Меню

Оглавление:

Проверки бизнеса представителями общественных организаций по защите прав потребителей: как компаниям и предпринимателям защитить себя?

На практике нередко бывают случаи, когда к индивидуальным предпринимателям или в организации, занимающиеся деятельностью, связанной с непосредственным общением с клиентами (например, сфера торговли и услуг) приходят проверяющие, представляясь сотрудниками общественных организаций по содействию защите прав потребителей. Они начинают проверять деятельность организации и пытаются выяснить, имеются ли нарушения требований Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей». Подобные проверяющие могут даже специально провоцировать конфликтные ситуации, чтобы зафиксировать кажущиеся нарушения.

По результатам такой проверки данными лицами обычно составляется Акт, содержащий указания на необходимость устранения выявленных недостатков и иные «рекомендации и предложения» (представить отчет об устранении недостатков, пройти переподготовку сотрудников на курсах и т.д.). При этом в некоторых случаях «общественные защитники» буквально вымогают у предпринимателей денежные средства «за урегулирование вопроса».

Как правильно вести себя предпринимателю в случае, если к нему пришли с проверкой представители общественной организации по защите прав потребителей?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала необходимо разобраться с нормативным регулированием в данной сфере.

Права общественных объединений потребителей

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) помимо прочего вправе:

  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;
  • направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

При этом при осуществлении общественного контроля объединения потребителей не вправе требовать от предпринимателей представление документов или выполнение действий, обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя прямо не установлена Законом РФ «О защите прав потребителей».

Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что общественными организациями потребителей могут быть заявлены в суд требования в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.

Однако, следует иметь ввиду следующее: в соответствии со сложившейся судебной практикой по данному вопросу , составляемые общественными организациями потребителей протоколы по факту выявленных нарушений не воспринимаются судом в качестве безусловных доказательств наличия такого нарушения. Поскольку такие протоколы составляется негосударственными контролирующими органами, для суда они являются лишь формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.

Такая позиция судов обусловлена следующим. При осуществлении проверок уполномоченными государственными органами закон предоставляет предпринимателям целый ряд гарантий, призванных защитить права и интересы проверяемого лица. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверяемое юридическое лицо должно быть надлежащим образом уведомлено о проведении проверки, проводимой на основании распоряжения уполномоченного органа.

Предприниматель (сотрудник компании) вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от должностных лиц необходимую информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом, вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и т.д.

В случае же с проверками, осуществляемыми общественными организациями, при их осуществлении предприниматели, как правило, лишены возможности защитить свои права, получить соответствующую информацию, а также присутствовать при проведении проверки и представить свои возражения к акту проверки. Несоблюдение общественными организациями требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому суды относятся к документам, подготовленным по результатам общественных проверок, с осторожностью.

В случае рассмотрения судом дела по иску общественной организации, соответствующие требования не подлежат удовлетворению, если в материалах дела отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки, а также внутренний приказ организации о проведении такой проверки. Кроме того, составленный по итогам выявленных нарушений протокол (акт проверки) не будет являться надлежащим доказательством, если он:

  • не был представлен для ознакомления представителю проверяемого лица;
  • не был вручен представителю проверяемого лица в ходе соответствующих мероприятий;
  • не содержит подписи представителя проверяемого лица;
  • не содержит сведений, безусловно и однозначно указывающих, где и когда была проведена проверка.

Итак, далеко не обязательно, что предприниматель будет привлечен к ответственности по результатам проверки, произведенной общественной организацией. При этом, при обращении в Вашу организацию общественных проверяющих, рекомендуем Вам соблюдать следующие простые рекомендации:

Что делать, если к Вам с проверкой пришли представители общественных организаций по защите прав потребителей

