Меню

Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:

1) принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;

2) обеспечение соответствия законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации;

3) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность;

4) регулирование отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами;

5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

6) наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;

7) принятие региональных программ развития местного самоуправления;

8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;

9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

10) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;

11) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;

12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

13) регулирование законами в соответствии с настоящим Федеральным законом особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;

14) законодательство о муниципальной службе;

15) принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;

16) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.

Комментарий к статье 5

Содержание данной статьи отражает характер и объем полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления с учетом двух условий. Первое из них состоит в соблюдении границы между компетенцией Российской Федерации и ее субъектов, поскольку сфера компетенции Российской Федерации определена в ст. 71 и 72 Конституции и в ст. 4 комментируемого Закона. Второе связано с необходимостью отграничения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации от предметов ведения, которые непосредственно отнесены к тому или иному уровню местного самоуправления. Тут имеется в виду два основания нормативно — правовой регламентации — «в развитие» соответствующих федеральных актов и «в пределах собственной компетенции» республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения.

В статье 5 определены шестнадцать полномочий органов власти субъектов Федерации, причем это закрытый перечень, не допускающий произвольных изменений в силу вышеуказанных положений. Они реализуются как путем издания конкретных «обозначенных» законов и серии взаимосвязанных и однородных законов и иных правовых актов, так и посредством комплекса действий — организационных, финансовых, материально — технических.

Рассмотрим кратко содержание отдельных полномочий.

1) Субъекты Федерации принимают как базовый, «родовой», так и отдельные, «видовые» законы о местном самоуправлении. Таким образом закладывается прочный законодательный фундамент местного самоуправления, на котором выстраиваются другие уровни правового регулирования в данной сфере, осуществляемого по линии президентов, правительств, администраций и т.д.

Приведем в качестве иллюстрации некоторые Законы, принятые Законодательным Собранием Ленинградской области: «О реестре должностей муниципальных служащих в Ленинградской области», «О местном референдуме в Ленинградской области», «О порядке осуществления права законодательной инициативы органами местного самоуправления в Ленинградской области», «О порядке регистрации уставов муниципальных образований Ленинградской области», «О льготном налогообложении предприятий жилищно — коммунального хозяйства Ленинградской области», «О плате за землю в Ленинградской области», «О порядке и условиях взимания платежей за право на добычу общераспространенных полезных ископаемых на территории Ленинградской области», «О лесопользовании в Ленинградской области».

Надлежит систематически проверять действие названных актов, анализировать информацию, изучать положение дел на местах, заслушивать руководителей соответствующих органов.

2) Данная обязанность должна выполняться в процессе подготовки законопроектов Федерации и субъектов, их согласования между собой. Обнаруженные противоречия между законами и Конституцией Российской Федерации требуют скорейшего устранения. К сожалению, некоторые субъекты Федерации либо вовсе не устраняют указанных противоречий, либо осуществляют это крайне медленно.

3) Данный вопрос решается путем принятия законов о государственной и муниципальной собственности, отдельных актов по поводу конкретных объектов собственности и договоров продажи предприятий согласно статьям 559 — 566 Гражданского кодекса.

Например, 28 июня 1995 г. Законодательное Собрание Санкт — Петербурга приняло Постановление «О разграничении государственной собственности в Санкт — Петербурге». В нем утвержден перечень объектов государственной собственности Санкт — Петербурга, которые могут быть переданы в муниципальную собственность после принятия законодательных актов Санкт — Петербурга, регулирующих порядок такой передачи. Комитету по управлению городским имуществом поручено ежеквартально представлять в Законодательное Собрание предложения по дополнению перечня объектов, намечаемых для передачи.

4) Регулирование осуществляется в законах о бюджетной системе и бюджетном процессе республик, областей и др., в их законах о местных бюджетах, в ежегодно утверждаемых законах о государственном бюджете.

5) Задача решается по аналогии с предыдущим пунктом.

6) Соответствующие процедуры в общих чертах регламентируются в конституциях и уставах и более подробно — в законах о местном самоуправлении. Возможны специальные законы или иные акты по данной теме. Контроль за реализацией названных полномочий осуществляют как стороны договора (соглашения), так и правительства и администрации субъектов Федерации.

