предусмотрены иные меры ответственности – предупреждение, приостановление деятельности организаций, лишение специального права (чаще лишают права на управление транспортного средства), административный арест и так далее.

После совершения правонарушения выявляется потребность в осуществлении экспертизы, а также проведении иных процессуальных действий, требующих временных затрат. Например, достаточно часто административные расследования проводятся в области антимонопольного или налогового законодательства, таможенного дела или дорожного движения. Расследование является самостоятельной стадией производства и проводится в особом порядке: по месту совершения или выявления административного правонарушения. Срок расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела, в исключительных случаях, срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом на один месяц, а в таможенных делах – до 6 месяцев.

94 Административные правонарушения и административная ответственностьть

Понятие и виды административных правонарушений

Основанием для привлечения лица к административной ответственности является совершение им административного правонарушения (проступка) Согласно Кодексу Украины об административных правонарушениях, административных тивных правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на права и свободы граждан, государственный или общественный порядок, собственность на установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность Следовательно, признаками административного правонарушения является противоправность, виновность, наказуемостьть.

Признак противоправности административного правонарушения следует из того, что оно запрещено законом, поскольку может причинить вред или угрожать опасностью Противоправность выделяет административные правоп нарушения среди других, хотя и неправомерных действий, на совершение которых законом не установлено каких-либо правовых запретов В таком случае речь может идти о нарушении моральных или иных социальных норрм.

Противоправность охватывает проступки, наносящие непосредственного вреда интересам личности, материальным вещам, а также те, которые не связаны с наступлением вредных последствий таят в себе лишь угрозу, опасность такого вреда Например, нарушение правил пожарной безопасности при отсутствии вредных последствий влечет административную ответственность Такие проступки свидетельствуют нежелание подчиняться закона, общеобязательным правилам, т.е. посягают на правовую формму.

Противоправное деяние (действие или бездействие) считается административным правонарушением (проступком) только тогда, когда установлено вину лица в его совершении, а также доказано причинная связь между таким м деянием и вредными последствиями, если такие настали Вина лица может выражаться в двух формах: умысла и неосторожности совершаются умышленно административном правонарушении признается тогда, когда лицо, е го совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий Примером умышленного правонарушения есть мелкое хищение государственного или коллективного имуществайна.

Административное правонарушение считается совершенным по неосторожности, когда лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, однако легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло бы их предусмотреть Неосторожность в разнообразной форме (самоуверенности, легкомыслия небрежности, рассеянности, необдуманности) может стать причиной многих нарушений правил технической и пожарной безопасности, дорожного движения, санитарно-противоэпидемических правил и других, где субъектами соответствует льности преимущественно выступают должностные лица Установление формы вины имеет значение при назначении взысканияня.

Характерной особенностью административных правонарушений является наказуемость Это означает, что за их совершение к лицу может быть применены меры государственного принуждения Однако в законе предусмотрено исключение а этого правила а когда предоставляется возможность освободить нарушителя от административной ответственности при малозначительности правонарушения, или возможность ограничиться в отношении виновного устным замечанием со стороны органа (сл ужбовои лица), уполномоченного решать делву.

К признакам административного правонарушения принадлежит также общественная опасность Однако надо заметить, что законодатель непосредственно не говорит, что административное правонарушение — это общественно опасных чне деяния, оно скорее общественно вредное Анализ содержания правонарушений Особенной части Кодекса об административных правонарушениях гласит, что общественная опасность не является универсальной особенностью всех без исключения административных правонарушений, многим из них она не присущава.

Для полного представления об административном правонарушении надо рассмотреть его юридический состав: субъект, объект, субъективную и объективную стороны.

Субъектом административного правонарушения может быть гражданин Украины, которому исполнилось 16 лет, а также иностранцы и лица без гражданства Законодатель отдельно выделяет среди субъектов служебных ос СИБ, возлагая на них повышенную по сравнению с другими гражданами, ответственность, если нарушения общеобязательных правил одновременно является нарушением служебного долгав.

Обязательным условием, при которой лицо может считаться субъектом правонарушения, является ее вменяемость, т.е. способность оценивать свои действия и руководить ими.

Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере административно-организационной деятельности и порядка управления, регулируемых административным правом а также нормами других отраслей права (трудового, гражданского, финансового, земельного и др.) Объектом посягательства административного правонарушения может быть и сам человек, его здоровье, честь и достоинствоь.

зависимости от того, что является объектом посягательства, административные правонарушения делят на различные виды, перечень которых содержит Особенная часть Кодекса об административных правонарушениях Это правонарушение пр роты лица, прав и свобод граждан, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм; правонарушения в области охраны окружающей природной среды и использования прир одних ресурсов, нарушение против собственности, нарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи, нарушения общественного порядка и общественной безопасности тощо.

Субъективная сторона административного правонарушения определяет вина лица, цель и мотив ее поведения Центральное место занимает оценка вины, т.е. психического отношения лица к совершенному им протиправног го деянияхя.

Цель и мотив — это факультативные признаки субъективной стороны, и они не всегда присутствуют Но во многих случаях их наличие влияет на содержание правонарушения, например, незаконная торговая деятельность Объективная сторона административного правонарушения характеризуется наличием самого деяния (действия или бездействия), противоправных последствий и причинной связи между ними (последние не всегда обязательно) Би льшисть правовых нарушений совершается путем действия, активной противоправного поведения (мелкое хулиганство, самовольный захват земельных участков) Противоправное поведение может выражаться и в бездействии — безбилетный проезд в транспорте, невыполнение санитарных треимог.

Факультативными признаками объективной стороны является место, время, способ и средства совершения правонарушения, во многих случаях имеют квалифицирующее значение (браконьерство — охота в неположенное время аб потому в неположенном месте или запрещенными средствами.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Каковы последствия административного правонарушения ?

Игорь Босов Ученик (110), закрыт 6 лет назад

Произошла следующая ситуация: возвращаясь домой с друзьями были задержаны нарядом милиции под предлогом «административное правонарушение» (распитие спиртных напитков в общественном месте), после чего нас доставили в отделение милиции где был составлен протокол о задержании.

ПОследствий не должно бытть ни каких. тыщи и тыщи работают и учатся с этим. и ничего.

Кошка Знаток (455) 6 лет назад

За нарушения подобного рода Вы должны сплатит штраф в сумме которую укажут, за разные нарушения разные суммы.

Ну а вообще, Вы можете подать в суд, так как в протоколе указали что не согласны. Подаёте жалобу в суд где Вы излогаете как всё произошло и с чем Вы не согласны.

А на Вашу работу административное правонарушение не влияет, так как кто будет проверять? Роботодателей интересует уголовная отвественность.

киса воробьянинов Ученик (183) 6 лет назад

Стандартная ситуация, если отпустили, то штраф (предупреждение редко), -протокол в архив, но в базе данных ты числешься, как правонарушитель, теперь, как повлияет-ни как, если какой-нибудь «состродалец» не донесет в банк, на момент проверки, а там не докажишь прав или не прав-не подходите! И еще, нет ни какой разницы какую подпись ставишь или не ставишь, но всегда пиши с протоколом не согласен. (даже если есть вина-всегда можно оспорить)

Административные правонарушения и их последствия

Любое правонарушение представляет собой действие, которое противоречит нормам действующего законодательства. Его противоправность выражается в том, что конкретное лицо нарушает определенную норму права, девствуя вопреки ее предписаниям, и тем самым противопоставляет собственную волю воле государства, то есть вступает с ним в конфликт. Административное правонарушение является разновидностью противоправного действия, оно признается виновным деянием, это может быть действием или бездействием физических лиц или организаций. Ответственность за нарушения административного законодательства предусмотрена статьями КоАП РФ. Стоит отметить, что вполне возможны ситуации, когда правонарушитель не знал о наличии запрета на определенное действие, однако это обстоятельство не освобождает его от ответственности за совершенное правонарушение.

При административных правонарушениях объектами посягательства являются собственность, общественная нравственность и порядок, здоровье населения, экология и другое. Административное правонарушение характеризуется признаками: противоправность, виновность и наказуемость. Главным отличием административного правонарушения от преступления является тот факт, что их совершение не наносит обществу существенного вреда, правонарушение не обладают признаками общественной опасности относительно этого понятия в смысле уголовного законодательства. При этом, некоторые деяния могут быть признаны как правонарушениями, так и преступлениями, что напрямую зависит от степени причиненного вреда или иных обстоятельств по делу.

Состав административного правонарушения образует в себе четыре элемента:

— объект – общественные отношения;

— объективная сторона – признаки определенного деяния, возможные последствия, а также причинная связь непосредственно между деянием и последствиями;

— субъект – физическое или юридическое лицо, первое должно быть вменяемым и достигшим определенного возраста (16 лет);

— субъективная сторона – цель и вина в форме умысла или неосторожности.

Совершение правонарушения административного характера служит поводом к применению определенных мер ответственности – к наказанию, предусмотренному Кодексом об Административных правонарушениях РФ. Основной санкцией административного наказания является штраф, он назначается практически за все виды правонарушений. Также, кодексом предусмотрены иные меры ответственности – предупреждение, приостановление деятельности организаций, лишение специального права (чаще лишают права на управление транспортного средства), административный арест и так далее.

После совершения правонарушения выявляется потребность в осуществлении экспертизы, а также проведении иных процессуальных действий, требующих временных затрат. Например, достаточно часто административные расследования проводятся в области антимонопольного или налогового законодательства, таможенного дела или дорожного движения. Расследование является самостоятельной стадией производства и проводится в особом порядке: по месту совершения или выявления административного правонарушения. Срок расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела, в исключительных случаях, срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом на один месяц, а в таможенных делах – до 6 месяцев.

Административное правонарушение понятие и сущность (стр. 1 из 4)

1. Понятие и признаки административного правонарушения

2. Виды административных правонарушений

3. Юридический состав административного правонарушения

3.1 Объект административного правонарушения

3.2 Объективная сторона административного правонарушения

3.3 Субъект административного правонарушения

3.4 Субъективная сторона административного правонарушения

4. Пример административного правонарушения, посягающего
на общественный порядок и общественную безопасность

Список источников и литературы

В борьбе с правонарушениями основные усилия направлены на профилактику этих проступков и на устранение причин, их порождающих. Однако это не исключает возможности использования правовых санкций в отношении лиц, виновных в совершении административных правонарушений. Именно посредством административных взысканий, наряду с другими мерами, обеспечивается превенция административных проступков.

Разумеется, эти санкции реализуются не сами по себе, а в процессе особого рода правовой деятельности, получившей наименование административной юрисдикции. В процессе ее осуществления компетентные органы рассматривают дела об административных правонарушениях и принимают решения. Основанием применения взыскания, возбуждения дела об административном правонарушении является наличие в содеянном административного проступка. Поэтому осуществление юрисдикции невозможно без глубокого знания понятия состава административного проступка, а также без глубокого знания понятия самого правонарушения. Необходимые знания помогут правильно квалифицировать административные проступки, принимать законные решения по делам, обеспечивать соблюдение законности, охрану прав и интересов граждан.

1. Понятие и признаки административного правонарушения

Новый КоАП РФ даёт следующее определение административного правонарушения. «Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность»[1] . Итак, в КоАП РФ понятие административного правонарушения определяется, во-первых, без конкретизации объектов посягательств, во-вторых, применительно к физическим и юридическим лицам, в-третьих, без указания на соотношения административной и уголовной ответственности. Понятие административного правонарушения включает следующие признаки: антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость деяния. Дадим краткую расшифровку этих признаков.

Исходным в характеристике административного правонарушения является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета (например, нарушение правил охоты, невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства).

Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например, неисполнение гражданами обязанностей по военному учёту).

Часто одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием (например, нарушение правил охраны водных объектов)[2] .

По своей социальной значимости деяние является антиобщественным, причиняющим вред интересам граждан, общества и государства. Антиобщественный характер подчёркивают задачи законодательства об административных правонарушениях, и проявляется это в противоправности такого рода правонарушений. Какое деяние в рамках института административной ответственности является антиобщественным, определяется законодательством. Следовательно, не всякое антиобщественное деяние имеет отношение к содержанию признаков административного правонарушения.

Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налог – нормы финансового права. «Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность»[3] .

Виновность деяния юридического лица означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению[4] . Наличие вины – обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе при его формальной противоправности.

Административная ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признаётся только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность[5] .

С одной стороны, административное правонарушение – основание административной ответственности, с другой, такая ответственность – признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т. д.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаком может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

Определение административного правонарушения, данное в статье 2.1 нового КоАП РФ, существенно отличается от дефиниции ст. 10 КоАП 1984 г. В этом определении сохранены основные элементы, характеризующие действие (бездействие) как административное правонарушение: противоправность, виновность и наказуемость. Однако в новом КоАП содержится ряд новелл.

Новый Кодекс более чётко определил содержание основных признаков административного правонарушения. Во-первых, Кодекс исходит из того, что соблюдение административно-правовых норм, правил, стандартов является обязанностей не только физических, но и юридических лиц. Понятие последних КоАП РФ не содержит, поэтому логично предположить, что законодатель оперирует в данном случае понятием юридического лица, признаки которого закреплены в гражданском законодательстве.

Во-вторых, впервые в законодательство об административной ответственности вводится понятие вины юридического лица в совершении административного правонарушения. Виновным оно может быть признано в том случае, если будет установлено, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм административного законодательства.

В-третьих, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, если это предусмотрено в статьях Особой части КоАП РФ или в законах субъектов Российской федерации об административных правонарушениях[6] .

Помимо вышесказанного среди новых элементов и подходов, отличающих понятие «административное правонарушение», следует акцентировать внимание на включении в него (понятие) законов субъектов РФ об административных правонарушениях, за которые установлена административная ответственность.

В-четвёртых, в соответствии с Кодексом соблюдение административно-правовых норм и правил становится обязанностью не только физических, но и юридических лиц.

В-пятых, ещё одна новелла – введение соотношения административной ответственности физических лиц и юридических лиц.

Прежде всего привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. И наоборот: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Таким образом, новый Кодекс РФ об административных правонарушениях в трактовке понятия «административное правонарушение» отразил новые социально-правовые явления, происходившие в российском обществе в 90-е годы.

2. Виды административных правонарушений

Административные правонарушения можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от источника, устанавливающего состав административного правонарушения, можно выделить административные правонарушения, установленные КоАП РФ, и административные правонарушения, установленные законами субъектов РФ.

В зависимости от объекта административного правонарушения можно выделить административные правонарушения, посягающие на:

РАЗДЕЛ II. Особенная часть

В результате изучения данной главы студент должен:

o знать виды административных правонарушений и особенности их квалификации;

o уметь отграничивать правонарушения, посягающие на публично-правовые интересы от правонарушений, посягающих на частноправовые интересы;

o владеть надлежащими теоретическими и практическими навыками установления квалифицирующих признаков проступка и его отграничения от преступления.

11.1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан

Глава 5 КоАП включает в себя административные проступки:

o посягающие на пассивные и активные избирательные права граждан (ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58);

o нарушающие законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26);

o посягающие на трудовые права граждан (ст. 5.27-5.34);

o посягающие на права несовершеннолетних (ст. 5.35) или нарушающие обязанности публичных и негосударственных лиц по соблюдению таких прав (ст. 5.36- 5.37);

o нарушающие информационные права граждан (ст. 5.39), а также административные правонарушения, обусловленные неисполнением субъектом предпринимательства публичных информационных обязанностей (ст. 5.53- 5.55);

o нарушающие порядок рассмотрения обращений граждан (ст. 5.59);

o посягающие на общественно-политические или социальные права граждан (соответственно ст. 5.40,5.59 и 5.41- 5.43, 5.57);

o умаляющие честь и достоинство лица либо причиняющие ему репутационный вред (ст. 5.61);

o ограничивающие права граждан на основе социальных, общественно-политических и гуманитарных критериев (ст. 5.62);

o нарушающие законодательство о предоставлении публичных услуг (ст. 5.63).

Таким образом, основным объектом посягательств являются избирательные права граждан, ответственность за проступки в этой сфере установлена более чем три четверти составов административных правонарушений, установленных гл. 5 КоАП.

Самым распространенным административным наказанием, предусмотренным гл. 5, является административный штраф, исчисляемый в фиксированной сумме, выраженной в рублевом эквиваленте. Наибольший размер административного штрафа для граждан — в сумме от 10 тыс. до 20 тыс. руб. предусмотрен при нарушениях законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании (ст. 5.38 КоАП). Применение административного штрафа в суммах, многократно превышающих предельные значения, установленные ч. 1 ст. 3.5 КоАП, предусмотрено только в вышеуказанном случае, а также при совершении отдельных нарушений общественного порядка (см. параграф 11.16 настоящего издания). Наиболее обременительные санкции для организаций-нарушителей установлены ч. 1 ст. 5.5, ст. 5.8, 5.10, ч. 1 ст. 5.12, ст. 5.18, ч. 1 ст. 5.57 КоАП, применительно к этим статьям максимальный размер административного штрафа составляет 200 тыс. руб. (административный штраф до 200 тыс. руб. установлен только ч. 1 ст. 5.57 КоАП). Исчисление штрафа в минимальном размере, применительно к рассматриваемым проступкам, предусмотрено ст. 5.38 КоАП. В редких случаях могут быть применены и иные имущественные санкции — конфискация, применяемая наряду с административным штрафом в качестве дополнительного административного наказания (ст. 5.19, 5.20) или предупреждение, выносимое в случаях, установленных ст. 5.35 КоАП в качестве санкции, альтернативной административному штрафу. К субъектам предпринимательства, нарушающим законодательство о труде и об охране труда, а также в случаях нарушений законодательства об образовании применяется наказание в виде административного приостановления деятельности, а к должностным лицам — дисквалификация (см. ч. 1 и 2 ст. 5.27, ч. 3 ст. 5.57 КоАП). Таким образом, при совершении рассматриваемых административных правонарушений применяются исключительно санкции, влекущие за собой обременение имущественных правомочий лица (административное приостановление деятельности), либо прекращающие такие правомочия в полном объеме (применительно к конфискации предмета административного правонарушения).

К субъектам административных правонарушений, установленных гл. 5 КоАП, относятся негосударственные организации, должностные лица публичных органов или негосударственных юридических лиц, а также граждане — физические лица, не наделенные правомочиями должностного лица. В исключительных случаях к административной ответственности могут быть привлечены публичные субъекты, а именно публичные организации, например государственные или муниципальные СМИ, в том числе телерадиовещательные организации (см. ч. 2 ст. 5.5), публичные организации, нарушающие законодательство о труде и охране труда (см. ч. 1 ст. 5.27), а также должностные лица муниципальных органов или федеральных органов исполнительной власти (см. соответственно ст. 5.59 и ч. 1, 2 ст. 5.63 КоАП).

Следует учитывать некоторые особенности квалификации рассматриваемых правонарушений. Индивидуальные предприниматели являются самостоятельными субъектами правонарушений, установленных ч. 1 ст. 5.27 КоАП («Нарушение законодательства о труде и об охране труда»). При квалификации таких правонарушений не применяется общая дефиниция должностного лица, отождествляющая юрисдикционный статус индивидуального предпринимателя и должностного лица (см. прим. к ст. 2.4).

В остальных случаях индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную для должностных лиц, если проступок обусловлен их профессиональной деятельностью, в иных случаях индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную санкцией соответствующей статьи для граждан.

Дела об административных правонарушениях, посягающих на активные или пассивные избирательные права, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, — мировыми судьями. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35, 5.36 КоАП.

Отдельными административно-юрисдикционными полномочиями наделены должностные лица ОВД, избирательных комиссий, комиссий референдума, органов социальной защиты (см. п. 17 ч. 2 ст. 28.3 КоАП), а также должностные лица специальных публичных органов — федеральной инспекции труда и подведомственных ей органов, Счетной палаты РФ, государственных внебюджетных фондов (см. соответственно п. 16 ч. 2, п. 3, 4 ч. 5 ст. 28.3). Указанные должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, применять некоторые меры административного пресечения (см. ч. 1 ст. 27.8, ч. 1 ст. 27.10), а также осуществлять иные процессуальные действия, например должностные лица избирательных комиссий, комиссий референдума вправе назначать административное расследование (см. ч. 1, 2 ст. 28.7 КоАП). Обширными юрисдикционными полномочиями в рассматриваемой сфере наделена прокуратура, к ведению которой отнесено возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1, 5.7, 5.21, 5.23-5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52 (см. ч. 1 ст. 28.4 КоАП). Мера пресечения в виде временного запрета деятельности применяется в случаях нарушения субъектом предпринимательства законодательства о труде и охране труда (см. ч. 1 ст. 5.27 КоАП).

В зависимости от общественно опасных последствий рассматриваемые правонарушения могут квалифицироваться как преступления. Так, административное правонарушение, установленное ст. 5.39 КоАП, считается законченным в момент принятия должностным лицом решения об отказе в предоставлении гражданину или организации документов, материалов, при нарушении сроков представления документированной информации, либо в случае представления неполной или заведомо недостоверной информации. Таким образом, ст. 5.39 устанавливает административную ответственность за нарушение порядка представления гражданам и организациям документированной информации, открытый доступ к которой определен федеральным законом. К такой информации относятся не только нормативные правовые акты, устанавливающие обязанности граждан (т.е. ограничивающие их права) и подлежащие официальному обнародованию в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. Граждане или организации вправе требовать представления сведений о состоянии окружающей среды (экологической информации), сведений, характеризующих санитарно-эпидемиологическую обстановку, информации о возникновении чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, аварий, катастроф). Право на представление такой информации установлено ч. 3 ст. 41, ст. 42 Конституции РФ, а также федеральными законами, которыми определены способы обеспечения информационных прав (например, представление не только письменных, но и устных сведений). Отказ в представлении гражданину или организации такой информации квалифицируется по ст. 5.39 КоАП, при этом состав правонарушения устанавливается при наличии формально-юридических критериев, определенных диспозицией этой статьи. Рассматриваемое правонарушение квалифицируется в момент вынесения должностным лицом неправомерного решения, не зависимого от формы его вынесения, которая может быть как письменной, так и вербальной. При этом индивидуальные правовые акты могут быть вынесены в вербальной форме только в случаях, установленных федеральным законом. К таким актам относятся, например, устные разрешения, принимаемые должностным лицом таможенного органа.

При квалификации ст. 5.39 КоАП следует учитывать и другие составы правонарушений, устанавливающие ответственность за нарушение порядка распространения информации, в частности непредставление гражданину экологической информации квалифицируется по ст. 8.5 КоАП. Если деяния, определенные диспозицией ст. 5.39 КоАП, причинили имущественный ущерб или моральный вред физическому лицу или организации, правонарушение квалифицируется по ст. 140 УК.

Корреляция проступков и преступлений возможна также при совершении правонарушений, посягающих на избирательные права граждан. Например, нарушение порядка финансирования избирательной кампании, кампании по проведению референдума в зависимости от размера используемых денежных средств квалифицируется по ст. 5.20 КоАП или по ст. 1411 УК. Незаконное изготовление избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме квалифицируется по ч. 3 ст. 142 УК, сокрытие остатков тиражей указанных бюллетеней влечет за собой применение административных наказаний, установленных ст. 5.23 КоАП. Корреляция деяний возможна также при совершении правонарушений, предусмотренных ст. 5.22 КоАП и 1421 УК, ч. 1 ст. 5.27 КоАП и ч. 1 ст. 143 УК, ст. 5.26 КоАП и ст. 148 УК.

Административные правонарушения и административная ответственность

Административное правонарушение: признаки, состав

Административное правонарушение представляет собой общественно опасное, противоправное, виновное деяние в виде действия или бездействия, за которое установлена административная ответственность.

Административные правонарушения обладают рядом признаков. Важнейший из них — противоправность — означает, что проступок представляет собой деяние, запрещенное нормативным правовым актом. Виновность состоит в том, что ответственность за проступок наступает только при наличии вины правонарушителя. Наказуемость проступка означает, что привлечь к ответственности за правонарушение можно только в том случае, если за это деяние нормативными правовыми актами установлена ответственность. Общественная опасность административного проступка состоит в посягательстве на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность, правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и некоторых других объектов.

Состав административного проступка образуют четыре элемента: объект правонарушения, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект административного проступка — это урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности общественные отношения, на которые посягает проступок. Причинение ущерба общественным отношениям возможно путем:

  • причинения вреда субъекту общественных отношений (например, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения);
  • воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение полезной для леса фауны);
  • устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанности (отсутствие регистрации по месту жительства). Объективная сторона административного правонарушения
  • это деяние, которое запрещено нормами административного или иных отраслей права и за которое предусмотрена административная ответственность.

О наличии объективной стороны можно говорить только в том случае, если в основе деяния лежит осознанное, волевое поведение. Таким образом, отсутствует деяние в том случае, если вред причинен под влиянием непреодолимой силы, физического воздействия, принуждения.

В некоторых случаях необходимо наступление общественно- вредных последствий. О присутствии объективной стороны можно говорить в данном случае лишь при наличии причинно-следственной связи между деянием и последствиями.

Иногда законодательство связывает наступление административной ответственности с такими признаками, как неоднократность, повторяемость.

Неоднократность — это совершение однородного деяния несколько раз. В данном случае неоднократные деяния составляют не несколько, а одно административное правонарушение. В том случае, если совершается несколько однородных деяний, каждое из которых в отдельности образует состав административного проступка, принято говорить о повторяемости. Повторяемость — это совершение одним и тем же лицом в течение одного года однократного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.

В зависимости от объекта посягательства, административные правонарушения делятся на виды:

  • посягающие на права граждан и здоровье населения;
  • посягающие на собственность;
  • в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры;
  • в области промышленности;
  • в сельском хозяйстве, на транспорте, в области дорожного движения, связи и жилищно-коммунального хозяйства;
  • в области финансов и торговли;
  • посягающие на общественный порядок и установленный порядок управления.

Содержание административной ответственности

Административная ответственность представляет собой применение административных взысканий за совершение административного правонарушения. Она выражается в применении государственными органами и их должностными лицами власти мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях -и к организациям за нарушение законности.

Административная ответственность имеет специфические особенности:

1. Устанавливать административную ответственность могут только органы законодательной, а в пределах своей компетенции — и органы исполнительной власти.

2. Если при дисциплинарной ответственности между начальником, применяющим м:еры воздействия, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения служебной подчиненности, то при административной ответственности такая подчиненность исключается. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями).

3. Большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет, — достаточно самого факта нарушения правил, охраняемых нормами административно-правовых актов.

4. Основанием административной ответственности является совершение административного проступка. Таким проступком признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность. Правонарушитель должен претерпеть нежелательные последствия морального (предупреждение), материального (штраф) и физического (административный арест) характера.

Цель административной ответственности состоит в воспитании нарушителя в духе уважения к закону, предупреждения совершения в дальнейшем административных правонарушений. В результате привлечения к административной ответственности на правонарушителя оказывается воздействие в виде государственного осуждения, осуществляемого уполномоченным органом, возлагающим взыскание.

Административной ответственности присущ всеобщий характер, который проявляется в следующем: 1) во всеобщей обязательности правил для всех граждан, несоблюдение которых влечет административную ответственность; 2) ответственность возникает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и наложению взысканий.

Административную ответственность характеризует множественность органов, полномочных ее устанавливать — это и законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов, органы исполнительной власти Федерации и субъектов, органы местного самоуправления по вопросам стихийных бедствий и эпидемий. Разнообразны органы, применяющие административную ответственность: административные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; главы органов местного самоуправления; органы внутренних дел, государственного пожарного надзора, железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта и иные органы исполнительной власти.

Административная ответственность не влечет судимости и не является основанием увольнения с работы.

Кодекс об административных правонарушениях содержит общие правила наложения взысканий за административные правонарушения. Взыскания налагаются с учетом характера правонарушения, его последствий, личности правонарушителя и других обстоятельств.

Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев после совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения. С истечением этого срока совершение этим же лицом аналогичного правонарушения исключает возможность его квалификации как повторного.

Виды административной ответственности

Предупреждение — вид взыскания, преследующий целью моральное осуждение правонарушителя. Предупреждение, как правило, производится в письменной форме и применяется за неосторожные правонарушения, совершаемые лицом впервые.

Административный штраф — это разовое денежное взыскание, назначаемое в определенной денежной сумме. Величина штрафа может устанавливаться: 1) кратно минимальному размеру оплаты труда; 2) кратно стоимости похищенного, утраченного или поврежденного имущества; 3) фиксированной денежной суммой. Возмездное изъятие предметов применяется в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. Это взыскание состоит в принудительном изъятии предмета и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета (например, нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте влечет в том числе возмездное изъятие этих объектов).

Конфискация — это принудительное безвозмездное отчуждение в пользу государства вещи, явившейся орудием или предметом совершенного правонарушения (например, конфискация таможенным органом предмета, провоз которого через границу запрещен).

Лишение специальных прав представляет собой взыскание, направленное на права, которые предоставлены лицу компетентным органом власти. Правонарушитель может быть лишен следующих прав: управления транспортным средством; охоты; эксплуатации радиоэлектронных устройств.

Исправительные работы представляют собой удержание в доход государства сумм из заработка нарушителя. Удержание устанавливается в процентном отношении (но не более 20 %) к заработной плате и производится в течение некоторого периода.

Административный арест — кратковременное (не более 15 суток) лишение свободы, применяемое за наиболее опасные правонарушения. Данное взыскание налагается судом.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства — это принудительное (самостоятельное) и контролируемое перемещение через государственную границу Российской Федерации за пределы страны. Данное взыскание применяется в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения российских законов, уважения к нравственным правилам поведения, принятым в нашем обществе, а также предупреждения совершения новых правонарушений.

Еще по теме:

  • Власов гражданский процесс учебник Логика. Папка дошкольника У нас вы можете скачать книгу Гражданский процесс. Учебник А. А. Власов в fb2, txt, PDF, EPUB, doc, rtf, jar, djvu, lrf! Порядок возбуждения и рассмотрения гражданских дел в суде надзорной инстанции. Принцип разумности в российском гражданском процессе. Пособие […]
  • Трудовой кодекс рф 2018 с комментариями ст 58 Статья 58. Срок трудового договора Трудовые договоры могут заключаться: 1) на неопределенный срок; 2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Срочный трудовой договор заключается, […]
  • Ч 1 ст 1437 коап рф Статья 14.1 КоАП РФ. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) Новая редакция Ст. 14.1 КоАП РФ 1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального […]
  • Получение документа о праве собственности на квартиру Где можно получить свидетельство на право собственности на квартиру в 2018 году Право собственника на недвижимость обязательно регистрируется Росреестром. Но иногда законность владения требуется подтвердить документально. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения […]
  • Судмедэкспертиза киевская Проведение судмедэкспертизы в Москве Все виды судмедэкспертиз в Москве и Московской области - побоев, трупа, изнасилования и другие. Судебная медэкспертиза является одним из самых сложных, востребованных и в тоже время дорогостоящих видов исследования, проводимого в центре […]
  • Налоги при компенсации при увольнении в 2014 году Какими налогами облагается компенсация за отпуск при увольнении При увольнении сотрудника, ему причитаются компенсационные выплаты, среди которых, компенсация за отпуск, который не был использован работником. Такие компенсации подлежат обязательному налогообложению. Налоговый кодекс и […]
  • Обязанности банка перед клиентами Обязанности банка перед клиентами 9.3.4. Права и обязанности клиента и банка Основным правом клиента следует считать право в любое время потребовать возврата (выдачи) денежных средств в пределах суммы счета. Второе право клиента — требовать от банка исполнения за счет клиента его […]
  • Адвокат в г петушки Юридическая консультация в г. Балашихе и г. РеутовеАДВОКАТ в г. Балашихе и г. Реутове Квалифицированная юридическая помощь на профессиональной основе физическим и юридическим лицам Адвокат по уголовным делам Участие адвоката в качестве защитника доверителя (подозреваемого, […]