  1. первое, что нужно сделать – это идентифицировать проверяющих и направившую их организацию. Для этого необходимо запросить у данных лиц паспорта и документы, подтверждающие их полномочия (приказ соответствующей организации о проведении проверки именно Вашей организации, документ, позволяющий установить принадлежность данных лиц к определенной общественной организации), а также обязательно сделать фотокопии представленных документов;
  2. проверить, действительно ли существует такая общественная организация, и имеет ли она действующий статус. Сделать этом можно, воспользовавшись электронными сервисами на сайте Министерства юстиции РФ, где ведется Реестр зарегистрированных некоммерческих организаций , а также на сайте Федеральной налоговой службы , где также можно получить информацию о лице, имеющем право действовать от имени соответствующей организации без доверенности;
  3. нужно взять с общественных защитников расписку о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну или иных сведений, отнесенных в Вашей организации к конфиденциальной информации;
  4. также лучше получить с общественных проверяющих расписку (письменное подтверждение) о согласии на обработку персональных данных, а также фото и видеоизображения. Такая расписка понадобится, чтобы впоследствии на законных основаниях использовать сделанную Вами фото и видеозапись проверки;
  5. в любом случае, необходимо вести самостоятельную аудио- и видеозапись действий проверяющих;
  6. в случае провоцирования проверяющими конфликтной ситуации нужно вызвать наряд полиции, либо участкового;
  7. советуем Вам не подписывать никаких документов, бумаг, содержащих пробелы или иные возможности последующей корректировки и дополнения;
  8. в случае составления акта (иного подобного документа), содержащего информацию о каких-либо нарушениях и представления его Вам для подписания, советуем сделать в нем отметки и указания, отражающие Вашу позицию и видение происходящего;
  9. не рекомендуем предъявлять общественным проверяющим никакие иные документы, кроме тех, которые в соответствии с законодательством о защите прав потребителей положено показывать каждому потребителю (покупателю, клиенту) (в соответствии с главой 1 Закона РФ «О защите прав потребителей), а также не передавать проверяющим товары, образцы и прочее.

Следуя этим простым рекомендациям, Вы добьетесь сразу нескольких целей. Если под видом общественных проверяющих к Вам явились мошенники, Вы сможете вывести их на чистую воду, а также продемонстрировать, что Вы не являетесь для них легкой добычей. Если же проверяющие лица действительно действуют на основании поручения соответствующей организации по защите прав потребителей, то, соблюдая вышеприведенные советы, Вы сможете защитить свои права и интересы при проведении проверки, а также получить доказательства, необходимые для последующего рассмотрения в административном или судебном порядке по выявленным нарушениям.

Консультации по защите прав потребителей

Если Вам нужна помощь по защите прав потребителей или противодействию незаконным действиям со стороны общественных организаций с использованием прав потребителей по отношению к Вашей организации, мы можем помочь Вам. Стоимость услуг зависит от количества затраченного времени и квалификации сотрудников, проводившего консультацию и определяется, исходя из действующих часовых ставок:

Деятельность общественных организаций по защите прав потребителей

Общественная защита прав потребителей. Полномочия общественных организаций потребителей

Общественная защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей, которые создаются по территориальному признаку (районные, городские, областные и т.д.), а также с учетом конкретного интереса группы потребителей.

Общественные объединения потребителей осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Согласно настоящему Закону право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

В статье 5 ФЗ «Об общественных объединениях» дано понятие, что же такое общественное объединение. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В соответствии с вышеуказанным Законом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

ФЗ «Об общественных объединениях» установлено, что деятельность общественных объединений потребителей основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Они свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность общественных объединений потребителей гласная, а информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

Согласно ст. 52 ГК РФ общественное объединение потребителей (их ассоциации, союзы) функционирует на основании устава, утверждаемого на съезде (конференции) или общим собранием членов объединения. Устав общественного объединения должен предусматривать:

1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения См. ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях».

В соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

1) участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

2) проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

3) проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

4) распространять информацию о правах потребителей и необходимых действиях по защите этих прав, результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

5) вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством РФ о техническом регулировании обязательным требованиям;

6) вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

7) обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам РФ;

8) обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Кроме того, в соответствии со ст. 27 ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения имеют право:

1) свободно распространять информацию о своей деятельности;

2) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими законами;

3) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

4) учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

5) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

6) осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

7) выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

8) участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством РФ.

Необходимо отметить, что п. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», предусматривающий возможность проверки соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также составление актов о выявленных нарушениях прав потребителей, сводит соответствующее право общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) к выявлению именно нарушений прав потребителей, т.е. к установлению фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении императивных норм потребительского законодательства, устанавливающих эти права.

Таким образом, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Действенными мерами являются разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей.

Союз потребителей РФ — наиболее крупное национальное общественное объединение потребителей национального уровня — включает более ста региональных обществ. Деятельность Союза потребителей РФ направлена как на представительство интересов потребителей в различных органах федерального уровня, так и на проверки соблюдения прав потребителей, судебную защиту, проведение независимой экспертизы качества товаров. Одна из основных задач Союза — участие в выработке решений, затрагивающих права и интересы потребителей, и оппонирование властям по решениям, эти права и интересы ущемляющим.

Всероссийская лига защитников потребителей в отличие от Конфедерации обществ потребителей и Союза потребителей РФ объединяет профессионалов в области защиты прав потребителей, что и определяет специфику работы этой организации. В качестве наиболее важных направлений определены просвещение и информирование потребителей, тестирование товаров, независимая потребительская экспертиза, анализ нормативной базы, касающейся прав потребителей.

Всероссийская лига защитников потребителей имеет около пятидесяти региональных отделений, на правах национальной организации входит в Координационный совет Конфедерации обществ потребителей, является его членом. Кроме того, Лига представляет интересы потребителей в ФЭК, Ассоциации потребителей электроэнергии, Межведомственном совете по защите прав потребителей, Общественном совете по рекламе.

Лига разработала систему организации защиты прав потребителей в регионе. Одновременно с разработкой системы началось ее частичное внедрение в регионах. В развитие системы организации защиты прав потребителей Лига разработала Программу регионального потребительского сравнительного тестирования товаров, работ, услуг (РПСТ), которая подразумевает независимую экспертизу и испытания качества и безопасности ряда образцов товаров, работ, услуг.

Уделяя большое внимание вопросам потребительского образования, Всероссийская лига защитников потребителей разработала программу школьного потребительского образования, которая включает обучение потребительским знаниям в течение всего срока пребывания в общеобразовательной школе.

Особое место в реализации потребительской политики занимает некоммерческая благотворительная организация — Национальный фонд защиты потребителей. При поддержке девяти федеральных органов исполнительной власти, ряда научных центров и десятков крупных хозяйствующих субъектов Фонд последовательно осуществляет выполнение целевых программ и проектов по организации системы независимой экспертизы качества товаров, работ, услуг, объединению интеллектуального и финансового потенциала структур всех форм собственности для защиты потребительского рынка от фальсифицированной и некачественной продукции, формированию нового типа поведения потребителей в России.

Деятельность организаций по защите прав потребителя

В каждом городе есть органы по защите прав потребителей. Они могут именоваться комитетом, организацией, обществом. Учреждение осуществляет помощь юридическим и физическим лицам, разъясняет их права, обязанности в сфере потребительского рынка товаров, услуг. Юристы регулируют споры в добровольном порядке, представляют интересы граждан в судах и проводят обжалование решений в вышестоящих инстанциях.

Права граждан

По законодательству РФ в области защиты прав потребителей организации должны проводить проверку торговых организаций на соблюдение прав покупателей. Сотрудники могут принимать дальнейшие меры, если были обнаружены нарушения. В их компетентность входит направление жалоб в органы Роспотребнадзора. По обращениям граждан могут подаваться просьбы о проведении экспертиз.

В компетенцию входит проверка качества товаров и услуг, которые реализуются гражданам юридические организации. В их функции входит привлечение торговых организаций к ответственности за нарушение прав потребителей.

Организация проводит контроль за деятельностью юридических лиц, предпринимателей. На сегодняшний день правила проверки регулируются административным законодательством. Группа людей может объединиться в организацию, выполнять работу по защите прав потребителей.

Главной деятельностью объединений является осуществление консультаций, обращение в суды, анализ, составление документации, сопровождение в решении споров.

Права общественных организаций

При нарушении прав потребителя, гражданину поможет общественная организация. В таких учреждениях работают юристы и другие профессионалы в этой области. Есть ряд прав объединений, определяемые 45 статьей закона «О защите прав потребителя»:

  • Граждане могут добровольно объединяться, создавая общественные организации. Свою работу они осуществляют по уставам, законодательству РФ. На их основе определяются права и обязанности.
  • Организация имеет право:
  1. Принимать участие в создании требований к товарам и услугам, а также к проектам и нормативно-правовым актам.
  2. Проводить экспертизу по установке качества и безопасности товаров, услуг. Продукция должна соответствовать потребительским свойствам и иметь полную информацию.
  3. Контролировать соблюдение прав потребителей, направлять в государственные органы жалобы в случае нарушений. При этом они не могут требовать предоставление документов, не предусмотренных законом.
  4. Информировать граждан об их правах, результатах качества товара, а также о реализации законных интересов. Распространение тоже входит в область их деятельности. Публикуемые материалы не относятся к рекламе.
  5. Вносить предложения по улучшению качества товаров, закрытию производства, реализации продукции.
  6. Способствовать привлечению к ответственности лиц, нарушивших права потребителя.
  7. Обращаться в прокуратуру для признания недействительных актов органов государственной власти, которые противоречат действующему законодательству.
  8. Составлять обращения в суд пор защите потребителей.
  9. Принимать участие в надзоре в создании общественных ресурсов, доступных для всех граждан.

Организация не имеет прав проверять:

  • Трудовые договора, документацию об образовании, медицинские книжки.
  • Санитарно-эпидемиологические заключения.
  • Помещения на соответствие санитарным нормам, где нет потребителей.
  • Правильное использование контрольно-кассовой техники.
  • Ведение журнала контроля.

Организация защиты прав потребителей имеет такие же права, что и покупатель. Поэтому сотрудниками может быть проверена правильность цены, веса, меры, период хранения, наличие сертификата.

При этом показать документацию должен продавец, а также проинформировать обо всех сведениях. Покупателю самостоятельно смотреть документацию или же что-то делать с продукцией запрещено. В итоге покупатель только может получить сведения от продавца.

Если происходить перевешивание товаров или еще какие-то действия, то покупателю запрещается быть за прилавком, ведь у него нет на это разрешения. Продавец проходит медицинский осмотр, что позволяет ему работать с товарами.

Организация имеет полномочия для проведения защиты прав потребителей. Сотрудники разъясняют и просвещают предпринимателей, граждан, консультируют по всем вопросам, помогают в составлении претензий, исковых заявлений.

Вступление в организацию

Каждый гражданин имеет право вступления в организацию. Необходимо лишь быть совершеннолетним гражданином РФ или же юридическим лицом. Для этого требуется написать заявление на вступление в общество. Организация решает вопрос приема, после чего выдает ответ.

Выбыть из общества можно по следующим причинам:

  • Собственное желание по письменному заявлению.
  • Нарушение Устава или невыполнение требований организации.

Решение о приеме осуществляет собрание сотрудников объединения. Проголосовать должно более 2/3 присутствующих. У члена организации есть право:

  • Избирать, быть избранным.
  • Принимать участие в основной деятельности.
  • Предлагать идеи для совершенствования.
  • Участвовать в принятии решений.

К обязанностям сотрудников относится:

  • Следование требованиям Устава и других документов, утверждаемых организацией.
  • Выполнять решения учреждения, соблюдаемые всеми сотрудниками.

Руководство организаций

Руководящий орган – собрание сотрудников учреждения, которое должно проводиться регулярно. К главным их функциям относится:

  • Составление изменений Устава.
  • Работа с годовым отчетом по всем вопросам.
  • Проведение выборов Правления.
  • Прием новых членов.
  • Установка взносов.

Собрание может проводиться, если на нем присутствует больше ½ сотрудников. Любое решение выносится после голосования. Если проголосовало 2/3 людей, то принимается положительный результат. В деятельность входит рассмотрение разных вопросов по работе организации.

Между собраниями деятельность осуществляет Правление во главе с председателем. Оно может решать все вопросы, за исключением тех, которые рассматриваются общим собранием.

В работу Правления входит:

  • Решение вопросов организации хозяйственных учреждений.
  • Участие в мероприятиях.
  • Подготовка документации для внутренней и внешней работы организации.

