Меню

Оглавление:

2.3. Общие требования к рекламе

Правовая классификация рекламы подтверждает необходимость установления особенностей правового регулирования отдельных видов рекламы в зависимости от ее содержания, средств и территории распространения, а также иных факторов. Все эти особенности раскрываются через специальные требования к рекламе. Однако закон не успевает вслед за новыми методами и средствами рекламирования. В некоторых случаях излишне детализировать правовое регулирование нецелесообразно, достаточно определить общие правила и принципы. Именно такие цели преследует законодатель, устанавливая общие правила, которые обобщенно выражают требования общества и государства к любой рекламной информации независимо от каких-либо ее особенностей.

Содержание и концепция изложения общих требований к рекламе существенно изменились в новом законе по сравнению с ранее действовавшим, где перечислялись общие требования к рекламе и, в дополнение к ним, раскрывалось содержание видов ненадлежащей рекламы: недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной, скрытой.

Действующий закон устанавливает следующие общие требования к рекламе.

1. Реклама должна быть добросовестной. Недобросовестной считается следующая реклама:

1) содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочащая честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляющая собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) являющаяся актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Хочется отметить приведение в соответствие Закона о рекламе с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Согласно этому закону, недобросовестной конкуренцией считаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно статье 14 Закона о защите конкуренции, к формам недобросовестной конкуренции относится следующее:

• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

• введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

• некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

• продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

• незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;

• недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Понятие недобросовестной рекламы частично включает и ранее существовавшее понятие заведомо ложной рекламы.

В качестве примера недобросовестной рекламы приведем дело, рассмотренное арбитражным судом.

В региональной газете была опубликована реклама, выполненная в виде сравнения двух конкретных конкурирующих на рынке моделей одного и того же товара. В качестве отличительного достоинства рекламируемой модели указывалась такая потребительская характеристика, которая является желанной для любого покупателя товаров данного вида и предопределяет его выбор. В рекламе утверждалось, что искусственное занижение цены технического обслуживания модели-конкурента неминуемо отразится на качестве ее ремонта и ускорит износ товара при эксплуатации.

Организация, осуществлявшая на региональном рынке продажу и обслуживание товара-конкурента, с которым сравнивался рекламируемый товар, посчитала, что указанная реклама содержит сведения, порочащие ее деловую репутацию, и обратилась в арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении ненадлежащей рекламы. К исковому заявлению прилагались документы, подтверждавшие ненадлежащий характер рекламной информации и преобладание истца на соответствующем рынке.

Суд первой инстанции в иске отказал. При этом суд исходил из того, что упомянутая реклама не могла затронуть интересы истца, поскольку относилась не к лицам, а к товарам, распространяемым в регионе различными организациями, ни одну из этих организаций прямо не называла и негативные оценки товара-конкурента не использовала.

Между тем судом не было учтено, что реклама потребительских свойств и качества ремонта конкретных товаров затрагивает интересы каждого лица, известного потребителям и предпринимательским кругам на территории распространения рекламы в связи с продажей и (или) техническим обслуживанием именно этих товаров. При решении вопроса о том, могла ли спорная реклама затронуть права и интересы истца, суд не дал оценку представленным доказательствам преобладания данной организации на региональном рынке продажи и ремонта товара-конкурента.

Спорная реклама была выполнена в виде некорректного сравнения двух товаров, способного при выборе покупки ввести потребителей в заблуждение в связи с недостатком у них опыта и знаний. Согласно статье 6 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе», такая реклама является недобросовестной и не допускается.

Использованный в рекламе альтернативный способ сравнения исключал наличие у товара-конкурента тех положительных качеств, которые названы у рекламируемого товара и прежде всего интересуют покупателя. В данном случае негативная оценка товара-конкурента по сравниваемым параметрам вытекала из формы подачи и смысла рекламной информации.

Содержание указанной рекламы сводилось к тому, что конкурирующий товар хуже рекламируемого и подвержен преждевременному износу, и она явно носила характер сведений, порочащих конкурирующий товар и лиц, причастных к его продаже и ремонту.

Поскольку истец доказал факт ненадлежащей рекламы и то, что она затрагивает его интересы, апелляционная инстанция отменила принятое решение и удовлетворила исковые требования.

Со дня вступления в силу нового Закона о рекламе считается недобросовестной также реклама алкогольной продукции, которая распространяется под видом рекламы минеральной воды, конфет, коллекций одежды и других товаров, имеющих общий товарный знак и/или схожее внешнее оформление. Отсутствие в ранее действовавшем законе подобной формулировки позволяло обходить запреты и ограничения на рекламу алкогольной продукции.

2. Реклама должна быть достоверной. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

• о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

• о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

• об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

• о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

• об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

• о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

• об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

• о правах на использование официальных государственных символов (флаги, гербы, гимны) и символов международных организаций;

• об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

• о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

• о результатах исследований и испытаний;

• о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

• о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

• об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

• о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

• о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;

• об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

• о месте, где до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

• о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

• об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Перечень сведений, которые должны соответствовать действительности, в новом законе существенно дополнен в связи с массовыми случаями распространения недостоверной информации о проведении стимулирующих лотерей, конкурсов, основанных на риске игр, изготовителях и продавцах товаров.

В новом законе отсутствуют ограничения на использование в рекламе терминов в превосходной степени – употребление слов «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный» и т. п. Ранее действовавший закон требовал документального подтверждения обоснованности использования перечисленных выше терминов.

Право потребителей на получение информации о товаре, работе, услуге, продавце, изготовителе, исполнителе закреплено Законом от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей). Эта информация должна быть достоверной, в противном случае наступает ответственность рекламодателя не только за ненадлежащую рекламу, но и за нарушение прав потребителей.

Согласно статье 8 Закона о защите прав потребителей, потребитель имеет право на предоставление ему информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и о товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Согласно статье 9 Закона о защите прав потребителей, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, ее местонахождение (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) – индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и/или исполнитель имеет государственную аккредитацию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии и/или номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия лицензии и/или указанного свидетельства, а также информация об органе, выдавшем лицензию и/или указанное свидетельство.

Статья 10 Закона о защите прав потребителей предусматривает обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать следующее:

• наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;

• сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания – сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифициро-ванных источников), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях (перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации);

• цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг);

• гарантийный срок, если он установлен;

• правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

• срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

• адрес (местонахождение), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);

• информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанные в пункте 4 статьи 7 настоящего закона;

• информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

• указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

• указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Перечисленная выше информация доводится до потребителей через техническую документацию, этикетки, маркировки, рекламу и иными способами.

Нарушение требования о достоверности рекламной информации встречается в практике рекламной деятельности достаточно часто.

3. Реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий.

4. Реклама не должна призывать к насилию и жестокости.

5. Реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта. Три перечисленных выше требования можно объединить понятием «безопасность рекламы». В ранее действовавшем Федеральном законе от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» требования безопасности излагались более конкретно и вместе с тем не позволяли охватить все возможные случаи угрозы безопасности: «Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности. Реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство» (статья 5).

Примером «опасной» рекламы может служить рекламный видеоролик, который, по мнению прокуратуры, спровоцировал 9 июня 2004 г. беспорядки в центре Москвы. Этот ролик демонстрировался во время футбольного матча между Россией и Японией на уличном табло, установленном на Манежной площади. Прокуратура пришла к выводу, что неоднократный показ фрагмента кинофильма «Большой Лебовски», где мужчина разбивал бейсбольной битой автомашину, спровоцировал футбольных фанатов на массовые беспорядки. Правомерность этого вывода была подтверждена Московским арбитражным судом.

Требование о безопасности рекламы по отношению к движению транспорта перешло в новом законе из разряда специальных (ранее оно было включено в статью 14 Закона «О рекламе» 1995 г. в категорию общих требований. Этот переход можно считать обоснованным и необходимым, поскольку ранее сходство с дорожными знаками часто можно было заметить в социальной рекламе, преследующей цели обратить внимание водителей на необходимость соблюдения правил дорожного движения. Кроме того, требование к безопасности наружной рекламы не охватывало все возможные случаи угрозы безопасности движения различных видов транспорта (например, рекламу в метро, самолетах и т. п.).

Требования безопасности рекламы в новом законе во многом соответствуют требованиям не злоупотреблять свободой массовой информации, установленным Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» (далее – Закон о средствах массовой информации). Приведем цитату из текста данной статьи.

«Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и/или оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами».

Поскольку значительная часть рекламы распространяется через средства массовой информации, приведение в соответствие двух законов можно считать вполне обоснованным. Более того, теперь требования не злоупотреблять свободой информации можно относить ко всем видам рекламы, в том числе распространяемым другими способами.

6. Реклама не должна формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.

Названное выше требование также перешло в новом законе из категории специальных в категорию общих требований. В ранее действовавшем законе аналогичные требования содержались в статье 16, посвященной рекламе алкогольных напитков, пива, табака, а также в статье 6 «Недобросовестная реклама».

Практика применения данной статьи позволяет выделить две формы дискредитации лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами:

• путем наделения потребителей рекламируемого товара дополнительными преимуществами (например, утверждение в рекламе моющего средства, что «благоразумные хозяйки выбирают «А»»);

• путем прямого обращения к лицам, не пользующимся рекламируемым товаром, с указанием на их недостатки (например, в рекламе косметического средства от подростковых прыщей указывалось, что если потребители не будут пользоваться этим средством, то у них появятся прыщи) [79, с. 53–54].

7. В рекламе не допускается:

• использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;

• указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;

• демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

• использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

• указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

• указание на лечебные свойства, т. е. положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Перечисленные выше общие требования к рекламе представляют собой обобщение требований общественности, положений других федеральных законов, которые устанавливают определенные требования к рекламе во избежание введения потребителя в заблуждение и угрозы его здоровью.

В ранее действовавшем законе существовало небесспорное требование об обязательном распространении рекламы на русском языке.

Аналогичные требования отсутствуют в законодательствах о рекламе большинства стран. Исполнение этого требования приводило к многочисленным спорам (например, относительно вывески на иностранном языке), необходимости регистрации рекламных слоганов на иностранном языке в качестве товарных знаков, проблемам при продвижении на российском рынке иностранных товаров и их производителей. Новая редакция данного требования – запрет на использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации, позволяет решить перечисленные выше проблемы, не ущемляя при этом права потребителя рекламы.

Примером рекламы, нарушающей одно из указанных общих требований, может служить реклама красного сухого вина, размещенная в газете: «Рубиновый доктор. Красное сухое вино – уникальный продукт, подаренный нам природой. Этот напиток не только хорош на вкус, но и является сильным натуральным лекарством».

8. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флаги, гербы, гимны), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Указанное требование пришло в новом законе на смену статье «Неэтичная реклама». Правоприменение данной статьи ранее действовавшего закона сталкивалось с многочисленными проблемами, связанными со сложностью доказательства факта распространения неэтичной рекламы из-за неопределенности формулировок и субъективности подхода к оценке рекламы. Правовое регулирование вопросов этичности, пристойности рекламы сталкивается с многочисленными трудностями, которые в большинстве развитых стран решаются на уровне саморегулирования: при проведении предварительных экспертиз, путем осуждения рекламы рекламными ассоциациями.

9. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Ранее подобная реклама относилась к недобросовестной (статья 6 Закона «О рекламе» 1995 г.). Данное требование направлено на защиту потребителей рекламы, которых вводят в заблуждение, умалчивая в рекламе о существенных условиях, например, договора кредита, страхования, предоставления услуг связи и т. п. К сожалению, доказать факт искажения смысла информации и введения потребителя в заблуждение контролирующим органам будет непросто. Рекламодатели часто используют в текстах рекламы мелкий шрифт, ссылку на справочные телефоны, информационные сайты, чем обеспечивают формальное соблюдение установленных требований. Однако смысл рекламных объявлений «Автомобиль без денег!», «Новый автомобиль в обмен на старый» не всегда понятен даже опытному потребителю.