Поиск формы взаимоотношений между государственными органами и местным самоуправлением выразился, к примеру, в образовании губернатором Свердловской области шести управленческих округов для координации их деятельности.

7) Региональные программы общего или конкретного содержания могут приниматься периодически и утверждаться либо законодательным органом, либо президентом, правительством, администрацией.

8) Целесообразно разъяснять гражданам их права и обучать умению реализовывать эти права, стимулировать их инициативу и самодеятельность, ориентировать в этом направлении все государственные и местные органы, способствовать эффективному использованию судебных процедур, привлекать к ответственности должностных лиц, виновных в бездействии либо нарушениях соответствующих прав граждан.

9) Имеется в виду создание прочной законодательной базы местных бюджетов, пресечение случаев нарушений финансовых прав местного самоуправления, содействие расширению доходных источников местных бюджетов, а также оказание финансовой поддержки.

10) Полномочие осуществляется путем обеспечения материально — финансовыми ресурсами установленных стандартов и их строгого соблюдения.

11) Задача решается посредством издания и применения законов об административно — территориальном устройстве республик, области или законов о порядке образования, преобразования и упразднения муниципальных образований.

12) Порядок выплаты компенсаций целесообразно урегулировать в законах о процедурах передачи отдельных полномочий органов государственной власти местному самоуправлению и предусматривать соответствующие средства в бюджетах субъектов Федерации.

13) Указанные особенности местного самоуправления целесообразно урегулировать либо в законе субъекта Федерации о местном самоуправлении, либо в специальных законах, посвященных статусу отдельных муниципальных образований.

14) Имеются в виду либо законы субъектов Федерации о государственной и муниципальной службе, либо законы о муниципальной службе.

15) Необходимо в законах республик, областей и др. об административных правонарушениях предусмотреть те из них, которые связаны с осуществлением местного самоуправления.

16) Рекомендуется издать по данному вопросу либо законы субъектов Федерации, либо Положения; соответствующие функции лучше возложить на министерства юстиции республик, на краевые, областные и иные органы юстиции.

Данные здесь характеристики полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления и рекомендации по их осуществлению являются примерными и типичными. Они отражают специфику и многообразие форм, в которых могут реализовываться указанные полномочия.

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Общая характеристика полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений

Земля является одним из особых объектов управления, в том числе и со стороны органов местного самоуправления. Земельный кодекс РФ закрепляет в качестве одного из принципов земельного законодательства учет значения земли как основы жизни и деятельности человека. Согласно данному принципу регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле:

  • как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ;
  • как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Органы местного самоуправления активно участвуют в земельных отношениях. При этом органы местного самоуправления могут участвовать в земельных отношениях:

1) как органы публичной власти, обладающие определенными полномочиями в сфере управления землей на территории соответствующего муниципального образования — деятельность органов местного самоуправления будет регулироваться положениями Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, иными актами земельного и градостроительного законодательства (например, Законом Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от 8 февраля 2006 г. № 731-ОЗ, а также муниципальными правовыми актами в соответствующей сфере);

2) как собственники земельных участков от имени муниципальных образований — в этом случае деятельность органов местного самоуправления будет регулироваться положениями Гражданского кодекса РФ, а также муниципальными правовыми актами в соответствующей сфере.

Исходя из положений Федерального закона 2003 г., следует различать следующие понятия: земли, входящие в состав территории муниципального образования, и земли, находящиеся в собственности муниципального образования.

Так, в соответствии со ст. 11 Федерального закона 2003 г. территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

С другой стороны, в соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля может находиться в муниципальной собственности. В развитие данного положения ст. 50 Федерального закона 2003 г. № 131-ФЗ закрепляет, что в собственности поселений и муниципальных районов могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения или муниципального района в соответствии с федеральными законами, в том числе земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения. Аналогичные нормы действуют и в отношении городских округов.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ, а также Законом Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от 8 февраля 2006 г. № 731-ОЗ органы местного самоуправления Омской области в сфере регулирования земельных отношений осуществляют следующие полномочия:

  1. участвуют в разграничении государственной собственности на землю;
  2. осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
  3. осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, если иное не предусмотрено федеральным и областным законодательством;
  4. устанавливают в соответствии с законодательством порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности и (или) в ведении муниципальных образований Омской области, для целей, не связанных со строительством;
  5. устанавливают порядок определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности;
  6. принимают решения о предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;
  7. принимают решения о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование;
  8. устанавливают предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;
  9. устанавливают максимальные размеры земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;
  10. определяют порядок резервирования земельных участков для муниципальных нужд и принимают решения о резервировании земельных участков для муниципальных нужд, а также земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями местного значения;
  11. устанавливают публичные сервитуты на земельных участках в интересах соответствующего муниципального образования Омской области и его населения;
  12. осуществляют изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
  13. утверждают правила землепользования и застройки;
  14. разрабатывают и реализуют местные программы использования и охраны земель;
  15. планируют использование земель, находящихся в муниципальной собственности;
  16. организуют работу по землеустройству, реализации генеральных планов и других документов территориального планирования муниципальных образований в пределах полномочий, установленных законодательством;
  17. осуществляют зонирование территорий и определяют порядок использования земель поселений, а также устанавливают разрешенное использование земель в границах территориальных зон в соответствии с федеральными законами;
  18. устанавливают дополнительные виды земель особо охраняемых территорий местного значения помимо предусмотренных федеральным законом;
  19. устанавливают порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, порядок использования и охраны указанных земель в соответствии с федеральным и областным законами;
  20. осуществляют муниципальный земельный контроль;
  21. принимают нормативные правовые акты об отнесении земельных участков к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которых они предоставлялись, в случае, если категория земель не указана в документах государственного земельного кадастра, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю;
  22. осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Участие органов местного самоуправления в разграничении государственной собственности на землю и управлении земельными участками, находящимися в государственной собственности до ее разграничения

На сегодняшний день муниципальные образования практически не имеют в собственности земельных участков, полученных в результате разграничения государственной собственности на землю. Так, по данным Минэкономразвития РФ, муниципальными образованиями в результате разграничения государственной собственности на землю на сегодняшний день оформлено в собственность всего около 15 тыс. земельных участков в целом по РФ, а, например, по Омской области не оформлено пока ни одного.

Подобная ситуация сложилась в результате реализации Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ, по которому государственная (или иначе так называемая «неразграниченная») собственность на землю подлежит разграничению на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований.

Право собственности на земельные участки у муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

  • земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;
  • земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если: на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;
  • земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности» от 4 марта 2002 г. № 140.

1. Органы местного самоуправления направляют в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом сведения о земельных участках по установленной форме (на бумажных и магнитных носителях и соответствующим пакетом документов) с предложениями о внесении этих земельных участков в перечни земельных участков, на которые у муниципального образования возникает право собственности.

2. Территориальные органы рассматривают указанные сведения и документы и в двухмесячный срок со дня их получения направляют их в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом для внесения земельных участков в перечни земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности.

3. Федеральное агентство совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в течение трех месяцев со дня получения подготавливает перечни земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности. Перечни земельных участков подготавливаются по каждому муниципальному образованию отдельно по собственности РФ, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований.

4. Подготовленные перечни земельных участков направляются Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом в органы местного самоуправления для согласования. Органы местного самоуправления рассматривают перечни земельных участков и в двухмесячный срок со дня получения принимают решение об их согласовании либо об отказе в согласовании перечней или отдельных земельных участков, указанных в перечнях. Если по истечении указанного срока орган местного самоуправления не примет решение о согласовании перечней земельных участков и не представит перечень оспариваемых земельных участков, то направленные на рассмотрение перечни земельных участков считаются согласованными.

5. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в течение трех месяцев со дня получения согласованных перечней земельных участков направляет эти перечни в Правительство РФ для утверждения.

По данным Минэкономразвития РФ действие указанной сложной процедуры приведет к тому, что разграничение государственной собственности на землю в РФ будет завершено только к 2023 г. Кроме того, в настоящий момент Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ не приведен в соответствие с Федеральным законом 2003 г. В частности, в нем не указываются положения о том, на какие земельные участки, находящиеся в государственной собственности, должна возникнуть муниципальная собственность муниципального района, а на какие муниципальная собственность поселения.

В связи с этим в настоящее время подготавливаются проекты федеральных законов об упрощении процедуры разграничения государственной собственности на землю. Так, предлагается отменить положение о необходимости принятия распоряжения Правительства РФ по каждому земельному участку, на который должна возникнуть муниципальная собственность. Муниципальной собственностью автоматически станут, например, земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления, занятые недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности и т.п. Для оформления муниципальной собственности будет достаточно подтверждения указанных фактов в Федеральной регистрационной службе.

Весьма важным является вопрос о том, кто занимается управлением землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, с очень важной оговоркой — если законодательством не предусмотрено иное.

Но в перечне вопросов местного значения, изложенном в ст. 14—16 Федерального закона 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», не регулируется распоряжение землями, находящимися в государственной собственности. В соответствии с ч. 1 ст. 19 указанного Закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным этим Законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Отсюда следует вывод, что полномочие органов местного самоуправления по распоряжению землями, находящимися в государственной собственности, является отдельным федеральным полномочием, которым органы местного самоуправления наделены федеральным законом.

В связи с этим есть две проблемы:

1) неясно, органы местного самоуправления какого именно территориального уровня — муниципального района или поселения — с 1 января 2006 г. должны осуществлять указанное государственное полномочие;

2) откуда взять материальные и финансовые средства, необходимые для реализации органами местного самоуправления указанного государственного полномочия.

Решение первой проблемы содержится в ч. 3 ст. 19 Федерального закона 2003 г.: отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ. Поскольку иное Законом 2001 г. не установлено, субъекты РФ не вправе принимать правовые акты о порядке реализации федеральных государственных полномочий, то соответственно эти полномочия как исполнялись городскими округами и муниципальными районами до 1 января 2006 г., так и будут продолжать ими реализовываться и после указанной даты.

Приемлемого решения второй проблемы пока нет.

Теперь вернемся к той оговорке, о которой говорилось выше. Распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, осуществляется органами местного самоуправления, но: если законодательством не предусмотрено иное. Это значит, в частности, что федеральными нормативными правовыми актами или нормативными правовыми актами субъектов РФ могут предусматриваться случаи, когда органы местного самоуправления освобождаются от управления землями, находящимися в государственной собственности до ее разграничения.

Например, в настоящее время готовится проект новой редакции Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области», в соответствии с которым Правительство Омской области предполагается наделить такими полномочиями по управлению земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения, как:

1) принятие решений о предоставлении в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности Омской области;

2) принятие решений об отнесении находящихся в государственной собственности земельных участков к определенной категории земель либо о переводе таких земельных участков из одной категории в другую.

Порядок распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, в том числе и органами местного самоуправления, определен, постановлением Правительства РФ от 7 августа 2002 г. № 576. По общему правилу органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности до ее разграничения, самостоятельно, за исключением отдельных случаев, когда они должны согласовать свои решения с территориальными органами Федерального агентства по управлению федеральным имуществом или Министерством имущественных отношений Омской области.

Например, проекты договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, подлежат обязательному согласованию с Министерством имущественных отношений Омской области, поскольку 50% арендной платы от аренды земель, находящихся в государственной собственности до разграничения, в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ поступает в областной бюджет.

Решение о приватизации находящихся в государственной собственности земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, принимается органами местного самоуправления только в тех случаях, когда объекты недвижимости не принадлежали ранее на праве собственности Российской Федерации или ее субъекту.

Приобретение земельных участков в муниципальную собственность

Муниципальные образования могут приобретать земельные участки в муниципальную собственность не только в результате разграничения государственной собственности, но и по иным установленным федеральным законом основаниям.

1. Приобретение земельного участка муниципальным образованием в результате гражданско-правовых сделок (купли-продажи, дарения и т.п.).

2. Приобретение земельного участка в муниципальную собственность в результате признания земельного участка бесхозяйным в порядке ст. 225 Гражданского кодекса РФ. Так, если на территории муниципального образования находится земельный участок, который не имеет собственника, либо собственник которого неизвестен, либо от права собственности на который собственник отказался, то такой земельный участок является бесхозяйным.

Бесхозяйные земельные участки принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйного земельного участка на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот земельный участок.

3. Приобретение земельного участка в муниципальную собственность в результате выкупа земельного участка для муниципальных нужд в порядке, установленном ст. 279—283 Гражданского кодекса РФ, ст. 49, 55, 57 Земельного кодекса РФ. Так, земельный участок может быть изъят у собственника для муниципальных нужд только путем выкупа. Выкуп осуществляется муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд принимается соответствующим органом местного самоуправления.

Изъятие путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, например: объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов.

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Решение органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Плата за земельный участок, изымаемый для муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая те, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.

4. Приобретение муниципальным образованием земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в результате использования преимущественного права его покупки. Так, ст. 8 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ предусматривает, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.

Если субъект РФ или в соответствии с законом субъекта РФ муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение 30 дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.

Закон Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от 8 февраля 2006 г. № 731-ОЗ предусматривает, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения муниципальное образование Омской области имеет преимущественное право покупки такого земельного участка, за исключением случаев продажи с публичных торгов, если данный земельный участок располагается на землях, необходимых для развития населенных пунктов в соответствии с документами территориального планирования или для создания особо охраняемых природных территорий местного значения.

5. Приобретение муниципальным образованием земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, выделенного в счет доли в праве общей собственности на земельный участок.

В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ Законом Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от 8 февраля 2006 г. № 731-ОЗ невостребованные земельные доли в праве общей собственности на земельный участок, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю, подлежат выделению в земельный участок. Муниципальное образование Омской области принимает решение об образовании земельного участка за счет выделения невостребованных земельных долей.

Муниципальное образование Омской области вправе направить в суд заявление о признании права собственности муниципального образования Омской области на указанный земельный участок.

Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам регулируется Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами.

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть предоставлены уполномоченными исполнительными органами местного самоуправления гражданам и юридическим лицам в собственность и аренду. Кроме того, земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

За земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и сдаваемые в аренду, взыскивается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно.

С принятием Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, не предоставляются гражданам в пожизненное наследуемое владение и постоянное (бессрочное) пользование. Юридические лица, не относящиеся к государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2008 г.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам, имеет несколько вариантов.

1. Предоставление земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения. Данный порядок урегулирован ст. 36 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ.

Так, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют собственники зданий, строений, сооружений.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Этот орган в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами или законами субъектов РФ, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

При отсутствии кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Исполнительный орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта его границ принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет им копию решения с приложением указанного проекта.

Субъектом РФ устанавливается цена земли при продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений в поселениях с численностью населения:

  • свыше 3 млн человек — от 5- до 30-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
  • от 500 тыс. до 3 млн человек — от 5- до 17-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
  • до 500 тыс. человек, а также за пределами черты поселений в размере от 3- до 10-кратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).

Указанный порядок распространяется на земельные участки, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю.

2. Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для строительства. Данный порядок регулируется исключительно ст. 30—33 Земельного кодекса РФ. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

  • без предварительного согласования мест размещения объектов;
  • с предварительным согласованием мест размещения объектов, включая выбор земельного участка для строительства.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления — в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения — в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

  • проведение работ по формированию земельного участка: подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;
  • определение разрешенного использования земельного участка;
  • определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов)
  • или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
  • государственный кадастровый учет земельного участка; проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка; передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
  • подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

  • выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса РФ;
  • проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка;
  • принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в порядке, предусмотренном ст. 32 Земельного кодекса РФ.

Исполнительный орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства в двухнедельный срок.

При этом предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для указанных целей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.

Так, в Омской области предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в муниципальной собственности, составляют:

  • для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — от 0,04 до 100 га;
  • для садоводства — от 0,04 до 0,15 га; для огородничества — от 0,04 до 0,15 га;
  • для животноводства — от 0,04 до 7,5 га; для дачного строительства — от 0,04 до 0,15 га.

Право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, имеют:

  • многодетные семьи; одинокие матери (отцы) и вдовы (вдовцы), имеющие несовершеннолетних детей; граждане, зарегистрированные по месту жительства в сельской местности; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в государственном (муниципальном) учреждении, у опекунов или попечителей до достижения ими 25 лет;
  • религиозные организации, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования; категории граждан и юридических лиц, установленные федеральными законами.

3. Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Указанный порядок регулируется ст. 34 Земельного кодекса РФ.

Органы местного самоуправления обязаны, кроме того:

  1. принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков;
  2. уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
  3. обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган местного самоуправления.

В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и место-положение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

Исполнительный орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган местного самоуправления.

Публичные полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

1. Полномочия органов местного самоуправления, связанные с планированием развития территорий муниципальных образований. В соответствии со ст. 14—16 Федерального закона 2003 г., а также Земельным кодексом РФ органы местного самоуправления:

  1. утверждают генеральные планы поселения либо схемы территориального планирования муниципального района, правила землепользования и застройки, документацию по планировке территории;
  2. разрабатывают и реализуют местные программы использования и охраны земель;
  3. определяют порядок резервирования земельных участков для муниципальных нужд, принимают решения о резервировании земельных участков для муниципальных нужд, а также земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями местного значения;
  4. организуют работу по землеустройству, реализации генеральных планов и других документов территориального планирования муниципальных образований в пределах полномочий, установленных законодательством;
  5. осуществляют зонирование территорий и определяют порядок использования земель поселений, а также устанавливают разрешенное использование земель в границах территориальных зон в соответствии с федеральными законами.

При этом в соответствии со ст. 28 Федерального закона 2003 г. проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий должны выноситься на публичные слушания. Согласно ст.е 31 указанного Закона по инициативе органов государственной власти субъектов РФ для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения проводится опрос граждан.

2. Полномочия органов местного самоуправления по участию в переводе земель и земельных участков из одной категории в другую. Так, в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в муниципальной или частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.

Если категория земель не указана в документах государственного земельного кадастра, правоустанавливающих документах на земельный участок или документах, удостоверяющих права на землю, принимается нормативный правовой акт органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления.

До разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям поселений осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков. В иных случаях до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ или в случаях, установленных законами субъектов РФ, органами местного самоуправления.

3. Полномочия органов местного самоуправления по установлению публичного сервитута на земельные участки. Так, в соответствии со ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

  • прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке; забора воды и водопоя; прогона скота через земельный участок;
  • сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
  • использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

4. Полномочия органов местного самоуправления по отнесению земли к особо охраняемым территориям местного значения. Так, в соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ и Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, по решению органов местного самоуправления могут быть отнесены к землям особо охраняемых территорий местного значения. Они могут быть полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота и для них может быть установлен особый правовой режим.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Например, к особо охраняемым территориям местного значения могут относиться лечебно-оздоровительные местности и курорты. Органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся пригородные зеленые зоны, городские леса, городские парки, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, и другие).

5. Полномочия органов местного самоуправления, связанные с контролем за соблюдением использования земель. Так, в соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Муниципальный земельный контроль включает в себя:

  1. выявление и предупреждение нарушений в сфере использования земель;
  2. предотвращение самовольного занятия земельных участков;
  3. проверку исполнения собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, муниципальных правовых актов, регулирующих земельные отношения;
  4. проверку исполнения гражданами и юридическими лицами условий договоров купли-продажи, безвозмездного срочного пользования, аренды земельных участков, заключенных от имени муниципального образования;
  5. проверку выполнения гражданами и юридическими лицами требований по использованию земельных участков по их целевому назначению, выполнения ими установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
  6. проверку своевременного освобождения арендаторами и землепользователями земельных участков по окончании срока действия договоров аренды и договоров о предоставлении в безвозмездное срочное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю;
  7. проверку соблюдения гражданами и юридическим лицами установленного особого режима использования земельных участков;
  8. проверку своевременного освоения гражданами и юридическими лицами земельных участков, если сроки освоения установлены договорами аренды или безвозмездного срочного пользования либо актами о предоставлении земельных участков и т.п.

6. Полномочия органов местного самоуправления по принудительному изъятию и прекращению прав на земельные участки, в том числе из земель сельскохозяйственного назначения, ввиду их ненадлежащего использования. В соответствии со ст. 284—286 Гражданского кодекса РФ, ст. 54 Земельного кодекса РФ, ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет.

Заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет направляется в суд органом государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органом местного самоуправления. В случае изъятия земельного участка у собственника, соответствующий земельный участок подлежит продаже с публичных торгов.

Контрольные вопросы

  1. Какими полномочиями обладают органы местного самоуправления в области земельных отношений?
  2. В каких случаях возможен отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в муниципальной собственности?
  3. Каков порядок предоставления земельного участка для строительства?
  4. Как выкупить земельный участок?

Акционерное общество не освоило в течение двух лет земельный участок, отведенный ему городской администрацией под строительство офиса. Городская администрация потребовала вернуть земельный участок в состав муниципального земельного фонда. Акционерное общество отказалось. Решите дело.

Постоянно действующая комиссия по градостроительству и землепользованию при местной администрации, осуществляя государственный контроль за использованием и охраной земель, наложила штраф на общество с ограниченной ответственностью за невыполнение предписаний по оформлению договора на землепользование под занимаемым помещением. В свою очередь, общество, являясь всего лишь арендатором указанного объекта, обратилось в суд с требованием отменить данное решение. Обоснование было следующим: для оформления землепользования общество не обладает статусом собственника, а штрафные санкции налагаются ненадлежащим субъектом. Сформулируйте свое мнение по этому поводу.

Земельный комитет местной администрации в рамках проведения землеустроительных работ оказывал платные услуги, что послужило основанием для отказа ему комитетом по земельным ресурсам и землеустройству области в выдаче лицензии на проектно-изыскательские работы. Обжалуйте действие комитета по земельным ресурсам и землеустройству области.

Мэр города издал распоряжение, в соответствии с которым юридическим лицам запрещено возводить здания, не сняв и не сдав на хранение в специальный фонд верхний слой плодородной земли, находящейся на предназначенном для стройки участке. Генеральный директор АО принял решение о возведении торгового комплекса, но, чтобы минимизировать затраты, вместо снятия плодородного слоя земли с отведенного под строительство участка поручил закупить его в количестве 4 т в соседней области и сдать его в городской специализированный фонд. За нарушение предписания на генерального директора был наложен штраф. Как следует действовать юристу АО, которому поручено обжаловать действия администрации?

В районную администрацию поступило заявление от начинающих фермеров, в котором они просили выделить им дополнительные земельные наделы и освободить от уплаты земельного налога в течение пяти лет. Решите дело.

Еще по теме:

  • Части 5 статьи 264 ук рф Статья 264 УК РФ: нарушение правил дорожного движения. Статья 264 УК РФ с комментариями На сегодняшний день весь окружающий нас мир все больше автоматизируется. Иными словами, в своей деятельности люди используют новые технологии, которые ранее были чем-то фантастическим. Если обратить […]
  • Статья 5 307-фз Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ ст 5 (ред. от 23.04.2018) Статья 5. Обязательный аудит 1. Обязательный аудит проводится в случаях: 1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества; 2) если ценные бумаги организации […]
  • Банк траст кредит под залог недвижимости Банк траст кредит под залог недвижимости Банк кредит под залог недвижимости Кредит под залог недвижимости - для расчета суммы ежемесячного платежа по кредиту под залог недвижимости необходимо - потребительские кредиты. Займы под залог дорожают номинально и реально: обзор рынка […]
  • Протокол осмотра места грабежа осмотр места происшествия грабеж Детективное Агентство Местом происшествия по делам о разбойных нападениях и грабежах чаще всего являются городские территории, главным образом пустынные улицы и районы застройки (60—70% всех случаев), объекты транспорта (около 12%), жилые помещения (5%), […]
  • Цена услуги юриста по трудовым спорам Услуги адвоката по трудовым спорам Наша компания следует закону и предоставляет своим клиентам страхование ответственности специалистов на сумму 5 000 000 рублей. Если трудовой адвокат проиграет дело, вам возместят ущерб в пределах страховой суммы. С нами вы будете уверены в своей […]
  • Образец протокола собрания учредителей ооо о назначении директора Составляем решение о назначении генерального директора (образец 2018) Принято решение о создании общества. Теперь нужно назначить руководителя новой организации. Так как в компании несколько учредителей, нужен протокол общего собрания участников о назначении директора ООО. Специально […]
  • Аванс сколько по закону Аванс - это сколько процентов от зарплаты? Актуально на: 23 января 2018 г. Первая часть заработной платы за месяц традиционно называется авансом. Но аванс – это какая часть зарплаты? Расскажем в нашей консультации, сколько процентов от зарплаты составляет аванс. Аванс и […]
  • Петрозаводск поселок чална воинская часть Войсковая Часть 77133 информация актуальна на 15.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты ОКВЭД Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Ликвидация Организация ликвидирована 10 сентября 2010 г. Способ прекращения: […]