Меню

Право на судебную защиту по Конституции РФ.

Право на судебную защиту (англ. Right for Legal Defence) гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита — один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права, осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.

Всеобщая декларация прав человека предусматривает, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (статья 8) и что каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом (статья 10).

Европейская конвенция о правах человека предусматривает, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статьи 6).

Помимо государственных способов защиты прав, свобод и интересов в современных правовых системах допускаются и другие способы защиты прав, например, такой как самозащита права (ст.14 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Однако, только наличие в правовой системе института судебной защиты права, основанного на принципе «всякое нарушенное право подлежит судебной защите», является необходимым условием признания такой правовой системы подлинно демократической.

Кроме этого, в современных правовых системах должна быть гарантирована независимость судебной ветви государственной власти. Эта независимость, обеспечиваемая мерами правового, организационного, политического, идеологического характера, есть непременный атрибут нефиктивного института судебной защиты нарушенных прав, в котором судебная защита нарушенных прав субъекта гарантируется в том числе и в случаях посягательств на права и свободы человека со стороны государства.

Право на судебную защиту декларировано в Конституции РФ.

В ст. 46 п.1. «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Таким образом закрепляется реализация этого права для всех и для каждого. Кроме того, это право также распространяется на юридических лиц, поскольку последние представляют собой объединение физических лиц.

В п. 2 ст. 46 закрепляется право гражданина на обжалование действий(бездействия) органов государственной власти. «Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд»

Пункт 3 ст.46 закрепляет право гражданина РФ обращаться в международные суды(Европейский суд по правам человека), в случае, если исчерпаны все варианты решения вопроса внутри государства. «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты»

Правоприменительная деятельности, осуществляемая судом при разрешении социальных конфликтов, непосредственно определяется правами и свободами человека и гражданина (ст. 2, 18 и 46 Конституции РФ).

Необходимость надлежащей защиты этих прав требует специальных гарантий в самом судопроизводстве, и названные конституционные нормы не только указывают на целевую направленность судопроизводства, но и закрепляют основу для контролирующей деятельности суда в сфере правосудия.

2. Роль гражданского процессуального права в укреплении законности РФ.

Статья 46 Конституции РФ

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Комментарий к Статье 46 Конституции РФ

1. Среди средств государственной защиты судебная защита занимает особое место, поскольку осуществляется самостоятельным и независимым в системе государственной власти органом правосудия, специально предназначенным для обеспечения своей деятельностью прав и свобод человека и гражданина. Конституционный Суд РФ при характеристике права на судебную защиту рассматривает его как одно из основных неотчуждаемых прав человека и одновременно гарантию и средство обеспечения всех других прав и свобод (см., например, Постановление КС РФ от 11.05.2005 N 5-П*(600)). Оно гарантируется каждому, т.е. правом на судебную защиту могут воспользоваться российские граждане и их объединения, иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства (см. Постановление КС РФ от 17.02.1998 N 6-П*(601)).

По статье 46 Конституции РФ право на судебную защиту входит в состав соответствующего конституционного правоотношения, в юридическое содержание которого наряду с правом на судебную защиту управомоченного лица входит обязанность суда как органа государственной (судебной) власти обеспечить реализацию данного субъективного права. Однако заинтересованное лицо не вправе по своему усмотрению выбирать конкретный суд для обращения за судебной защитой, поскольку порядок судопроизводства, включая правила определения подведомственности и подсудности судебных дел, определяется законом. Соответственно, защиту прав с учетом распределения компетенции между различными судами осуществляют: посредством конституционного судопроизводства Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства суды общей юрисдикции, посредством гражданского и административного судопроизводства арбитражные суды (см. комментарии к ст. 118, 125-127).

Перечисленные суды входят в единую судебную систему страны и в соответствии с Конституцией (ст. 10, ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 118) как носители государственной (судебной) власти наделяются специальными полномочиями по осуществлению правосудия. Ни один орган, кроме государственного суда, такими полномочиями в Российской Федерации не обладает. В связи с этим неточной является формулировка ст. 11 ГК, которая к одной из форм судебной защиты гражданских прав относит их защиту третейским судом. Третейское разбирательство — это общественная, несудебная форма разрешения правовых конфликтов; соответственно, деятельность третейских судов, как и иных квазисудебных органов, не входящих в судебную систему РФ, не является правосудием. Это не умаляет значения для защиты прав внесудебного порядка разрешения некоторых споров, осуществляемого по волеизъявлению сторон или в связи с установлением федеральным законом обязательной досудебной процедуры их урегулирования. При условии сохранения возможности обратиться к средствам последующего судебного контроля такой порядок не противоречит конституционному праву на судебную защиту (см. Определение КС РФ от 08.04.2003 N 158-О*(602)).

Недопустимость в силу конституционных требований возложения полномочий по осуществлению правосудия на какой-либо иной орган, кроме суда, должен соблюдаться законодателем и при установлении порядка осуществления судопроизводства. На любой стадии разрешения судебного спора обязательные для всех участников судопроизводства решения вправе принимать только суд как носитель судебной власти, действующий при осуществлении правосудия самостоятельно и независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и закону (см. Постановление КС РФ от 25.02.2004 N 4-П*(603)). Это не препятствует установлению инстанционного порядка прохождения судебных дел, при котором суд более высокой инстанции осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов (см. комментарии к ст. 126 и 127).

Обычно судопроизводство по конкретному делу возбуждается по обращению лица, заинтересованного в защите принадлежащего ему права, которое нарушено или неправомерно оспаривается, однако значительное количество судебных дел возникает также по инициативе лиц, действующих в защиту публичного интереса. Наиболее отчетливо это выражено в судопроизводстве по уголовным делам, инициатором передачи которых в суд (кроме дел частного обвинения) является прокурор, осуществляющий от имени государства уголовное преследование. Такая же специфика характерна для административного судопроизводства, в котором дела об административных правонарушениях возбуждаются в суде по обращениям государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Посредством обращения в суд по таким делам уполномоченные органы обеспечивают реализацию государством своей обязанности по защите прав человека и гражданина, когда они становятся объектом посягательства со стороны правонарушителя вне зависимости от того, принадлежат соответствующие права конкретному лицу, участвующему в таком случае в процессе в качестве потерпевшего, или неопределенному кругу лиц. Однако при этом на основе состязательности и процессуального равноправия сторон должны обеспечиваться гарантии судебной защиты прав и свобод самого привлекаемого к ответственности лица, чтобы оно не понесло незаслуженного наказания, а сама процедура судопроизводства не приводила к ущемлению его законных интересов. К числу таких гарантий относится установленный законом последовательный порядок судопроизводства, предусматривающий необходимый для справедливого разрешения дела баланс взаимных процессуальных прав и обязанностей его участников, включая потерпевшего и привлекаемое к ответственности лицо, который должен неукоснительно соблюдаться судом.

Среди всего массива судебных дел основную часть составляют гражданские дела, разрешаемые судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, и арбитражными судами в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством. Возбуждаются они обычно по инициативе истца (заявителя), реализующего свое право на судебную защиту, однако цель защиты прав при осуществлении правосудия по гражданским делам распространяется не только на инициатора судопроизводства, но также на других лиц, участвующих в деле. В частности, по делам искового производства суд своим решением обязан удовлетворить требование истца и защитить его права, если они неправомерно нарушены ответчиком, но в случае необоснованного иска суд должен отказать истцу в его притязаниях и защитить таким отказом права ответчика, которые неправомерно оспорены. При этом суд также обязан строго соблюдать предусмотренный порядок судопроизводства, гарантирующий реализацию процессуальных прав участников судопроизводства, осуществляемого на основе состязательности и равноправия сторон.

При характеристике права на судебную защиту как одного из основных неотчуждаемых прав и свобод, признаваемых и гарантируемых в России согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17 Конституции), следует учитывать международные стандарты в сфере правосудия. Они сформулированы, в частности, в таких основополагающих международно-правовых актах, являющихся составной частью российской правовой системы, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 7, 8 и 10), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 14), Конвенция о защите прав человека 1950 г. (ст. 6).

В соответствии с международно-правовыми стандартами, нашедшими нормативное выражение и во внутреннем российском законодательстве, правосудие по своей природе предполагает эффективное восстановление в правах и должно отвечать требованиям справедливости. Это предполагает, в частности, доступность судебной защиты, правильное разрешение любого спора в разумные сроки независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, обеспечение на всех этапах судопроизводства процессуального равноправия сторон. Несовместима с природой правосудия и судебная ошибка, поскольку она создает препятствия для достижения целей судопроизводства, основной из которых является защита прав и свобод человека и гражданина (ст. 18 Конституции), в связи с чем Суд применительно к гражданскому, административному и уголовному судопроизводству сформулировал и многократно подтверждал правовую позицию об умалении и ограничении права на судебную защиту отсутствием возможности пересмотра ошибочного судебного акта (см., например, Постановление КС РФ от 05.02.2007 N 2-П*(604)).

Завершает реализацию права на судебную защиту исполнение решения суда, без чего соответствующее право даже в случае правильного и своевременного рассмотрения дела обратилось бы в фикцию; соответственно, в практике Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда исполнение решения рассматривается как неотъемлемая часть «суда» (см., например, Постановление от 30.07.2001 N 13-П*(605)). Следует этой позиции и Пленум ВС РФ, который в п. 12 постановления от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что по смыслу ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод исполнение судебного решения рассматривается как составляющая часть «судебного разбирательства».

Однако следует учитывать условное значение данного термина применительно к исполнительному производству, не случайно он употребляется в официальных текстах закавыченным. Принудительным исполнением судебных решений в Российской Федерации занимается служба судебных приставов, входящая в систему органов исполнительной власти. Соответственно, деятельность этой службы правосудием не является, хотя непосредственно связана с ним и осуществляется под контролем суда.

2. На суд как орган правосудия кроме защиты субъективных прав посредством рассмотрения дел об уголовных и административных правонарушениях, разрешения споров между участниками частно-правовых отношений возлагается конституционная обязанность контролировать деятельность публичной власти в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Соответственно, по ст. 46 Конституции в судебном порядке могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Право на судебную защиту от неправомерных решений и действий в сфере публичной власти не предполагает права заинтересованного лица по своему усмотрению выбирать конкретный суд для подачи жалобы, он определяется в соответствии с правилами подведомственности и подсудности, которые устанавливаются законом. В зависимости от вида оспариваемых актов, содержания публично-правового спора, его субъектного состава и характера обжалуемых действий таким судом может быть Конституционный Суд РФ или конституционный (уставной) суд субъекта РФ, Верховный Суд РФ и другие суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд РФ и другие суды арбитражной юрисдикции.

Конституционный Суд РФ обеспечивает реализацию права граждан и их объединений на судебную защиту посредством проверки конституционности федерального закона или закона субъекта Федерации, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, осуществляемой по их жалобам на нарушение конституционных прав и свобод (см. комментарий к ст. 125).

В порядке конституционного судопроизводства осуществляют судебную защиту и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, которые в настоящее время созданы и действуют в 15 регионах. Возможность их создания как судов субъектов Федерации, входящих в единую судебную систему страны, а также примерный перечень рассматриваемых ими вопросов предусмотрены ст. 4 и 27 Закона о судебной системе РФ (см. Определение КС РФ от 06.03.2003 N 103-О*(606)). При этом субъекты Федерации вправе в порядке собственного правового регулирования закрепить право граждан обращаться в конституционный (уставной) суд с запросом о проверке нормативных правовых актов, принятых на собственной территории, на предмет соответствия их своей конституции (уставу) (см., например, ст. 83 Закона Свердловской области от 06.05.1997 N 29-ОЗ «Об Уставном Суде Свердловской области»).

Суды общей юрисдикции жалобы на решения и действия в сфере публичной власти рассматривают по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, предусмотренных гл. 23-25 ГПК, или по правилам производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 30 КоАП РФ. Такие же жалобы, но подведомственные арбитражным судам, рассматриваются по правилам арбитражного процессуального законодательства, которое соответствующую процедуру относит к производству по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (гл. 22-24, 26 АПК).

В суды общей или арбитражной юрисдикции могут быть обжалованы также решения, действия (бездействие) общественных объединений, иных учреждений, предприятий, организаций и их объединений. Однако такие дела рассматриваются не в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, а по правилам искового производства, установленным, соответственно, гражданским или арбитражным процессуальным законодательством (см. п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 20.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»*(607)).

Российская правовая система предусматривает возможность оспаривания нормативных правовых актов не только в порядке конституционного судопроизводства, но и по правилам гражданского и арбитражного процессуального законодательства. В зависимости от подведомственности соответствующих жалоб в суд общей или арбитражной юрисдикции с соблюдением правил подсудности могут быть оспорены нормативные акты ниже уровня федерального закона — указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, законы и иные нормативные акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления. Однако они проверяются не на конституционность, а на предмет соответствия закону или иному нормативному акту, имеющему по отношению к проверяемому акту большую юридическую силу. При этом общие и арбитражные суды не вправе разрешать дела об оспаривании таких нормативных актов, спор о законности которых перерастает в конституционно-правовой спор.

В частности, судам общей и арбитражной юрисдикции не подведомственны дела об оспаривании конституций и уставов субъектов Федерации (см. Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П*(608)). Не вправе они также разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов Правительства РФ, если они приняты во исполнение полномочия, возложенного на него непосредственно федеральным законом (см. Постановление КС РФ от 27.01.2004 N 1-П*(609)).

3. Среди межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее востребованным у российских граждан является Европейский Суд по правам человека, куда они получили возможность обращаться с 5 мая 1998 г. после ратификации Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод*(610). Свою деятельность он осуществляет на основе принципа субсидиарности, подключаясь к вопросу реализации конвенционных положений, являющихся составной частью российской правовой системы, лишь в спорных ситуациях после исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты.

Федеральным законом о ратификации Конвенции предусмотрено, что Российская Федерация признает ipso fakto (в силу самого факта) и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией этих договорных актов. Соответственно, обязательный характер на территории страны имеют и постановления Суда, принятые в отношении РФ, что непосредственно влияет на уровень судебной защиты, осуществляемой российскими судами.

В частности, выполнение решений Европейского Суда по правам человека, касающихся России, предполагает обязательство со стороны государства принять меры частного характера, направленные на устранение нарушений прав человека, предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и последствий этих нарушений для заявителя, а также меры общего характера, с тем чтобы предупредить повторение подобных нарушений. Соответственно, Пленум ВС РФ в п. 11 постановления от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что суды в пределах своей компетенции должны действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение этих обязательств государства; если при судебном разбирательстве были выявлены обстоятельства, которые способствовали нарушению прав и свобод граждан, гарантированных Конвенцией, суд вправе вынести частное определение (или постановление), в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на обстоятельства и факты нарушения указанных прав и свобод, требующие принятия необходимых мер*(611).

Исходя из буквального текста Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», формально не являются обязательными для России решения Европейского Суда по правам человека, принятые по делам с участием других государств. Однако они содержат прецеденты Суда по вопросам толкования и применения конвенционных положений применительно к фактическим ситуациям, которые могут возникнуть и по российским делам. Применение в нашей стране Конвенции и Протоколов к ней вопреки этим прецедентам приводило бы к искажению действительного смысла конвенционных норм и к нарушению защищаемых данными актами прав и свобод человека и гражданина, что при подаче соответствующей жалобы неизбежно влекло бы ответственность государства. Соответственно, такие прецеденты, как формулирующие правила общего характера для разрешения типичных ситуаций, становятся, по существу, обязательными для всех участников Конвенции; не случайно почти во всех решениях против Российской Федерации Европейский Суд в обоснование своих выводов ссылается на прецеденты, сформулированные при разрешении дел с участием других государств (см., например, п. 51, 54, 56, 60-62 мотивировочной части постановления от 29 января 2004 г. по делу Кормачева против Российской Федерации*(612)).

Российской Федерацией признается также компетенция Комитета по правам человека, созданного в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г.*(613) В соответствии с установленной процедурой Комитет рассматривает индивидуальные жалобы лиц, утверждающих о нарушении государством какого-либо из прав, предусмотренных Пактом. Жалоба принимается к рассмотрению, если соответствующий вопрос не рассматривается с другой процедурой международного разбирательства и данное лицо исчерпало все внутренние средства правовой защиты за исключением случаев, когда применение таких средств неоправданно затягивается. По результатам разрешения жалобы Комитет не принимает обязательных решений, а лишь сообщает свое мнение по ней государству и соответствующему лицу. Однако в свой ежегодный доклад Генеральной Ассамблее ООН он включает краткий отчет о рассмотрении жалоб, что при установлении фактов нарушения прав и свобод негативно отражается на репутации государства.

Обращения о нарушении прав человека рассматриваются и другими органами ООН*(614). В частности, Комиссия по правам человека ООН, которая с февраля 1946 г. действует как вспомогательный орган Экономического и Социального Совета ООН (ОКОСОС). В соответствии с резолюцией 1503 от 27 мая 1970 г. она вправе рассматривать индивидуальные и коллективные сообщения о массовых и серьезных нарушениях прав человека в любой стране, являющейся членом ООН.

Исчерпанность всех внутригосударственных средств правовой защиты как условие обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод означает, что жалоба может быть подана после отказа лицу во всех инстанциях системы судов общей и арбитражной юрисдикции. Конституционное судопроизводство, если только гражданин не обратился в Конституционный Суд с жалобой на нарушение своих конституционных прав примененным или подлежащим применению в его деле законом, не относится к тем внутригосударственным правовым средствам, использование которых должно рассматриваться в качестве обязательной предпосылки для такого обращения (см.: п. 5 мотивировочной части Определения КС РФ от 13.01.2000 N 6-О; п. 9.3 мотивировочной части Постановления КС РФ от 05.02.2007 N 2-П*(615)).

Права человека и гражданина / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВА НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВА НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ

Судебная защита прав и свобод, как отмечалось ранее, гаранти­руется каждому и регулируется феде­ральными законами.

В теории права судебная защита рассматривается как составная часть правоохранительной функции государства. Однако законо­мерное в правовом государстве усиление влияния судебной власти, ее обособление от правоохранительных органов, выделение в самостоя­тельную ветвь государственной власти неизбежно приводят к пере­растанию судебной защиты прав и свобод граждан в самостоятельную государственную функцию.

В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обви­няемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов».

Российская Конституция возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и граж­данина (ст. 2). Согласно Конституции каждому предоставлено право:

• защищать свои интересы всеми не запрещенными законом спо­собами;

• обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

• обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Это свидетельствует о том, что Россия не только признает основ­ные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и сво­бод своих граждан в качестве одной из приоритетных функций госу­дарства. Именно это в первую очередь позволяет характеризовать его как демократическое и правовое.

Судебной защите присуще следующие основные черты:

1. Неограниченность или всеобщ­ность. Судебная защита распространяется на неограничен­ный круг лиц. Правом на судебную защиту обладают не только граж­дане, но и их объединения. Конституция России применительно к субъекту, права и свободы которого обеспечиваются судебной защи­той, употребляет термин «каждый», что подчеркивает неперсонифицированность судебной защиты. Судебные решения обязательны для всех субъектов права. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам, а также не имеющим гражданства лицам (апатридам).

2. Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, принадлежащие индивиду как в силу прямого указания Конституции и иных законов, так и не имеющие нормативного закре­пления (но не противоречащие закону). Право на судебную защиту, как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим (ст. 15 Конституции РФ) вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.

Руководствуясь Международным пактом о гражданских и политических правах (обязывающим государство обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве), Конституцион­ный Суд России в ряде постановлений указал на возможность обжа­лования в суд решений и действий (бездействия) любых государст­венных органов, в том числе самих судов.

3. Судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью дос­тижения признаваемых Конституцией целей: защиты основ конститу­ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интере­сов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государ­ства.

Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и сво­бод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений вла­стью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и ком­пенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции РФ), возмеще­ние вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти (ст. 53 Конституции РФ). В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицирован­ной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ), на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должно­стных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).

Конституция рф о праве на судебную защиту

В ст.1 Конституции РФ: Россия – правовое государство.

Ст.2: Человек, его права и свободы – это высшая ценность.

Ст.17: в РФ признаются и обеспечиваются права и свободы Ч и Гр. Согласно общепризнанным принципам и нормам МП и МД РФ.

Всеобщая Декларация прав человека ООН 1948г.

Два международных пакта 1966г.: «О политических и гражданских делах», «Об экономических, социальных и культурных правах»

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г.

Россия – их участница. Объем прав и свобод уже не зависит от национального законодательства, поэтому задача Росси сводится к тому, чтобы реально обеспечивать права на своей территории, чтобы они не были декларативными.

Ст.18 К РФ: права и свободы Ч и Гр. определяют содержание и смысл законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием. Отсюда вытекает, что право на судебную защиту — это одна из важнейших гарантий защиты прав и свободы граждан.

При этом, в ст.45 гарантирована государственная защита прав и свобод. Соответственно поскольку суды это органы государства, то ст.45 Конституции РФ уже предполагает судебную защиту нарушенных прав. Тем не мене, ст.46 особо оговаривает право каждого на судебную защиту. Указано так же, что решения государственных органов, органов МСУ, должностных лиц может быть обжаловано в суд. Т.е. в любом правовом споре последнее слово всегда остается за судом.

Соответственно данные нормы содержатся и в отраслевом законодательстве. Ст. 11 ГК РФ предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке. В административном порядке защита гражданских прав производится только тогда, когда это предусмотрено законом. Любое административное решение может быть обжаловано в суд.

Это обусловлено тем, что именно судебная защита обладает рядом преимуществ:

Специализация судов. Суды это органы государства, специально созданные для разрешения правовых споров, никакими другими видами деятельности они не занимаются. Тогда как административные органы осуществляют текущую управленческую деятельность и для них разрешение споров это всего лишь одно из направлений деятельности. Поскольку суды специализируются на разрешении споров, то это обеспечивает высокое качество данной деятельности.

Квалификация судей существует строгий отбор кандидатов в судьи. Они должны сдавать квалиф. экзамен, высокие требования к образованию, стажу работу, это гарантирует высокое качество работы по рассмотрению споров.

Особый статус судей. Судьи наделены гарантиями неприкосновенности, невмешательства в их деятельность, что гарантирует их независимость и беспристрастность. Соответственно гос. служащие таких гарантий не имеют, поэтому более зависимы при рассмотрении правовых споров.

Детальная регламентация процедуры рассмотрения споров. Порядок судопроизводства регулируется на уровне ФЗ. Т.к. гос. органы руководствуются административными регламентами, которые носят характер подзаконных актов, соответственно менее строгие требования к процедуре рассмотрения споров.

Поэтому именно судебная форма является основной, приоритетной формой защиты прав.

Соответственно, если обратиться к ст.56 К РФ, то там предусмотрена возможность ограничения некоторых прав и свобод в условиях чрезвычайного положения. В то де время, право на судебную защиту не может быть ограничено ни при каких условиях. Это так же подчеркивает значимость.

Форма и способ защиты нарушенных прав.

Форма защиты – это процессуальное понятие и оно отвечает на ? какой орган и в каком порядке осуществляет защиту нарушенных прав.

Судебная – это деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных суда, конституционных, уставных судов и дисциплинарного судебного присутствия.

Административная – деятельность различных гос. органов, органов МСУ и должностных лиц (прокуратура, нотариат и т.д.).

Общественная – деятельность негосударственных институтов (третейский суд, посредничество (мидиация), а так же самозащита права). Деятельность третейских судов относится не к судебной, а общественной, поскольку они судами не являются и в судебную систему не входят. Ст.11 ГК РФ: судебную защиту осуществляют суд, арбитражный суд и третейский суд.

Способ защиты – это материально правовое понятии и отвечает на вопрос с помощью каких мер ответственности и принуждения будет осуществляться защита нарушенного права?

Соответственно способы защиты установлены в материальных законах. Основные способы защиты гражданских прав – ст.13 ГК РФ.

Конституционное право граждан на защиту своих прав

Конституционное право граждан на защиту своих прав — раздел Право, Вопросы и ответы по Конституционному праву Конституция Рф Предусматривает Возможность Человека Защи­Щать.

Конституция РФ предусматривает возможность человека защи­щать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными зако­ном.

Способами самозащиты прав граждан являются:

— обращения в государственные органы и органы местного само­управления;

— обжалование в суд действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;

— обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения.

Заявления и жалобы граждан по поводу их нарушенных прав разре­шаются в срок до одного месяца со дня поступления в государствен­ный, общественный орган, на предприятие, в учреждение, организа­цию, которые обязаны разрешить вопрос по существу, а обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, — безотлагатель­но, но не позднее 15 дней.

Завершающий этап рассмотрения жалобы и заявления — вынесе­ние решения соответствующим органом, уполномоченным разрешать рассматриваемые в обращении вопросы. Надзор за точным исполне­нием законодательства в сфере рассмотрения обращений граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления возложен на органы прокуратуры.

В правовом государстве одним из наиболее действенных и распро­страненных способов защиты прав и свобод является судебная защита.

Конституционное право граждан на судебную защиту включает в себя два вида правомочий. Во-первых, это материальное содержание этого права (право на возмещение ущерба потерпевших от преступле­ний или вреда, причиненного незаконными действиями органами го­сударственной власти или их должностных лиц). Во-вторых, это про­цессуальное содержание (право на судебный иск, на индивидуальную или коллективную жалобу в Конституционный Суд РФ).

Право на обжалование в суд действий или бездействия, решений органов и должностных лиц у гражданина возникает в случаях, когда:

— нарушены его права и свободы;

— созданы препятствия осуществлению его прав и свобод;

— на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Наряду с другими органами по защите прав и свобод человека в России особое место принадлежит Конституционному Суду РФ, кото­рый можно назвать последней инстанцией для человека, обращающе­гося за защитой своих нарушенных прав.

Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Феде­рации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и сво­боды нарушаются законом, примененным или подлежащим примене­нию в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица.

Права человека и их защита в современном мире регулируются не только национальным правом, но и международным. Право каждого на обращения в межгосударственные органы возникает только тогда, когда исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защи­ты. (О порядке обращения в Европейский суд по правам человека см.: Карташкин В.Л. Как подать жалобу в Европейский суд по правам чело­века. М., 1998.)

ЛИТЕРАТУРА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Конституция Российской Федерации. Ст. 2, 45, 46, 125. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Россий­ской Федерации» от21июля1994г.сизм.идоп.//СЗ РФ. 1994.№ 13. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; № 51. Ст. 4824.

Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. в ред. 14 декабря 1995 г. // ВВС. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.

Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предло­жений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г. с изм. и доп. // Свод законов СССР. Т. 1. С. 379; ВВС СССР. 1980. № И. Ст. 192. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. Гл. 14. Безуглов А.Л., Солдатов С.А. Конституционное право России: В 3 т. М., 2001. Т. 1. Гл. IV.

Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в россии. М., 1997. Гл. 6. Институт прав человека в России / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 1998. Разд. 111.

Кашепов В. П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации // Государство и право. 1998. № 2.

Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. М., 1998. Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1999. Гл. 111.

Эта тема принадлежит разделу:

Вопросы и ответы по Конституционному праву

На сайте allrefs.net читайте: «Вопросы и ответы по Конституционному праву»

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Конституционное право граждан на защиту своих прав

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и метод конституционного права как отрасли права
Конституционное право — ведущая отрасль системы права Рос­сийской Федерации. В отличие от других отраслей права, которые воз­действуют на общественные связи в какой-либо одной облас

Нормы конституционного права
Конституционно-правовыми нормами являются установленные или санкционированные государством общеобязательные правила по­ведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с тем,

Конституционно-правовые отношения
Массовые и наиболее значимые для общества отношения, наце­ленные на осуществление фактической власти и суверенитета народа, а также на достижение свободы личности, получили название

Субъекты конституционного права Российской Федерации
Под субъектами конституционного права понимаются носители конституционных прав и конституционных обязанностей. Субъекты конституционного права подразделяются на три боль­ши

Типология законов в Российской Федерации
С 1990 по 2001 г. было издано около 1600 федеральных (общерос­сийских) законов по различным отраслям права1. Многие из них име­ют прямое отношение к конституционному прав

Особенности подготовки и принятия
Начало 1990-х гг. было ознаменовано политикой радикальных демо­кратических и рыночных реформ, что в конечном счете привело к мир­ной смене общественного строя. Действовавшая ранее К

Сущность, юридические свойства
Конституция РФ (от лат. constitutio — устанавливаю, учреждаю) — основной закон Российского государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и

Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения конституционных поправок
Конституция РФ различает термины «пересмотр» и «внесение по­правок». Пересмотром является изменение положений гл. 1, 2 и 9 Кон­ституции РФ, причем они не могут быть предметом рассмо

Прямое действие российской Конституции
Прямое (непосредственное) действие Норм Конституции РФ озна­чает, что независимо от наличия законодательных актов, конкретизи­рующих эти нормы, органы, представляющие все три ветви

Развитие советских Конституций (1918—1936 гг.)
Советские Конституции в своем развитии прошли несколько эта­пов, связанных с развитием советского государства. В основу проекта первой Конституции была положена «Деклара­ци

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 г.
В 1959 г. был сделан вывод о полной и окончательной победе соци­ализма в7 СССР, а в 1962 г. была образована Конституционная комис­сия по выработке новой общесоюзной Конст

Понятие и элементы
Конституционный строй (в узком смысле) — это способ организа­ции государства, закрепленный в его Конституцией получающий даль­нейшую регламентацию в текущем законодательстве.

Экономические основы конституционного строя
Экономические основы представляют собой базис конституцион­ного строя и складываются из отношений собственности, обмена, рас­пределения и потребления материальных и духовных благ.

Государственной власти в Российской Федерации
Принцип разделения властей получил свое воплощение в Россий­ской Федерации в последнее десятилетие, в ходе осуществления демо­кратических реформ. Главное содержание этого п

Понятие народного суверенитета
В науке конституционного права обычно различаются понятия на­родного, национального и государственного суверенитетов. Это взаи­мосвязанные понятия. Полновластие народа и нации, выра

Институты прямой (непосредственной) демократии
При непосредственной демократии изъявление воли народа осу­ществляется напрямую через следующие формы: — референдум; — выборы; — всенародные обсуждения пр

Конституционные основы многопартийности и политического плюрализма в России
Признание в России политического многообразия закреплено в ст. 13 Конституции РФ. Плюрализм означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политически

Понятие, сущность и принципы российского гражданства
В юридической науке понятие «гражданство» имеет различные значения: — субъективное право гражданина принадлежать к определенно­му государству; — правоотношение, со

Приобретение российского гражданства
Российское гражданство приобретается следующими способами: 1) по рождению; 2) в результате приема в гражданство; 3) восстановлением в гражданстве;

Прекращение российского гражданства
Кроме отношений по приобретению гражданства, федеральное за­конодательство регулирует и порядок прекращения гражданства РФ. Прекращение гражданства допускается только на основе добр

Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве
Государственными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: ¾ Президент РФ; ¾ Комиссия по вопросам гражданства при През

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
С точки зрения правового положения жителей государства обычно различают следующие их категории: — собственно граждан, т.е. лиц, имеющих документальное под­тверждение

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Под термином «миграция» обычно понимается совокупность различных по своей природе территориальных перемещений насе­ления, сопровождающихся изменением места жительства. Мигра­ция мож

Право политического убежища
Иностранным гражданам и лицам без гражданства российское го­сударство может предоставить право политического убежища, которое состоит в гарантии безопасности лица на территории госу

Понятие прав человека и гражданина
Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, важно со­отнести между собой категории «человек», «личность», «гражданин». Понятие «человек» показывает его с биологич

Прав и обязанностей граждан России
Нормы института основных (конституционных) прав и обязанно­стей граждан регламентируют отношения, которые определяют место и роль человека и гражданина в обществе и государстве, хар

И гражданина в Российской Федерации
Определяющая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся: — всеобщность и неотч

Три поколения прав человека и гражданина
Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод граж­дан их обычно подразделяют на три поколения. 1. Первое поколение включает провозглашенные буржуазными ре­волюциями (XVII—XVIII в

Система основных личных прав и свобод российских граждан
Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод (на междуна­родно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется в качест

Право человека на жизнь
Основным правом человека является право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ). Оно обеспечивает не просто физическое существование человека, а возможность вести полнокровную, отвечающую со­

Конституционное право граждан на свободу и личную неприкосновенность
Свобода понимается как отсутствие принуждения, каких-либо ограничений по отношению к личности, а также как свобода выбора, способность человека к достижению своих целей. Государство

Конституционное право граждан на неприкосновенность частной жизни
Право на неприкосновенность частной жизни означает, что человек вправе строить свою личную жизнь таким образом, как он сам того жела­ет. Это право является комплексным и включает в

Выбор места пребывания и жительства
Конституционное право на свободу передвижения состоит из двух основных правомочий: во-первых, право каждого, кто законно нахо­дится на территории РФ, свободно передвигаться по ее те

Конституционное право граждан на свободу совести
Логическим следствием принципа светскости государства являет­ся гарантированное государством право на свободу совести. Человек обладает правом иметь религиозные и иные убеж

Система основных политических прав и свобод российских граждан
Важное место в общей системе конституционных прав и свобод че­ловека и гражданина в Российской Федерации принадлежит политиче­ским правам и свободам. Наряду с личными (гражданскими)

Конституционное право граждан на свободу слова и массовой информации
Свобода слова — это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым раз­личным вопросам устно или в печати, а также другими средс

Конституционное право граждан на информацию
Право граждан на информацию — это самостоятельное конститу­ционное право, позволяющее свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным спосо­бом (ч. 4 с

Конституционное право граждан на объединение
Право на объединение выступает важнейшим условием осуществле­ния политической свободы и обеспечения подлинной демократии в об­ществе. Оно получило закрепление в ст. 30 Конституции Р

Конституционное право граждан на проведение публичных мероприятий
Одной из специфических форм участия граждан в управлении дела­ми общества и государства, социальной и политической активности гражданина выступает его право проводить публичные меро

В управлении делами государства
Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала кратко сказать о понятии политических прав и свобод и привести их систему. Наиболее общим, интегрирующим некоторые

Конституционное право на участие в отправлении правосудия
Носителями судебной власти являются исключительно граждане Российской Федерации, имеющие в соответствии с Конституцией РФ право на участие в отправлении правосудия. Это право может

Конституционное право граждан на обращения
Важной формой участия граждан в управлении обществом и государ­ством являются их обращения в государственные органы и органы мест­ного самоуправления. Конституция РФ закрепляет прав

Культурных прав российских граждан
Экономические, социальные и культурные права олицетворяют собой второе поколение прав человека, которое возникло в значитель­ной мере на основе социалистических учений, в результате

Конституционные права и свободы граждан в сфере труда
Конституция РФ 1993 г. закрепляет права человека в сфере труда, которые имеют совершенно иное содержание в отличие от прежних Конституций, устанавливавших право на труд. Свобода тру

Конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь
Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие ценности. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь является комп

Конституционное право граждан на социальное обеспечение
Социальное обеспечение — забота каждого цивилизованного госу­дарства о своих гражданах, которые по независящим от них причинам не могут иметь достаточных средств к существованию.

Конституционное право граждан на образование
Право на образование, закрепленное в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, в ст. 28 Конвенции о правах ребенка, являясь одним из естественных прав человека, имеет целью удовлетв

Конституционное право граждан на участие в культурной жизни
Конституционное право каждого на участие в культурной жизни предполагает возможность осуществления деятельности по сохра­нению, созданию, распространению и освоению культурных цен­н

Ограничения прав и свобод граждан
Проблема установления конституционных ограничений — это проблема пределов свободы человека в обществе. Известно, что свобода не может существовать без ограничений, ибо каждый должен

Государственная защита прав и свобод граждан
Признание прав и свобод человека высшей ценностью, а их защиту обязанностью государства непосредственно вытекает из зафиксиро­ванного в Конституции положения о России как о демократ

Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
Идея учреждения в Российской Федерации института Уполномо­ченного по правам человека и гражданина впервые получила юридиче­ское выражение в Декларации прав и свобод человека и гражд

История российского федерализма (1917—1990 гг.)
Исторически Россия создавалась как централизованное унитар­ное государство, федерализм в официальных кругах никогда не при­знавался. Но элементы автономии можно было найти в статусе

Этапы развития современного российского федерализма
Современную историю российского федерализма можно условно разделить на несколько этапов: Первый — с июня 1990 г. по август 1991 г. — носит условное назва­ние «Революция или

Конституционно-правовой статус Российской Федерации
Оптимальной формой национально-государственного устройства для России является федерация, позволяющая избежать сверхцентра­лизации, которая, как показывает исторический опыт, может

Суверенитет и государственные символы Российской Федерации
Рассмотрение вопроса о государственном суверенитете РФ нужно начать с изучения его понятия и сущности. Суверенитет не есть сама власть, это — самостоятельность и свобода на

Конституционный статус субъекта Российской Федерации
Федеративное государство может строиться на одном из двух прин­ципов: территориальном или национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу федерации, и определяет

Виды субъектов Российской Федерации
Все субъекты Российской Федерации по объему их компетенции можно разделить на три группы. 1. Республики в составе России, которые могут принимать свои Конституции, устанавл

Конституционно-правовой статус республик в составе Российской Федерации
Специфика такого вида субъектов Российской Федерации, как республика в ее составе, заключается в том, что Конституция РФ (ч. 2 ст. 5) определяет их как государства. Важнейшим атрибу

Конституционно-правовой статус края, области
В состав Российской Федерации входят 6 краев (Алтайский, Крас­нодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаров­ский), 49 областей и 2 города федерального значения — Моск

Понятие и виды автономий
Автономия — широкое внутреннее самоуправление региона госу­дарства, а также особые права в сфере местного самоуправления, куль­туры, предоставляемые национальным меньшинствам (этнич

Национально-культурная автономия в Российской Федерации
Одним из институтов самоопределения является национально-культурная автономия, позволяющая гражданам Российской Федера­ции, принадлежащим к различным этническим общностям, в том чис

Сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов
Сфера совместного ведения в отличие от предметов, находящихся в исключительном ведении федерации, предполагает, что центр и субъекты действуют, реализуют свои полномочия с учетом во

Понятие и принципы административно-территориального устройства
Административно-территориальное устройство — разделение территорий государства на определенные части (районы, города и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует систе

Российской Федерации
Населенные пункты, находящиеся на территории Российской Фе­дерации, делятся на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города областного и районного

Государственной власти России
В юридической литературе термин «избирательное право» приме­няется в двух смыслах: объективном и субъективном. Объективное избирательное право — это система правовых норм,

Принципы избирательного права
На конституционном уровне закрепляются принципы российско­го избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, имеющие определяющее значение для института

Основные гарантии избирательных прав граждан
Выборы, если они действительно свободны, являются важным по­казателем демократизма. Под гарантиями избирательных прав граждан понимают условия и средства, обеспечивающие избирателям реальную и осоз

Ограничения избирательных прав граждан Российской Федерации
К ограничениям активного и пассивного избирательного права от­носятся: 1. Возрастной ценз.Для активного избирательного права — это 18 лет. Для пассивного и

Избирательный процесс, его основные стадии
Избирательный процесс — это урегулированная конституционны­ми и законодательными нормами деятельность органов и групп изби­рателей по подготовке и проведению выборов в государственные орга­ны и орг

Собрания — парламента Российской Федерации
Парламент — это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Кроме того, пар

Российской Федерации
Конституцией РФ установлено, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. По­скольку в составе России 89 субъектов, всего членов Совет

Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Различный характер состава и компетенции палат Федерального Собрания обусловливает их неодинаковую структуру. Совет Федерации выбирает Председателя и его заместителей, кото

Федерального Собрания Российской Федерации
Рассмотрение данного вопроса предполагает предварительное об­ращение к общей характеристике парламента России — Федерального Собрания (см. вопрос № 84). Государственная Дум

Федерального Собрания Российской Федерации
Порядок деятельности Государственной Думы определяется Кон­ституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, Регламентом Думы. Государственная Дума собир

Российской Федерации
Законотворческий процесс — главная составная часть правотвор­ческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов характе­ризует данный процесс в целом. Кроме законов «продукци

Акты Федерального Собрания Российской Федерации
Необходимо различать федеральные и иные законы, издаваемые российским парламентом, и акты его палат. Общая (единая) компетен­ция палат Федерального Собрания отсутствует. Важнейшая роль отв

Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы
Федерального СобранияРоссийской Федерации Депутат — это центральная фигура представительных органов власти. Депутаты Государственной Думы — это избранные народ

Гарантии депутатской деятельности. Депутатская неприкосновенность
Гарантии депутатской деятельности — это условия и средства, обеспечивающие реальную возможность депутату беспрепятственно и эффективно осуществлять свою депутатскую деятельность.

Правовой статус Президента Российской Федерации
Пост Президента РФ учрежден в 1990 г. Статус же изменен в связи с принятием Конституции РФ 1993 г. Современная конституционная модель предполагает особое место Президента в государс

Компетенция Президента Российской Федерации
Компетенция определяется особым местом Президента в системе государственной власти и закрепляется в конституционных нормах и в действующем законодательстве. Обширные прерог

В федеральных округах
Первоначально институт полномочных представителей Президен­та в регионах появился сразу же после известных августовских событий 1991 г., и их прерогативы были определены в самом общ

Процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности
Согласно Конституции Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособно­сти по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему пол­но

Органов государственной власти
При ответе на данный вопрос сначала нужно дать общую характери­стику конституционного принципа разделения властей, показать место Правительства РФ в системе органов государственной

Порядок формирования, полномочия, акты
Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляю­щим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, ег

Российской Федерации
Конституция РФ установила понятие судебной власти — необхо­димой и авторитетной ветви государственной власти в демократиче­ском и правовом государстве. Ее задачи — осуществ

Порядок формирования и место в судебной системе
Положение о высшей юридической силе Конституции по отно­шению к другим источникам права лежит в основе концепции кон­ституционной законности. В соответствии с ней любая нормоустанав

Компетенция и порядок деятельности
Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих 9 и 10 судей, но наиболее важные вопросы разрешаются на пленарных за­седаниях, где присутствуют все судьи этого суда.

Судебно-правовые акты
Закон и другие правотворческие акты государственных органов не являются единственной формой выражения норм конституцион­ного права, хотя для всех государств континентальной правовой

Власти субъектов Федерации
Законодательный (представительный) орган государственной вла­сти субъекта Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Росс

Субъектов Федерации
Исполнительные органы государственной власти субъекта Федера­ции в пределах ведения России и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов входят в единую (общероссийскую) сист

Понятие местного самоуправления
Действующая Конституция Российской Федерации впервые про­возгласила местное самоуправление второй (после государственной деятельности) формой осуществления публичной власти.

В Российской Федерации
Признавая местное самоуправление, Российская Федерация берет на себя обязательства по его развитию и защите. Это делается путем за­крепления основ местного самоуправления в Конститу

Структура и компетенция органов местного самоуправления
Население осуществляет право на местное самоуправление как не­посредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, со­брания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы

Гарантии местного самоуправления
Система гарантий прав местного самоуправления представляет со­бой совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту. В систему конституционных

Еще по теме:

  • Возврат страховки за кредит краснодар Возврат страховок по кредитам Добро пожаловать на сайт юридической фирмы "Егоров и партнеры" Уважаемые клиенты! За годы работы мы наработали множество постоянных клиентов, известное и громкое имя. Нас знают, нам доверяют! Мы вошли в ТОП 50 самых надежных юридических фирм России по […]
  • Legal english для юристов New materials Anglofon Studio was established by AndrГЎs Petz in 1996 as a translation agency. The company quickly gained recognition for the quality of its services in numerous sectors, especially among legal firms and corporate lawyers. In 2000, Anglofon Studio’s business activity […]
  • Регистрация новой редакции устава ооо Как зарегистрировать новую редакцию устава ооо Как зарегистрировать изменения устава ООО В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, взимается государственная пошлина в размере […]
  • Часть 2 ст 194 ук рф Часть 2 ст. 194 ук рф предусматривает повышенную уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 194 УК РФ уклонение от уплаты таможенных платежей […]
  • Относимость доказательства по уголовному делу Предмет и пределы доказывания по уголовному делу Предмет и пределы доказывания по уголовному делу. Понятие доказательства, его свойства. Виды доказательств (ч.2 ст.74 УПК РФ). Предмет доказывания — это обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу. Согласно ст. 73 УПК в ходе […]
  • Архангельск мировой суд судебного участка 3 Архангельск мировой суд судебного участка 3 Мировой судья судебного участка № 3 Балашихинского судебного района Московской области Аппарат мирового судьи Исполняющий обязанности мирового судьи Локтионова Наталья Владимировна руководитель аппарата мирового судьи Юрик Надежда […]
  • Мировой суд г электростали Мировой суд г электростали Михайличенко Карина Анатольевна Телефон: 8 496 574-73-18 назначена постановлением Московской областной Думы № 2/147-П от 26.11.2015 г. В связи с возможной некорректной работой электронной почты, просим направлять информацию на все указанные почтовые […]
  • Налог на земли общего пользования снт Налог на земли общего пользования Налог на земли общего пользования Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам. — Ж.Д’Аламбер Постатейный научно-практический комментарий к ФЗ-66 от 15.04.98 г. с изменениями по 14.04.2008 г. Скачайте! […]