В рекламе услуг пейджинговой связи сообщалась цена за пользование услугами оператора связи в размере 10 у.е. в месяц. В ходе выяснения действительных обстоятельств предоставления услуг связи антимонопольным органом было установлено, что плата 10 у.е. в месяц предусмотрена лишь в случае оплаты услуги за год вперед. При ежемесячной оплате услуг оператора пейджинговой связи размер абонентской платы составлял 14 у.е. в месяц. В связи с отсутствием в рекламе части информации о том, при каких условиях размер месячной абонентской платы за услуги оператора пейджинговой связи составляет 10 у.е., реклама была признана недобросовестной [79, с. 56].

Федеральным законом от 12 апреля 2007 г. № 48-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления требований стоимостных показателей» установлено новое общее требование к рекламе: стоимостные показатели должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.

10. В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.

Данное правило дополняет требование о достоверности рекламы, ее соответствии действующему законодательству. В новом законе такое требование сформулировано впервые.

11. Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио– и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, т. е. рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

Это требование нового закона практически полностью соответствует статье 10 «Скрытая реклама» ранее действовавшего закона, а также статье 4 Закона О средствах массовой информации. В судебной и административной практике почти отсутствуют случаи привлечения к ответственности за распространение скрытой рекламы. Нет и аналитических материалов по скрытой рекламе: возможно, это связано с отсутствием специальной техники и технологий, технического регламента, позволяющих идентифицировать такую рекламу.

12. Не допускается размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.

Это требование представляет собой новеллу в Законе о рекламе и направлено на защиту несовершеннолетних в связи с особенностями психики детей, их легковерностью и отсутствием опыта.

13. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах.

Данное общее правило можно обобщенно назвать требованием законности рекламы. Такая формулировка закона позволяет применять к рекламе иные нормативные акты, которые не противоречат Закону о рекламе.

Согласно Федеральному закону от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», при использовании русского языка, в том числе в рекламе (пункт 6 статьи 1), не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке. К сожалению, нормы современного русского литературного языка, правила русской орфографии и пунктуации пока не утверждены в качестве нормативного акта. В рекламе часто встречается нарушение установленных правил русского языка, грамматические, стилистические, пунктуационные, речевые и другие ошибки. Достаточно часто можно встретить рекламу, использующую не предусмотренные ни одним словарем слова и выражения: «сникерсни», «тонкомото» и т. д. Случаи привлечения к ответственности за нарушение правил употребления современного русского литературного языка в рекламе и других сферах пока не получили распространения. Правовыми актами сложно регулировать такое великое и живое явление, как русский язык, поэтому представляется обоснованным использование возможностей саморегулирования в целях предупреждения нарушений правил русского языка в рекламе.

Использование в рекламе результатов творческой деятельности (интеллектуальной собственности) должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. В России в качестве объектов интеллектуальной собственности охраняются произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных; исполнения, постановки, фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю радио– и телепередач; изобретения, полезные модели и промышленные образцы; товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров; фирменные наименования, коммерческие обозначения, секреты производства (ноу-хау) и другие объекты. Использование перечисленных выше объектов в рекламе должно быть основано на соответствующем договоре или правообладании по иному основанию.

14. В числе общих требований к рекламе можно перечислить также список товаров (работ, услуг), реклама которых не допускается. Согласно статье 7 Закона о рекламе, к ним относится реклама:

• товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;

• наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

• взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий;

• органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи;

• товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;

• товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;

• товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Частично эти требования присутствовали в ранее действовавшем законодательстве. Следует приветствовать отмену обязательного указания номера лицензии и наименования органа, выдавшего лицензию, в рекламе, а также обязательности пометки «подлежит обязательной сертификации» (Закон «О рекламе» 1995 г., статья 5).

В целом данная статья приводит законодательство о рекламе в соответствие с Уголовным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 109-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Закон о наркотических средствах и психотропных веществах) и другими законами.

Государство использует различные методы регулирования экономических отношений, в том числе вводит лицензирование отдельных видов деятельности, сертификацию, государственную регистрацию товаров, устанавливает запреты на производство и продажу определенной продукции. Для понимания данного общего требования о запрете рекламы определенных товаров (работ, услуг) следует обратиться к соответствующему законодательству.

Цель лицензирования определяется необходимостью контроля со стороны государства за качеством и безопасностью производства товаров, выполнения работ и оказания услуг в наиболее важных для общества и государства сферах деятельности.

Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании), лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Закон о лицензировании ограничил сферу государственного регулирования, отнеся к лицензируемым только те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Наиболее часто рекламируются следующие лицензируемые виды деятельности:

• деятельность кредитных организаций;

• перевозки грузов и пассажиров;

• деятельность в области связи.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании) определяет сертификацию как форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Сертификация может носить добровольный и обязательный характер.

Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, определяется Правительством Российской Федерации. К важнейшим группам таких товаров относятся следующие:

• товары для детей;

• товары для профилактики и лечения заболеваний;

• пушно-меховые и овчинно-шубные изделия;

• оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника;

• предметы обстановки дома;

• культтовары, товары для досуга и развлечений;

Работы и услуги на территории России не подлежат обязательной сертификации.

Требует уточнения перечень товаров, подлежащих государственной регистрации. Перечни товаров, подлежащих государственной регистрации, содержатся в разных нормативных актах: приказе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 14 марта 2005 г. № 505-Пр/05 «О номенклатуре технических и иных средств реабилитации инвалидов отечественного и зарубежного производства, подлежащих государственной регистрации», Правилах государственной регистрации лекарственных средств (утвержден Минздравом Российской Федерации от 1 декабря 1998 г. № 01/29-14), приказе Минздрава Российской Федерации от 10 ноября 2002 г. № 344 «О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей», Положении о государственной регистрации и ведении государственного реестра отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2001 г. № 262).

Согласно последнему из перечисленных выше документов, государственной регистрации подлежат отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека, а также впервые ввозимые на территорию Российской Федерации. Номенклатура указанной продукции утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Указанная продукция допускается к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации, применению (использованию) после ее государственной регистрации. Государственную регистрацию такой продукции проводит Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В новом законе формально отсутствует такое требование как распознаваемость рекламы; в статьях, посвященных рекламе в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, периодических печатных изданиях, рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, указывается на обязательное предварительное уведомление о распространении рекламы.

В целом общие требования в новом законе стали более логичными, подробными, и вместе с тем многие из них носят более общий характер (например, требование о законности рекламы). Устранены противоречия, существовавшие между положениями действующего Закона о рекламе и других законов. Отменены многие положения ранее действовавшего закона, которые показали невозможность или нецелесообразность применения.

Правила размещения рекламы на Яндексе. Требования к рекламным материалам

Реклама некоторых товаров и услуг запрещается или ограничивается действующим законодательством. В этом документе рассказывается о том, что, как и почему можно или нельзя рекламировать, а также приведены цитаты из законов, объясняющие действующие запреты и ограничения.

Нельзя рекламировать*

товары, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации. Например: контрафактные товары; услуги регистрации по месту жительства; дипломы;

наркотические вещества, психотропные вещества и их прекурсоры;

взрывчатые вещества и материалы, кроме пиротехнических изделий;

товары и услуги, подлежащие сертификации / лицензированию, при отсутствии необходимых сертификатов / лицензий;

распространение (продажу) дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ;

табачные изделия и курительные принадлежности;

медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности.

Нельзя рекламировать в интернете*

основанные на риске игры и пари, а также их организаторов;

Можно рекламировать с соблюдением особых требований*

лотереи и стимулирующие мероприятия;

лекарства, медицинскую технику;

товары при дистанционном способе их продажи.

информационную продукцию, подлежащую классификации в соответствии с требованиями ФЗ от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством РФ

Не допускается реклама товаров (работ, услуг), производство и (или) реализация которых запрещены законодательством РФ (статья 7 ФЗ «О рекламе»).

В частности, запрещено:

приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (статья 324 УК РФ)**;

подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков (Статья 327 УК РФ)**;

изготовление, распространение, предложение к продаже или иное использование товаров, которые приводят к нарушению исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации***.

Реклама товаров и услуг, подлежащих сертификации / лицензированию, при отсутствии необходимых сертификатов / лицензий

Не разрешается реклама товаров в случае отсутствия такой сертификации или лицензии (ст. 7 ФЗ «О рекламе»).

Копии Сертификатов или Лицензий должны быть предоставлены в службу размещения до момента начала размещения рекламы (ст. 13 ФЗ «О рекламе»).

Подробнее: статья 7 и статья 13 ФЗ «О рекламе».

Реклама о распространении (продаже) дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ

Не допускается реклама продаж дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации (п. 5 Постановления Правительства РФ от 27.09.2007г. № 612 «Правила продажи товаров дистанционным способом»; ст. 7 ФЗ «О рекламе»)

Список товаров, свободная реализация которых запрещена, установлен Указом Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 «Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».

К данным товарам, в частности, относятся:

Драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них;

Драгоценные камни и изделия из них;

Рентгеновское оборудование, приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ и изотопов;

Яды, наркотические средства и психотропные вещества;

Лекарственные средства, за исключением лекарственных трав;

Лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье) (введено распоряжением Президента РФ от 30.11.1992 N 743-рп).

Подробнее: Статья 7 ФЗ «О рекламе»; Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 г.; Указ Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179.

Реклама оружия

Список мест, в которых разрешена реклама оружия, содержится в статье 26 ФЗ «О рекламе». Интернет в списке мест, где может быть размещена подобная реклама, не указан.

Подробнее: Статья 26 ФЗ «О рекламе».

Реклама основанных на риске игр и пари, а также их организаторов

Список мест, в которых разрешена реклама основанных на риске игр и пари, а также их организаторов, содержится в статье 27 ФЗ «О рекламе». Интернет в списке мест, где может быть размещена подобная реклама, не указан.

Требования данной статьи закона распространяются на рекламу организатора основанных на риске игр, пари, являющегося игорным заведением, и мест их проведения.

Подробнее: статья 27 ФЗ «О рекламе».

Реклама алкогольной продукции

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Реклама медицинских услуг

Осуществление медицинской деятельности подлежит обязательному лицензированию (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального Закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»).

Копия лицензии должна быть предоставлена в службу размещения до момента начала размещения рекламы (ст. 13 ФЗ «О рекламе»).

Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей

В соответствии с п. 8 ст. 7 ФЗ «О рекламе» запрещено размещение рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Реклама лотерей и стимулирующих мероприятий

Требования к содержанию рекламных материалов, используемых для рекламы лотерей и стимулирующих мероприятий, установлены статьями 9 и 27 ФЗ «О рекламе».

Проведение лотереи осуществляется оператором лотереи на основании распоряжения Правительства РФ о проведении данной лотереи и соответствующего контракта на ее проведение с организатором лотереи (ФЗ «О лотереях» от 11.11.2003 № 138). Копии распоряжения Правительства РФ и контракта должны быть предоставлены в службу размещения до момента начала размещения рекламы.

Для лотерей, зарегистрированных до 30.12.2013 г., необходимо предоставить разрешение на проведение лотереи, выданное уполномоченным органом (ФНС).

Подробнее: статья 9 и статья 27 ФЗ «О рекламе».

Реклама лекарств и медицинских товаров

Требования к содержанию рекламы лекарственных средств и медицинских товаров, установлены статьей 24 ФЗ «О рекламе».

Лекарственные препараты могут рекламироваться на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 13 Федерального Закона от 12.04.2010 № 61 «Об обращении лекарственных средств»).

Подробнее: статья 24 ФЗ «О рекламе».

Реклама БАДов

Требования к содержанию рекламных материалов, используемых для рекламы БАДов, установлены статьей 25 ФЗ «О рекламе».

Биологически активные добавки должны проходить процедуру государственной регистрации (ФЗ от 02.01.2000 № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

Выданные до 15.08.2003 г. свидетельства о государственной регистрации на биологически активные добавки к пище действительны до истечения срока их действия (п. 3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.08.2003 № 146 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе биологически активных добавок»).

Не допускается реклама БАДа без свидетельства о государственной регистрации (ст. 7 ФЗ «О рекламе»).

Подробнее: статья 25 ФЗ «О рекламе».

Реклама детского питания

Требования к содержанию рекламных материалов, используемых для рекламы детского питания, установлены статьей 25 ФЗ «О рекламе».

Детское питание подлежит обязательной сертификации согласно п. 2 Перечня пищевых продуктов, материалов и изделий, косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта, подлежащих государственной регистрации (Приложение к Положению о государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий и ведении Государственного реестра пищевых продуктов, материалов и изделий, разрешенных для изготовления на территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации и оборота, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 № 988).

Не допускается реклама продуктов детского питания без свидетельства о государственной регистрации (ст. 7 ФЗ «О рекламе»).

Подробнее: статья 25 ФЗ «О рекламе».

Реклама финансовых услуг

Статья 28 ФЗ «О рекламе» предъявляет требования к содержанию рекламных материалов для рекламы финансовых услуг, в том числе:

Услуги по предоставлению потребительских кредитов (займов);

Услуги на рынке ценных бумаг;

Услуги по договору лизинга;

Услуги, оказываемые финансовыми организациями и связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

Осуществление управления, включая доверительное управление, активами (в том числе ценными бумагами, инвестиционными резервами акционерных инвестиционных фондов, паевыми инвестиционными фондами, пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов, средствами пенсионных накоплений, ипотечным покрытием, накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих);

Привлечение денежных средств в долевое строительство.

Осуществление банковских операций подлежит лицензированию в соответствии с ФЗ от 02.12.1990г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Осуществление страхования (за исключением перестрахования и иных предусмотренных федеральными законами случаев) интересов юридических лиц, а также физических лиц — резидентов Российской Федерации может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в установленном порядке (Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокерская деятельность; дилерская деятельность; деятельность по управлению ценными бумагами; депозитарная деятельность; деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг; подлежит лицензированию в соответствии с ФЗ от 22.04.1996г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Деятельность акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами подлежит лицензированию в соответствии с ФЗ «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156 и ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75.

Реклама вышеуказанных видов деятельности не допускается при отсутствии соответствующей лицензии у рекламодателя, кроме лизинговой деятельности (ст. 7 ФЗ «О рекламе»).

В соответствии со ст. 4 ФЗ от 21.12.2013 г. № 353 «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Подробнее: Статья 28 ФЗ «О рекламе».

Реклама ценных бумаг

Требования к содержанию рекламных материалов, используемых для рекламы ценных бумаг, установлены статьей 29 ФЗ «О рекламе».

Подробнее: статья 29 ФЗ «О рекламе».

Реклама товаров при дистанционном способе их продажи

Продажей товаров дистанционным способом признается продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.2007 года №612)

Содержание рекламных материалов, используемых для рекламы товаров при дистанционном способе продажи, регулируется статьей 8 ФЗ «О рекламе».

Если вы рекламируете товары, продажа которых осуществляется дистанционным способом, в рекламе вы должны указать сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Примечание: Просим обратить внимание, что не допускается распространение (продажа) дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

Подробнее: статья 8 ФЗ «О рекламе»

Реклама информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями ФЗ от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Размещение рекламы информационной продукции, предназначенной для оборота на территории Российской Федерации (продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи), подлежащей классификации в соответствии с требованиями ФЗ от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ допускается только при условии указания категории данной информационной продукции (часть 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе»). Рекламодатель обязан соблюдать указанные требования и несет ответственность за правильное определение категории вышеуказанной продукции, в случае если такая продукция является объектом рекламирования, а также указание в такой рекламе соответствующей категории рекламной продукции.

Реклама информационной продукции (ИП) должна сопровождаться соответствующей категорией ИП:

категория ИП для детей, не достигших возраста шести лет, — в виде «0+»;

категория ИП для детей, достигших возраста шести лет, — в виде «6+» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

категория ИП для детей, достигших возраста двенадцати лет, — в виде цифры «12+» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

категория ИП для детей, достигших возраста шестнадцати лет, — в виде «16+» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

категория ИП, запрещенной для детей, — в виде «18+» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

Изменения в законодательстве РФ

В случае изменения положений законодательства Российской Федерации, Яндекс вправе применять новые требования к рекламе, в том числе остановить или ограничить размещение данной рекламы не более, чем за 5 (пять) рабочих дней до вступления указанных изменений в силу.

* Список неполный и может изменяться.

** Например: дипломы образовательных учреждений, больничные листы.

*** К результатам интеллектуальной деятельности относятся (статья 1225 ГК РФ):

произведения науки, литературы и искусства, в том числе музыкальные произведения, аудиовизуальные произведения (фильмы, музыкальные клипы, фонограммы и т.д.);

программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать такой результат по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом (Статья 1270 ГК РФ), в том числе разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности.

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя (Статья 1229 ГК РФ).

До начала размещения рекламы (объектом рекламирование которой является результат интеллектуальной деятельности) Яндекс вправе запросить у рекламодателя документ (копию), подтверждающий право использовать соответствующий (рекламируемый) результат интеллектуальной деятельности.

Данное правило, в том числе распространяется на рекламу сервисов (сайтов), основным содержанием которых являются результаты интеллектуальной деятельности (музыкальные произведения, программы для ЭВМ и иные).

В случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными. В частности, к контрафактным товарам можно отнести копии оригинальных товаров (часов, одежды и т.д.).

К средствам индивидуализации относятся (статья 1225 ГК РФ):

товарные знаки и знаки обслуживания;

Подробнее: Статьи 1225; 1229; 1252; 1259; 1270 ГК РФ (Часть IV).

Еще по теме:

  • Власов гражданский процесс учебник Логика. Папка дошкольника У нас вы можете скачать книгу Гражданский процесс. Учебник А. А. Власов в fb2, txt, PDF, EPUB, doc, rtf, jar, djvu, lrf! Порядок возбуждения и рассмотрения гражданских дел в суде надзорной инстанции. Принцип разумности в российском гражданском процессе. Пособие […]
  • Налоговый консультант адвокат Енина Светлана Анатольевна Услуги и цены О специалисте Образование: Белгородский государственный университет, юридический факультет, специальность «юриспруденция» (2009 г.). В 1999 году окончила ВЗФЭИ, факультет – бухгалтерский учет и аудит, специальность «бухгалтерский учет и аудит». […]
  • Бракоразводный процесс по обоюдному согласию с ребенком Cколько времени длится развод через суд если есть ребенок? Главная ценность в жизни любого человека – это его семья. Безусловно, прекрасно, когда самый близкий человек всегда рядом. Чудесно, когда появляется ребенок. Но полноценная здоровая семья – это сложно достижимый идеал в нашем […]
  • 65451 воинская часть информация актуальна на 15.09.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Учредители Связи Выписка из ЕГРЮЛ ФНС РФ"> Ликвидация Регистрация организации признана недействительной по решению суда. Сведения о […]
  • Беляков николай васильевич адвокат Урок Кубановедения по теме "Поэты Кубани о Великой Отечественной войне" Цели урока: Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, за соотечественников, Расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, о героизме советского народа. Познакомить […]
  • Оплата при покупке земельного участка Договор аванса при покупке земельного участка: что необходимо знать при его составлении? Так как приобретение земельного участка в настоящее время — достаточно серьезное вложение денежных средств, которое требует много сил и времени. Именно по этой причине сейчас достаточно часто […]
  • 1 ст 256 гпк рф Статья 256. Срок обращения с заявлением в суд Утратила силу с 15 сентября 2015 года. - Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ. 1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. 2. Пропуск […]
  • Обязанности банка перед клиентами Обязанности банка перед клиентами 9.3.4. Права и обязанности клиента и банка Основным правом клиента следует считать право в любое время потребовать возврата (выдачи) денежных средств в пределах суммы счета. Второе право клиента — требовать от банка исполнения за счет клиента его […]