Регулярно проводится избирание председателя из сотрудников Правления. К обязанностям Правления относится:

  • Контроль за деятельностью собраний.
  • Подготовка вопросов для совместного решения.
  • Ежегодное информирование органа, принявшего регистрацию организации.

В работу председателя входит:

  • Осуществляет действия юридической стороны.
  • Назначает руководство филиалов.
  • Регулирует деятельность учреждения.

Председатель решает все вопросы, кроме тех, которые рассматриваются собранием. Все сотрудники работают на общественных началах или по трудовому договору.

Финансовые вопросы общества

Денежный фонд создается за счет:

  • Взносов членов организации, в том числе добровольных, пожертвований.
  • Доходов от деятельности бизнеса.
  • Доходов от гражданско-правовых сделок.
  • Внешнеэкономической деятельности.

Предпринимательство

Деятельность организации связана с некоммерческими целями. Однако предусмотрено создание предпринимательства, если это требуется для достижения целей Устава. На любой вид работы должна быть получена лицензия в соответствии с законодательством.

Доход, полученный от предпринимательской деятельности, не является собственностью членов. Он используется для достижения целей Устава.

Контрольно-ревизионный отдел

Учреждение должно иметь контрольно-ревизионную комиссию, которая избирается из сотрудников. Ее деятельностью считается контроль хозяйственно-финансовой деятельности общества. Если нет достаточного количества людей для создания комиссии, то выбирается ревизор. Его выбор происходит голосованием.

Работой комиссии считается финансовая проверка. Обязательным моментом является составление отчетов, в том числе ежегодных.

Контроль учреждения

За организацией осуществляет контроль органы государственной власти, налоговые учреждения, иные лица, что предусмотрено законодательством РФ. Им предоставляется отчетность о проделанной работе.

Деятельность организации по защите прав потребителей основана на Конституции, прочих законодательных документов. Каждый гражданин имеет право на предоставление этих услуг в полном объеме. Любая услуга будет оказана профессиональным юристом, что позволит найти самый благоприятный выход из ситуации.

Шанс получить квалифицированную помощь — Общественная организация по защите прав потребителей

Общественные организации по защите прав потребителей, как сказано в ст. 45 ЗОЗПП РФ, наряду с государственными надзорными органами и органами местного самоуправления, также могут оказаться полезными ущемленным в правах потребителям.

Как организовать подобное общество, каков круг прав и полномочий?

Основные положения

Общественная организация по защите прав потребителей – некоммерческая структура общественной формы, образованная гражданами из лица потребителей на совершенно добровольной основе с целью осуществлять защиту интересов потребителей.

Важно, что получение денежной выгоды для некоммерческих обществ недопустимо как самоцель: члены команды объединяются для удовлетворения нематериальных потребностей, а ради защиты общих интересов, указанных в уставных документах.

Если организация имеет форму корпоративного общества, тогда возможно на территории страны создание филиалов, но только при условии, что это предусмотрено уставом и не противоречит законодательству РФ.

Общественная организация такого типа открыта для общего доступа и даже, что немаловажно, заинтересована в том, чтобы как можно больше число граждан знало о существовании общества по защите прав потребителей.

Юридически такая организация, объединение – юридическое лицо. Общественная организация вправе при условии внесения описания в устав иметь собственную символику – флаги, эмблемы, гербы и пр. знаки геральдики.

Как образуется такое общество?

Группа физических лиц, имеющая намерение объединиться и образовать общество по защите прав потребителей, должна определиться с видом организации и разработать устав.

Учредители внимательно рассматривают документ и одобряют или отклоняют версию, давая замечания, пока не будет составлен устраивающий всех и не противоречащий законам РФ устав будущей организации, объединения.

Создание общественной организации регламентируется такими законодательными актами:

  1. ст. 30 Конституции РФ;
  2. Законом «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ;
  3. Законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  4. ГК РФ.

Основной руководящий орган – общее собрание (или конференция), которое и должно под протокол принять решение о создании такой организации, придумать и утвердить полное название, выбрать правление, принять устав, выбрать ревизионную комиссию.

Далее всеми действиями руководит избранное правление, пока не истечет срок переизбрания.

После оформления всех документов следует пройти процедуру регистрации, при этом важно, чтобы официально был зарегистрирован адрес будущего юридического лица, а также имелась квитанция об уплате госпошлины.

Общественные организации регистрируются в Министерстве юстиции РФ, где рассматривают весь пакет документов и принимают решение о регистрации.

Если решение положительное, то можно обратиться в ФНС для внесения новоявленной организации в реестр юр. лиц (ЕГРЮЛ).

Зарегистрированное общественное объединение автоматически получает ИНН и учет в ПФР, ФОМС, ФСС. Полная процедура регистрации займет около 1,5 мес.

Полномочия

Полномочия таких добровольных товариществ, организаций не страшны для нарушителей наложением штрафов, выпиской предписаний, закрытием магазина или фирмы, оказывающей услуги, и пр. по той простой причине, что так далеко полномочия общественных организаций не распространяются и ограничиваются таким кругом действий:

  • выявление нарушений Закона №2300-1-ФЗ;
  • осуществление проверок на предмет выявления нарушений прав потребителей;
  • информирование Роспотребнадзора, прокуратуры, органов местного самоуправления об обнаруженных недостатках в работе продающих или оказывающих услуги фирм, компаний, ИП;
  • консультирование потребителей по всем интересующим вопросам в сфере защиты прав;
  • помощь гражданам в оформлении документов – заявлений, претензий, жалоб, исков;
  • от имени неопределенного круга потребителей (ст. 46 ЗОЗПП РФ) подача в суд исков и представление интересов этих потребителей в судах, и пр.

На практике полномочия имеют четкие границы дозволенного, что затрудняет выполнение поставленных задач.

К примеру, совершать контрольную покупку, перевешивать собственноручно купленные на вес товары, заходить в подсобные или складские помещения, проникать за прилавок, проверять санитарное состояние, требовать предъявления сан. книжек, трудовых договоров, финансовой документации и пр. запрещено.

Но досконально владеющий пониманием трактовки всех статей ЗОЗПП РФ ревизор сумеет понять, просто проверив сроки годности на упаковках, ознакомившись с информативными материалами на стенде для потребителей, проконтролировать товарное соседство и т.п.

Права общественных организаций конкретизированы в ст. 27 Закона № 82-ФЗ и ст. 45 ЗОЗПП РФ.

Цели и задачи

Подобные общества необходимы не как альтернатива, а как подмога государственным надзорным органам, местным органам самоуправления и самим потребителям, зачастую доверяющим общественным организациям даже в большей степени, чем госструктурам.

Цели и задачи Общества защиты прав потребителей таковы:

  • искоренение нарушения прав потребителей товаров, услуг путем выявления таких нарушений и доведения сведений об этих фактах до гос. органов надзора и контроля;
  • участие в создании законов, постановлений в масштабе страны или на региональном уровне;
  • приостановка деятельности компаний, которые позволяют производить некачественные, вредные для здоровья людей товары;
  • консультирование граждан, попавших в неприятные ситуации при покупке, пользовании товарами или услугами;
  • реальная помощь в составлении документов различного вида для обращения в надзорные, правоохранительные органы или суд.

Такие общества используют все доступные средства – прессу, телевидение, интернет — ресурсы для разъяснения широкому кругу потребителей их прав, закрепленных ЗОЗПП РФ.

Просветительская деятельность по данной теме чрезвычайно важна: вооруженный знаниями статей законодательных актов потребитель не станет замалчивать проблему, а воспользуется правами для сохранения денежных средств, часто немалых, и для восстановления чувства собственного достоинства.

В ст. 7 Закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ перечислены возможные формы общественных организаций, в том числе и создаваемых с целью защиты прав потребителей:

Между этими видами есть некоторые различия в организационно-правовой форме, выбор вида – за инициаторами создателей общественного объединения.

Различаются такие объединения и по территориальной сфере влияния (ст. 14 Закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ) :

  1. общероссийские;
  2. межрегиональные;
  3. региональные;
  4. местные.

Местные объединения вправе работать в пределах территории органа местного самоуправления, общероссийские – создавать сеть по всей стране.

В крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург и др. действуют отдельные организации — Московское общество защиты потребителей, Союз потребителей Санкт-Петербурга и пр.

Региональные

Региональные формирования действуют в пределах одного региона. Примеров таких объединений множество, среди них есть такие:

  • Краснодарская краевая ассоциация по защите прав потребителей;
  • Ростовский союз защиты прав потребителей;
  • Пензенский региональный центр потребительского движения и др.

Допускается для удобства обращения граждан создание филиалов, отделений.

Межрегиональные

Это такие объединения, сфера деятельности которых распространяется на несколько регионов (но менее ½ всех регионов России).

Как правило, такие объединения имеют узкий профиль деятельности, примером может служить «Межрегиональная общественная организация «Союз пассажиров».

Огромная территория обслуживания требует создания хотя бы нескольких отделений, филиалов с подчиненностью головному обществу.

А также рекомендуем вам ознакомиться с такой организацией, как союз потребителей РФ.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео-запись выступления депутата и политконсультанта одного из регионов России на тему создания региональной общественной организации по защите прав потребителей.

Заключение

Не стоит отчаиваться, если права человека как потребителя нарушены, а выход не находится: всегда есть возможность обратиться за помощью в общественную организацию по защите интересов потребителей.

Успех таких обществ кроется в доскональном знании ЗОЗПП РФ и умении ими пользоваться.

Ваши комментарии на данную тему заинтересуют очень многих людей, поэтому граждан, имеющих любой опыт обращения в общественные организации, независимо от их профиля и вида, просьба откликнуться.

Ждем советов и рекомендаций, впечатлений.

Еще по теме:

  • Развод на воде кисти АКЦИЯ - Экскурсия под развод мостов на 2-палубном теплоходе Расширенный маршрут Лучшая цена 1,5 часовая экскурсия с живым гидом Двухпалубный комфортабельный теплоход Музыкальный теплоход «Ночной Петербург» Маршрут по 6 разводным мостам 2 часа 45 минут живой музыки […]
  • Работа для студентов юристов донецк Донецк за 30 дней За 30 дней За 14 дней За 7 дней За 1 день Рерайтер, контент-менеджер новостей , Сдельная "> 6000 грн * Полная занятость, неполная занятость, удаленная работа, готовы взять студента. Опыт работы от 1 года. Среднее образование. Компании «М-Медиа» требуется […]
  • Как оплачивать ндс налоговому агенту Налоговый агент по НДС Актуально на: 13 ноября 2015 г. Организация или ИП становится налоговым агентом по НДС, если: приобретает у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ, товары (работы, услуги), местом реализации которых признается территория РФ (п. 1,2 ст. 161 […]
  • Размер бланка свидетельства о смерти helpmastertoner Размер Бланка Свидетельства О Рождении Если заполнение бланка осуществляется рукописным способом, то все записи При заполнении свидетельства о рождении не допускается наличие в. Просит внести сведения о ребенке в его паспорт) размером 35 х 45 мм., отметка […]
  • Купить водительские права мурманск Купить права, купить водительское удостоверение, категории A-B-C-D.. #1 DriveMan Пользователи 1 972 сообщений Откуда: Гродно ДЕПОЗИТ: 4000$ Сделок через ГАРАНТА: 42 Здесь вы можете приобрести официальное водительское удостоверение любых категорий. Делаем как […]
  • Срок привлечения по ст 2025 коап рф Скажите, пожалуйста, каков срок привлечения по статье 7.27 коап. 2 ответa на вопрос от юристов 9111.ru Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение мелкого хищения (ст.7.27 КоАП РФ) составляет три месяца со дня совершения правонарушения. КоАП РФ, Статья […]
  • Военный комиссариат в ялуторовске Адреса военных комиссариатов 1. «Военный комиссариат Астраханской области» Военный комиссар Астраханской области Лымарь Юрий Васильевич Адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Калинина, 13 Телефон: 8-(8512)-51-93-00 - дежурный; 8-(8512)-51-38-23 - центр социального обеспечения; […]
  • Часть 1 статьи 2025 коап рф срок давности Статья 4.5 КоАП РФ. Давность привлечения к административной ответственности Новая редакция Ст. 4.5 КоАП РФ 1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - […]