Меню

Статья 59. Передаточный акт

1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Комментарий к Ст. 59 ГК РФ

1. Устанавливаемые в комментируемой статье требования к передаточному акту и разделительному балансу имеют целью как четкое урегулирование отношений при реорганизации юридического лица (например, между выделяемым, вновь возникшим лицом и ранее созданным), так и обеспечение прав и интересов кредиторов. Интересы последних заключаются в том числе в установлении порядка правопреемства и в выявлении лица (лиц), к которому (к которым) кредитор мог бы обратить свои требования.

2. Содержание передаточного акта или разделительного баланса должно отражать все права и обязанности, переходящие в результате правопреемства. В этом смысле положения комментируемой статьи несколько неточны, поскольку речь в них идет о правопреемстве «по всем обязательствам» реорганизованного юридического лица. Однако не менее важно для кредиторов знать и о судьбе вещных прав, а также иных прав и обязанностей, переходящих в результате реорганизации. Поэтому законодатель возлагает на составителей передаточного акта и разделительного баланса (учредителей (участников) юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации юридических лиц) обязанность указать в этих документах все права и обязанности реорганизованного юридического лица, в том числе права и обязанности по оспариваемым обязательствам.

3. Утвержденный передаточный акт или разделительный баланс представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц либо внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. В соответствии со ст. 14 Закона о регистрации юридических лиц при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации ;

———————————
Форма такого заявления утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

— учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

— решение о реорганизации юридического лица;

— договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

— передаточный акт или разделительный баланс;

— документ об уплате государственной пошлины;

— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подп. 1 — 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Вместе с тем нельзя не заметить того, что содержание представленных в регистрирующий орган разделительного баланса или передаточного акта никоим образом не влияет и не может повлиять на дальнейший ход процедуры реорганизации, поскольку регистрирующий орган не наделен полномочиями по проверке указанных документов на предмет учета в них всех прав и обязанностей, переходящих в порядке правопреемства. В этом смысле положения абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, закрепляющие такое основание для отказа в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, как отсутствие в передаточном акте или разделительном балансе положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица, вряд ли могут быть применены на практике. Регистрирующий орган не обладает, да и не может обладать информацией обо всех требующих отражения в этих по существу учетных документах правах и обязанностях каждого из юридических лиц.

Статья 59. Передаточный акт

1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Комментарий к статье 59 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена документирующим правопреемство при реорганизации ЮЛ передаточному акту и разделительному балансу. Данные документы должны содержать положения о правопреемстве по всем существующим обязательствам реорганизованного ЮЛ в отношении всех его кредиторов и должников, при этом не составляют исключения и те обязательства, которые на момент составления передаточного акта (разделительного баланса) оспариваются сторонами, а потому их судьба остается неопределенной и зависит от судебного решения. В передаточном акте (разделительном балансе) не отражаются обязательства, погашенные в процессе реорганизации, в том числе досрочно исполненные и прекращенные реорганизуемым ЮЛ в результате реализации его кредиторами соответствующих прав (п. п. 2, 3 ст. 60 ГК).

2. Согласно абз. 1 п. 2 ст. 59 (и с учетом п. п. 1, 2 ст. 57 ГК) при добровольной реорганизации ЮЛ передаточный акт (разделительный баланс) утверждают его учредители (участники) или уполномоченный орган ЮЛ, принявший решение о реорганизации, при вынужденной реорганизации — уполномоченный госорган, принявший решение о реорганизации, при принудительной реорганизации — суд. Передаточный акт (разделительный баланс) представляется вместе с учредительными документами в регистрирующий орган для регистрации вновь возникших ЮЛ (в результате слияния, разделения, выделения и преобразования) или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (сохранившихся в результате выделения и присоединения).

Кроме того, в заявлении о регистрации каждого вновь возникающего ЮЛ заявитель должен подтвердить, что их учредительные документы соответствуют предъявляемым законом требованиям, а содержащиеся в них сведения достоверны и что передаточный акт (разделительный баланс) содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего ЮЛ в отношении всех его кредиторов. В числе документов, представляемых для регистрации вновь возникших хозяйственных обществ, — договор о слиянии (подробнее о документах, представляемых в регистрирующий орган, при регистрации ЮЛ, создаваемого путем реорганизации, см. п. 1 ст. 14 Закона о регистрации юридических лиц); в свою очередь, договор о присоединении (учитывая, что при присоединении новое ЮЛ не возникает) представляют для внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного ЮЛ (п. 3 ст. 17 Закона о регистрации юридических лиц).

Правило абз. 2 п. 2 ст. 59 касается случаев слияния, разделения, выделения и преобразования: непредставление передаточного акта (разделительного баланса) или отсутствие в нем положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного ЮЛ влекут отказ в регистрации вновь возникших ЮЛ (см. также п. 1 ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц). Эта санкция не касается случаев присоединения за отсутствием здесь нового ЮЛ. Если в унитарных предприятиях, обществах с ограниченной (дополнительной) ответственностью разделительный баланс (а в акционерных обществах — разделительный баланс или передаточный акт) не позволяет определить правопреемника реорганизованного ЮЛ, вновь возникшие ЮЛ несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного ЮЛ перед его кредиторами (абз. 2 п. 8 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях, абз. 3 п. 5 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, абз. 3 п. 6 ст. 15 Закона об акционерных обществах).

Статья 59 ГК РФ. Передаточный акт (действующая редакция)

1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 59 ГК РФ

1. Согласно положениям ст. 58 ГК РФ и комментируемой статьи, которые начали действовать с 01.09.2014, документом, определяющим права и обязанности юридических лиц при реорганизации, стал являться только передаточный акт. При этом передаточный акт предусмотрен не для всех форм реорганизации юридических лиц. Для реорганизации, осуществляемой в формах слияния, присоединения, преобразования, положения ст. 58 ГК РФ не содержат требований о необходимости составлять передаточный акт.

Обратим внимание, что ни до 01.09.2014, ни после форма передаточного акта законодательно не утверждена. Продолжают действовать Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина РФ от 20.05.2003 N 44н, в которых определен порядок составления передаточного акта, заключительной бухгалтерской отчетности и отражения полученного имущества в бухгалтерском учете предприятия-правопреемника.

Комментируемой статьей закреплено, что передаточный акт разграничивает объем прав и обязанностей всех участников реорганизации:

— определяет объем имущества и обязательств, передаваемых правопреемнику;

— регламентирует степень его ответственности по обязательствам юридических лиц, прекративших свою деятельность.

Передаточный акт должен отражать в своем содержании:

— полный перечень имущества, принадлежащего реорганизуемым субъектам;

Формирование передаточного акта основывается на инвентаризации имущества и обязательств всех реорганизуемых юридических лиц.

2. Передаточный акт подлежит обязательному утверждению:

— либо учредителями (участниками) юридического лица;

— либо органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица.

Передаточный акт относится к числу обязательных документов, представляемых заявителем наряду с другими документами для:

— государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации; либо

— внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Отсутствие передаточного акта, равно как и отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица, является основанием для отказа в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

3. Судебная практика:

— Определение ВАС РФ от 19.06.2014 N ВАС-8088/14 по делу N А17-3097/2013;

— Постановление ФАС Уральского округа от 27.05.2014 N Ф09-2855/14 по делу N А34-49/2013;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014 по делу N А65-22460/2013;

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 по делу N А33-392/2014;

— решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.02.2014 по делу N А64-233/2014;

— решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2014 по делу N А41-11661/2014.

Статья 1081 ГК РФ. Право регресса к лицу, причинившему вред

1. Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

2. Причинитель вреда, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины этого причинителя вреда. При невозможности определить степень вины доли признаются равными.

3. Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, причиненного судьей при осуществлении им правосудия, имеют право регресса к этому лицу, если его вина установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

3.1. Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным статьями 1069 и 1070 настоящего Кодекса, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.

4. Лица, возместившие вред по основаниям, указанным в статьях 1073 — 1076 настоящего Кодекса, не имеют права регресса к лицу, причинившему вред.

Комментарии к ст. 1081 ГК РФ

1. Статья повторяет ст. 456 ГК 1964 г., дополняя ее рядом новелл. Право регресса (обратного действия) — это требование кредитора (регредиента) к должнику о возврате выплаченного по вине последнего возмещения другому лицу.

По общему правилу на должника по регрессному требованию возлагается обязанность возместить кредитору уплаченный им третьему лицу платеж в полном объеме. Исключения из этого положения могут быть установлены законом. Так, работники, причинившие вред при исполнении трудовых обязанностей, несут ответственность перед своим работодателем по нормам ст. ст. 119 — 121 КЗоТ, которые при определенных обстоятельствах ограничивают размер возмещения убытков. Если же вред причинен работниками не при исполнении трудовых обязанностей (например, самовольном использовании технических средств), то ответственность перед своим работодателем они несут на основании норм гражданского законодательства, т.е. в полном объеме (п. 17.1 Постановления Пленума ВС СССР от 23 сентября 1977 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными 17 марта и 1 декабря 1983 г., 23 сентября 1987 г. и 29 марта 1991 г.) «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации» // Сб. постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ) по гражданским делам. М.: СПАРК, 1994. С. 49).

2. Право регрессного требования к должнику возникает со времени выплаты гражданином или юридическим лицом потерпевшему сумм, подлежащих возмещению в связи с причинением вреда, и с этого же времени исчисляется срок для предъявления регрессного иска. Суд не вправе удовлетворить регрессный иск, если на момент вынесения решения истец не возместил причиненный вред (Бюллетень ВС РФ. 1994. N 8. С. 10).

3. В п. 2 ст. 1081 речь идет о регрессных обязательствах сопричинителей вреда, т.е. лиц, совместно причинивших вред (см. ст. 1080 и коммент. к ней). У каждого из них в случае единоличного возмещения вреда потерпевшему возникает право регресса к другим. Ответственность при этом должна быть возложена с учетом вины, и только при невозможности определить степень вины каждого из сопричинителей доли признаются равными.

4. Положения п. 3 ст. 1081 представляют собой частный случай общего правила о регрессе к непосредственному причинителю вреда, предусмотренного п. 1 ст. 1081. Регрессные требования на основании п. 3 ст. 1081 могут быть предъявлены к должностным лицам органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда лишь за действия, перечисленные в п. 1 ст. 1070 ГК, и только в случае, когда вред гражданам в этой сфере причинен в результате преступных действий должностных лиц, установленных вступившим в законную силу приговором.

5. Поскольку ответственность за действия других лиц по ст. ст. 1073 — 1076 ГК возможна лишь по собственной вине привлекаемого к ответственности лица, то последние, возместив вред, не имеют права регресса к непосредственным причинителям вреда.

Статья 59 ГПК РФ. Относимость доказательств (действующая редакция)

Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 59 ГПК РФ

1. Доказательства обязательно должны содержать в себе сведения о каких-либо фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела. Они должны обладать свойством относимости. Относимость доказательств — это обязательное свойство сведений о фактах (без его наличия нет доказательства), проявляющееся в их связи с исследуемым в гражданском процессе спором (происшествием).

2. Поэтому, когда, к примеру, документ в целом или его часть не содержат такого рода информации, суд вправе не приобщать его в качестве доказательства к гражданскому делу.

3. Ссылаясь в решении на показания допрошенных по делу лиц, заключение эксперта и письменные доказательства, подтверждающие, по мнению суда, те или иные фактические обстоятельства, необходимо раскрыть их содержание. Например, не только перечислить фамилии свидетелей, но и изложить существо их показаний. С точки зрения теории доказательств это разъяснение означает, что высший судебный орган страны ориентировал нижестоящие суды на то, чтобы в решении не ограничиваться перечислением источников доказательств (формы закрепления сведений о фактах), но и анализировать содержание доказательств.

4. Имея в виду, что показания свидетелей, а также письменные и вещественные доказательства, представляемые сторонами и другими лицами, участвующими в деле, должны иметь значение для дела, то есть обладать свойством относимости, судье следует во всех случаях предлагать сторонам и иным представляющим доказательства лицам указать, какие именно обстоятельства могут быть подтверждены этими доказательствами, в том числе свидетельскими показаниями.

5. Принятие доказательств, которые не могут являться средствами доказывания (в частности, показания свидетелей в соответствии с ч. 1 ст. 162, ч. 2 ст. 812 ГК РФ), недопустимо.

Комментарии к СТ 59 ТК РФ

Статья 59 ТК РФ. Срочный трудовой договор

1. Статья 59 содержит две части, каждая из которых предусматривает различные виды работ (случаев), для выполнения которых с работником заключается срочный трудовой договор.

Перечни работ (случаев), предусмотренных и в ч. 1, и в ч. 2 ст. 59, не являются исчерпывающими. Трудовым кодексом или иными федеральными законами могут быть предусмотрены и другие случаи, когда заключение срочного трудового договора либо является обязательным в силу закона, либо допускается по соглашению сторон трудового договора. Поскольку в ст. 59 речь идет о ТК или ином федеральном законе, ни законом субъекта РФ, ни указом Президента РФ, ни постановлением Правительства РФ, ни иным подзаконным нормативным правовым актом не могут быть установлены какие-либо дополнительные основания (случаи) заключения срочного трудового договора.

2. Случаи (виды работ), перечисленные в ч. 1 ст. 59, соответствуют общему критерию заключения срочного трудового договора, сформулированному в ч. 2 ст. 58 ТК РФ, т.е. все перечисленные в ней случаи обусловливают срочный характер трудовой связи.

Таким образом, заключение срочного трудового договора в перечисленных в ч. 1 ст. 59 случаях обусловлено самим характером работ или условиями ее выполнения, а поэтому является обязательным.

Часть 1 ст. 59 называет 11 конкретных случаев, когда с работником заключается именно срочный трудовой договор:

1) на время исполнения обязанностей временно отсутствующего работника. Такой трудовой договор заключается, когда за отсутствующим работником в соответствии с законодательством о труде и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы (например, на время нахождения работника в длительной командировке, в отпуске по уходу за ребенком). Срок трудового договора в этом случае ставится в зависимость от времени возвращения отсутствующего работника к исполнению своих трудовых (служебных) обязанностей. Поскольку закон говорит о временном отсутствии работника, за которым сохраняется место работы (должность), не может быть заключен срочный трудовой договор для исполнения обязанностей по вакантной должности до принятия на эту должность другого постоянного работника;

2) для выполнения временных (до двух месяцев) работ, а также сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона), не превышающего, как правило, шести месяцев (см. коммент. к ст. 293).

Заключение срочного трудового договора на срок до двух месяцев возможно при условии, если работа имеет заведомо временный характер, т.е. заранее известно, что она будет продолжаться не более двух месяцев (например, на время подготовки годового отчета). При этом в договоре соглашением сторон должен быть определен конкретный срок трудового договора в пределах двух месяцев (три недели, один месяц, 1,5 месяца и др.).

Неправомерным будет являться заключение срочного трудового договора на срок до двух месяцев для выполнения работы, которая является для работодателя постоянной.

Заключение срочного трудового договора для выполнения сезонных работ допускается при условии, если эти работы предусмотрены специальным перечнем сезонных работ. Перечни сезонных работ, в т.ч. отдельных сезонных работ, проведение которых возможно в течение периода (сезона), превышающего шесть месяцев, и максимальная продолжительность указанных отдельных сезонных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства. Например, в соответствии с Отраслевым соглашением по организациям лесопромышленного комплекса Российской Федерации на 2012 — 2014 годы сезонными работами в лесной промышленности признаются:

— лесозаготовительная промышленность (добыча живицы, барраса, пневого осмола и еловой серки);

— лесосплав (сброс древесины в воду, первичный и плотовый лесосплав, сортировка на воде, сплотка и выкатка древесины из воды, погрузка (выгрузка) древесины на суда (см. коммент. к ст. 293).

Заключение срочного трудового договора на определенный сезон для выполнения работы, не предусмотренной специальным перечнем, будет считаться неправомерным;

3) с лицами, направляемыми на работу за границу. При этом не имеет значения, в какую организацию за границей направляется работник. Это могут быть дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за границей, а также представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ, коммерческие организации, научные и образовательные учреждения и др. Например, в соответствии со ст. 338 ТК с работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей, заключается трудовой договор на срок до трех лет (см. коммент. к ст. 338);

4) для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя, а также для проведения работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг.

Под обычной деятельностью работодателя в данном случае следует понимать такие виды работ, которые соответствуют основным направлениям деятельности организации, закрепленным в ее уставе. В качестве примера работ, выходящих за рамки обычной деятельности организации, закон называет проведение реконструкции, монтажа, пусконаладочных работ. В зависимости от характера (вида) обычной деятельности организации это могут быть и другие работы, например ремонтные, строительные. Однако во всех случаях работы, выходящие за рамки обычной (основной) деятельности организации, для выполнения которых могут заключаться срочные трудовые договоры, должны иметь временный (срочный) характер. Так как закон не устанавливает какого-либо специального предельного срока, на который может быть заключен такой трудовой договор, срок трудового договора определяется в каждом конкретном случае по соглашению сторон исходя из конкретных обстоятельств и периода времени, в течение которого остается потребность в выполнении работ, выходящих за рамки обычной деятельности организации. Здесь должны применяться общие правила о предельном сроке трудового договора, установленные ст. 58 ТК РФ, т.е. пять лет.

В отличие от трудового договора, заключаемого для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя, срок трудового договора, заключаемого в связи с необходимостью временного расширения производства или объема оказываемых услуг, ограничен. Он не может превышать один год. Обусловлено это тем, что работы по такому договору осуществляются в рамках обычной деятельности организации и потребность расширения производства или объема оказываемых услуг ограничена определенными временными пределами, заведомо известными работодателю.

Конкретный срок действия трудового договора для выполнения работ, связанных с заведомо временным расширением производства или объема оказываемых услуг, в пределах одного года определяется по соглашению сторон. Например, в связи с увеличением числа туристов в летнее время и расширением в связи с этим объема оказываемых услуг гостиницы, кафе, рестораны, транспортные организации и др. могут принимать на работу дополнительное число работников, заключив с ними трудовые договоры на определенный срок (один, два, три месяца и т.д.);

5) с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период времени или для выполнения заведомо определенной работы.

Факт создания организации на определенный срок или только для выполнения определенной работы должен быть зафиксирован в уставе этой организации. В уставе же организации определяется и конкретный период времени, на который она создана или в течение которого будет завершена работа, выполнение которой является целью создания организации (например, на два, три, четыре года).

Срок трудового договора с лицами, поступающими в организации, созданные на заведомо определенный период времени или для выполнения заведомо определенной работы, определяется сроком, на который создана такая организация. Поэтому прекращение трудового договора с указанными работниками по основанию истечения срока трудового договора может быть произведено, если данная организация действительно прекращает свою деятельность в связи с истечением срока, на который она была создана, или достижением цели, ради которой она создана, без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2);

6) с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее выполнение (завершение) не может быть определено конкретной датой.

В этих случаях в трудовом договоре с работниками должно быть указано, что он заключен на время выполнения именно этой конкретной работы (например, на время ремонта офиса, на период строительства объекта). Окончание (завершение) указанной работы будет являться основанием для расторжения трудового договора в связи с истечением срока его действия. Вместе с тем следует иметь в виду, что, если в ходе судебного разбирательства будет установлен факт многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции, суд вправе с учетом обстоятельств каждого дела признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2);

7) для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки. Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Срок трудового договора в этом случае определяется периодом прохождения практики, профессионального обучения или стажировки, установленным коллективным договором, соглашениями или трудовым договором (см. коммент. к ст. ст. 196, 197);

8) в случае избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях.

В соответствии со ст. 332 ТК выборными являются, например, должности декана факультета и заведующего кафедрой, должности научно-педагогического работника в образовательной организации высшего образования (см. коммент. к ст. 332).

При поступлении на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях, срок трудового договора устанавливается по соглашению сторон в пределах срока полномочий соответствующего выборного органа или должностного лица.

Следует отметить, что в данном случае говорится о работе, связанной с непосредственным обеспечением деятельности членов указанных органов или должностных лиц. Это означает, что не со всеми лицами, поступающими на работу в указанные выборные органы, может быть заключен срочный трудовой договор. Речь идет о договорах, заключаемых для выполнения такой работы, которая непосредственно направлена на обеспечение деятельности членов соответствующих выборных органов или должностных лиц (например, работа в качестве помощника, секретаря, советника губернатора; помощника, референта председателя партии).

Досрочное прекращение полномочий тех или иных органов или должностных лиц должно влечь за собой и прекращение трудовых договоров с лицами, принятыми на работу для обеспечения указанной деятельности;

9) с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы. Такие работы организуются в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Срок трудового договора на выполнение таких работ определяется по соглашению сторон.

Если работа, на которую гражданин направлен органом службы занятости, имеет постоянный характер, заключение с ним срочного трудового договора не допускается;

10) с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы. При заключении трудового договора с указанной категорией граждан следует иметь в виду, что статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» в соответствии с Конституцией РФ. Альтернативная гражданская служба — это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется названным Законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256, и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется ТК с учетом особенностей, предусмотренных указанным Федеральным законом.

В соответствии со ст. 5 этого Закона срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Законом о воинской обязанности срок военной службы и составляет для граждан, направленных для ее прохождения после 01.01.2008, 21 месяц. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Законом о воинской обязанности срок военной службы по призыву и составляет 18 месяцев для граждан, направленных для ее прохождения после 01.01.2008.

В соответствии с указанными сроками определяется и срок трудового договора с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы. Заключая трудовой договор, стороны не вправе установить иной срок его действия. Однако следует иметь в виду, что в срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:

— прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

— время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных организациях;

— время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

— появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

3. В отличие от ч. 1 комментируемой статьи, в соответствии с которой заключение трудового договора на определенный срок в силу характера предстоящей работы или условий ее выполнения является обязательным, ч. 2 статьи предусматривает перечень случаев, когда заключение срочного трудового договора допускается по соглашению сторон. Причем по соглашению сторон срочный трудовой договор в перечисленных в ч. 2 ст. 59 случаях может быть заключен и без учета характера предстоящей работы или условий ее выполнения. При этом необходимо иметь в виду, что такой договор может быть признан правомерным, если имелось соглашение сторон, т.е. если он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя. Если судом при разрешении спора о правомерности заключения срочного трудового договора будет установлено, что он заключен работником вынужденно, суд применяет правила договора, заключенного на неопределенный срок (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

Согласно ч. 2 комментируемой статьи по соглашению сторон срочный трудовой договор может быть заключен:

1) с лицами, поступающими на работу к работодателям — субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — 20 человек).

Понятие и виды субъектов малого предпринимательства определены Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии со ст. 3 субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными этим Федеральным законом, к малым предприятиям, в т.ч. к микропредприятиям и средним предприятиям.

Согласно ст. 4 к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

— для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Последнее ограничение не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, образовательным организациям высшего образования, а также на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Юридические лица включаются в указанный перечень в порядке, установленном Правительством РФ, при условии соответствия одному из следующих критериев:

— юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее 50% акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

— юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Законом о некоммерческих организациях;

— средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15 человек;

— выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные названной статьей.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в т.ч. работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия;

2) с поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, разрешена работа исключительно временного характера.

Необходимо обратить внимание на то, что закон говорит о пенсионерах по возрасту, поступающих на работу, т.е. о тех, которые впервые или вновь (после увольнения) заключают трудовой договор с данным работодателем. В связи с этим работодатель не вправе, в т.ч. и с согласия работника, состоящего с ним в трудовых отношениях и достигшего пенсионного возраста, перезаключить трудовой договор, заключенный с этим работником на неопределенный срок, на срочный трудовой договор. При этом следует иметь в виду, что к числу пенсионеров по возрасту относятся лица, которые достигли пенсионного возраста и которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости. Если гражданин достиг возраста, необходимого для назначения пенсии, но в соответствии с пенсионным законодательством не приобрел на нее право или пенсия ему не назначена по каким-либо другим обстоятельствам, он не может считаться пенсионером, и, следовательно, правила заключения срочного трудового договора, предусмотренные комментируемой нормой, к нему применяться не должны. Тот факт, что работник по состоянию здоровья может выполнять работу исключительно временного характера, должен быть установлен медицинским заключением, выданным в установленном порядке. Такой Порядок в настоящее время утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений» (см. также Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, которым утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда).

Срок трудового договора определяется в данном случае исходя из той продолжительности, которая согласно медицинскому заключению допускается для данного работника в соответствии с состоянием его здоровья. Работодатель не вправе по своему усмотрению устанавливать работнику срок трудового договора большей или меньшей продолжительности по сравнению с той, которая предписана медицинским заключением;

3) с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы. Поскольку возможность заключения срочного трудового договора с указанными лицами закон связывает с переездом их к месту работы в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то данное правило не должно применяться к гражданам, постоянно проживающим в этих районах и местностях. С ними срочный трудовой договор заключается по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 59, по соглашению сторон в случаях, указанных в ч. 2 этой же статьи (например, при поступлении на работу по совместительству), а также и в других случаях, предусмотренных ТК или иными федеральными законами.

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 и действует на сегодняшний день в ред. Постановления Совета Министров СССР от 03.01.1983 N 12 с последующими дополнениями и изменениями, внесенными законодательством РФ;

4) для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотий, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств (например, для устранения последствий наводнения, пожара). Так как закон не устанавливает минимального или максимального срока, на который может быть заключен трудовой договор при указанных обстоятельствах, он определяется по соглашению сторон. Если срок трудового договора не превышает двух месяцев, возникшие трудовые отношения регулируются с учетом особенностей, установленных гл. 45 ТК (см. коммент. к ст. ст. 289 — 292);

5) с лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Так, в соответствии со ст. 332 ТК избрание по конкурсу предшествует заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в образовательной организации высшего образования, а также переводу на должность научно-педагогического работника. Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет (см. коммент. к ст. 332).

На конкурсной основе производится назначение на должность руководителей унитарных предприятий, за исключением предприятий, включенных в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых установлен специальный порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений по отдельным вопросам деятельности этих предприятий, утв. распоряжением Правительства РФ от 20.06.2011 N 1060-р. Порядок проведения конкурса на замещение должности руководителя унитарного предприятия, установлен Положением о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 N 234;

6) с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252 утвержден Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации;

7) с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций. При этом не имеет значения, какова организационно-правовая форма и форма собственности этих организаций: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, государственное унитарное предприятие и т.д.

В соответствии с ч. 1 ст. 275 ТК срок трудового договора с руководителем организации определяется учредительными документами организации или соглашением сторон. Исходя из этого, следует полагать, что соглашением сторон срок трудового договора с руководителем организации определяется в том случае, если он не установлен учредительными документами организации;

8) с лицами, получающими образование по очной форме обучения;

9) с членами экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река — море) плавания, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Следует подчеркнуть, что заключение срочного трудового договора по соглашению сторон допускается только с членами экипажей таких морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река — море) плавания, которые зарегистрированы в Российском международном реестре судов.

В соответствии со ст. 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ в Российском международном реестре судов могут регистрироваться:

а) суда, используемые для международных перевозок грузов, регистрации в Российском международном реестре, судов суда, если они зарегистрированы в реестрах судов иностранных государств и их возраст на дату подачи заявления о государственной регистрации в Российском международном реестре судов превышает 15 лет;

б) суда, используемые для перевозок и буксировки в каботаже, при условии что возраст этих судов на дату подачи заявления о государственной регистрации не превышает 15 лет;

в) суда, используемые для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, гидротехнических и подводно-технических работ, а также для обеспечения указанных работ и видов деятельности;

г) самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80, построенные российскими судостроительными организациями после 01.01.2010, используемые для целей, предусмотренных ст. 2 Кодекса.

Согласно ч. 3 ст. 35 указанного Кодекса государственная регистрация судов в Российском международном реестре судов осуществляется капитанами морских портов, Перечень которых утвержден распоряжением Правительства РФ от 25.04.2006 N 583-р.

10) с лицами, поступающими на работу по совместительству. В соответствии со ст. 282 ТК совместительство — это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом. Работа по совместительству может выполняться работником, как по месту его основной работы, так и у других работодателей. Не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до 18 лет, на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством (о порядке и условиях заключения трудового договора о работе по совместительству см. коммент. к ст. ст. 282 — 288).

4. Помимо случаев, прямо предусмотренных ч. 2 ст. 59, заключение срочного трудового договора по соглашению сторон допускается и в других случаях, предусмотренных ТК или иным федеральным законом. Так, в соответствии со ст. 332 ТК по соглашению сторон срочные трудовые договоры могут заключаться на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении. Согласно ст. 304 ТК по соглашению сторон срочный трудовой договор может быть заключен между работником и работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем.

5. В соответствии с общими правилами заключения срочного трудового договора, установленными ст. 58 ТК РФ, срочный трудовой договор может быть заключен либо в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения (ч. 1 ст. 59), либо по соглашению сторон без учета названных обстоятельств в случаях, предусмотренных ТК или иным федеральным законом (ч. 2 ст. 59). Вместе с тем в некоторых случаях ТК предусматривает заключение срочного трудового договора и без учета этих общих правил. Так, согласно ч. 14 ст. 332 ТК срочный трудовой договор заключается с проректорами образовательной организации высшего образования. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, не может превышать срок окончания полномочий ректора.

Названная норма изложена в императивной форме, следовательно, с указанными работниками заключение срочного трудового договора является обязательным в силу прямого предписания закона. Однако ни по характеру, ни по условиям выполнения работа в качестве проректора высшего учебного заведения не относится к работе, для выполнения которой нельзя заключить трудовой договор на неопределенный срок. Таким образом, предусмотрев обязательность заключения срочного трудового договора с проректорами высшего учебного заведения, законодатель проявил явную непоследовательность в регулировании рассматриваемых отношений (см. коммент. к ст. 332).

Еще по теме:

  • Образец протокола собрания учредителей ооо о назначении директора Составляем решение о назначении генерального директора (образец 2018) Принято решение о создании общества. Теперь нужно назначить руководителя новой организации. Так как в компании несколько учредителей, нужен протокол общего собрания участников о назначении директора ООО. Специально […]
  • Можно ли не отрабатывать 2 недели при увольнении на испытательном сроке Нужно ли отрабатывать 2 недели при увольнении на испытательном сроке Иногда работник сталкивается с необходимостью уволиться с работы во время испытательного срока. Естественно, что его при этом волнует нужно ил отрабатывать 2 недели на испытательном сроке при увольнении. Что такое […]
  • Расчетный период отопления Начисление платы после снятия приборов на поверку Вопрос : Общедомовые приборы учета тепловой энергии сняты на поверку, как производить начисление? Начисление стали производить по договору с ресурсоснабжающей организацией, т. е. по нормативу. Пунктом 59 Постановления Правительства от […]
  • Исполнение обязанностей начальника полиции Исполняющий обязанности при вакантной должности Журнал: Справочник кадровикаГод: 2008Автор: Костян Ирина Александровна Тема: Постоянный перевод на другую работу, Оформление приема на работу Должность начальника отдела вакантна, руководитель хочет назначить на нее специалиста предприятия, […]
  • Причинитель вреда и потерпевший одно лицо причинитель вреда Большой англо-русский и русско-английский словарь . 2001 . Смотреть что такое "причинитель вреда" в других словарях: Ответственность за причинение вреда — (англ. responsibility for damnification) в гражданском праве РФ внедоговорная гражданская ответственность. Вред, […]
  • Юридическая консультация г ульяновск АДВОКАТЫ, г. УЛЬЯНОВСК Адвокат – это специалист по юридическим вопросом, который оказывает правовую помощь физическим и юридическим лицам. Его главная задача – отстаивать справедливость и законные права клиентов. Адвокат должен руководствоваться только законом, а не своими интересами, […]
  • Как взыскать моральный вред с судебного пристава исполнителя Взыскание вреда,причиненного незаконными действиями судебных приставов-исполнителей Комментарий дает начальник отдела правового обеспечения Управления ФССП по Республике Карелия Татьяна Ермолинская Зачастую граждане и юридические лица сталкиваются с тем, что судебным […]
  • Елань воинская часть свердловская область карта как доехать Воинская часть, Елань, Свердловская область, учебный центр Многим хорошо известно такое сочетание, как Елань, 31612, Свердловская область. С этим номером воинской части и названием населенного пункта у некоторых бывших военнослужащих срочной службы связаны воспоминания о пребывании в […]