Меню

Статья 153 ЖК РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (действующая редакция)

1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;

7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

3. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 153 ЖК РФ

1. Вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязаны все физические и юридические лица, в собственности или в пользовании которых находятся жилые помещения. Комментируемая статья определяет круг таких лиц.

Порядок определения размера платы устанавливается ст. 156; структура платежей — ст. 154; порядок и сроки внесения платежей — ст. 155 ЖК РФ.

2. Комментируемая статья (ч. 2) определяет момент возникновения обязанностей по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников жилых помещений и пользователей.

Так, для собственников эта обязанность появляется с момента возникновения права собственности на жилое помещение (п. 5), для нанимателей жилых помещений (п. 1 и 3) и арендаторов (п. 2) — с момента заключения соответствующего договора; для членов ЖСК (п. 4) — с момента предоставления им жилого помещения жилищным кооперативом.

3. Плата за жилое помещение для нанимателей жилых помещений включает:

плату за содержание и ремонт жилого помещения, куда входит плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, а также по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 2 ч. 1 ст. 154);

плату за наем (п. 1 ч. 1 ст. 154).

Собственники жилых помещений (в отличие от нанимателей) должны участвовать в расходах не только по текущему, но и по капитальному ремонту общего имущества в доме.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (ч. 8 ст. 156 ЖК РФ).

Что касается аренды жилых помещений, то следует обратиться к нормам гл. 34 ГК РФ. Согласно ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены — в соответствии с назначением имущества. Статья 616 ГК РФ обязывает арендодателя производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды, а также обязывает арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы по содержанию имущества, если иное не установлено законом или договором.

Арендатором жилого помещения может быть лишь юридическое лицо (ст. 671 ГК РФ). Юридическое лицо может использовать арендованное жилье только для проживания граждан. Используя жилое помещение по договору аренды, юридическое лицо сдает его гражданину на условиях найма.

4. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг (ч. 1 ст. 157). При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, предусматривается изменение размера платы за коммунальные услуги (ч. 4 ст. 157).

5. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (см. ч. 11 ст. 155).

Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, уплачивают пеню (ч. 14 ст. 155).

6. Расходы по содержанию незаселенных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (ч. 3).

7. Что касается собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, то они также должны оплачивать содержание общего имущества в доме (ст. 39, п. 5 ст. 138).

Статья 158 ЖК РФ. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме

Новая редакция Ст. 158 ЖК РФ

1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

1.1. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

2. Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.

3. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.

4. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).

Комментарий к Статье 158 ЖК РФ

1. Нормы ст. 158 Кодекса регулируют отношения, связанные с содержанием общего имущества в многоквартирном жилом доме, устанавливают для собственников помещений в многоквартирном доме юридическую обязанность участвовать в расходах по содержанию и ремонту общего имущества дома. Данные нормы направлены на поддержание дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, что отвечает общим интересам собственников помещений.

Нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме обязаны собственники как жилых, так и нежилых помещений .
———————————
См.: письмо Министерства регионального развития РФ от 06.03.2009 N 6177-АД/14 «Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме» // Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2009. N 4.

Часть 1 ст. 158 Кодекса конкретизирует обязанности собственников помещений, установленные в ст. 30 Кодекса, применительно к собственникам помещений в многоквартирном доме и определяет структуру их расходов, устанавливает критерии определения этих расходов, а также форму их оплаты.

Плата за содержание и ремонт жилого помещения собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по:

управлению многоквартирным домом (об управлении многоквартирными домами см. раздел VIII Кодекса и комментарии к статьям данного раздела);

содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (см. ст. ст. 39, 43; о структуре платы за жилое помещение см. ст. 154 Кодекса и комментарий к ней).

Напомним, что собственником помещения в многоквартирном доме может быть российский или иностранный гражданин, лицо без гражданства, юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Такое помещение может принадлежать на праве общей собственности нескольким лицам.

На собственника помещения в многоквартирном доме возлагается бремя по содержанию и ремонту принадлежащего ему помещения и содержанию общего имущества собственников помещений в таком доме, а на собственника комнаты в коммунальной квартире — также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (об общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме, определении долей в праве собственности на такое имущество, общем имуществе собственников комнат в коммунальной квартире и определении долей в праве собственности на такое имущество см. ст. ст. 36, 37, 41, 42 Кодекса и комментарии к ним).

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в коммунальной квартире, бремя которых несет собственник комнаты в данной квартире, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире указанного собственника.

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, порядок определения состава общего имущества регулируют Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.

Согласно п. 28 названных Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:

а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме — в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;

б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами таких организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч. 6 ст. 155 Кодекса.

Министерство регионального развития РФ дает разъяснения по вопросам отнесения имущества к составу общего имущества в многоквартирном доме. Например, в соответствии с п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Согласно разъяснениям Министерства регионального развития РФ, сделанным на основе анализа данного пункта Правил, в состав общего имущества многоквартирного дома входят и обогревающие элементы (радиаторы), находящиеся внутри квартир .
———————————
См.: письмо Министерства регионального развития РФ от 04.09.2007 N 16273-СК/07 «О составе общего имущества в многоквартирном доме» // Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2008. N 5.

2. Часть 2 ст. 158 Кодекса относит к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме принятие решения об оплате расходов на капитальный ремонт данного дома и вводит условия принятия названного решения. Таким образом дополнен открытый перечень вопросов, входящих в компетенцию указанного общего собрания. Согласно ст. 44 Кодекса ремонт общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в таком доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в порядке, установленном ст. ст. 45 — 48 Кодекса.

Согласно ч. 7 ст. 156 Кодекса, в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в таком доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Статья 158 конкретизирует данное правило применительно к оплате расходов на капитальный ремонт и содержит открытый перечень вопросов, связанных с условиями проведения капитального ремонта, которые следует согласовывать с управляющей организацией и учитывать при принятии решений по оплате таких расходов.

В соответствии с п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.

Управляющая организация в сроки и на условиях, указанных в договоре управления, обеспечивает содержание и ремонт жилых домов в соответствии с требованиями к жилым зданиям, установленными техническими регламентами.

Обязательными условиями, которые отражаются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, являются, в частности: перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также порядок внесения такой платы.

Представляется, что на отношения, возникающие в связи с непосредственным управлением многоквартирным домом самими собственниками помещений, действие ч. 2 ст. 158 Кодекса не должно распространяться (формулировка «с учетом предложений управляющей организации» ограничивает применение этой нормы). О непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме см. ст. 164 Кодекса и комментарий к ней.

Перечни видов работ по текущему и капитальному ремонту, в частности работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, содержат Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 .
———————————
РГ. 2003. 23 октября.

В целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

3. Нормы ч. 3 ст. 158 Кодекса конкретизируют общее правило, в соответствии с которым обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги у собственника жилого помещения возникает с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за капитальный ремонт входит составной частью в плату, вносимую собственниками помещений в многоквартирном доме за содержание и ремонт жилого помещения.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. Это правило распространяется и на решение по вопросу об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.

Кодексом установлены условия, при наличии которых собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение общего собрания собственников помещений в таком доме. Право на обжалование возникает, если:

решение принято общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований Кодекса;

собственник не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения;

таким решением нарушены права и законные интересы этого собственника.

О возникновении права собственности на жилое помещение см. ч. 2 ст. 153, ст. 143 Кодекса и комментарии к указанным статьям.

Установлено правило о правопреемстве в обязательстве по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома. Новый собственник при переходе к нему права собственности на помещение обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе на капитальный ремонт, соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

Данное положение логически следует из правового режима, установленного Кодексом для жилых помещений и долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирных домах при переходе права собственности на помещения в таких домах. При этом уместно напомнить, что доля в праве общей собственности на общее имущество собственника помещения в многоквартирном доме следует судьбе права собственности на указанное помещение; доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире следует судьбе права собственности на указанную комнату.

При приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в таком доме.

При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения. Условия договора, которыми переход права собственности на помещение в многоквартирном доме не сопровождается переходом доли в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, являются ничтожными.

4. Решение вопроса об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, порядок проведения которого регламентируется ст. ст. 45 — 48 Кодекса.

Так же, как и ч. 3 ст. 156 (применительно к выбору способа управления многоквартирным домом), ч. 4 ст. 158 Кодекса относит к компетенции органов местного самоуправления, органов государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае, если решение по данному вопросу не принято собственниками помещений.

В соответствии с п. 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Открытый перечень вопросов, относящихся к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, приводится в ст. 14 Кодекса.

Другой комментарий к Ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Часть 1 комментируемой статьи основана (прежде всего) на положениях ст. 210 ГК РФ (см. также ч. 3 ст. 30 ЖК РФ), согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, т.е. содержит свое помещение.

Обязанность собственника жилого помещения нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме установлена ст. 39 ЖК РФ. Эти расходы определяются соразмерно его доле в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (см. ст. 37 ЖК РФ).

2. Для собственника помещения в многоквартирном доме плата за содержание и ремонт жилья включает оплату услуг и работ: по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в таком доме (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).

Расходы на капитальный ремонт определяются с учетом предложений управляющей организации о необходимом объеме работ, сроке начала капитального ремонта, стоимости предстоящих затрат, а также иных предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Решение об оплате таких расходов принимает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Расходы собственника жилого помещения на капитальный ремонт общего имущества дома входят в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Иными словами, они не могут взиматься с собственников помещений сверх этой платы, которую они вносят ежемесячно.

3. Оплачивать расходы на капитальный ремонт многоквартирного дома обязаны собственники всех помещений в этом доме с момента возникновения права собственности. При переходе права собственности к новому лицу переходит и обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт (ч. 3 ст. 158).

Статья 156. Размер платы за жилое помещение

1. Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

2. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения.

3. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

4. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.

5. Установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда иным категориям граждан в соответствии с частью 3 статьи 49 настоящего Кодекса, могут быть установлены другие (по сравнению с предусмотренными частью 4 настоящей статьи и настоящей частью) условия определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

6. Порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.

7. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 — 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

8. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

8.1. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

8.2. Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

9. Граждане, признанные в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

9.1. Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9.2. Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

10. Изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 156 ЖК РФ

1. Комментируемая статья регулирует определение размера двух составляющих платы за жилое помещение, установленных ст. 154 ЖК РФ, — платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за пользование жилым помещением (платы за наем). В статье содержатся требования к установлению размеров платежей, входящих в структуру платы за жилое помещение, в зависимости от категорий вносящих их граждан и способа управления многоквартирным домом, а также указывается, кем устанавливаются размеры таких платежей.

2. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает правило, согласно которому размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен обеспечивать соответствие состояния многоквартирного дома обязательным требованиям законодательства к содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Указанное положение не зависит от реализуемого способа управления многоквартирным домом и не содержит конкретного перечня требований к состоянию такого имущества, а отсылает к предписаниям действующего законодательства. Требования законодательства к содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме содержатся в ч. ч. 2.2 и 2.3 ст. 161 ЖК РФ (см. комментарий к указанным частям).

3. Установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах относится к исключительной компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений (п. 2 ст. 12 ЖК). Такие требования устанавливаются законодательством о техническом регулировании (в частности, Федеральными законами от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений») и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 39 ЖК). В п. 10 Правил содержания общего имущества, в частности, указывается на необходимость соответствия общего имущества в многоквартирном доме требованиям законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании и защите прав потребителей. Этот перечень является открытым и дополняется иными обязательными требованиями, устанавливаемыми на федеральном уровне (ст. ст. 2, 4, 12 — 14, 17 ЖК).

4. Часть 2 комментируемой статьи посвящена установлению требований к площади жилых помещений для определения размера платы за жилое помещение нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения. При пользовании гражданами отдельными комнатами в общежитиях плата за жилое помещение определяется исходя из площади этих комнат (жилой площади).

5. Использование в ЖК РФ понятия общей площади жилого помещения является новым по сравнению с ЖК РСФСР, в котором использовалось лишь понятие жилой площади. Порядок определения общей площади жилого помещения устанавливается ч. 5 ст. 15 ЖК РФ. Следует подчеркнуть, что оплачиваемые исходя из общей площади жилого помещения (или площади комнат в общежитии) работы и услуги физически не привязаны к этой площади и в части содержания и ремонта жилого помещения направлены на содержание и ремонт только общего имущества в многоквартирном доме (см. комментарий к ст. 154 ЖК).

6. Часть 2 комментируемой статьи касается только определения размера платы за жилое помещение нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. На собственников помещений в многоквартирном доме она не распространяется, поскольку для них ст. ст. 37 и 39 ЖК РФ устанавливают порядок определения платы как доли от общих расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Но органы местного самоуправления нередко неправомерно устанавливают для собственников помещений плату за жилое помещение в том же размере, что и для нанимателей.

7. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан содержать принадлежащее ему помещение, а также общее имущество в соответствующем многоквартирном доме. Если указанное жилое помещение является комнатой в коммунальной квартире, собственник несет также бремя содержания общего имущества в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (ч. 3 ст. 30, ст. ст. 39, 43, ч. 1 ст. 158 ЖК). Необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 43 ЖК РФ собственники комнат в коммунальной квартире в многоквартирных домах, принадлежавших ранее государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, обязаны содержать такое общее имущество в коммунальной квартире, как общие туалеты, кухни, душевые, коридоры. Такие помещения в состав общего имущества в многоквартирном доме не входят.

8. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых и нежилых помещений устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или органами управления товарищества собственников жилья (ч. ч. 7 и 8 комментируемой статьи) и в общем случае не подлежит регулированию.

9. Часть 3 комментируемой статьи содержит исключение из правила, согласно которому размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом, должен устанавливаться органом местного самоуправления, а в городах Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Комментируемая норма устанавливает, в каком случае органы местного самоуправления и органы государственной власти могут регулировать для собственников помещений в многоквартирном доме размер платы за жилое помещение. В соответствии с ч. 4 ст. 39 ЖК РФ регулирование порядка установления органами публичной власти такой платы осуществляется п. п. 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491. Такое регулирование возможно только в двух случаях. Во-первых, по результатам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. При этом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен соответствовать качеству работ и оказываемых услуг, выполняемых управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 161 ЖК РФ, и подлежит отражению в заключаемых собственниками помещений договорах управления. Ранее практикуемое установление одинаковых регулируемых цен на содержание и ремонт жилых помещений сразу для большой группы или для всех многоквартирных домов в поселении будет противоречить ч. 3 комментируемой статьи, ч. 4 ст. 158 и ч. ч. 2 и 3 ст. 162 ЖК РФ. Второй возможный случай установления размера платы за жилое помещение органами публичной власти предусмотрен ч. 4 ст. 158 комментируемого Кодекса, если собственники помещений в многоквартирном доме на своем общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (см. комментарий к указанной статье). Иные случаи регулирования органами местного самоуправления платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, кроме указанных в соответствии с ч. 4 ст. 39 Кодекса двух случаев, в п. п. 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме не предусмотрены. В частности, в случае, если управляющая организация выбрана на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, то неустановление порядка определения размера платы за жилое помещение в договоре управления многоквартирным домом влечет ничтожность такого договора (ст. ст. 166 — 168, п. 1 ст. 432 ГК; ч. 3 ст. 162 ЖК).

10. При применении ч. 3 комментируемой статьи необходимо иметь в виду, что указанные в данной норме условия установления размера платы за жилое помещение для собственников совпадают с условиями проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в случае, указанном в ч. 4 ст. 161 ЖК РФ и ст. 18 Вводного закона. Конкурсы проводятся в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. N 75. При этом в п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме указывается, что в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в городах Москве и Санкт-Петербурге — органами государственной власти этих субъектов Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления. При этом цена договора управления должна определяться за весь период действия договора как совокупность стоимости услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с учетом указанного в конкурсной документации размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и стоимости потребляемых коммунальных услуг. Установление в этом случае недифференцированного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения без привязки к перечню услуг и работ, содержащемуся в проекте договора управления выставленным на конкурс многоквартирным домом, будет нарушением законодательства.

11. Органы местного самоуправления или органы государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга могут устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей по договорам найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда как для групп многоквартирных домов, так и отдельно для каждого многоквартирного дома, в котором есть такие жилые помещения. При этом органы местного самоуправления устанавливают плату за пользование жилым помещением (плату за наем), плату за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений не только муниципального, но и государственного жилищного фонда.

Размер платы за содержание жилого помещения по договору найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищных фондах в общем случае может не совпадать с размером платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленным для собственника этого жилого помещения в многоквартирном доме (см. комментарий к ч. 4 ст. 155 ЖК). При этом следует учитывать, что размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемых для предоставления гражданам субсидий (ст. 159 ЖК), устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации исходя из цен на содержание и ремонт жилого помещения, используемых для расчета платы для нанимателей по договорам социального найма. При установлении заниженных цен для нанимателей (ниже размера, обеспечивающего содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованием законодательства) соответственно будут рассчитаны стандарты, применение которых для расчета размера субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в свою очередь, приведет к предоставлению субсидий меньшего размера, нежели размеры субсидий, рассчитанные с применением размера платы, которую должны вносить собственники помещений.

12. В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» размер платы за жилое помещение для собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда не ограничивается предельными индексами. Это связано с тем, что решения об установлении платы за жилое помещение принимаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или органами управления товарищества собственников жилья или кооператива. Такая плата не является регулируемой. Исключение составляют случаи, указанные в п. п. 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (см. комментарий к ст. 155 ЖК).

13. Части 4, 5 и 9 комментируемой статьи содержат требования к определению размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах по договору социального найма или договору найма. В иных случаях, например при найме жилого помещения в частном жилищном фонде, размер платы за наем регулируется не ЖК РФ, а нормами гл. 35 ГК РФ.

Федеральными законами, законами субъектов Федерации (ч. ч. 3 и 4 ст. 49 ЖК), устанавливающими порядок предоставления жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов иным гражданам, нежели указанные в ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, могут быть предусмотрены другие условия определения размера платы за наем, отличные от условий, указанных в ч. 4 комментируемой статьи.

14. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда должен устанавливаться в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома. Чем выше качество и уровень благоустройства жилого помещения, чем лучше месторасположение дома и потребительские качества проживания, тем выше может устанавливаться наймодателем размер платы за наем.

15. Качество жилого помещения характеризуют этаж, материал стен дома и его износ, степень благоустройства придомовой территории.

16. Под благоустроенностью жилого помещения в широком смысле целесообразно понимать наличие в жилом помещении или в непосредственной близости от дома инженерных систем для пользования коммунальными услугами, наличие лифта, мусоропровода.

17. Под месторасположением дома необходимо понимать удаленность от центра населенного пункта, транспортную доступность, количество в месте расположения дома объектов социальной инфраструктуры и другие подобные признаки.

18. Значительная часть нанимателей жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах (малоимущие граждане, проживающие по договору социального найма) от внесения платы за наем освобождены (ч. 9 комментируемой статьи).

Собственники соответствующего жилищного фонда вправе освободить от внесения платы за наем также ряд других категорий граждан (ч. 5 комментируемой статьи). Отнесение граждан к категории малоимущих должно осуществляться в соответствии с положениями гл. 7 ЖК РФ.

19. К числу граждан, которые должны вносить плату за наем по договорам социального найма и найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах, относятся граждане:

— не являющиеся малоимущими и проживавшие в жилых помещениях государственного или муниципального жилищного фонда до введения в действие ЖК РФ;

— являвшиеся малоимущими на момент предоставления им жилого помещения по договору социального найма, однако впоследствии переставшие относиться к категории малоимущих;

— признанные нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договору социального найма в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации (ч. ч. 3 и 4 ст. 49 ЖК) — в случае установления соответствующих норм федеральными законами, законами субъектов Федерации (см. также п. 13 комментария к настоящей статье);

— проживающие в домах специализированного жилищного фонда (с учетом возможных исключений в соответствии с положениями ч. 6 настоящей статьи).

20. Установление платы за наем для нанимателя, который ранее такую плату не вносил, само по себе не приводит к возникновению права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг либо к увеличению размера такой субсидии, если наниматель получал ее ранее (ч. 5 комментируемой статьи).

В соответствии с ч. 6 ст. 159 ЖК РФ размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения, но не платы за пользование жилым помещением (платы за наем), которая в соответствии с ч. 6 ст. 159 ЖК РФ не субсидируется. Поэтому норму ч. 5 комментируемой статьи следует толковать как общее указание на необходимость учета доступности для нанимателя размера всех платежей, составляющих плату за жилое помещение и коммунальные услуги, при установлении размера платы за наем.

21. Часть 6 комментируемой статьи содержит бланкетную норму, предоставляющую собственникам жилых помещений домов системы социального обслуживания, собственникам общежитий, а также собственникам жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, право устанавливать порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в таких жилых помещениях.

22. В отношении определения размера платы за жилое помещение в общежитиях положение ч. 6 комментируемой статьи применяется при проживании в одной комнате в общежитии нескольких граждан, являющихся самостоятельными нанимателями. При проживании в одной комнате в общежитии одного нанимателя или нанимателя и членов его семьи действует общий порядок определения размера платы за жилое помещение в общежитиях. Указанные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду, входящему в состав государственного и муниципального жилищных фондов (ч. 3 ст. 19, ст. 92 ЖК). В связи с этим собственниками такого жилищного фонда могут являться Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. От имени собственников указанного жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Федерации и муниципальных образований, и по их специальному поручению могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3 ст. 125 ГК).

23. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает правило определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, на общем собрании собственников помещений в таком доме. Это правило распространяется как на случаи управления многоквартирным домом управляющей организацией, так и на случаи непосредственного управления домом собственниками помещений. Согласно указанной норме прекращается прежняя практика установления органами местного самоуправления (в городах Москве и Санкт-Петербурге — органами государственной власти субъектов Федерации) для собственников помещений размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме (см. комментарий к ч. 3 настоящей статьи). Такое положение обусловлено наличием права собственников выбирать способ управления многоквартирным домом и согласовывать между собой и с управляющей или подрядной организацией необходимый перечень, объемы и качество работ и услуг по содержанию и ремонту их многоквартирного дома (ст. ст. 161, 162 и 164 ЖК при условии соблюдения требований ч. 1 ст. 156 Кодекса).

Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме установлен в ст. ст. 45 — 48 ЖК РФ.

24. Часть 7 комментируемой статьи содержит указание на то, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Такое положение корреспондирует с положениями ст. 162 ЖК РФ. Согласно указанной статье (п. 3 ч. 3) порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения является существенным условием договора управления. Долгосрочный договор управления многоквартирным домом (на несколько лет) может предусматривать индексацию платы за жилое помещение. Такая индексация тождественна изменению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и может производиться не чаще чем один раз в год.

25. Часть 8 комментируемой статьи определяет порядок установления размера обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Согласно данной норме размер обязательных платежей и (или) взносов членов указанных некоммерческих организаций, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.

26. Перечень органов управления товарищества собственников жилья указан в ст. 144 ЖК РФ, органов управления жилищного кооператива — в ст. 116 ЖК РФ, а органов управления жилищного накопительного кооператива (иного специализированного потребительского кооператива) — в ст. 33 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах». Решения об установлении размера обязательных платежей и (или) взносов принимаются органами управления в пределах их компетенции. Так, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества относится к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья (п. 4 ч. 2 ст. 145 ЖК).

Товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (п. 3 ч. 1 ст. 137 ЖК). Размеры таких платежей и взносов могут указываться в договорах о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, которые товарищество обязано заключать с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества (п. 2 ст. 138 ЖК).

27. Конкретная процедура определения размера обязательных платежей и взносов устанавливается в соответствии с уставом товарищества собственников жилья, или уставом жилищного кооператива, или уставом иного специализированного потребительского кооператива. При этом ревизионные комиссии (ревизоры) жилищного кооператива и товарищества собственников жилья обязаны представлять общему собранию членов указанных некоммерческих организаций заключение о размерах обязательных платежей и взносов (п. 2 ч. 3 ст. 120, п. 2 ч. 3 ст. 150 ЖК).

28. Часть 10 комментируемой статьи предусматривает последствия ненадлежащего исполнения обязательств по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. В качестве нарушений указанная норма расценивает оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Такие условия обязательств и требования к их исполнению устанавливаются федеральными законами и иными правовыми актами (в частности, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, определяемыми Правительством РФ), а также договорами. В случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения подлежат изменению. Порядок снижения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается Правительством РФ. Такой Порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491.

Еще по теме:

  • 1 ст 256 гпк рф Статья 256. Срок обращения с заявлением в суд Утратила силу с 15 сентября 2015 года. - Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ. 1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. 2. Пропуск […]
  • Заявление об отмене заочного решения суда госпошлина Заявление об отмене заочного решения Предлагаем образец заявления об отмене заочного решения по гражданскому делу, составленный в соответствии с требованиями статьи 238 ГПК РФ. В течение 3 дней суд обязан направить копию заочного решения ответчику, у которого есть срок 7 дней для подачи […]
  • Процедура государственной регистрации ип Процедура государственной регистрации ип (Для иностранных и несовершеннолетних граждан понадобятся дополнительные документы.) Процедура регистрации: Выбор видов деятельности по ОКВЭД. Заполнение формы 21001*, квитанции на гос.пошлину и по желанию заявления о применении УСН по […]
  • Процесс выписки из муниципальной квартиры Сколько занимает времени выписка из квартиры при продаже и прописка в нее? Какие штрафы предусмотрены за нарушение сроков? При продаже жилой собственности возникает необходимость выписаться из квартиры и прописаться в другом месте. Сведения, указанные в данной статье помогут сделать это […]
  • Как получить права категории в если есть права на трактор Права на трактор: категории и условия получения Умение управлять самоходной машиной — крайне полезный навык, необходимый для проведения сельскохозяйственных работ и осуществления многих других видов деятельности. Однако, чтобы иметь возможность применять самодвижущиеся механизмы, следует […]
  • Относимость доказательства по уголовному делу Предмет и пределы доказывания по уголовному делу Предмет и пределы доказывания по уголовному делу. Понятие доказательства, его свойства. Виды доказательств (ч.2 ст.74 УПК РФ). Предмет доказывания — это обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу. Согласно ст. 73 УПК в ходе […]
  • Деньги в долг под расписку в мелеузе Дам деньги в долг в Санкт-Петербурге частное лицо Оформляем кредит через один,свой банк. Работаем с любой кредитной историей. Работаем с испорченной кредитной историей, просрочками, стоп листами и т.п. Проводим заявку без прохождения кредитного скоринга. Поэтому гарантируем результат. […]
  • Ст 380 аванс Ст 380 аванс Оставьте номер вашего телефона, и с вами обязательно свяжутся! § 7. Задаток Статья 380. Понятие задатка. Форма соглашения о задатке 1. Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей […]