Меню

Оглавление:

Академические права и свободы педагогических работников

к.и.н. Меркушин А.В.

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный

институт имени М.Е. Евсевьева»

Академические права и свободы педагогических работников

Согласно ч. 3. ст. 47 закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники пользуются целым рядом академических прав и свобод [1].

Важнейшей из академических свобод является свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность. Обозначенная свобода учитывает одну из важнейших особенностей научного познания – открытость рациональной критике. Современная наука отличается дискуссионностью, альтернативностью мнений и концепций. Задача преподавателя – развивать в студентах способность к объективному анализу альтернативных точек зрения исследователей, стремление к обоснованному выбору и последовательной аргументации собственной позиции. Реализация подобной задачи возможна только при условии свободного выражения и четкой аргументации собственного мнения самим преподавателем, проведения лекций-дискуссий, круглых столов, постоянного конструктивного диалога со студентами.

Соответственно, эта свобода перекликается с другой свободой, также закрепленной в законе – свободой выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания. Обозначенная академическая свобода позволяет реализовать одну из важнейших тенденций в развитии современного образования – его гуманизации, которая предполагает внимание к личности, её индивидуальным особенностям [2]. Законодатель подчеркивает, что формы, средства, методы обучения должны быть «педагогически обоснованы», хотя и свободно избираться преподавателем.

Законодатель предоставляет и ряд других прав и свобод, связанных непосредственно с профессиональной деятельностью педагогического работника. Среди них можно выделить:

1) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

2) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

3) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

6) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников[3].

Ряд академических прав преподавателя связаны с той образовательной организацией, в которой он осуществляет свою деятельность. В их числе:

– право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

– право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

– право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

– право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Законодатель подчеркивает, что вышеперечисленные академические права и свободы должны осуществляться на основе ряда принципов:

– с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений;

– требований законодательства Российской Федерации;

– норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Последний принцип в контексте его практической реализации нередко приводит к конфликтным ситуациям между студентами и преподавателями. Во многом это определяется субъективным восприятием норм профессиональной этики конкретным преподавателем. Таким образом, академические права и свободы педагогических работников не могут осуществляться с нарушением норм профессиональной этики, прав и свобод других участников образовательного процесса. Академической свободе корреспондирует обязанность использовать ее добросовестно и в соответствии с профессиональным долгом педагогического работника, направленным на решение современных задач, стоящих перед обществом, обеспечение сохранения исторического и культурного наследия.

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 53. – Ст. 7598.

2. Агешкина, Н. А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования / Н. А. Агешкина. – М. : Омега­­- Л, 2008. – 160 с.

3. Андреев, А. А. Проблемы преподавателей вузов в среде eLearning / А. А. Андреев // Высшее образование в России. – 2009. – № 9. – С. 15–23.

6. Соотношение понятий «права человека» и «права гражданина». Основные права и свободы человека

Хотя понятия права человека и права гражданина употребляются вместе, однако они не совпадают. Это обусловлено тем, что индивид вступает во взаимоотношения с обществом и государством в статусе человека и гражданина, преследуя каждый раз конкретные интересы. Человек как родовое существо, взятое в единстве биологических, социальных и рациональных свойств, имеет притязания на набор основополагающих потребностей в пище, еде, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии, обусловленных его человеческой природой и не зависящих от расовой, национальной, религиозной, политико-территориальной принадлежности.

Права человекапроистекают из естественного права, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором проживают. Права человека характеризуют индивида как представителя рода человеческого и являются наиболее общими, основными, обеспечивающими ему нормальное существование.

В качестве гражданинаиндивид проживает на определенной территории, что обуславливает его принадлежность к государству. Права гражданина не носят такого всеобъемлющего характера, как права человека, являются позитивными и включают в себя лишь те права, которые закрепляются за лицом в силу принадлежности его к государству.

В конституциях многих стран проводится четкая грань между правами человека и правами гражданина. Так, когда речь идет о человеке как субъекте прав, употребляются следующие формулировки: «все», «каждый», «каждый человек», «никто», «ни один человек». Например, Конституция РФ в главе 2 использует такие формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется».

Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящемся на территории РФ, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

Обратите внимание на формулировки Международного пакта о гражданских и политических правах (1966г.):

— «Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст.9);

— «Никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст.11);

— «Все лица равны перед судами и трибуналами».

Эти и другие личные права сформулированы применительно к человеку, который может быть, а может и не быть гражданином того или иного государства.

В юридической литературе общепризнано положение о том, что права гражданина – это такие права человека, которые находятся под охраной и защитой государства. Именно государственное признание прав человека превращает их в права гражданина. Следовательно, государственное признание прав человека, законодательное закрепление их в нормативно-правовых актах конкретных стран придает им новое свойство. Они становятся правами граждан.

Права гражданина– это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Когда речь идет о правах гражданина, то в текстах конституций прямо говорится: «гражданин имеет право», «гражданин может». Иногда вместо слова «гражданин» в конституциях ряда стран указывается принадлежность к нации: «все немцы», «каждый испанец».

Следует отметить, что в наше время деление прав на права человека и права гражданина все более утрачивает свой смысл, так как прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами и, таким образом, одновременно выступают и в качестве прав гражданина.

Государственное признание прав человека происходит путем юридического закрепления их в национальном законодательстве (прежде всего в конституциях). Это порождает юридическую категорию основных прав и свобод гражданина. В этом плане основные права и свободы гражданина – юридическая форма взаимоотношений государства и личности в рамках определенной социально-экономической и политической системы по обеспечению общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В современных условиях под основными правами человекапонимают права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых актах по правам человека, в частности, в Международном билле о правах человека, Европейской конвенции о защите прав и основных свобод (1950г.), Европейской социальной хартии (1961г.).

Международный билль о правах человека сложился из 4-х актов, принятых ООН в разное время:

— Всеобщая декларация прав человека (1948г.);

— Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.);

— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.);

— Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Международные пакты имеют обязательную силу для государств, которые к ним присоединились. В содержательном плане пакты не отличаются от Всеобщей декларации прав человека, лишь расширяя и конкретизируя ее положения.

Если какое-либо основное право человека не вошло в конституцию государства, то оно должно быть признано в данном государстве независимо от его конституционного закрепления. Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека является общепризнанным принципом международного сообщества.

Выделение категории основных прав и свобод человека не означает отнесение иных прав к «второсортным», менее значимым. Речь идет о том, что основные права и свободы составляют стержень правового статуса индивида, в них коренятся возможности возникновения других многочисленных прав, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.

От основного права может отпочковаться значительное количество других прав индивида.

Например, ст.21 Всеобщей декларации прав человека предусматривает, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно либо через посредство свободно избранных представителей. Это основное право порождает иные права:

— право на участие в самоуправлении;

— право выдвигать своего кандидата на время избирательной кампании;

— право требовать отчета у избранного депутата о выполнении им своих обязанностей;

— право обращаться с запросом к депутату по какому-либо вопросу, связанному с деятельностью последнего и т.п.

Часть 1 ст.22 Конституции РФ закрепляет свободу и личную неприкосновенность каждого. Это – основное право, порождающее целую систему прав, закрепленных в УК РФ, ГК РФ, Кодексе об административных правонарушениях, УПК РФ и других нормативных актах.

Фундаментальными ценностями общества являются не только права, но и свободы граждан. Надо сказать, что по своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Они ограничивают социальные возможности человека в различных сферах, обеспечиваемые государством.

Однако термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…» (ст.28); «каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ч.1 ст.29).

Свободы человека – это сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться, оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, контуры, территорию, на которых человек действует либо не действует по своему выбору, по своему усмотрению. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенных свобод. Свобода – это дозволение делать все, что не запрещено законом.

Термин «право» определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). В правах человека фиксируется конкретная область, направление деятельности индивида. Здесь уже не предлагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права, им можно воспользоваться, реализовать его либо нет.

И все-таки четкое разграничение между правами и свободами провести трудно.

Права и свободы преподавателя

Конституционные права и свободы

Конституционные права и свободы

Мета: ознайомити з основними правами і свободами людини та громадянина, розкрити юридичний зміст окремих конституційних прав і свобод людини і громадянина, конституційні обов’язки громадян України; розвивати вміння коментувати окремі статті ІІ розділу Конституції України, пояснювати юридичний зміст окремих конституційних прав і свобод людини і громадянина, описувати конституційні обов’язки громадян України, аналізувати правові ситуації щодо дотримання чи порушення основних прав та свобод людини і громадянина; сприяти усвідомленню уявлення про необхідність реалізації громадянином конституційних прав і свобод і виконання обов’язків.

Тип уроку: урок вивчення нового матеріалу.

І. Організаційний момент

ІІ. Актуалізація знань учнів

Заслуховування та обговорення творів-роздумів.

ІІІ. Вивчення нового матеріалу запитання для обговорення в парах

• Чим права людини відрізняються від прав громадянина?

Робота з правовим документом

У групах ознайомтесь з текстом розділу 2 Конституції України і розподіліть зафіксовані в ньому права згідно з їх класифікацією (перемагає група, яка швидше та якісніше виконає завдання).

Учням пропонується коротко висловити своє ставлення до рівня можливості реалізації і захисту прав і свобод в Україні.

2. Чим обмежені права?

У ч и т е л ь. Обов’язком називають такий тип поведінки людей, здійснення якого забезпечує нормальне життя суспільства і держави.

Робота в группах

Кожна група пояснює зміст обов’язків, закріплених у тій статті Конституції, яку вона отримала.

2. Чи існує взаємозв’язок між правами та обов’язками? Свою точку зору доведіть на прикладах.

ІV. Підсумки уроку

2. Чи корисний для вас цей матеріал?

3. Де ви зможете використати отримані знання?

4. Як ви тепер будете дбати про виконання своїх конституційних обов’язків?

Академические права и свободы участников образовательного процесса: современное состояние

Эволюция понятия «академические права и свободы» в современном университете

Права и свободы педагогических работников предусмотрены в статье 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29. 12.2012 №273-ФЗ. Они разделены на две группы:

1) академические права и свободы,

2) трудовые права и социальные гарантии.

Разработчики закона подчеркивают особый статус педагогических работников в обществе. В первую из названных групп включены гражданские права, связанные с участием в отношениях, второй стороной которых выступает администрация образовательного учреждения (право на защиту профессиональной чести и достоинства и гарантии защиты этого права; право на объединение в общественные профессиональные организации; право на участие в управлении образовательной организацией и др.), несмотря на то, что логично их отнести к гражданским и трудовым правам всех работников образовательных организаций.

Перечень академических прав педагогических работников является закрытым. Следовательно, расширение данного перечня на уровне законов субъектов Российской Федерации не предусмотрено.

Академические права и свободы педагога — это мера возможного поведения специалиста в соответствии со своим пониманием профессиональных задач и миссии данной профессии.

Если рассматривать содержательное наполнение академических прав и свобод педагогических работников, то условно можно выделить следующие права:

1) права, непосредственно относящиеся к учебному процессу и

научной деятельности (свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания; право на выбор учебников, право на осуществление научной, творческой и исследовательской деятельности и т.д.);

2) права на материально-техническое и информационно-

методическое обеспечение своей деятельности;

3) права на участие в управлении образовательной организацией, в общественных профессиональных организациях и защиту профессиональной чести и достоинства.

Кроме того, законом «Об образовании в Российской Федерации» закрепляются трудовые права и социальные гарантии педагогических работников.

Статья 50 указанного закона отдельно выделяет должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам организаций, реализующих образовательные программы высшего образования. В этой же статье закреплены отдельные права научных работников образовательных организаций, которые, на наш взгляд, не расширяют, а дублируют уже перечисленные академические права и свободы педагогических работников.

Cравним формулировки академических прав и свобод рассматриваемого закона с другими источниками.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1907 — 1909 гг.) под академическими свободами понимает «право высших учебных заведений в лице профессоров на самоуправление; определение программ преподавания и внутреннего порядка высших учебных заведений, выбор профессоров и ректоров независимо, без вмешательства посторонней административной власти» [31].

Доктор педагогических наук, действительный член Российской академии образования Бим-Бад Б.М. дает такое определение в Педагогическом энциклопедическом словаре: «Академическая свобода — предоставление определённых прав работникам образования (профессорско-преподавательскому составу, научным работникам и студентам вузов). Означает возможность для преподавателя — свободно излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы и методику для научных исследований, а для студента — получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность руководства образовательного учреждения за создание оптимальных условий для свободного поиска истины.» [21].

Следующее определение Академической свободы заимствовано из «Декларации Академической свободы и полномочий» 1966 года Американской ассоциации университетских профессоров. Она была введена в действие Советом Попечителей в январе 1971 года в качестве положения Калифорнийских Государственных Колледжей:

«Академическая свобода — это право преподавателей на полную свободу в исследованиях и в публикации их результатов, при условии надлежащего исполнения других закрепленных за ними академических обязанностей. Однако исследования, проводимые с целью зарабатывания денег, должны быть основаны на соглашении с администрацией института.

Концепция свободы неразрывно связана с концепцией ответственности. Университетский преподаватель является гражданином, членом профессиональной ассоциации, и должностным лицом института. Выступая устно или письменно, как гражданин, преподаватель должен быть свободен от институтской цензуры или дисциплины, но осознавать, что специальная позиция влечет специальную ответственность. Как член профессиональной ассоциации и должностное лицо, он должен помнить, что публика может оценивать эту профессию и этот институт по его высказываниям. Поэтому преподаватель все время должен быть аккуратен, проявлять соответствующую сдержанность, выказывать уважение к мнениям других, и прилагать все усилия для обозначения, что он не является официальным представителем института» [5]. Декларация Академической свободы и полномочий. Американская ассоциация университетских профессоров — [электронный ресурс].

URL: http: //galaktionov. maillist.ru/acadfree.html.

Термин «академическая свобода» использует в своей Декларации академической свободы [6] и американский ученый физик Дмитрий Рабунский, главный редактор журнала «Экспериментальная физика». Опубликованная в 2006 году Декларация содержит уже 12 статей, фиксирующих права человека в научной деятельности и устанавливающих базовые правила демократии и толерантности в международном научном сообществе.

Сравнивая приведенные формулировки «академических прав и свобод» и их объем можно констатировать, что впервые в истории российского законодательства об образовании сведены в единый комплекс и зафиксированы академические и трудовые права и свободы всех педагогических и научных работников образовательных организаций. Это наиболее полно отражает Рекомендации ЮНЕСКО/МОТ о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования 1997 года. Рекомендации ЮНЕСКО/МОТ о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования 1997г. — [электронный ресурс]

URL: http: unesdoc. unesco.org/images/0016/001604/160495r. pdf

Однако нужно отметить, что за прошедшее время со дня вступления закона «Об образовании в Российской Федерации» в силу механизм реализации академических прав и свобод не получил официального закрепления ни в одном документе Министерства образования и науки. Таким образом, можно предположить, что содержательное наполнение и реализация академических прав и свобод по-прежнему будут предметом локальных нормативных актов организаций, которые в прямой степени зависят от уровня открытости организации, этических и профессиональных норм конкретной образовательной организации.

Рассмотрим историю развития академических прав и свобод, которая берет свое начало с университетов Европы и Америки.

Возьмем за основу наиболее общую и краткую формулировку «академической свободы» из Британской энциклопедии (Британника, Encyclopaedia Britannica): «Академическая свобода — права преподавателей и научных сотрудников, в частности, в институтах и университетах, развивать свою область знаний и выражать свою точку зрения без боязни притеснений или увольнения с работы. Эти права основываются на положении, что открытость и свобода исследований в пределах области специализации преподавателя или ученого необходимы для успешного добывания знаний и существенны для надлежащего исполнения образовательных функций». Британская энциклопедия (Британника, Encyclopaedia Britannica) [электронный ресурс].

URL: http: //global. britannica.com/EBchecked/topic/2591/academic-freedom

Концепция академической свободы подразумевает, что пребывание в должности зависит преимущественно от компетентности преподавателя в его предметной области и его соответствия существующим стандартам профессиональной честности, а не от посторонних соображений, таких как политические или религиозные убеждения. Академическая свобода существует не ради комфорта или удобств преподавателей и ученых, а для пользы всего общества, исходя из его долгосрочных интересов.

Употреблять данный термин, как считается на Западе, начали приблизительно с 17 века. Хотя академическая свобода существовала в университетах и в средние века, в то время она означала некоторые юридические права, например, право автономии и право гражданской или церковной защиты, которыми пользовались некоторые гильдии, образующие студенческие сообщества (studium generale) или университеты.

До 17 века интеллектуальная активность в университетах была ограничена, в основном, теологическими соображениями, и мнения или выводы, которые противоречили религиозным доктринам, как правило, отвергались как еретические. В конце 17 века работы таких деятелей как английские философы Джон Локк и Томас Хобс (John Locke and Thomas Hobbes) проложили дорогу для академической свободы в ее современном смысле. Их работы продемонстрировали необходимость отсутствия ограничений на исследования в науке и общего подхода в обучении, свободного от предрассудков любого рода. Однако ни Локк, ни Хобс не поддерживали неограниченную академическую свободу.

Немецкие университеты в Галлe и Геттингене, основанные соответственно в 1694 и 1737 году, были первыми европейскими университетами, которые предлагали широкую академическую свободу с незначительными отклонениями от ее основ. Берлинский университет, основанный в 1810 году, предложил доктpинy Lehr — und Lernfreiheit («свобода обучать и изучать») и укрепил позиции Германии как лидера академической свободы в 19 веке. В 18 и 19 веках университеты в Западной Европе, Великобритании и Соединенных Штатах пользовались все возрастающей академической свободой, поскольку признание экспериментальных методов в науке становилось все более распространенным, и религиозные конфессии уже не могли по-прежнему строго контролировать деятельность университетов. Однако в Великобритании до конца 19 века существовали религиозные экзамены по окончании института и вступления в должность преподавателя.

Философские исследования вопросов о сущности университета, университетской автономии и академической свободы проводили представители немецкой идеалистической философии (Фихте, Шлейермахер, Гумбольдт). Их труды сформировали концепцию классического университета с основополагающими принципами институциональной автономии, академической свободы, единства обучения и научных исследований.

Немецкий ученый и иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук Герман Гельмгольц, при вступлении в должность ректора Берлинского университета в 1877 году произнес программную речь «Об академической свободе германских университетов» [22], в которой сформулировал теорию сочетания академической свободы и ответственности университетов, которая легла в основу содержания принципа академической автономии в Болонском процессе. В этой речи также анализировалась история возникновения университетов в средние века, история развития и становления их независимости от государства и церкви. К концу 19 века, согласно типологии Гельмгольца, сформировались 3 типа университетов — английский (независимый, корпоративно-замкнутый), французский (подчиненный администрации, контролируемый и регламентируемый) и немецкий (отличающийся свободой учить, т.е. правом каждого преподавателя излагать свой предмет по своему разумению и пониманию, помимо всяких официальных программ, и свободой учиться, т.е. правом студента выбирать науки и преподавателей). Гельмгольц отмечает, что в конце 19 века немецкая модель университета становиться доминирующей.

Вообще период между 1831 и 1933 гг. можно считать столетием неоспоримого мирового превосходства немецкоязычной науки, которая по существу являлась университетской наукой. Институциональную предпосылку этого явления создает в это время структура немецкого университета — «университет Гумбольдта”, которая находит всемирное признание и служит примером для подражания. И только лишь в 1933 году автономия высшей школы начнет ограничиваться в нацистском государстве и станет насаждаться нацистское мировоззрение.

Берлинский университет Фридриха Вильгельма был основан в 1808 году прусским королевским декретом, он стал моделью немецкого университета 19-20 в. в., вплоть до реформ 60-х годов. Эта модель была названа университетом Гумбольдта, поскольку его структура и те задачи, которые перед ним стояли, в основной своей части были сформулированы и реализованы тайным государственным советником Вильгельмом фон Гумбольдтом.

Сам Гумбольдт считал свою концепцию золотой серединой между английской и французской университетской моделью. В Оксфорде и Кембридже наукой занималась в основном аристократическая элита, не имевшая интереса к исследованиям. Здесь продолжал существовать средневековый университет, находившийся под управлением церкви, что сказывалось в монастырском образе жизни (college-system) и в отсутствии принципиального признания свободы науки. Исследования, в свою очередь, были делом гражданского общества, которое частным образом заботилось об их финансировании и обнародовании, а также сферой деятельности академии (Royal Society).

Во Франции же после 1806 года двадцать два бывших университета страны были понижены до уровня специальных школ, управляемых и координируемых институтом, который назывался «Императорский университет”. Исследования были исключены из университета в пользу государственного учебного плана и достались академии. Эта французская модель уже в начале 18 века под влиянием Лейбница была перенесена в Россию Петром Великим и много лет определяла советскую и восточноевропейскую концепцию университета.

Гумбольдтовская модель университета стремилась к всестороннему компромиссу: академическая свобода при одновременной ответственности перед потребностями государства и общества; объединение задач образования с заботами науки, не связанной какими-либо определенными целями. Эта же модель университета закреплена во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века (Париж, 1998г.).

Отдельным этапом в развитии философского смысла академической свободы стали труды американских философов Джона Дьюи и Apтура Лавджоя, инициаторов создания Американской ассоциации университетских профессоров и разработки Декларации принципов академической свободы.

Многие положения этой декларации позднее легли в основу Декларации об академической свободе и автономии университетов (Лима, 1990 г.), принятой международной неправительственной организацией «Всемирная служба университетов» (Magna Charta Universitatum). В ней академическая свобода трактуется как комплекс прав и свобод учащих и обучающихся в секторе высшего образования, условие реализации миссии университетов, демократическое самоуправление.

Этому же принципу следует и Болонский процесс. На съезде европейских ректоров в 1988 году в честь 900-летия Болонского университета была принята «Великая хартия европейских университетов».

В ней говорится: «Университет действует внутри обществ с различной организацией, являющейся следствием разных географических и исторических условий, и представляет собой институт, который критически осмысливает и распространяет культуру путем исследования и преподавания. Чтобы отвечать требованиям современного мира, в своей исследовательской и преподавательской деятельности он должен иметь моральную и научную независимость от политической и экономической власти». Великая хартия европейских университетов [электронный ресурс].

URL: http: //5legko.com/ru/velikaya-hartiya-evropeiskih-universitetov/

Следующий этап развития академических прав и свобод — это съезд ректоров в г. Саламанке (Испания) в 2000 году. На нем была подчеркнута приверженность современных университетов принципам автономии и подотчетности, ценностям академической свободы. Это означает, что вузы имеют право:

определять свои собственные стратегии;

выбирать приоритеты в учебной и исследовательской работе;

формировать образовательные программы;

устанавливать критерии отбора преподавателей;

Таким образом, мы наблюдаем, что на любом этапе историческом этапе развития университетов термин «академические права и свободы» не терял своего основного содержания. И в настоящее время российские университеты, стремясь занять достойное место в системе международного рейтинга качества высшего образования, неизбежно вынуждены будут придерживаться основных принципов академических прав и свобод, определяемых традициями и международными документами.

Что можно и что запрещено учителям России — о правах учителей

Права и обязанности учителя

Труд педагога легким не назовешь. Бывают ситуации, когда учитель не прав, бывают, когда родителей «заносит». Давайте разберемся по порядку в правах и обязанностях преподавателей.

Учитель, классный руководитель имеет право на:

4.1. Защиту профессиональной чести и достоинства

(Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 1, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.2. Защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, ученика или его родителей (законных представителей).

(Конституция РФ, ст. 23 п. 1)

4.3. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.4. Высказывание в корректной форме (устно или письменно) критических замечаний о деятельности любого работника школы или системы образования, а также претензий и замечаний к ребенку в деликатной форме.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п. 57)

4.5. Условия для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями

(Трудовой кодекс РФ, ст. 22).

4.6. Выдвижение своей кандидатуры на любую выборную должность в педагогическом коллективе.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 64)

4.7. Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п.35, 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65).

4.8. Свободу выбора методов оценки знаний учащихся.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителе», п. 65; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

4.9. Установление требований к поведению учащихся на занятиях. Эти правила не должны ущемлять достоинство ученика и противоречить Уставу школы и настоящим Правилам.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 3, 19)

4.10.Отказ от административных поручений, не связанных с выполнением своих должностных обязанностей и конкретных обязательств.

4.11.Конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью, в том числе при необходимости защиты интересов обучающихся; знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, и предоставление по ним объяснений.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п.39, 46,47,50,68; Закон РФ «Об образовании, ст. 55 п. 3)

4.12.Творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 61; Закон РФ «Обобразовании, ст. 55 п. 4, Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 14, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 65)

4.13.Обращение индивидуально или в составе группы лиц к уполномоченному по правам участников образовательного процесса, а также в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

(Ркомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 50; Конституция РФ ст. 33, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ст. 2 п. 1)

4.14.Предупреждение о замене уроков заранее.

4.15.Отгулы за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда в нерабочие дни в двойном размере в соответствии с законодательством РФ.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 153)

4.16.Защиту от неоправданного вмешательства родителей (законных представителей) учащегося в круг профессиональных обязанностей учителя.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 67)

4.17.Требовать:

— от родителей (законных представителей) посещения родительских собраний, создания нормальных условий для учебы ребенка (рабочее место, режим дня);

(Семейный кодекс РФ, ст. 63 п. 2, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 60)

— от учащихся соблюдения Правил школьной жизни.

4.18. Не допускать учеников к занятиям физической культуры без спортивной формы (учащийся в таком случае находится в спортивном зале под присмотром учителя).

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 2 п.п.4)

Учитель обязан:

5.1. Работать честно и добросовестно, выполнять обязанности, определенные должностными инструкциями, трудовым договором, коллективным договором, уставом школы, правилами внутреннего распорядка, соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 70; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 67)

5.2. Вести себя достойно, соблюдать этические нормы поведения, быть внимательным и вежливым с учениками, родителями и членами коллектива школы, быть примером для учеников.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п.п. 1, 6)

5.3. Уважать личность ребенка, его человеческое достоинство.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 2, 12-17, 19)

5.4. Уважать права учащихся на выражение мнений и убеждений.

(Конвенция о правах ребенка, ст. ст. 12, 13)

5.5. Поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства учащихся методами, исключающими физическое и психическое насилие.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 19, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57, Закон РФ «Об образовании», ст. 15, п. 6)

5.6. Систематические повышать свой профессиональный уровень, использовать современные методики обучения.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 67)

5.7. Вести в установленном порядке учетно-педагогическую документацию, своевременно представлять администрации школы отчетные данные.

5.8. Своевременно выставлять оценки в классный журнал и дневник учащегося.

5.9. Оценивать ответ учащегося, а не его личность.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)

5.10. Стараться найти положительные моменты в работе каждого учащегося.

5.11. Дежурить по школе в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.

(Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. Утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69, п. 2.3.)

5.12. Содержать в порядке свое рабочее место, бережно относиться к имуществу школы, своевременно сообщать о поломках в хозяйственную службу.

5.13. Принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время урока.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 69, Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР, утв. приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. № 639, п. 1.12)

5.14. Отпускать ребенка из школы во время занятий только при наличии записки от родителей или справки медицинской сестры (врача). В непредвиденных случаях необходимо согласовать данный шаг с родителями (законными представителями) учащегося.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 69, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 2 п.п.4)

5.15. Регулярно проходить бесплатные медицинские обследования.

(Закон г. Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве», ст. 8 п. 5)

Обязанности классного руководителя:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»

7.1. Соблюдать права и свободы учащихся.

7.2. Поддерживать тесный контакт с родителями (законными представителями) учащегося, проводить с ними консультации и беседы.

7.3. Своевременно оповещать родителей (законных представителей) о родительских собраниях.

7.4. Выставлять оценки учащихся в дневник не реже 1 раза в неделю.

7.5. Проводить классные часы (по 1 часу в неделю; один из них раз в месяц посвящен анализу динамики успеваемости и поведения учащихся класса).

7.6. Содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности ребенка.

7.7. Содействовать становлению и развитию классного руководителя.

7.8. Вносить необходимые коррективы в систему воспитания учащихся.

7.9. Содействовать созданию благоприятного морально-психологического климата для каждого учащегося.

7.10.Помогать учащимся решать проблемы, возникающие в общении с одноклассниками, учителями, родителями (законными представителями)

7.11. Содействовать получению дополнительного образования учащимися.

7.12.Организовывать с учащимися внеклассные мероприятия, экскурсии образовательного и воспитательного характера.

7.13. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий образовательного процесса.

7.14. Организовывать изучение обучающимися и воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту и т.д.

7.15. Оперативно извещать администрацию школы о каждом несчастном случае, принимать меры по оказанию первой медицинской доврачебной помощи.

7.16. Во время школьных мероприятий находиться со своим классом.

7.17. Осуществлять контроль успеваемости каждого учащегося, посещаемости им учебных занятий.

Учителю запрещено:

8.1. Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.

(Закон РФ «Об образовании», ст. 15. п.6, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196) п. 57)

8.2. Опаздывать на урок.

(Трудовой кодекс РФ, ст. 21)

8.3. Выгонять ученика с урока.

(Конституция РФ, ст. 43)

8.4. Выставлять в журнал оценку не за ответ, а за поведение учащегося.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966 г. «О положении учителей», п. 65)

8.5. Задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы.

(Конвенция о правах ребенка, ст. 31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п. 2.9.19)

Еще по теме:

  • Военный комиссариат омской области по кировскому району города омска Военный Комиссариат Омской области информация актуальна на 16.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Госзакупки Арбитраж Проверки Связи Лицензии ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Сведения […]
  • Октябрьский мировой суд г уфы участок 3 Октябрьский мировой суд г уфы участок 3 Октябрьский район г. Уфы (347) 450083, г. Уфа, ул. Парковая, 18/2 Мировой судья уч № 1 Чирухина Елена Владимировна 282- 93- 33 (347) 450096, г. Уфа, ул. Энтузиастов, 2 Мировой судья уч № 3 Валиуллина Анфиса Анисовна 237- 66- 32 Мировой судья уч № […]
  • Как встать в очередь в детский сад мытищи Мытищи очередь в детские сады На каком сайте можно встать на очередь в детский сад Записаться на очередь в детский сад последние 3 года очень легко, в связи с информатизацией в РФ многие услуги доступны онлайн, не отходя от кассы. С момента рождения сына или дочки записывайтесь через […]
  • Фз 229 об исполнительном производстве ст 30 Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ ст 31 (ред. от 03.08.2018) Статья 31. Отказ в возбуждении исполнительного производства 1. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об […]
  • Расторгнуть договор ответственного хранения ohranakiev Расторжение Договора Хранения В процессе правоотношений может произойти досрочное расторжение договора хранения в одностороннем порядке. В этой ситуации важно вовремя. Договор хранения часто является самостоятельным. Досрочное расторжение договора безвозмездного […]
  • Юрист абинск Вакансии Центр в Абинске Оператор call-центра Должностные обязанности: Продажи и допродажи услуг компании в области телекоммуникаций; Осуществление исходящих звонков (по т плой базе) действующим клиентам, с… Менеджер по продажам на телефоне «ВымпелКом» - один из крупнейших мировых […]
  • 71 закон о гражданстве Федеральный закон № 71 от 20.04.2014 "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 20 апреля 2014 года N 71-ФЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И […]
  • Земельный участок многодетным иркутск Здоровье ребенка Ул. Ленина, д. 1а, г. Иркутск, 664027 Ул. Карла Либкнехта, д. 47, г. Иркутск, 664007 тел.: (3952) 29-41-86, факс: (3952) 29-43-19 E - mail : imus @ govirk . ru Предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом […]